Файл: Учебник для бакалавриата и специалитета под ред.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 735

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

34
Государственный режим — это совокупность средств и способов осу- ществления государственной власти, выражающих ее содержание и осо- бенности.
Государственный режим определяет степень политической свободы в обществе, правовое положение личности, методы деятельности госу- дарственных органов.
Формы правления, формы государственного устройства относи- тельно устойчивы, а государственный режим более изменчив и под- вижен. Посредством понятия «государственный режим» дается оценка функционирования государства. Государственный режим характери- зует политическое развитие основных направлений внутренней и внеш- ней политики, изменения в соотношении социальных сил. Характер государственного режима зависит от многих факторов общественной жизни — соотношения сил между господствующей социальной груп- пой (классом) и другими социальными группами (классами), от суще- ства и степени противоречий внутри самого господствующего класса
(социальной группы), его идеологических установок, политических традиций, международного положения данной страны и т.д.
Исторический опыт выявил два основных метода властвования, они нередко сочетаются в той или иной степени: метод прямого наси-
лия и метод «либерализма». Этим двум основным методам властво- вания соответствуют две основные разновидности государственного режима — недемократический и демократический. Между ними существуют и «промежуточные» разновидности, а также есть различ- ные модификации режимов недемократических и демократических, так как либеральные методы властвования отнюдь не исключают наси- лия, а недемократические нередко маскируются «демократическими» институтами.
Государственный режим не отождествляется с политическим режи-
мом, частью которого он является. Политический режим включает не только государство, методы и способы осуществления государствен- ной власти, степень участия в ней народа, положение личности в госу- дарстве, но и приемы и способы реализации властных полномочий негосударственных общественно-политических организаций — состав- ных частей всей политической системы общества.
Демократический режим — это такой метод властвования, при кото- ром государственная власть осуществляется по воле и при участии боль- шинства населения.
Демократии присущи следующие основные признаки:
— наличие выборной, представительной системы образования орга- нов власти и управления;
— отчетность и сменяемость всех должностных лиц;


35
— принятие решений большинством голосов при подчинении мень- шинства большинству, при гарантированности прав меньшинства;
— равенство и политическая свобода граждан;
— многопартийность и легальная возможность их деятельности;
— признание принципов конституционности и законности;
— наличие институтов представительной и непосредственной демо- кратии;
— построение государственного аппарата по принципу «разделения властей» на законодательную, исполнительную и судебную.
Демократия зародилась в Греции и буквально означала народовла- стие (demos — народ, kratos — власть). Демократический режим назы- вают еще парламентарным режимом. Демократический режим может сочетаться с различными формами правления — как с парламентар- ной или президентской республикой, так и с парламентарной монар- хией, — а также с различными формами государственного устройства
(демократический режим может существовать как в федеративных, так и в унитарных государствах). Демократический режим не представляет собой стереотип, признаки которого автоматически повторяются в раз- личных странах.
Демократия не может проявляться только в качестве особого поли- тического или государственного режима. Она выступает в самых раз- личных качествах и проявлениях и распространяется на экономиче- скую, социальную, культурную, научную, идеологическую сферы жизни общества, образуя определенную систему всего общества.
Недемократический режим связан, как правило, с периодами резкого обострения социальных противоречий в обществе. Он характеризуется прежде всего полной ликвидацией или резким ограничением полити- ческих прав и свобод, отказом от демократических процедур и институ- тов, запретом демократических политических партий, а нередко и всех политических партий, ликвидацией центральных и местных представи- тельных органов или превращением их в марионеточные учреждения, ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнительных органов, отказом от принципа разделения вла- стей, резким усилением роли государства, отказом от принципов кон- ституционности и законности, широким применением политических репрессий, если Конституция сохраняется, то приобретает чисто «деко- ративный» характер.
Недемократический режим может устанавливаться как при монар- хической, так и при республиканской форме правления, однако, будучи отрицанием принципов парламентаризма, он не согласуется с парла- ментарной монархией и республикой. Приводя к сильной централиза- ции государственной власти, недемократический режим, как правило, не согласуется с федерализмом. Недемократический режим также характеризуется милитаризацией государственного аппарата, резким усилением влияния военных кругов, преобладанием агрессивных, шовинистических тенденций во внешней политике.


