Файл: Учебник для бакалавриата и специалитета под ред.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 754

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

94
дующих видов муниципальных образований — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутриго- родская территория города федерального значения.
Согласно Конституции РФ (ст. 130), местное самоуправление осу- ществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Местный референдум может проводиться на всей территории муниципального образования в целях решения непосредственно насе- лением вопросов местного значения.
Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных долж- ностных лиц местного самоуправления.
В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значе- ния проводится сход граждан. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования.
Под территориальным общественным самоуправлением пони-
мается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения. Оно может осуществляться в пределах терри- торий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микро- район; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопро- сам местного значения с участием жителей муниципального образова- ния представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания; для обсуждения вопросов местного значения, информирования населе- ния о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального обще- ственного самоуправления на части территории муниципального обра- зования — собрания граждан. В случаях, предусмотренных уставом муниципального образования полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).
Наряду с перечисленными выше формами непосредственного осу- ществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участво- вать в осуществлении местного самоуправления в иных формах.
В соответствии с Конституцией (ст. 131) структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. В РФ струк- туру органов местного самоуправления составляют:
— представительный орган муниципального образования;
— глава муниципального образования;


95
— местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
— контрольный орган муниципального образования;
— иные органы местного самоуправления, предусмотренные уста- вом муниципального образования.
Представительный орган избирается непосредственно населением.
К ним относятся собрания представителей (думы, муниципальные собрания и т.п.). Он не формируется, если численность жителей поселе- ния, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 чело- век. В этом случае полномочия представительного органа осуществля- ются сходом граждан.
Глава муниципального образования (мэр, староста и т.п.) является высшим должностным лицом муниципального образования и наде- ляется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется по решению вопросов мест- ного значения и полномочиями для осуществления отдельных государ- ственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местной админи- страцией руководит глава местной администрации на принципах еди- ноначалия.
Контрольный орган муниципального образования (контрольно- счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Дайте определение конституционного права как отрасли права. Определите предмет и метод отрасли конституционного права.
2. Какое место конституционное право занимает в системе отраслей рос- сийского права?
3. Назовите виды источников конституционного права России.
4. Что такое конституционный (государственный) строй государства?
5. Дайте определение конституционного статуса личности.
6. Назовите элементы, составляющие правовой статус личности.
7. Назовите принципы конституционного статуса личности.
8. Дайте понятие государственного устройства Российской Федерации.
9. Расскажите об особенностях федеративного устройства России.
10. Дайте общую характеристику субъектов РФ.
11. Система органов государственной власти в Российской Федерации и ее субъектах.
12. Дайте характеристику правового статуса Президента РФ.
13. Каковы особенности взаимодействия Президента РФ с законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти?
14. Каковы место и роль Парламента в системе органов государственной власти Российской Федерации?


15. В чем состоит представительный и законодательный характер россий- ского парламента?
16. Как называются две палаты Федерального Собрания РФ? Чем они схожи и чем отличаются?
17. Что такое законодательный процесс и каковы его основные стадии?
18. Каковы природа и сущность исполнительной власти?
19. Что понимается под местным самоуправлением?
20. Каковы формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления? какие органы и должностные лица относятся к местному самоуправлению?
Литература
1. Конституционное право
: унив. курс: [учебник: в 2 т.] / под ред. А. И. Казан- ника, А. Н. Костюкова. — М., 2015.
2. Конституционное право: учебник / отв. ред. В. И. Фадеев. — М., 2015.
3. Конституционное право Российской Федерации: учебник / под общ. ред.
В. А. Виноградова. — М., 2014.
4. Конституционное право России в схемах и таблицах: учеб. Пособие
(Э. В. Костерина). — М., 2014.
5. Конституционное право России: учебник / под ред. Б. С. Эбзеева,
Е. Н. Хазова, А. С. Прудникова. — М., 2015.
6. Конституционное право России. Учеб. курс
: уч. пос. в 2 т. (С. А. Ава- кьян). — М., 2015.

97
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   35

Глава 4
.
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА И ИНЫЕ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
§ 1. Общая характеристика правоохранительных органов РФ
Правоохранительные органы — понятие, часто встречающееся и доста- точно распространенное, но официального определения и перечня пра- воохранительных органов в нормативных правовых актах на сегодняш- ний день нет.
Тем не менее это понятие широко используется законодателем, юри- дической наукой и практикой.
В литературе выделяются несколько подходов к определению круга государственных или негосударственных органов, называемых право- охранительными. Первый подход относит к правоохранительным орга- нам только те органы, что непосредственно ведут борьбу с преступно- стью. Второй подход включает в систему правоохранительных органов те органы, которые искореняют преступления и иные посягательства, а третий подход дополняет этот перечень органами, которые также под- держивают порядок в общественных местах.
Система правоохранительных органов — это совокупность органов государственной власти, наделенных однородными задачами и функци- ями правоохранительного характера.
Систему правоохранительных органов принято рассматривать через признаки правоохранительной деятельности.
Правоохранительная деятельность — это государственная деятель- ность, которая осуществляется с целью охраны права специально упол- номоченными органами путем применения юридических мер воздей- ствия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного порядка.

