Файл: Учебник для бакалавриата и специалитета под ред.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1108

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

101
суды и мировые судьи субъектов РФ. В свою очередь, федеральные суды сами по себе являются весьма сложной системой, которая объединяет:
1) Конституционный суд РФ;
2) Верховный Суд РФ;
3) система федеральных судов общей юрисдикции: верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значе- ния, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды;
4) система федеральных арбитражных судов: арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъ- ектов РФ и специализированные суды.
К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрис- дикции субъектов РФ.
Иерархическая структура отечественных судебных органов может быть представлена в виде следующей таблицы:
1
Федеральные суды
Суды выс- шей (над- зорной) инстан- ции
Консти- туцион- ный Суд
Россий- ской
Федера- ции
Верховный Суд Российской Федерации
Суды IV
(над- зорной) инстан- ции

Судебные коллегии Верховного Суда РФ
по уголовным, граждан- ским и административ- ным делам по делам военнос- лужащих по экономическим спорам
Суды III
(кассаци- онной)
инстан- ции

Президиумы Верховных судов субъектов феде- рации
Пре- зидиум окруж- ного
(флот- ского) военного суда
Арби- траж- ные суда окру- гов
Суд по интел- лекту- альным правам
Суды II
(апелля- ционной) инстан- ции

Судебные коллегии по уголов- ным, граж- данским и админи- стративным
Апел- ляци- онная колле- гия Вер- ховного
Суда РФ
Окруж- ной
(флот- ский) военный суд
Арбитражные апел- ляционные суды
1
По отношению к актам мировых судей выполняют функции апелляционной инстанции.

102
делам вер- ховных судов субъектов федерации
Суды I инстан- ции

Городские, районные и межрайонные суды
1
Гарни- зонные военные суды
Арби- тражные суды субъ- ектов федера- ции
Суд по интел- лекту- альным правам
Суды субъектов
Российской Федерации
Конституционные
(уставные) суды
Мировые судьи



Вопросы конституционного устройства РФ, толкования Конститу- ции РФ, проверки соответствия федеральных законов Конституции РФ и другие вопросы рассматриваются Конституционным Судом РФ.
Аналогичные вопросы на уровне субъектов Российской Федерации, связанные с конституциями или уставами субъектов РФ, их толкова- нием, применением, рассматривают конституционные (уставные)
суды субъектов РФ.
Арбитражные суды рассматривают споры, вытекающие из граж- данских и административных правоотношений, возникающих в сфере экономической и предпринимательской деятельности.
Суды общей юрисдикции рассматривают административные, граж- данские дела с участием граждан, уголовные дела.
Важным вопросом, раскрывающим общую характеристику судебной системы РФ, является компетенция суда.
Компетенция суда — это предусмотренная законами совокупность прав и обязанностей суда при осуществлении функций судебной власти.
Компетенция раскрывается через подведомственность и подсудность.
Выделенные в судебной системе РФ виды судов рассматривают и раз- решают установленные законом виды споров и вопросов. Для правиль- ного определения и разграничения этих споров и вопросов между видами судов используется понятие подведомственность. Так, например, споры между предпринимателями, как правило, разрешаются в арбитражных судах, а споры между гражданами — в судах общей юрисдикции.
С понятием подведомственности связано понятие подсудности, которое раскрывает связь конкретного дела или спора, рассматривае- мого по существу, с конкретным судом или структурным подразделе- нием суда.
Окончание таблицы


