Файл: Условия подготовки школьной реформы 9 воспитательные воззрения екатерины ii 9.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 235
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЫ
§1. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ ЕКАТЕРИНЫ II
§2. ПЕРВЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ В РОССИИ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЗ СОСЛОВНЫХ ПРЕГРАД
§ 3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ШКОЛЬНОЙ РЕФОРМЫ ЕКАТЕРИНЫ II (1782-1786 ГГ.)
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ РЕФОРМЫ В СИБИРИ.
§ 1. ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ В УЧИЛИЩАХ СИБИРИ
§ 2. УЧИТЕЛЯ ГЛАВНЫХ И МАЛЫХ НАРОДНЫХ УЧИЛИЩ СИБИРИ
140.
Данное пособие было новым словом в методике преподавания для своего времени. Как показал предшествующий опыт, успех организации и деятельности школ зависит в первую очередь от педагогов – их знаний и умений, культуры, понимания задач школы141.
Еще одним результатом деятельности Комиссии явилась разработка «Правил для учащихся в народных училищах», представляющих собой описание правил поведения и обязанностей учеников в школе. Следует отметить, главное место занимают пункты, связанные с религиозным воспитанием. Первый раздел «Правил…» целиком посвящен этому вопросу – «Как ученики поступать должны перед богом и в церкви»142. Основная идея, которая проповедуется здесь, – это внушение детям страха перед богом: «Начало премудрости есть страх божий: такой страх должно в училищах паче всего внушать ученикам; ибо оный побуждает их ко благоповедению, и души наполнившиеся оного воздержатся от проступков, к которым плотский человек весьма склонен». Получается, в основе формирования личности с положительными характеристиками должна быть вера в бога, которая будет определять все нормы поведения человека в будущем143.
Поскольку главным местом, где собираются верующие, чтобы молиться, благодарить бога за милость и просить помилования за грехи и другое, является церковь, то все ученики по воскресным и праздничным дням должны ходить туда.
«Правила…» предписывают, что не надо из дома сразу в церковь идти, а сначала следует собраться в училище и только затем вместе и организованно идти в церковь. Во время богослужения они должны вести себя благопристойно: не разговаривать, мыслями не бродить, размышлять о всемогуществе бога и его мудрости, благодарить за благодеяния. После завершения службы в церкви все должны вернуться в школу и только с разрешения учителя расходиться по домам144.
Второй раздел «Правил…» касается порядка поступления в училища и его завершения – «Как ученикам сходиться в училище, в оном поступать и из оного выходить». Детей, желающих обучаться в школе, должны привести их родители в строго определенные для приема на учебу сроки: «летом прежде Фомина понедельника, а зимою ко 1 ноябрю, дабы они до начатия учебного течения приняты и внесены были в список; не явившимся же к сему времени отказывать и отсылать до начатия следующего учебного течения, дабы ради одного или двух учеников учения снова начать не требовалось».
Согласно «Правилам» в училищах устанавливалась жесткая дисциплина и строгие правила поведения учащихся. Придя в школу, следовало поздороваться с учителем и занять то учебное место, которое учитель укажет145. Постоянного рабочего места у детей быть не может, «дабы они в случае опоздания не лазили чрез скамьи, но садились порядком, как один за другим войдет». Во время уроков выходить из класса не разрешалось даже по «естественной нужде, ибо подобные выбеги неудобно дозволять, а хотя бы и позволялись, то немногим вдруг, но всегда одному после другого»146.
Каждый учебный день в школе начинался с молитвы. После ее прочтения в начале урока учитель должен провести проверку присутствия учеников в классе. Для этого проводилась перекличка. Каждый ученик, услышав свое имя, должен встать и сказать: «Здесь». Если кто-то раньше отсутствовал, то должен объяснить причину. На уроке ученик может заниматься только тем, что скажет учитель, и внимательно его слушать. В ответ на заданный вопрос «Дозволяется вопрошаемому ответствовать, но когда таковой не в силах отвечать, то тому, кто знает, поднятием левой руки должно дать знать, что он в состоянии отвечать, однако ж не прежде должен говорить, пока получит дозволение; причем надлежит ему смотреть на учителя и говорить с благопристойностью»147.
