Файл: Учебник для бакалавриата и специалитета под ред.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1112

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

113
3) научные и образовательные учреждения (Академия Генеральной прокуратуры РФ), редакции печатных изданий, являющиеся юридиче- скими лицами (журнал «Законность» и др.);
4) прокуратуры городов и районов, другие территориальные, воен- ные и иные специализированные прокуратуры.
Под территориальными органами прокуратуры понимается совокуп- ность органов и учреждений прокуратуры, реализующих свои функции в пространственных пределах, определяемых государственным и адми- нистративно-территориальным устройством страны.
Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобож- дается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ на пять лет.
В системе органов прокуратуры РФ существует четкая система цен- трализации и подчиненности прокуроров Генеральному прокурору РФ.
Поэтому прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генераль- ным прокурором РФ по согласованию с органами государственности власти субъектов РФ, определяемыми субъектами РФ. Для занятия этой должности кандидат на должность прокурора субъекта РФ должен иметь стаж работы в органах прокуратуры не менее 5 лет и возраст не менее 30 лет.
Прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному прокурору РФ и освобождаются им от занимаемой должности.
Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должно- сти Генеральным прокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоя- щим прокурорам. Для занятия этой должности кандидат на должность прокурора района должен иметь стаж работы в органах прокуратуры не менее 3 лети возраст не менее 25 лет.
Структура Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управ- ления, управления и отделы. Также в структуре Генеральной прокура- туры РФ есть Главный военный прокурор РФ. Он в свою очередь явля- ется первым заместителем Генерального прокурора РФ.
Территориальные органы прокуратуры. В каждом субъекте РФ действует соответствующая прокуратура республики, края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значе- ния. Возглавляют их прокуроры субъектов РФ. В структуре этих проку- ратур создаются управления и отделы.
Прокуратуры субъектов РФ руководят деятельностью прокуратур районов (городов), специализированных прокуратур, подчиненных прокуратурам субъектов РФ. Они принимают приказы, распоряжения, указания, обязательные для всех подчиненных им сотрудников.
В состав районных, городских и приравненных к ним специализи- рованных и иных прокуратур входят: соответствующие прокуроры, заместители прокурора, помощники и старшие помощники прокурора.
В случае образования отделов в указанных прокуратурах также уста- навливается должность начальника отдела.


114
В настоящее время существует несколько видов специализированных
прокуратур:
1) военные прокуратуры;
2) транспортные прокуратуры;
3) по надзору за исполнением законов на особо режимных объек- тах и в закрытых административно-территориальных образованиях
(ЗАТО);
4) природоохранные прокуратуры;
5) прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправитель- ных учреждениях.
Функции прокуратуры. В соответствии с Федеральным законом
«О прокуратуре Российской Федерации» на нее возложены:
1) реализация основной функции прокуратуры — прокурорского надзора;
2) осуществление уголовного преследования;
3) участие в правотворческой деятельности;
4) проведение антикоррупционной экспертизы нормативных право- вых актов;
5) осуществление координации деятельности по борьбе с преступно- стью;
6) участие в рассмотрении дела судами;
7) международное сотрудничество.
Прокурорский надзор — направление деятельности прокуратуры РФ, которое распространяется на многие сферы урегулированных законом общественных отношений.
Следует отметить, что принимаемые в ходе осуществления этих пол- номочий акты прокурорского реагирования имеют преимущественно информационный характер. Если прокурор опротестовывает не соот- ветствующий, по его мнению, закону правовой акт, он только требует от органа, принявший такой акт, устранить такое нарушение. Окон- чательное решение по протесту примет или уполномоченный на этот орган, или суд.
Функция уголовного преследования, реализуемая прокурором, суще- ственно изменилась с 2007 г. Оставаясь участником этой деятельности, прокурор сейчас утратил многие полномочия. Тем не менее прокурор наделен правом истребовать и проверять законность и обоснован- ность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголов- ного дела и принимать по ним решения.
Участие в правотворческой деятельности. Следует отметить, что
Генеральный прокурор РФ не наделен правом законодательной иници- ативы. Но, участвуя в правотворческой деятельности, прокуроры наде-

115
лены правом законодательной инициативы, предложения о внесении изменений в законодательство.
Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов направлено на выявление коррупционных факторов в тексте нор- мативных актов.
Координация деятельности правоохранительных органов в сфере
борьбы с преступностью. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федерального федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранитель- ных органов.
Участие прокурора в рассмотрении дел судами регламентируется
ГПК РФ, АПК РФ, КАС. Реализуя эту функцию, прокурор вправе обра- титься в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований (ст. 45 ГПК РФ).
Также Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с пре- ступностью, учувствует в разработке международных договоров РФ.
Органы, осуществляющие уголовное преследование, принято под- разделять на три типа:
1. Органы предварительного следствия. На них возлагается выпол- нения в порядке, установленного уголовно-процессуальным законо- дательством, действия по собиранию, исследованию, оценке доказа- тельств, оформлению соответствующих материалов, необходимых для принятия конных и обоснованных решений в связи с совершенными преступлениями и установлением или не установлением виновных.
Выводы органов такого рода о виновности лиц, привлекаемых к уго- ловной ответственности, могут быть сугубо предварительными. При- знать их виновными в совершении преступлений и подвергнуть уголов- ным наказаниям вправе только суд. Непосредственно предварительное следствие осуществляют должностные лица, именуемые следователями
Следственного комитета РФ, органов федеральной службы безопасно- сти, внутренних дел РФ.
2. Органы дознания. Их деятельность во многом сходна с тем, что по закону называется предварительным следствием. Но она осущест- вляется либо предварительного расследования в форме дознания уго- ловного дела, как правило, о преступлениях, не представляющих боль- шой сложности и не являющихся тяжкими либо особо тяжкими, либо путем выполнения неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым должно производиться предварительное следствие.
К их числу относятся:
— органы внутренних дел;
— пограничные органы федеральной службы безопасности;


