Файл: Предмет и задачи патопсихологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 259

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для многих вопросов прикладной психологии — стандартизация эксперимента необходима. Однако, при решении таких практических задач клиники, как трудовая или судебная экспертиза, или учеба ребенка с аномальным развитием, патопсихологический эксперимент носит характер исследования, т.е. того, как выполнил экспериментальную работу сидящий перед психологом конкретный человек, с какой степенью усилий, с какой степенью регуляции, с каким отношением подходил именно этот больной к заданию.

Еще важно отметить: патопсихологическое исследование обнажает реальный пласт жизни больного.

Всё это указывает на то, что программа исследования больного в психиатрической практике не может быть принципиально единообразной, стандартной, она зависит от клинической задачи.

БЕСЕДА ПАТОПСИХОЛОГА С БОЛЬНЫМ

И НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЕГО ПОВЕДЕНИЕМ ВО ВРЕМЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Беседа: Первая часть — это беседа, в узком смысле этого слова. Экспериментатор разговаривает с больным, не проводя еще никакого эксперимента. Вторая часть — это беседа во время эксперимента, потому что эксперимент — это всегда общение с больным.

Что касается узкого смысла и первой части: Прочтя историю болезни, узнав, кто перед ним сидит, психолог решает, "для чего он будет проводить эксперимент", проводить "узкую беседу". Важно, что прежде всего она не должна повторять вопросы врача. Всегда в своей беседе следует учитывать отношение больного к ситуации эксперимента, к вам как экспериментатору.

Отношение к экспериментатору: если оно будет негативным или заранее предвзятым, нужно попытаться как-то заслужить доверие пациента. Без этого диалога не выйдет. Так же иногда стоит уточнять и напоминать больному о важности этой беседы, чтобы не отходить от основной темы. В процессе нужно спрашивать конкретно, задавать распределенные вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Главное- вывести на разговор. Беседа и эксперимент должны содержать в себе элементы психокоррекции. Элементы психотерапевтических приемов всегда должны присутствовать, но нельзя жалеть больного и переходить черту. Время проведения беседы зависит от совокупности факторов конкретного больного. Самое главное в этой беседе — это умение показать больному, что дело не только во враче и не только в лекарствах, но и в нем самом.


Вторая часть беседы — это общение с больным во время эксперимента.

Если человек на тесты реагирует буйно и негативно – нужно убедить его в серьезности эксперимента. Реакция больного на подсказки экспериментатора, на его мимику-все должно быть отражено в протоколе.

Наблюдение за поведением больного во время исследования.

В беседу и эксперимент всегда включается элемент наблюдения за поведением больного. Следует отмечать и охарактеризовывать обратную связь от больного. Нужно обратить внимание на то, отвлекается ли больной на посторонний раздражитель. Наблюдение проводится на протяжении всего эксперимента, и главное его условие – оно не должно быть навязчивым.


Глава III НАРУШЕНИЯ СОЗНАНИЯ.

Само определение данного термина имеет трудность, потому что понятие сознания в психиатрии не опирается на философскую и психологическую трактовку.

Сознание может рассматриваться в разных аспектах. В более узком значении сознание — это человеческое отражение бытия, отражение в социально выработанных формах идеального. сознание — это процесс осознания субъектом объективного бытия реальности, по Рубинштейну. сознание есть знание того, как объект противостоит познающему субъекту.

Сознание можно понять "как субъективный продукт, как преобразованную форму проявления тех общественных по своей природе отношений, которые осуществляются деятельностью человека в предметном мире... В продукте запечатлевается не образ, а именно деятельность — то предметное содержание, которое она объективно несет в себе", по Леонтьеву. Сознание включает в себя не только знание об окружающем мире, но и знание о себе.

Однако, понятие сознания в психиатрии не совпадает с его философским и психологическим содержанием, от чего и исходит трудность определения.

Условные признаки "ясности" и "помрачения" сознания, по К. Ясперсу:

1. дезориентировка во времени, месте, ситуации;

2. отсутствие отчетливого восприятия окружающего:

3. разные степени бессвязности мышления;

4. затруднение воспоминаний происходящих событий и субъективных болезненных явлений.

формы нарушения сознания:

  • Оглушенное состояние сознания - характеризуется резким повышением порога для всех внешних раздражителей, затруднением образования ассоциаций.

  • Делириозное помрачение сознания - не просто дезориентировка, а ложная ориентировка во времени и пространстве.

  • Онейроидное (сновидное) состояние сознания - характеризуется причудливой смесью отражения реального мира и обильно всплывающих в сознании ярких чувственных представлений фантастического характера.

