Файл: Зуева Татьяна Валерьевна Формирование элементов латерального мышления учащихся при изучении темы Пейзажноэстетический потенциал культурного ландшафта в рамках вариативного компонента учебного плана магистерская диссертация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

68 образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ сост. Е.С. Савинов, 2011; Сборник нормативных документов.
География/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев, 2008)
Раздел
программы
Соответствующий раздел
предметной темы
Темы курса
Компетенции
ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛИ (VI-VII класс)
105 часов
Природа Земли
и человек (30 часов)

Понятие «культурный ландшафт»

Культурный ландшафт и
ООПТ

Свойства культурного ландшафта

Факторы культурно- ландшафтной дифференциации территории
Рельеф Земли. Особенности жизни и
деятельности человека в горах и на
равнинах*. Образование и развитие оврагов.
Деятельность человека, преобразующая рельеф.
Минеральные ресурсы литосферы. Меры по сохранению и рациональному использованию ресурсов литосферы. Природные памятники
литосферы.
Источники пресной воды на
Земле.
Природные памятники гидросферы.
Биосфера
Земли.
Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды.
Сохранение человеком растительного и животного мира
Земли.
Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду.
Способы определения качества окружающей среды, меры по ее сохранению и улучшению.
Географическая оболочка
Земли.
Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.
Географическая оболочка
Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними.

уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

уметь проводить наблюдения за
объектами литосферы, описывать на
местности и по карте**;

знать и понимать географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь проводить наблюдения за
растительным и животным миром
для определения качества окружающей
среды. Описывать растительный и
животного мир на местности и по
карте;

уметь применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической


69
Географическая оболочка как окружающая человека среда. деятельности и повседневной жизни для наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

уметь составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления.
Материки,
океаны,
народы и
страны (55 часов)

Факторы культурно- ландшафтной дифференциации территории

Индустриальный ландшафт

Ландшафт полей сражений

Монастырский ландшафт

Культурный ландшафт и
ООПТ

Методика оценки эстетики культурных ландшафтов

Культурно-ландшафтное районирование
Зональное и азональное распространение растительного и животного мира на материках и в океане. Антропогенные изменения природных ландшафтов. Лесные ресурсы. Взаимосвязи компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах и районах материков. Основные объекты природного наследия человечества.
Население Земли. Культура материальная и духовная, их взаимосвязи.
Влияние окружающей природной среды на формирование типов жилища, одежду, питание, религиозные верования, фольклор, традиции и обычаи, семейный уклад, занятия; взаимопроникновение культурных традиций разных народов. Элементы материальной и духовной культуры как результат

знать и понимать географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

знать правила поведения человека
в окружающей среде. Применять
географические знанийя для выявления
геоэкологических
проблем
на
местности
и
по
карте,
путей
сохранения и улучшения качества
окружающей среды;

уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

знать и понимать географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли;

70 жизнедеятельности человека, его адаптации к окружающей среде.
Материки и страны. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества.
Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. Крупнейшие города как центры культурного наследия человечества.
Природно-хозяйственные регионы. Влияние природно-исторических условий на формирование хозяйственной специализации различных территорий.
Географические различия в хозяйственном освоении материков и регионов. Главные природно- хозяйственные регионы материков. Основные
объекты природного и культурного наследия
человечества. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

уметь приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

уметь находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ (VIII-IX класс)
140 часов
Природа
России (30 часов)

Русский усадебный ландшафт

Русский средневековый ландшафт

Индустриальный ландшафт

Ландшафт полей сражений

Монастырский ландшафт

Эволюция культурных ландшафтов в современной
Природные условия и ресурсы России.
Понятия природных условий и ресурсов.
Природный и экологический потенциал
России.
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Особенности распространения крупных форм рельефа. Изменение рельефа человеком.
Изучение закономерностей

знать и понимать специфику географического положения и административно-территориального устройства
Российской
Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-


71 географии

Культурный ландшафт и
ООПТ

Физико-географическое характеристика и районирование территории

Рекреационные ресурсы и особо охраняемые природные территории

Методика оценки эстетики ландшафтов формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Растительный и животный мир.
Биологические ресурсы. Биологические ресурсы, их рациональное использование.
Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Природно-хозяйственное районирование.
Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.
Заповедники. Высотная поясность. Особо
охраняемые природные территории.
Памятники всемирного природного наследия. хозяйственных зон и районов;

уметь составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
Население
России
(10 часов)

Понятие «культурный ландшафт»

Культурный ландшафт и
ООПТ

Факторы культурно- ландшафтной дифференциации территории

Русский усадебный ландшафт

Монастырский ландшафт

Индустриальный ландшафт

Рекреационные ресурсы и особо охраняемые природные территории в рамках темы
«Культурный ландшафт»
Особенности расселения населения
России.Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально- экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.