103
Подсудность — это свод правил, указывающих, в каком именно суде нужно рассматривать то или иное дело.
Например, гражданские споры о разделе имущества между граж- данами стоимостью до 50 тыс. рублей рассматриваются мировыми судьями, а свыше этой суммы — районными судами.
Рассматривая судебную систему России, представляется особенно важным выделить полномочия Конституционного Суда РФ и дать общую характеристику правового положения судов общей юрисдик-
ции и арбитражных судов в Российской Федерации.
§ 3. Конституционный Суд Российской Федерации
Конституционный Суд РФ — высший орган судебной власти, осущест- вляющий ее посредством конституционного судопроизводства самосто- ятельно и независимо.
Конституционный Суд РФ — орган конституционного контроля.
Суть такого контроля заключается в обеспечении соответствия пред- писаниям Конституции РФ (конституционности) федеральных зако- нов и ряда других правовых актов, а также в официальном толковании предписаний Конституции РФ и даче заключений о соблюдении уста- новленного порядка предъявления обвинения Президенту РФ в госу- дарственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Конституционный Суд РФ расположен в городе Санкт-Петербург.
Конституционный Суд РФ начал свою работу 30 октября 1991 г. Его деятельность регламентируют Конституция РФ и Федеральный кон- ституционный закон № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской
Федерации».
В соответствии со своими полномочиями, закрепленными в Консти- туции РФ, Конституционный Суд РФ:
1) разрешает дела о соответствии Конституции:
— федеральных законов, нормативных актов Президента Россий- ской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Прави- тельства Российской Федерации;
— конституций республик, уставов, а также законов и иных норма- тивных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской
Федерации и совместному ведению органов государственной власти
Российской Федерации и органов государственной власти субъектов
Российской Федерации;
— договоров между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, договоров между органами государственной власти субъ- ектов Российской Федерации;


104
— не вступивших в силу международных договоров Российской
Федерации
1
;
2) разрешает споры о компетенции:
— между федеральными органами государственной власти;
— между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
— между высшими государственными органами субъектов Россий- ской Федерации;
3) проверяет конституционность законов, применимых или под- лежащих применению в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ);
4) дает толкование Конституции РФ по запросам лиц, определен- ных в ч. 5 ст. 125 Конституции РФ;
5) дает заключение по вопросу о соблюдении существующего порядка выдвижения Государственной Думой обвинения Прези- дента РФ в процессе отрешения его от должности;
6) выступает с законодательной инициативой по вопросам, отне- сенным к его ведению, осуществляет иные полномочия, предоставляе- мые ему конституционным законодательством РФ.
К иным полномочиям Конституционного Суда РФ относятся:
— принятие Регламента и Посланий;
— дача заключений по запросам Президента РФ о соответствии Кон- ституции РФ выдвижения инициативы по проведению референдума РФ или международного договора о принятии в состав Российской Федера- ции нового субъекта.
Важной особенностью деятельности Конституционного Суда РФ является то, что он решает исключительно вопросы права. Это озна- чает, что при осуществлении конституционного судопроизводства он
воздерживается от установления и исследования фактических обсто-
ятельств во всех случаях, когда входит в компетенцию других судов или иных органов. Он не рассматривает конкретные уголовные, граж-
данские, административные дела, не применяет правовые нормы к кон-
кретным случаям. Все его решения носят окончательный характер, не нуждаются в утверждении какого-либо иного органа, не могут быть отменены и являются обязательными к исполнению.
Существуют три вида решений Конституционного Суда — поста- новления, заключения, определения. Постановлениями именуются итоговые решения по существу вопроса в делах о проверке соответ- ствия Конституции РФ законов и иных нормативных правовых актов, по спорам о компетенции, о толковании Конституции РФ. Выносятся постановления именем Российской Федерации. Заключениями явля-
1
Это единственное полномочие Конституционного Суда РФ по предварительному конституционному контролю. В отношении остальных нормативных актов он осущест- вляет только последующий контроль (т.е. после вступления их в силу).


