ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1109
Скачиваний: 34
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
107
товкой материалов гражданских или уголовных дел к рассмотрению в судебных заседаниях (к примеру, о заключении под стражу лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, продлении срока такого заключения, производстве обыска в жилом помещении, наложении ареста на имущество и т.д.).
Районный суд создается федеральным законом в судебном районе, — на территорию одного района в городе, города или иной соответствую- щей им административно-территориальной единицы субъекта РФ.
Районные суды уполномочены также выполнять функцию суда вто-
рой (апелляционной) инстанции в тех случаях, когда они осуществляют контроль за законностью и обоснованностью приговоров и решений
мировых судей.
Отнесенные к подсудности районного суда гражданские и уголов- ные дела рассматриваются судьей единолично.
Приговоры и иные решения этих судов, как и всех других судов, являются обязательными к исполнению повсеместно на территории РФ всеми государственными и негосударственными учреждениями и орга- низациями, должностными лицами и гражданами.
Верховные суды субъектов Федерации
1
. Верховные суды субъек- тов федерации являются средним звеном судов общей юрисдикции, действующими в пределах территории соответствующего субъекта РФ.
На них возложены функции одновременно нескольких судебных инстанций.
В качестве первой инстанции они рассматривают уголовные дела преимущественно о наиболее опасных преступлениях, за которые воз- можно применение самых строгих мер наказания (лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненное лишение свободы, смертная казнь), а также некоторых других. Из числа гражданских дел суды этого уровня разрешают по существу ограниченный круг дел, отличающихся, как правило, повышенной сложностью и ответственностью принимаемых решений.
Значительный объем работы судов такого рода — разбирательство дел по второй (апелляционной) инстанции. Его суть заключается в про- верке законности и обоснованности приговоров и иных решений рай- онных судов, не вступивших в законную силу, и в принятии мер с целью исправления обнаруженных следственных и судебных ошибок.
В качестве третьей (кассационной) инстанции областные суды рас- сматривают кассационные жалобы на апелляционные определения своих судебных коллегий.
Только судьями судебной коллегии по уголовным делам областного суда могут рассматриваться дела с участием присяжных заседателей.
Военные суды. Военные суды образуют особую ветвь в подсистеме судов общей юрисдикции, звеньями которой является гарнизонные
1
То есть республик в составе РФ, краевые, областные суды, суды городов федераль- ного значения, суд автономной области и суды автономных округов.
108
военные суды (основное звено), окружные (флотские) военные суды военных округов (флотов) и Военная коллегия Верховного Суда РФ.
Специфика этих судов заключается в том, что они осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба, обладая полной независимостью при отправлении правосудия от органов исполнительной власти, в том числе военного командования. Им подведомственны уголовные дела о преступлениях и административных правонарушениях, совершенных. Как правило, военнослужащими, а также дела по некоторым гражданско-право- вым спорам, затрагивающим интересы военнослужащих или военных структур. Несмотря на создание военных судов в местах дислокации воинских частей, какое-либо вмешательство в их деятельность со сто- роны военного командования является недопустимым.
Военная коллегия Верховного Суда РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флот- ским) военным судам. К полномочиям Военной коллегии как высшего военного суда отнесены дела об оспаривании нормативных и ненор- мативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, Мини- стерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной вла- сти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослу- жащих, граждан, проходящих военные сборы. Также в пределах своих полномочий Военная коллегия рассматривает апелляционные и кас- сационные жалобы на решения военных судов. В то же время, как и для иных судов общей юрисдикции, высшей инстанцией по делам, рассматриваемым военными судами, является Президиум Верховного
Суда РФ.
Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским, уголов- ным, административным и иным делам.
Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом про- цессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды, а также арбитражных судов. Верховный Суд РФ также дает разъ- яснения по вопросам судебной практики.
Верховный Суд РФ действует в качестве трех судебных инстанций:
первой (рассматривает по существу гражданские и уголовные дела) и второй (кассационной) инстанции, а также инстанции, проверяю-
щей приговоры и иные судебные решения, вступившие в законную силу в порядке надзора либо ввиду новых или вновь открывшихся обстоя- тельств.
По первой инстанции Верховный Суд РФ рассматривает уголовные дела о преступлениях, совершенных членами Совета Федерации, депу-
109
татами Государственной Думы или судьями в случае заявления этими лицами ходатайства о том, чтобы их дело рассмотрел данный Суд.
Из числа гражданских дел по первой инстанции ему подсудны дела:
— об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненор- мативных правовых актов Правительства РФ;
— об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ и нормативных право- вых актов иных федеральных органов государственной власти, затраги- вающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;
— об оспаривании постановлений о приостановлении или прекра- щении полномочий судей либо о прекращении их отставки;
— о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объедине- ний, о ликвидации централизованных религиозных организаций, име- ющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов РФ;
— об обжаловании решений (уклонения от принятия решений)
Центральной избирательной комиссии РФ, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума;
— по разрешению споров между федеральными органами государ- ственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции.
В качестве кассационной (второй) инстанции Верховный Суд РФ призван проверять законность и обоснованность не вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений судов общей юрисдикции среднего звена. Осуществляемая им проверка законности, обоснованности и справедливости вступивших в законную силу приго- воров и иных судебных решений распространяется на все суды общей юрисдикции.
Важное полномочие Верховного Суда РФ — дача разъяснений по вопросам судебной практики. Такие разъяснения оформляются в виде постановлений Пленума Верховного Суда РФ и обязательны не только для судов общей юрисдикции и арбитражных судов, но и для других органов и их должностных лиц, применяющих закон, по кото- рому дано разъяснения.
Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициа- тивы и право обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросам про- верки конституционности федеральных законов и иных нормативных актов и др.