Каждый ученик должен любить своего учителя и доверять ему, будучи убежденным: все, что их наставник предпринимает в школе, делается для их же пользы и благополучия, если даже речь идет о мерах наказания за какие-либо проступки детей148. Отдельно подчеркивалась мысль о том, что молодые люди должны проявлять беспрекословное послушание, так как «… кто в юности учителю не послушен, тот, возмужавши, и власти гражданской обыкновенно не покоряется, и для сего ученику подлежит в училище к повиновению благовременно навыкать и все повеления учителя со возможною покорностью и должным почтением исполнять»149. Здесь мы опять встречаемся с уже знакомой нам идеей воспитания благонадежных подданных.
После успешного прохождения обучения ученик не мог оставить училище самовольно, его родители должны были получить от учителя соответствующее письменное свидетельство150.
Учебный процесс в школе не ограничивался только отношениями между учителем и учащимися. Важное место занимали взаимоотношения между самими учениками. По этому поводу «Правила…» также содержат определенные нормы. Ученики должны обходиться друг с другом учтиво, при необходимости помогать друг другу, не разрешалось смеяться над физическими недостатками друг друга. Драться и ругаться категорически запрещалось. Если возникали конфликтные ситуации между детьми, то их разрешить мог только учитель. Если кого из учеников учитель наказывал за содеянный поступок, то остальным над ним издеваться и смеяться не разрешалось. В присутствии посторонних людей в стенах училища детям вести себя нужно также вежливо, учтиво и т. д
151.
Завершает «Правила…» третий раздел – «Как ученикам вне училища и церкви в прочем поступать». Изложенные выше правила поведения ученики должны соблюдать не только в школе и церкви, но и дома, а также в других местах. Здесь достаточно подробно сказано о поведении детей дома, начиная с того, что они должны быть послушными152.
Самым главным документом школьной реформы являлся, опубликованный комиссией об учреждении народных училищ 5 августа 1786 г., «Устав народным училищам в Российской империи». Данный устав в первом разделе первой главы, под названием «О классах главных народных училищ» регламентировал создание во всех городах и крупных селах народных училищ двух типов. В губернских городах - главных народных училищ, которые состояли из четырех классов, но срок обучения был пять лет, поскольку науки четвертого класса изучались два года, а в уездных городах и селах создавались малые народные училища со сроком обучения два года. Следует отметить, что в Уставе не упоминалось об открытии народных училищ в деревнях. В данной главе четко расписывалось, каким предметам и в каком классе обучать следует, программа малых училищ была идентичной программе двух классов главных народных училищ153.
Предусматривалось обучение по классно-урочной системе, учитель должен был работать одновременно с целым классом.
В течение первых двух лет обучали чтению, письму, «христианскому добронравию», изучался трактат «О должности человека и гражданина». Следует подчеркнуть, что это основной учебник, который был обязателен для изучения, его полное название «О должностях человека и гражданина, книга для чтения, определенная в народных городских училищах»154.
Эта книга представляла собой отредактированный самой Екатериной II труд австрийского педагога Иоганна Фельбигера. То, что Императрица сама занималась редактированием данного учебника, показывает, насколько она считала важным реформирование сферы образования и сколько внимания уделяла этому вопросу. В труде Фельбигера предполагалось формирование четырех гражданских должностей: законопослушание, верноподданность, вера в истинность и правоту действий монарха, повиновение. Вторая часть учебника «О попечении о теле» была посвящена правилам по уходу за телом: учащимся давались подробные рекомендации относительно гигиены, лечения простых болезней и по уходу за больными, разъяснялись причины заболеваний и т.п. Третья часть в основном посвящена рекомендации учителям о том, как правильно объяснить ученику его общественные обязанности
155. В четвертой части содержались сведения по домоводству, о науках, искусствах, промыслах и ремеслах, что позволяло подготавливать школьников к будущей самостоятельной трудовой деятельности156. Основная мысль данного учебника заложена в понятии «любочестие», которое определяется как «склонность чести достойным себя учинить и старание делать то, что истинная честь приобретается. Не надлежит нам честь едину намерением дел наших поставлять: исполнение должностей наших будет самое основное их намерение»157. Соответственно честь приобретается через искреннее и верное служение монарху.
Во втором классе обучали рисованию. В третьем и четвертом классах продолжалось обучение рисованию, также учащиеся должны были изучать всеобщую историю, географию землеописание Российского государства, основы геометрии, механики, физики, естественной истории и латинского языка.
