Файл: Учебник для бакалавриата и специалитета под ред.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1089

Скачиваний: 34

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 3. Административная ответственность
Понятие административного права. Административное право — отрасль российской правовой системы, представляющая собой сово- купность правовых норм, используемых государством в процессе осу- ществления управленческой деятельности. Управление, понимаемое в социальном смысле, многообразно. Оно рассматривается, прежде всего, как механизм организации общественных связей между госу-

372
дарственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими орга- низациями, и людьми. Государство в лице своих полномочных органов через нормы административного права проводит в жизнь мероприя- тия политического, экономического и социально-культурного харак- тера. Сторонами в административно-правовых отношениях могут быть органы исполнительной власти, государственные и муниципальные служащие, юридические лица, независимо от организационно-право- вой формы собственности, граждане РФ, иностранцы и лица без граж- данства.
Предмет административного права составляют управленческие общественные отношения. Управленческим следует считать такое общественное отношение, когда в нем участвует федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, исполнительный орган местного самоуправления либо их должностные лица, которые реализуют предоставленные им властные полномочия для осуществления управленческой деятельности.
Метод административного права устанавливает приемы и спо- собы воздействия административно-правовых норм на обществен- ные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельно- сти государства. Для регулирования административных отношений используется три основных метода: 1) предписание — возложение юридической обязанности совершить то или иное действие в условиях, предусмотренных правовой нормой (например, приказ руководителя органа исполнительной власти); 2) запрет — возложение обязанности не совершать то или иное действие (речь идет о нормах об администра- тивных правонарушениях); 3) дозволение — разрешение совершать то или иное действие в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от его совершения по своему усмотрению (право граждан на обжалование действий должностных лиц, нарушающих их конституционные права и свободы).
Названные способы правового регулирования рассчитаны на такие общественные отношения, в которых положение сторон исключает их юридическое равенство, т.е. они находятся в отношениях субор- динации. Представитель органа исполнительной власти обладает властными полномочиями в отношении другой стороны (например, инспектор ГИБДД и водитель транспортного средства). Со стороны исполнительных органов власти всегда исходят предписания, которым другая сторона обязана в силу законов и подзаконных актов подчи- ниться. Государственный орган в одностороннем порядке путем рас- поряжения принуждает физическое или юридическое лицо исполнить предписание правовой нормы.
Принципы административного права — это основные идеи, тре- бования, выражающие сущность административного права. Прин-
цип законности предполагает применение административно-право- вых норм права в точном соответствии с Конституцией, законами РФ


373
и другими нормативными правовыми актами. Принцип гласности
означает, что акты административного нормотворчества, как правило, вступают в силу не ранее, чем с момента их официального опублико- вания. Принцип равенства перед законом устанавливает правило, что физические лица подлежат административной ответственности неза- висимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуще- ственного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объедине- ниям, а также других обстоятельств. Юридические лица привлекаются к административной ответственности независимо от места нахожде- ния и организационно-правовых форм. Особые условия применении мер обеспечения производства по делу об административном правона- рушении и привлечении к административной ответственности долж- ностных лиц, выполняющих определенные государственные функции
(депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Консти- туцией РФ и федеральными законами.
Принцип презумпции невиновности означает, что лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо считается невино- вным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном
Административным кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа либо должностного лица, рассмо- тревшего данное дело. Лицо, привлекаемое к административной ответ- ственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Принцип приоритетности интересов личности в жизни общества.
Статья 2 Конституции гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
Принцип обеспечения законности при применении мер администра-
тивного принуждения. Лицо, привлекаемое к административной ответ- ственности, не может быть подвергнуто наказанию иначе, как на осно- ваниях и в порядке, установленных законом.
Система административного права — совокупность взаимосвязанных правовых институтов, норм, которые регулируют однородные обществен- ные отношения, входящие в предмет отрасли права.
В Общей части административного права выделяются нормы, опре- деляющие: предмет и метод правового регулирования; статус участни- ков административно-правовых отношений; вопросы административ- ной ответственности, и другие. Что же касается содержания Особенной части административного права, то ее структура обусловлена отдель- ными сферами государственного управления. В частности, законода-