Основные его структурные подразделения, выполняющие судебные функции, Пленум, Президиум, Кассационная коллегия, судебные кол- легии (Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по административным делам,
110
Судебная коллегия по делам военнослужащих, Судебная коллегия по экономическим спорам).
§ 5. Арбитражные суды
Арбитражные суды образуют третью из подсистем (блоков) феде- ральных судов. К ним относятся:
— федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассаци- онные суды);
— арбитражные апелляционные суды;
— арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, обла- стях, городах федерального значения, автономной области, автоном- ных округах (арбитражные суды субъектов РФ);
— специализированные арбитражные суды.
Основы организации арбитражных судов и их полномочий закре- плены в Федеральных конституционных законах от 31 декабря 1996 г.
№ 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», от 28 апреля
1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах Российской Федерации» и Федеральном законе от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», а также Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации от 24 июля 2002 г. (далее — АПК).
К ведению арбитражных судов отнесены, как правило, дела по возни- кающим между организациями и гражданами, занимающимися пред- принимательской деятельностью, экономическим спорам, связанным с гражданскими, административными и иными правоотношениями.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, участниками споров, подведомственных арбитражным судам, могут стать Россий- ской Федерации, субъект РФ, муниципальное образование, государ- ственный орган, орган местного управления, иной орган, должностное лицо, образование, не имеющее статуса юридического лица, и гражда- нин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя. По сво- ему содержанию споры эти могут касаться заключения, неисполнения или ненадлежащего исполнения экономических договоров, незакон- ного завладения имуществом, требования о защите деловой репутации и т.д., а также банкротства юридического лица, являющегося коммер- ческой организацией (за исключением казенных предприятий), неком- мерческой организацией, действующей в форме потребительского коо- ператива, благотворительного или иного фонда, и др.
Арбитражные суды первой инстанции. Основным звеном арби- тражных судов является арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, и автономных округов.
В соответствии со ст. 34 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской
Федерации» на территории нескольких субъектов РФ судебную власть
111
может осуществлять один арбитражный суд. В то же время судеб- ную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять несколько арбитражных судов.
В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдельных местах, а также с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными судами субъектов РФ в отдельных местностях в составе арбитражных судов субъектов РФ, могут быть образованны постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребы- вания этих судов.
Основные судебные функции арбитражных судов субъектов РФ сле- дующие:
— рассмотрение в первой инстанции всех дел, подведомственных арбитражным судам, за исключением тех, которые отнесены к компе- тенции Верховного Суда РФ. Практически на их долю приходится раз- бирательство по первой инстанции подавляющего большинства (почти
99%) дел, подведомственных в целом всем арбитражным судам;
— пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых ими и вступивших в законную силу судебных актов.
На них возложены и некоторые другие полномочия, в частности: обращение в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке консти- туционности законов, примененных ими или подлежащих применению в рассматриваемых делах; изучение и обобщение судебной практики; подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нор- мативных правовых актов; анализ судебной статистики.
Арбитражные апелляционные суды. Арбитражный апелляцион- ный суд является вторым уровнем сложившейся системы арбитраж- ных судов и вышестоящим по отношению к арбитражному суду субъ- екта РФ.
В каждом арбитражном судебном округе создается два арбитражных апелляционных суда, кроме Центрального судебного округа, в нем три арбитражных апелляционного суда, соответственно их всего 21.
Как следует из названия суда, арбитражные апелляционные суды проверяют в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъ- ектов РФ в первой инстанции. В то же время эти суды не могут рассма- тривать дела по первой инстанции или проверять решения нижестоя- щего суда в кассационном порядке.
Арбитражный кассационные суды (федеральные арбитражные
суды округов). На третьем уровне системы арбитражных судов, упол- номоченных на осуществление проверки в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции, и решений апелляционной инстанции, находится федеральный арбитражный суд округа. Всего в России создано и дей- ствуют 10 таких судов — по одному на каждый федеральный арбитраж- ный судебный округ.
112
Помимо этого, данные суды рассматривают в качестве первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судеб- ных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.
Суд по интеллектуальным правам. Особое место в системе арби- тражных судов занимает Суд по интеллектуальным правам. Он явля- ется специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции в качестве суда первой и кассационной инстанций дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав. В его состояв входят судебные составы и Президиум.
Этот арбитражный суд осуществляет правосудие путем рассмотре- ния и разрешения споров, связанных с предоставлением, ограниче- нием и прекращением правовой охраны изобретений, полезных моде- лей и промышленных образцов, селекционных достижений, товарных знаков и знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, а также споров о нарушении патентных прав и об использова- нии результатов интеллектуальной деятельности.
§ 6. Прокуратура и иные правоохранительные органы
В системе правоохранительных органов прокуратуре отделено осо- бое место. Связано это с тем, что по своей природе ее сложно отнести к какой-либо из ветвей государственной власти. Прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система органов, осуществляю- щих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конститу- ции и исполнением законов, действующих на территории Российской
Федерации.
Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномо- чия прокуроров определяются Конституцией РФ (ст. 129), Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202—1-ФЗ «О прокуратуре Россий- ской Федерации» и другими федеральными законами. Однако до сих пор не решен вопрос об отнесении прокуратуры к одной из трех ветвей власти ввиду своеобразия реализуемых ею полномочий. Поэтому рас- пространено мнение, что прокуратура не относится ни к одной из вет- вей власти, а представляет собой самостоятельную (прокурорскую) власть. Существуют и иные точки зрения. Эта неопределенность и ска- залась в том, что в Конституции РФ прокуратура закреплена в главе 7
«Судебная власть», хотя к этой ветви не относится.
Систему органов прокуратуры РФ составляют:
1) Генеральная прокуратура РФ;
2) прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и дру- гие специализированные прокуратуры;