105
ются итоговые решения Конституционного Суда РФ по делам о соблю- дении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной изменен или совершении иного тяжкого преступле- ния, о соответствии Конституции РФ инициативы по проведению рефе- рендума РФ, соответствии Конституции РФ международного договора о принятии в состав Российской Федерации нового субъекта. Опреде-
ления — это все иные решения Конституционного Суда РФ. Принимае- мые в ходе осуществления конституционного судопроизводства.
Конституция РФ не характеризует Конституционный Суд РФ в каче- стве высшего судебного органа, так как он не имеет нижестоящих по отношению к нему судов. Создаваемые в субъектах РФ конститу- ционные (уставные) суды не являются нижестоящими по отношению к нему судами. Принимаемые ими решения носят окончательный характер и не могут быть предметом рассмотрения со стороны Консти- туционного Суда РФ.
§ 4. Мировые судьи. Федеральные суды общей юрисдикции
Наибольшее количество федеральных судов входит в подсистему
судов общей юрисдикции. К их ведению отнесено разрешение подавля- ющего большинства дел, рассматриваемых в судебном порядке. Это дела уголовные (о деяниях, признаваемых преступными и наказуемых в соответствии с предписаниями Уголовного кодекса РФ), гражданские
(о различного рода спорах имущественного и неимущественного харак- тера, возникающих между гражданами, между гражданами и государ- ственными или негосударственными организациями, между органи- зациями) и административные (о правонарушениях, ответственность за которые вправе возлагать суды в соответствии с Кодексом об адми- нистративных правонарушениях).
Организация деятельности судов общей юрисдикции регламенти- руется целым рядом нормативных правовых актов, наиболее значи- мыми из которых являются Федеральные конституционные законы от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Феде- рации» и от 23 июя 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Феде- рации», а также Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ
«О мировых судьях Российской Федерации».
Мировые судьи. Мировой суд как элемент системы общих судов был учрежден в 1998 г. с принятием ФЗ «О мировых судьях Российской
Федерации», но он существовал в России и ранее. Впервые в нашей стране он появился в результате судебных реформ Александра II. Соз- дание мировых судей было связано со стремлением снизить нагрузку районных судов и поддержать идею самостоятельности субъектов РФ.
Особенности положения мировых судей суть следующие:
1) порядок наделения полномочиями мировых судей определяется законами субъектов РФ, в рамках, установленных федеральными зако- нами;


106
2) в отличие от судей федеральных судов общей юрисдикции срок полномочий мировых судей ограничен как федеральным, так и регио- нальным законодателем;
3) финансирование деятельности мировых судей осуществляется как из федерального бюджета (денежное содержание самого мирового судьи), так и из регионального (денежное содержание помощника мирового судьи, секретаря судебного заседания, секретаря судебного участка, содержание помещений, в которых мировые судьи отправляют правосудие и др.).
На гарантиях статуса мировых судей эти особенности не сказыва- ются. Вынесенные ими судебные акты так же обязательны, как и реше- ния иных судов общей юрисдикции.
Особенностью организации деятельности мировых судей является их функционирование в пределах судебных участков, количество кото- рых на территории субъекта РФ определяется федеральным законом.
Судебный участок создается исходя из численности его населения от 15 до 23 тыс. человек. Границы судебных участков определяются законами субъектов РФ.
Мировые судьи назначаются (избираются) на должность зако- нодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо населением соответствующего судебного участка в порядке, установленным законом субъекта РФ. Например, в Москве мировые судьи назначаются на должность Московской городской
Думой по представлению Председателя Московского городского суда, основанному на заключении квалификационной коллегии судей города
Москвы.
Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на 5 лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее долж- ность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.
Мировые судьи рассматривают отнесенные к их компетенции граж- данские (из семейно-правовых отношений, о выдаче судебного при- каза, имущественные споры на сумму не более 50 тыс. руб. и др. — ст. 23 ГПК РФ), уголовные (если наказание не превышает 3 лет лишения свободы — ч. 1 ст. 31 УПК РФ) и административные дела (нарушения правил дорожного движения и др. — ст. 23.1 КоАП РФ и законы субъ- ектов РФ).
Районные суды. Основным звеном гражданских судов общей юрисдикции являются районные суды (допускается и иное их наиме- нование — городские суды, межмуниципальные суды и др.). Всего их начисляется около 2,5 тыс. Эти суды являются преимущественно
судами первой инстанции. В наши дни они рассматривают по суще- ству большинство гражданских и уголовных дел, а также многие дела об административных правонарушениях. Они также принимают реше- ния по значительному кругу вопросов, возникающих в связи с подго-