36
Обычно различают следующие основные виды недемократических режимов: авторитарный и тоталитарный.
Авторитарное государство — это государство, в котором государствен- ная власть, не имеющая непосредственного мандата народа, хотя и опре- деляется законом, но произвольно осуществляется ограниченным кру- гом властвующих органов и лиц путем прямого использования бюрокра- тического аппарата, вооруженных сил и карательных органов.
При авторитарном государственном режиме аппарат государства не сливается с гражданским обществом.
Авторитарный режим является как бы промежуточным между тота- литарным и демократическим режимами. Главное его отличие от тота- литарного режима в том, что государство уже не осуществляет полный контроль над обществом. В экономической сфере допускаются помимо государственной собственности и иные формы собственности, включая частную собственность. Разрешается предпринимательская и коммер- ческая деятельность, смягчаются методы осуществления государствен- ной власти: не проводятся массовые репрессии, допускается инакомыс- лие, борьба политических партий в парламенте, критика властей.
Тоталитарное государство. Слово «totus» означает по-латыни «весь, целый». Соответственно, тоталитарное государство есть государство всеобъемлющее, поглощающее гражданское общество.
Тоталитарное государство — это такое государство, в котором госу- дарственное управление строится на началах всевластия, по существу, не ограниченного законом.
Из жизни общества исключаются независимое правосудие и права человека, все общество попадает под тотальный контроль бюрократи- ческого аппарата, вооруженных сил и карательных учреждений, осу- ществляется беспрепятственное подавление личности. Тоталитаризм имеет несколько разновидностей, например религиозный тоталита- ризм (исламский фундаментализм), национальный социализм и др.
В экономике тоталитарного государства преобладающее значение имеет государственная собственность, а регулирование экономиче- ских отношений осуществляется командными, приказными методами.
Нередко такая экономика работает преимущественно на военно-про- мышленный комплекс. В политической сфере происходит сращивание партийного и государственного аппарата, выделение вождя, господ- ствует одна официальная идеология, насаждаемая с помощью про- паганды, а также насильственным путем. Инакомыслие подавляется.
Государственная власть осуществляется преимущественно методами насилия, подавления, проводятся массовые репрессии.


Вопросы и задания для самоконтроля
1. Назовите известные вам значения термина «государство».
2. Перечислите существенные признаки понятия государства.
3. С формулируйте определение понятия государства.
4. Что такое государственный суверенитет?
5. Как разные теории объясняют причины возникновения государства?
6. Какую роль государство выполняет в обществе (его социальное назначе- ние)?
7. Что такое функции государства? Каковы функции современного государ- ства?
8. Что понимается под формой государства и каковы ее элементы?
9. Чем монархия отличается от республики? Назовите виды монархий и республик.
10. В чем отличие унитарного государства от федеративного?
11. Каковы критерии отличия демократического политического режима от недемократических режимов? Назовите их виды.
Литература
1. Марченко, М. Н. Теория государства и права : учебник / М. Н. Марченко. —
М., 2016. — 636 с.
2. Марченко, М. Н. Теория государства и права : учебник, схемы, хрестоматия:
[учеб. — метод. пособие] / М. Н. Марченко, Е. М. Дерябина. — М., 2015. — 720 с.
3. Радько, Т. Н. Теория государства и права : учебник / Т. Н. Радько, В. В. Лаза- рев, Л. А.Морозова. — М., 2017. — 562 с.
4. Теория государства и права : учебник [А. А. Гогин и др.] / под ред.
А. В. Малько, Д. А. Липинского. — М., 2015. — 324 с.
5. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права : учеб. для бакалавров /
В. Н. Хропанюк. — М., 2015. — 324 с.

