Файл: Предмет и задачи патопсихологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 261

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Значимое, существенное - то, что приобрело смысл в жизнедеятельности человека.

Восприятие мира включает смысловое отношение к нему, его предметно-объективное значение (превалирует то одно, то другое, но их единство гармонично).

Разноплановость мышления

Разноплановость - нарушение мышления, при котором суждения больных о каком-нибудь явлении протекают в разных плоскостях. Больные могут правильно усваивать инструкцию; обобщать предлагаемый им материал; актуализируемые ими знания о предметах могут быть адекватными; они сравнивают объекты на основании существенных, упроченных в прошлом опыте свойств предметов. Но больные не выполняют задания в требуемом направлении: их суждения протекают в разных руслах. Действия и суждения не обусловлены целью, условиями задания, установками личности. Колебания уровня и содержания суждений возникают не в результате изменённой динамики мышления.

При непоследовательности суждений действия больного на какой-то отрезок времени адекватны цели и условиям, поставленным экспериментатором (например, больной оставляет обобщенный способ решения и начинает объединять объекты на основании конкретного признака), но проводятся в плане классификации: объединение предметов на основании свойств, признаков самих предметов. При разноплановости мышления основа классификации не носит единого характера.

Аналогичные нарушения мышления отмечала и Г.Биренбаум при исследовании больных шизофренией: у больных мышление "течет как бы по различным руслам одновременно". При симптоме "минования сущности", по Биренбаум, больные часто подменяли выполнение задания выявлением субъективного отношения к нему (устное сообщение).

Анализ историй болезни таких больных, наблюдения за их поведением в жизни и больнице выявили неадекватность их жизненных установок, парадоксальность их мотивов и эмоциональных реакций. Больной мог не заботиться о своих близких, но он проявлял повышенную озабоченность по поводу "пищевого рациона" своей кошки, другой больной мог оставить свою профессию и, обрекая семью на лишения, занимался тем, что целыми днями расставлял вещи перед фотообъективом, так как, по его мнению, "видение в различных ракурсах приводит к расширению умственного кругозора".

В ситуации, аффективно не насыщенной, "разноплановость" мышления может выступить лишь в рудиментарной форме.

В докладе на XVIII Международном конгрессе психологов в Москве (1966 г.) "Потребности, мотивы, сознание" А. Н. Леонтьев говорил: «усвоенные человеком значения могут быть более узкими или более широкими, менее адекватными или более адекватными, но они всегда сохраняют свой объективированный, как бы "надличный характер"». Более четко выступает роль измененного личностного отношения в структуре резонерства.


Резонёрство – расстройство мышления, склонность к бесплодному мудрствованию, тенденция к непродуктивным многоречивым рассуждениям. Механизм «резонерства» – повышенная аффективность, неадекватное отношение, стремление подвести любое, даже незначительное, явление под какую-то «концепцию».

Нередко неадекватные суждения отмечаются даже у больных, у которых вообще эксперимент не выявляет нарушений познавательных процессов.

По результатам исследования Тепеницыной, неадекватность, резонерство больных, их многоречивость выступали в моменты аффективной захваченности, чрезмерного сужения круга смыслообразующих мотивов, повышенной тенденции к "оценочным суждениям". Тепеницына пишет: "резонерство выражается в претенциозно-оценочной позиции больного и склонности к большому обобщению по отношению к мелкому объекту суждений".

При выполнении классификации у больной особенно отчетливо выступает склонность к "претенциозным высказываниям". Объединяя в группу "пилу, стакан, бутылку, куртку", больная объясняет: "Предметы домашнего обихода и инструменты". Попытки экспериментатора вмешаться, помочь больной, направить работу по нужному руслу ни к чему не приводят. Классификация предметов остается незавершенной.