  • Сумеречное состояние сознания - характеризуется внезапным наступлением, непродолжительностью и столь же внезапным прекращением. Характерной чертой является последующая амнезия. Сумеречное состояние сознания, протекающее без бреда, галлюцинаций и изменения эмоций, носит название "амбулаторного автоматизма".

  • Псевдодеменция - разновидность сумеречного состояния сознания. Характерно дезориентировкой, забывчивостью, трудностью с созданием новых связей.


Деперсонализация - своеобразная форма нарушения самопознавания.Характеризуется чувством отчуждения собственных мыслей, аффектов, действий, своего "Я", которые воспринимаются как бы со стороны.

Синдром дисморфобии – нарушения, возникающие при разных заболеваниях. Выраженное, навязчивое или бредовое стремление больных исправить мнимый недостаток. Синдром дисморфобии связан с низкой самооценкой. - Б. В. Ничипоров. И. М. Сеченов подчеркивал роль мышечных ощущений в осуществлении движений тела и актов восприятия, указывал на существование "темных", нерасчлененных чувствований (не осознаются, но являются необходимым фоном для нормального протекания всей психической деятельности), исходящих из внутренних органов, создающих "чувственную подкладку" нашего "Я" и служащих основой самоощущения. Синтез ощущений, исходящих из внутренних органов чувств и так называемых внешних органов чувств, является стержнем формирования самосознания.

А. А. Меграбян связывает данное явление с расстройством особых "гностических чувств" — системных автоматизированных чувствований, слитых в нормальном состоянии с отражательным компонентом психических образов. Гностические чувства обнаруживают следующие свойства: 1 ) обобщают предшествующие знания о предмете и слове в конкретно- чувственной форме; 2) обеспечивают чувствование принадлежности психических процессов нашему "Я"; 3) включают в себя эмоциональный тон той или иной окраски и интенсивности.

Роль гностических чувств в познании и самопознании становится особенно ощутимой в случаях патологии.

Нарушение гностических чувств может привести также к личностным изменениям. Следовательно, болезнь действует разрушающе на личность опосредованно, через деятельность, усвоенную в ходе социального развития человека.

Глава IV НАРУШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

  1. ВВЕДЕНИЕ.

Пути исследования психологии личности намечены советскими психологами. Опираясь на марксистскую теорию о социальной природе психики, советская психология рассматривает личность как продукт общественно- исторического развития.

Другая линия исследования личности — это путь формирования личностных особенностей, черт характера в процессе воспитания и обучения

В зарубежной психологии констатируется феноменология влияния социальных факторов на развитие ребенка. В работах советских исследователей ставится вопрос об анализе самого процесса формирования этих особенностей, изучается его психологическая природа.


При исследовании личности особенно продуктивным оказалось введение и развитие понятий "личностного смысла" и "значения". Указывая, что мотивы и цели могут изменяться, А. Н. Леонтьев подчеркивает, что цель, которая первоначально сама по себе не имела для субъекта побудительной силы, может приобрести ее и стать мотивом

Введение и вместе с тем разведение понятий смысла и значения позволяют преодолеть разрыв между сферой сознания, мышлением, и сферой мотивов, потребностей.

Следует отметить, что путь изучения самой структуры деятельности, мотивов, их иерархии и построения, и путь изучения их формирования являются основными аспектами исследований в области психологии личности. Однако, за последние годы был найден еще один путь – анализ исследований патологически измененной личности.

Будучи разделом психологической науки, патопсихология отправляется от ее основных положений: принципа детерминизма и принципа развития.

Эти принципы обязывают к исследованию качественного содержания психической деятельности. Важнейшим условием овладения, усвоения мира является наличие отношений с другими людьми. Сложная психическая деятельность является изначально общественно обусловленной, она формируется в освоении мира, в общении с другими людьми, с которыми ребенок находится в определенных отношениях, вызывая его эмоциональные переживания.

Эти отношения определяются конкретно-историческими условиями, но, сложившись, они сами определяют поступки и действия человека.

Разрушая психическую деятельность человека, болезнь при определенных условиях приводит к изменению именно личностного компонента. Происходит формирование новых мотивов, изменяются соотношения потребностей, мотивов, их содержание и иерархия, переживания.

Материал патологии послужил Л. С. Выготскому основанием для построения своего учения о высших психических функциях, для анализа их психологической структуры, для проблемы первичных и вторичных симптомов.

Изменения личности неизбежно связаны с изменением основных ценностей, общественных установок и стремлений человека, его самооценки. При анализе этих нарушений возникает опасность смешения психических и биологических категорий. Это чревато тенденциями биологизации психологических и социальных явлений.

Содержание сознания зависит от жизнедеятельности человека.

При рассмотрении нарушений личности нельзя игнорировать компоненты сознания и направленности личности. Клиническая практика обнаруживает несомненные качественные нарушения всех этих образований при некоторых поражениях головного мозга.