38
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

Глава 2
.
СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРАВА
§ 1. Понятие и признаки права
Слово «право» имеет несколько значений. Прежде всего правом называют всю совокупность правовых норм, действующих (или дей-
ствовавших) в определенном обществе в известный момент времени
(римское право, российское право, европейское право и т. д.), или неко- торые части такой совокупности, выделенные по предмету, т.е. регули- руемым общественным отношениям и методу, с помощью которого такое регулирование осуществляется (гражданское право, бюджетное право, трудовое право и т. д.). Употребляя слово «право» в этом значе- нии обыкновенно подчеркивают, что речь идет о праве в объективном
смысле. Право именно в этом — объективном — смысле, т.е. право, понимаемое как совокупность правовых норм, действующих в совре- менном российском обществе, и будет основным предметом изучения, осуществляемого в рамках настоящего пособия.
Правовыми называются такие социальные нормы, общеобязательное
перспективное осуществление которых в неопределенно большом коли-
честве случаев обеспечено принудительной силой одного или несколь- ких государств, либо наднационального (надгосударственного) образо- вания.
Очевидно, что предметом принуждения к соблюдению могут быть только такие правила, которые отличаются абсолютной формальной
и содержательной определенностью. Итак, (а) общеобязательность,
(б) расчет на будущее осуществление в неопределенно большом количе- стве случаев, (в) неопределенным заранее кругом адресатов, (г) внешнее принуждение к соблюдению, абсолютная (д) формальная и (е) содержа- тельная определенность — основные признаки правовых норм.
Правовые нормы вырабатываются и устанавливаются каким-нибудь социальным авторитетом, чаще всего (1) одним государством (такие нормы принимают форму законов и иных нормативные правовых

39
актов, а в некоторых странах еще и обязательных для исполнения судебных решений — прецедентов); реже — (2) несколькими государ- ствами (международные договоры, (3) их объединениями (союзами) и (4) наднациональными образованиями (акты союзного и наднаци- онального законодательства). Можно видеть, что государство по отно- шению к правовым нормам занимает особое положение: оно не только
принуждает к соблюдению правовых норм, но и является основной силой, их вырабатывающей (издающей). Кроме того, правовые нормы
(5) могут складываться постепенно, по ходу общественной жизни, в течение многих и многих лет, десятилетий, а иногда и веков. Так появляются нормы заведенного порядка, правил общежития и обыч- ного права.
Практика последних нескольких десятков лет свидетельствует о том, что правовые нормы также могут вырабатываться (6) негосударствен-
ными социальными образованиями. Сюда следует отнести нормы актов непосредственного общественного волеизъявления (актов референду- мов), актов так называемого нового lex mercatoria, внутренних доку- ментов корпораций и некоторых других.
В некоторых сферах общественных отношений, главным образом, с участием частных лиц, значительную роль играют правила поведения, устанавливаемые для самих себя участниками этих отношений. Сюда относятся нормы договоров, односторонних сделок, иных частных юри- дических актов (завещаний) и деловых обыкновений. Они обязательны только для самих участников этих отношений (т. е. не обладают таким признаком, как общеобязательность) и не всегда рассчитываются на неопределенное число случаев перспективного поведения — только на урегулирование конкретной ситуации. Иными словами, такие пра- вила не обладают всеми признаками правовых норм. Тем не менее для самих участников общественных отношений, их установивших, подоб- ные правила от правовых норм практически не отличаются ничем.
Слово «право» может употребляться также и в ином значении, а именно — как право в субъективном смысле. Когда правовые нормы квалифицируют известные действия как правомерные, они обычно с большей или меньшей степенью подробности устанавливают, кто
и при каких обстоятельствах (когда, где и т. д.) мог бы их совершить.
Говорят, что таким образом объективное право определяет меру соци-
ально (юридически) возможного поведения лиц — участников обще- ственных отношений. Мера юридически возможного поведения лица
в определенной ситуации или сама возможность правомерного поведе-
ния также называется правом, но только в субъективном смысле или
субъективным правом. В выражениях типа «иметь право», «уступить право», «осуществить право» и т.д. слово «право» употребляется именно в таком — субъективном — смысле.
Термином «право» обозначается также область человеческих зна-
ний о праве в объективном и субъективном смысле, т.е. правоведе-
ние или юриспруденция в целом, — наука права, — либо в какой-то ее