знать и понимать географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

уметь приводить примеры: адаптации человека к условиям окружающей среды.

72
1   2   3   4   5   6

Хозяйство
России (30 часов)

Русский усадебный ландшафт

Русский средневековый ландшафт

Эволюция культурных ландшафтов в современной географии

Культурный ландшафт и
ООПТ

Культурно-ландшафтное районирование

Административно- территориальное деление
Дмитровского района
Сельское хозяйство. Сельскохозяйственные угодья, их структура.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК).
Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.
Машиностроение.Машиностроение и охрана окружающей среды.
Металлургия.
Металлургия и охрана окружающей среды.
Химическая промышленность. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность.Лесная промышленность и охрана окружающей среды.
География социальной сферы.Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства.
География рекреационного хозяйства в
России.

знать и понимать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях;

уметь приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
Регионы
России (42 часов)

Русский усадебный ландшафт

Русский средневековый ландшафт

Индустриальный ландшафт

Ландшафт полей сражений

Монастырский ландшафт

Культурный ландшафт и
ООПТ

Рекреационные ресурсы и особо охраняемые природные
Районирование России. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико- географическое, экономическое, историко- географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.). Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона
Севера, их особенности и проблемы.

знать и понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

определять влияния особенностей
природы на жизнь и хозяйственную
деятельность людей. Оценивать

73 территории в рамках темы
«Культурный ландшафт»
экологические ситуации в разных
регионах России.
Россия в
современном
мире (4 часа)

Эволюция культурных ландшафтов в современной географии

Оценка пейзажно- эстетического потенциала одного из участков
Дмитровского района

Методика оценки эстетики ландшафтов

Индустриальный ландшафт

Русский средневековый ландшафт

Ландшафт полей сражений

Свойства культурного ландшафта
Объекты мирового природного и культурного
наследия в России.

уметь
проводить
оценку
природных ресурсов и ихиспользование;
проводить наблюдение за природными
компонентами,
географическими
объектами, процессами и явлениями
своей местности, их описание;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению, для проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
География
своей
республики
(края, области)

Русский усадебный ландшафт

Русский средневековый ландшафт

Индустриальный ландшафт

Ландшафт полей сражений

Монастырский ландшафт

Культурный ландшафт и
ООПТ

Рекреационные ресурсы и особо охраняемые природные территории в рамках темы
«Культурный ландшафт»

Факторы культурно- ландшафтной дифференциации территории
Определение особенностейгеографического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования.
Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов.
Достопримечательности. Топонимика.


74
* Курсивом в тексте таблицы выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
** Полужирным курсивом в тексте таблицы выделен опыт практической деятельности.
Таблица 9.
Соотношение материалов предметной темы с разделами школьной учебной программы по географии и комплексом формируемых элементов латерального мышления учащихся в школьном курсе географии на основе Базисного учебного
плана программы основного общего образования по географии
(составлено автором по данным Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ сост. Е.С. Савинов, 2011; Сборник нормативных документов.
География/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев, 2008)
Раздел
программы
Соответствующий раздел
предметной темы
Темы курса
Компетенции
ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛИ (VI-VII класс)
105 часов
Природа Земли
и человек (30 часов)

Понятие «культурный ландшафт»

Культурный ландшафт и
ООПТ

Свойства культурного ландшафта

Факторы культурно- ландшафтной дифференциации территории
Рельеф Земли. Особенности жизни и
деятельности человека в горах и на
равнинах*. Образование и развитие оврагов.
Деятельность человека, преобразующая рельеф.
Минеральные ресурсы литосферы. Меры по сохранению и рациональному использованию ресурсов литосферы. Природные памятники
литосферы.
Источники пресной воды на
Земле.
Природные памятники гидросферы.
Биосфера
Земли.
Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды.
Сохранение человеком растительного и животного мира
Земли.
Влияние

уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

уметь проводить наблюдения за
объектами литосферы, описывать на
местности и по карте**;

знать и понимать географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь проводить наблюдения за
растительным и животным миром
для определения качества окружающей
среды. Описывать растительный и
животного мир на местности и по
карте;