374
тель отдельно выделяет управление экономической, социально-куль- турной и административно-политической сферой.
Для отрасли административного права характерным является нали- чие множества
источников, которые следует различать по их юриди- ческой силе. Конституция РФ — основной источник любого права, в том числе и административного. В Конституции закрепляются основ- ные права и свободы личности, формирование и деятельность орга- нов исполнительной власти. Кодекс РФ об административных право-
нарушениях принят 30 декабря 2001 г. № 195-Ф3 и введен в действие
Федеральным законом № 196-Ф3 с 1 июля 2002 г. Кодекс определяет задачи и принципы законодательства об административных правона- рушениях, перечень видов административных наказаний и правила их применения, органы и должностные лица, уполномоченные рассматри- вать дела об административных правонарушениях, порядок производ- ства по делам об административных правонарушениях, порядок испол- нения постановлений о назначении административных наказаний.
Также источниками административного права являются Федеральные
законы, такие как «О гражданстве Российской Федерации», «Об основ- ных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» и др., и законы субъектов РФ.
К подзаконным правовым актам относятся: указы и распоряжения
Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные нормативные акты (приказы, инструкции и т.д.), акты субъектов РФ и местного самоуправления в области управленческой деятельности.
Понятие административной ответственности. Административ-
ная ответственность — это вид юридической ответственности, кото- рая определяет обязанности лица претерпевать определенные лишения государственно-властного характера за совершенное административ- ное правонарушение. Административная ответственность характери- зуется следующими особенностями:
— основанием административной ответственности является адми- нистративное правонарушение;
— субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица;
— административные наказания применяются судом, широким кру- гом полномочных органов и должностных лиц (гл. 23 КоАП РФ);
— административные наказания применяются полномочными субъ- ектами к неподчиненным им правонарушителям;
— применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы;
— меры административной ответственности применяются в соответ- ствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. С 15 сентября 2015 г. рассмо- трение дел, возникающих из публичных правоотношений, осуществля- ется по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ.


375
Административное правонарушение: понятие и признаки. Адми-
нистративные правонарушения — достаточно распространенный вид юридических проступков, это правонарушения, посягающие на права граждан (избирательные, трудовые и др.), на здоровье населения и общественную нравственность, собственность. Это нарушения пра- вил, действующих в области дорожного движения, пожарной безопас- ности, в сфере охраны окружающей природной среды, санитарных норм. В самостоятельные группы выделены правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела.
Особые группы составляют правонарушения в области защиты Госу- дарственной границы РФ, против порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности и др. В соответствии со ст. 2.1
КоАП РФ административным правонарушением признается противо- правное, виновное действие (бездействие) физического или юридиче- ского лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской
Федерации об административных правонарушениях установлена адми- нистративная ответственность.
Признаки административного правонарушения. Противоправ-
ность состоит в том, что определенное лицо совершает действие либо бездействие, запрещенное нормой права. Виновность, означает, что правонарушение должно быть совершено виновно (умышленно или по неосторожности). Деяние физического лица должно совершаться сознательно, с проявлением воли. Если лицо не отдает отчета в своих действиях или не руководит ими в момент совершения правонаруше- ния, то оно не виновно, так как находится в состоянии невменяемости.
Наказуемость означает, что только то деяние, за которое законодатель- ством предусмотрена административная ответственность, может быть признано административным правонарушением. Санкция админи- стративно-правовой нормы предусматривает вид административного наказания, его размер или срок. Административные правонарушения наносят вред или создают опасность нанесения вреда охраняемым общественным отношениям, т.е. являются антиобщественными (при- знак общественной опасности).
Состав административного правонарушения — это совокупность юридических элементов, при наличии которых деяние квалифициру- ется как административное правонарушение и наступает администра- тивная ответственность.
Объект административного правонарушения— это совокупность общественных отношений, охраняемых административным правом.
Общим объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в области государственного управления. В качестве родового объекта выступают права граждан; общественные отношения в области предпринимательской деятельно- сти, финансов, таможенного дела и др.