116
— органы Федеральной службы судебных приставов;
— органы государственного пожарного надзора федеральной проти- вопожарной службы;
— следователи Следственного комитета Российской Федерации;
— таможенные органы Российской Федерации.
Эти должностные лица по уголовным делам указанных категорий уполномочены принимать лишь решения о возбуждении уголовных дел и производить по ним неотложные следственные действия, т.е. дей- ствия по обнаружению и фиксации следов преступления «по горячим следам».
3. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.
Такого рода деятельность, как предусмотрено Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельно- сти», является видом деятельности, осуществляемой гласно и негласно посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (опрос граждан, наблюдение, обследование помещений или зданий, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных переговоров и др.) в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
К органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, отнесены оперативные подразделения следующих государственных органов:
— внутренних дел и федеральной службы безопасности;
— Федеральной службы охраны РФ;
— Федеральной таможенной службы РФ;
— Службы внешней разведки РФ;
— Федеральной службы исполнения наказания РФ.
§ 7. Адвокатура
Адвокатура — объединение юристов-профессионалов (адвокатов), главной функцией которого является оказание квалифицированной юридической помощи всем, кто в ней нуждается. Адвокатура не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления.
Ее организация и основы деятельности регламентируются Федераль- ным законом от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», а также рядом других законов.
К главным задачам адвокатуры отнесены содействие охране и закон- ных интересов физических и юридических лиц, отправлению право- судия, соблюдению и укреплению законности, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, уважения к правам, свободам, чести и достоинству других лиц. Она действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоратив- ности, равноправия адвокатов.


117
Специфика адвокатской деятельности заключается, прежде всего, в том, что ее могут осуществлять лишь лица, получившие статус адво-
ката в порядке, установленном названым Федеральным законом, а также в том, что эта деятельность не считается предприниматель-
ской.
Конкретные направления такой деятельности многообразны. К ним отнесены, в частности:
— дача консультаций и справок по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
— составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
— представительство в гражданском, уголовном и административ- ном судопроизводстве;
— защита лиц, привлекаемых к уголовной или административной ответственности;
— участие в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения споров;
— представление интересов доверителя в органах государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объедине- ниях и иных организациях;
— участие в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
— представительство интересов граждан в налоговых правоотноше- ниях;
— оказание иной не запрещенной законом юридической помощи.
Взаимоотношения тех, кто обращается за юридической помощью, с адвокатами в значительной мере регулируются заключаемыми или письменными соглашениями (договорами). В них не только опреде- ляются пределы полномочий адвоката, его задачи, но и размер возна- граждения, причитающегося ему за оказание юридических услуг.
Лица, наделенные статусом адвоката и получившие право осу- ществлять адвокатскую деятельность, должны быть включены регио- нальный реестр (государственную базу сведений об адвокатах), кото- рый ведется региональным управлением Министерства юстиции РФ.
С момента принятии адвокатом присяги он становится членом адво- катской палаты соответствующего субъекта РФ и приобретают права и обязанности, дающие им возможность заниматься своей профессией и участвовать в деятельности органов самоуправления палаты.
Адвокату предоставлена широкая возможность выбора формы своей деятельности — он может открыть личный кабинет (адвокатский каби- нет), стать членом коллегии адвокатов или адвокатского бюро либо заниматься профессиональной деятельностью в составе юридической консультации, организуемой по согласованию с местными исполни- тельными органами.


В своей деятельности адвокат руководствуется обязательными эти- ческими правилами, которые содержаться в Кодексе профессиональ- ной этики адвоката. Аналогично нотариусам адвокат не имеет права на разглашение, ставших ему известными при оказании юридической помощи. В результате нарушения требований Кодекса профессиональ- ной этики адвоката могут привлечь к дисциплинарной ответственно- сти, вплоть до прекращения статуса адвоката.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Раскройте роль Конституции РФ в регулировании деятельности право- охранительных органов.
2. Какие органы государства входят в систему правоохранительных органов?
3. В каких законодательных актах перечислены суды, входящие в судебную систему РФ?
4. Какие суды составляют систему судов общей юрисдикции?
5. Сравните полномочия арбитражных судов субъектов РФ, апелляционных арбитражных судов и федеральных арбитражных судов округов.
6. На чем основывается утверждение, что прокуратура — «четвертая ветвь власти»?
7. Назовите отличая органов предварительного следствия и органов дознания.
Литература
1. Гуценко, К. Ф. Правоохранительные органы: учебник / под ред.
К. Ф. Гуценко / К. Ф. Гуценко, М. А. Ковалев. — 9-е изд. — М., 2010.

1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   35