Тепеницына отмечает: «аффективность проявляется и в форме высказывания: многозначительной, с неуместным пафосом. Иногда интонация испытуемого позволяет расценить высказывание как резонерское; суждения, звучащие в громкой речи как типично резонерские, при письменной записи вместе с потерей интонаций теряют и свой резонерский оттенок.» Грамматический строй речи отражает эмоциональные особенности "резонерства". Своеобразен синтаксис, своеобразна лексика резонерских высказываний. Больные часто используют инверсии, вводные слова. Речь приобретает характер "разорванности" (симптом нарушения речи как функции общения). Нередко подобные больные говорят независимо от присутствия собеседника (симптом монолога). При внешне упорядоченном поведении и правильной ориентировке в обстановке монотонным, спокойным голосом больной часами произносит монологи, не проявляя при этом никакой заинтересованности во внимании собеседников.

В довольно длительных высказываниях больных нет никакого рассуждения; больные произносят ряд фраз, не сообщая в них никакой содержательной мысли, не устанавливая связей между предметами и явлениями. По внешней форме это напоминает разговор двух людей: в некоторых ответах больного даже содержится какой-то отклик на вопрос экспериментатора (при этом речь больного не служит функции общения: больной ничего не сообщает экспериментатору, ни о чем не пытается у него узнать). В речи больных нельзя обнаружить определенного объекта мысли. Отрывки их речи нельзя изложить другими словами. Больные не заинтересованы во внимании собеседника, они не выражают в своей речи никакого отношения к другим людям. Эта особенность речи больных делает ее схожей с так называемой эгоцентрической речью ребенка.



Нарушение динамики мыслительной деятельности

Признание рефлекторной природы мышления - признание его как процесса (Сеченов), мысль имеет определенное начало, течение и конец. Для анализа внутренних закономерностей мышления, структуры мыслительных операций (отражающих объективные св-ва предметов) необходим анализ процессуальной стороны мыслительной деятельности. Использование обобщенных способов решения задач, актуализация адекватных знаний о предметах требуют сохранности интеллектуальных операций, динамики мышления. Рубинштейн: «свести мышление к операциональной стороне и не учитывать его процессуальную сторону - устранить мышление». Для успешного выполнения интеллектуального акта надо выделять адекватные системы связей, отбрасывать побочные, оценивать каждую мыслительную операцию по ходу ее выполнения. Это составляет динамическую характеристику мыслительной деятельности.

Осуществление опосредованности обеспечивается правильной структурой понятий. Познание фактов, скрытых от непосредственного восприятия, возможно при способности проанализировать, обобщить воспринимаемые факты. Также переход от одних суждений к другим связан с наличием более или менее длинной цепи умозаключений (истинным проявлением мышления как процесса).

Колебания умственной работоспособности ряда больных (например, сосудистыми заболеваниями мозга) приводили к колебаниям памяти (из-за истощаемости корковой нейродинамики). Они выступали как непоследовательность суждений и наблюдались в мыслительной деятельности.

Лабильность мышления нарушение, характерная особенность которого - неустойчивость способа выполнения задания (уровень обобщения в основном не снижен; правильное обобщение материала; операции сравнения, переноса не нарушены; адекватный характер суждений неустойчив).

При классификации предметов больные легко усваивают инструкцию, применяют способ, адекватный условиям решения, начинают раскладывать карточки по обобщенному признаку, но оставляют правильный путь решения. Эти колебания носили различный характер:

  • чередования обобщенных и конкретно-ситуационных решений (выполнение заданий на уровне обобщенных решений - не модус работы больных)

  • подмена логических связей случайными сочетаниями (объединение объектов в одну группу лишь потому, что карточки оказались рядом, нередкое замечание ошибок и их исправление)

  • образование одноименных групп (выделение предметов по правильному общему признаку и выделение аналогичной по смыслу группы)


Чередование адекватных и неадекватных решений не всегда приводило к грубым нарушениям строения мышления, но иногда искажая правильный ход суждений, было нарушением их умственной работоспособности. Лабильность мышления наблюдается у больных маниакально-депрессивным психозом в маниакальной фазе болезни (при повышенном настроении и самочувствии, психомоторном возбуждении).

Осмысление ситуации, возможность анализа и синтеза у больных часто не нарушены, но выполнение любого экспериментального задания не вызывало определенной стратегии их мышления. Больные не задумываются над вопросом, адресованным к ним, не вникают в смысл задания. Они импульсивно приступают к выполнению.