98
К числу признаков правоохранительной деятельности следует отне- сти:
1) осуществление ее только специально уполномоченными на это государственными органами;
2) цель, которая заключается в создании условий обеспечения законности и правопорядка;
3) реализация только путем выполнения специфичных легальных правоохранительных задач и функций;
4) осуществление исключительно на основании закона и в рамках установленных им правил, притом
5) не любым способом, а, как правило, посредством применения юридических мер воздействия.
К числу
задач правоохранительной деятельности следует отнести:
1) охрану и защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций;
2) выявление, предупреждение, пресечение правонарушений;
3) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу общественной безопасности;
4) надзор за процессом правоприменения;
5) правильное применение закона, обеспечение его верховенства;
6) оказание юридической помощи гражданам и организациям;
7) правильное и быстрое рассмотрение и разрешение граждан- ских, уголовных, административных, конституционных (уставных) дел и иных подведомственных правоохранительным органам вопросов;
8) регулирование порядка и условий исполнения и отбывания нака- заний, определение средств исправления осужденных, оказание осуж- денным помощи в социальной адаптации.
Функции правоохранительной деятельности — это основные направ- ления, в рамках которых такая деятельность реализуется.
Отмечаются следующие функции:
1) осуществления правосудия, включая конституционный контроль;
2) прокурорский надзор;
3) оперативно-розыскная деятельность;
4) предварительное расследование;
5) исполнение актов судов и иных правоприменительных органов.
Перечисленные функции могут осуществляться как сразу несколь- кими правоохранительными органами, так и только одним.
Систему правоохранительных органов составляют:
1) Суды;
2) Прокуратура Российской Федерации;
3) Федеральные органы исполнительной власти, а именно:
— Министерство внутренних дел;
— Следственный комитет;
— Федеральная служба безопасности;


99
— Федеральная служба судебных приставов;
— Федеральная служба исполнения наказаний;
— Федеральная таможенная служба;
— иные органы, наделенные полномочиями по осуществлению предварительного расследования.
Таким образом, правоохранительные органы могут быть опреде- лены как специально учрежденные государством органы, целью деятель-
ности которых являются создание условий обеспечения законности
и правопорядка посредством решения закрепленных за ними специаль-
ных задач и соответствующих им функций по охране и защите прав,
свобод и законных интересов граждан и организаций.
§ 2. Общая характеристика органов судебной власти
Судебной власти посвящена глава 7 Конституции РФ.
Судебная власть — это ветвь государственной власти в Российской
Федерации (наряду с законодательной и исполнительной), основная функция которой заключается в отправлении правосудия судами в лице
судей, и привлекаемых в установленном законом порядке присяжных
и арбитражных заседателей.
Никакие другие органы и лица не вправе осуществлять правосудие.
Правосудие — это деятельность суда по надлежащему рассмотрению и разрешению в порядке конституционного, гражданского, уголовного, административного судопроизводства юридических вопрос (дел) и при- менению на основе закона государственного принуждения в целях обе- спечения законности и правопорядка.
Главное предназначение судебной власти — обеспечение права граж- дан на судебную защиту. Известный английский правовой принцип:
«право есть там, где есть защита», отображает самое существо деятель- ности судов и их место в системе государственной власти любой страны.
В Конституции РФ и Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Феде- рации» (далее — ФКЗ «О судебной системе РФ») закреплены принципы
функционирования судебной власти, которые призваны создать необхо- димую правовую основу для реализации этого высокого предназначе- ния судебной власти:
1) осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ, ст. 4 ФКЗ «О судебной системе РФ»);
2) независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и Федеральному закону (ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 ФКЗ «О судеб- ной системе РФ»);

100
3) законность, выражающаяся в том, что суд, установив при рассмо- трении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом (ч. 2 ст. 120 Кон- ституции РФ, ст. 5 ФКЗ «О судебной системе РФ»);
4) обязательность судебных постановлений (ст. 6 ФКЗ «О судебной системе РФ»);
5) состязательность процесса и равноправие сторон в судебном про- цессе (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ);
6) равенство всех перед законом и судом (ст. 7 ФКЗ «О судебной системе РФ»);
7) участие граждан в осуществлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Консти- туции РФ, ст. 8 ФКЗ «О судебной системе РФ»);
8) гласность судебного разбирательства (ч. 1 ст. 123 Конститу- ции РФ; ст. 9 ФКЗ «О судебной системе РФ»);
9) презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ);
10) невозможность повторного осуждения за одно и то же престу- пление (ст. 50 Конституции РФ);
11) принцип национального языка судопроизводства (ст. 10 ФКЗ
«О судебной системе РФ»).
В соответствии со ст. 124 Конституции РФ финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соот- ветствии с федеральным законом. Судебная система РФ устанавливается
Конституций РФ и федеральным конституционным законом, а создание чрезвычайных судов не допускается (ч. 3 ст. 118 Конституции РФ).
Все судебные органы, действующие в Российской Федерации, могут быть объединены понятием судебной система.
Под судебной системой принято понимать совокупность судов, постро- енную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.
Все основные вопросы, связанные с организацией и построением российской судебной системы, регламентируются нормативными актами, обедающими силой закона. Общие положения о судебной системе закреплены в Конституции РФ в отдельной главе 7 «Судеб- ная власть». Более детально структура судебной системы определя- ется предписаниями ряда федеральных, в том числе конституционных, законов от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Россий- ской Федерации», от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах
Российской Федерации», от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах
Российской Федерации», от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях Российской Федерации» и др.
В Российской Федерации существует единая судебная система, кото- рая включает в себя федеральные суды, конституционные (уставные)