376
Объективная сторона административного правонарушения — это видимая сторона административного правонарушения (его внеш- нее проявление), отвечающая на вопросы: как, каким способом, когда, где, с помощью каких средств совершено правонарушение?
Объективная сторона характеризуется противоправным действием или бездействием. При квалификации могут играть роль место, время, способ и другие обстоятельства.
Субъект административного правонарушения — это индивид или организация, совершившие административное правонарушение.
Административную ответственность несет нарушитель, который к моменту совершения правонарушения достиг 16-летнего возраста
(общее правило). Организация приобретает административную делик- тоспособность с момента государственной регистрации в качестве юри- дического лица. Выделяют специальный субъект — правонарушитель, обладающий специальными признаками (должностное лицо, несо- вершеннолетний, иностранец и т.д.); особый субъект — лицо, совер- шившее административный проступок, но который несет не админи- стративную, а дисциплинарную ответственность, устанавливаемую дисциплинарными уставами (военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы).
Субъективная сторона административного правонарушения — вну- тренняя сторона противоправного посягательства, основными характе- ристиками которой выступают вина, мотивы цель.
Вина — это психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям. Различают такие формы вины как умысел и неосто- рожность.
Умысел — заранее обдуманное намерение, когда лицо осознает противо- правный характер деяния, предвидит наступление его вредных послед- ствий, желает их наступления (прямой умысел) либо не желает, но созна- тельно допускает их наступление (косвенный умысел).
Неосторожность, в свою очередь, может проявляться как: 1)
небрежность, когда правонарушитель не осознавал, не предвидел воз- можности наступления вредных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть и осознавать по обстоятельствам дела; 2) самонадеянность, когда правонарушитель осознавал, предвидел, но легкомысленно рас- считывал на предотвращение вредных последствий.
Кроме вины как основного признака в субъективную сторону пра- вонарушения включаются также: мотив — внутреннее побуждение

377
к совершению правонарушения (то, что «толкает» совершить правона- рушение); цель — конечный результат, которого хочет достичь право- нарушитель (то, к чему он стремится, совершая правонарушение).
Таким образом, если в деянии лица усматривается совокупность названных юридических элементов, то оно подвергается администра- тивному наказанию.
Административное наказание. К лицам, совершившим админи- стративное правонарушение, применяются меры принуждения, имену- емые административными наказаниями. Перечень видов администра- тивных наказаний, закрепленный в КоАП РФ, является исчерпывающим.
Согласно ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонару- шений могут устанавливаться и применяться различные администра- тивные наказания.
Предупреждение (ст. 3.4). Суть его заключается в официально выра- женной отрицательной оценке поведения нарушителя (физического или юридического лица) со стороны государства. Обычно предупреж- дению подвергаются лица, впервые совершившие малозначительные правонарушения (их не следует путать с устными замечаниями, сде- ланными на месте нарушения сотрудником полиции в адрес лиц, нару- шивших, например, правила дорожного движения). Предупреждение выносится путем издания соответствующего постановления полномоч- ным органом либо должностным лицом.
Административный штраф (ст. 3.5). Это денежное взыскание, нала- гаемое за административные правонарушения. Кодексом установлены размеры административных штрафов.
Конфискация орудия совершения или предмета административного
правонарушения (ст. 3.7). Конфисковано может быть не любое имуще- ство, а лишь предмет, являвшийся орудием совершения или непосред- ственным предметом административного правонарушения, который принадлежит нарушителю. Суть конфискации в том, что право соб- ственности на имущество принудительно и безвозмездно переходит от нарушителя к государству (орудие или предмет обращается в феде- ральную собственность или в собственность субъекта РФ). Конфиска- ция назначается судьей.
Лишение специального права (ст. 3.8). Речь не идет о лишении любого из прав, которыми обладает гражданин (право управления транспорт- ными средствами, право охоты, право на эксплуатацию радиоэлек- тронных средств и высокочастотных устройств). Лица, которые злоу- потребляют предоставленными специальными правами и неправильно пользуются ими, могут быть лишены этого права только судьей на срок от 1 месяца до 3 лет.
Административный арест (ст. 3.9). Является наиболее суровой мерой административной ответственности. Суть его заключается в кратковременной изоляции от общества на срок не более 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30