Возникающие ассоциации носят хаотический характер и не оттормаживаются. Отдельные слова вызывают новые ассоциации, которые больные тут же высказывают; любое возникающее представление, Понимая смысл пословицы, они не могут ее объяснить. Нередко какое- нибудь слово пословицы вызывает "цепочку" ассоциаций; иногда больные, не объяснив пословицы, приводят подходящий пример из своей жизни; последний напоминает им еще что-нибудь сходное, и мысль больных протекает в случайном направлении.

У больных может быть повышена "откликаемость" (невозможность удерживать ход суждений в установленном ранее направлении, реагирование на любой раздражитель, к ним не адресованный).

Инертность мышления – тип нарушения мыслительного процесса, основывающийся на инертностисвязейпрошлогоопыта (больные не могут менять избранного способа своей работы, изменять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой). Встречается у больных эпилепсией, с отдаленными последствиями тяжелых травм головного мозга, при некоторых формах умственной отсталости.

Такие больные иногда в состоянии работать, но делают это с частыми срывами, теряют прежнюю квалификацию и выполняют работу, не требующую приобретения и использования новых знаний. В психоневрологическую больницу они поступают в связи с декомпенсацией состояния. В историях болезни отмечается, что больные принимают участие в трудовых процессах, читают газеты, проявляют часто интерес к жизни отделения; вместе с тем качество их умственной продукции невысоко, темп работы замедлен.

Экспериментально-психологическое исследование обнаруживает замедленность, тугоподвижность их интеллектуальных процессов. Даже в тех случаях, когда они могут обобщить материал, они допускают ошибочные решения, если им необходимо переключиться на новый способ решения задачи. Изменение условий затрудняет их работу.


Конкретные связи прежнего опыта инертно доминируют в мыслительной деятельности больных и определяют весь дальнейший ход их суждений. Больные часто не упускают при выполнении задания ни одной детали, ни одного свойства предметов и в результате не приходят даже к элементарному обобщению. Из этого стремления к уточнению, из желания исчерпать при решении какого-нибудь вопроса все многообразие фактических отношений и возникает "резонерство".

А. Н. Леонтьев и Т. Ф. Розанова показали: при изменении смысла задания (инструкции) одни и те же раздражители вызывают различные ассоциативные связи. Закрепление и воспроизведение ассоциативных связей должны происходить именно в зависимости от поставленного задания.

Полноценность мыслительной деятельности – устойчивая способность выполнить ту или иную мыслительную операцию.

Одна из форм нарушений динамики познавательной деятельности - нарушение саморегуляции.

Нарушение процесса саморегуляции познавательной деятельности

Нарушения саморегуляции - невозможность целенаправленной организации своих мыслительных действий. Важнейший аспект саморегуляции мышления - рефлексивный (процесс осознания, проверки, перестройки и выработки субъектом средств и способов деятельности). Функции рефлексии в познавательной деятельности: контрольная (проверка соответствия действия имеющемуся эталону) и конструктивная (осознание и перестройки мыслительных действий).

По Холмогоровой, саморегуляция не сводится к осознанию, контролю и перестройке мыслительных действий (она может быть направлена на мобилизацию внутренних ресурсов для решения проблемы или задачиили же на отказ от дальнейшего решения и стремление дискредитировать задачу или же оправдать себя). Тогда выделяются еще 2 функции саморегуляции познавательной деятельности — мобилизующая (продуктивная с точки зрения регуляции мышления) и защитная (непродуктивная).

На материале решения задач на соображение больными шизофренией (вялотекущая форма) Холмогоровой: саморегуляция ослабляется (нарушается конструктивная и мобилизующая функции, относительно сохранна контрольная, активизирована защитная-уход из ситуации, отказ от продолжения решения). Больные способны к контролю своих при сформированности эталона действия. Снижение осознанности мыслительных действий, отсутствие направленности на разрешение содержательного затруднения отрицательно влияют на общую продуктивность мыслительной деятельности.