Четвертый подраздел первой главы под названием «Число учителей главного народного училища и разделение часов учебных» предписывает, что в малом народном училище должно быть два учителя, один в первом классе и один во втором, однако, если учеников мало, то и одного учителя достаточно. В главном народном училище их должно было быть шесть: два в нижних классах, два в высших, один учитель иностранных языков и один - рисования.
В четвертой главе в подразделе «Ободрение ученикам» сказано, что имена отличившихся в учебной деятельности учащихся будут внесены учителем в свою книгу, чтобы память о них сохранилась, а также в пример других учащимся158.
Из пятой главы «О попечителе народных училищ губернии или наместничества» узнаем, что попечителем народных училищ является губернатор данного наместничества. Соответственно, можно сделать вывод о том, что содержание училищ возлагалось на местные власти.
Директора училища назначал генерал-губернатор. «Он заседает в приказе общественного призрения по делам, до училищ касающимся». В обязанности директора входил прием ежемесячных рапортов как от учителей народных училищ в губернском городе, так и от учителей уездных школ, осматривать раз в неделю народные училища в губернском городе, уездные школы дважды в год. Также должен был следить за проведение «открытых испытаний», то есть экзаменов, которые проходили два раза в год с 26 декабря по 6 января и с 29 июня по 3 июля159.
В главе седьмой «О смотрителе уездных народных училищ» сказано, что в «каждом уездном городе избирается попечителем народных училищ один смотритель из граждан того города для всегдашнего призору за училищами в том месте находящимися». Смотритель должен был осматривать училище два раза в неделю, а также следить за посещаемостью и в случае прогулов уведомлять об этом родителей того или иного учащегося
160.
Из училищ были устранены официальные представители церкви. Преподавание (в том числе, катехизиса и священной истории) поручалось гражданским учителям.
Данный документ, является наиболее важным из всех принятых комиссией по созданию народных училищ. Устав заложил основы государственной общеобразовательной школы.
Данное пособие было новым словом в методике преподавания для своего времени. Как показал предшествующий опыт, успех организации и деятельности школ зависит в первую очередь от педагогов – их знаний и умений, культуры, понимания задач школы141.
Еще одним результатом деятельности Комиссии явилась разработка «Правил для учащихся в народных училищах», представляющих собой описание правил поведения и обязанностей учеников в школе. Следует отметить, главное место занимают пункты, связанные с религиозным воспитанием. Первый раздел «Правил…» целиком посвящен этому вопросу – «Как ученики поступать должны перед богом и в церкви»142. Основная идея, которая проповедуется здесь, – это внушение детям страха перед богом: «Начало премудрости есть страх божий: такой страх должно в училищах паче всего внушать ученикам; ибо оный побуждает их ко благоповедению, и души наполнившиеся оного воздержатся от проступков, к которым плотский человек весьма склонен». Получается, в основе формирования личности с положительными характеристиками должна быть вера в бога, которая будет определять все нормы поведения человека в будущем143.
Поскольку главным местом, где собираются верующие, чтобы молиться, благодарить бога за милость и просить помилования за грехи и другое, является церковь, то все ученики по воскресным и праздничным дням должны ходить туда.
«Правила…» предписывают, что не надо из дома сразу в церковь идти, а сначала следует собраться в училище и только затем вместе и организованно идти в церковь. Во время богослужения они должны вести себя благопристойно: не разговаривать, мыслями не бродить, размышлять о всемогуществе бога и его мудрости, благодарить за благодеяния. После завершения службы в церкви все должны вернуться в школу и только с разрешения учителя расходиться по домам144.
Второй раздел «Правил…» касается порядка поступления в училища и его завершения – «Как ученикам сходиться в училище, в оном поступать и из оного выходить». Детей, желающих обучаться в школе, должны привести их родители в строго определенные для приема на учебу сроки: «летом прежде Фомина понедельника, а зимою ко 1 ноябрю, дабы они до начатия учебного течения приняты и внесены были в список; не явившимся же к сему времени отказывать и отсылать до начатия следующего учебного течения, дабы ради одного или двух учеников учения снова начать не требовалось».
Согласно «Правилам» в училищах устанавливалась жесткая дисциплина и строгие правила поведения учащихся. Придя в школу, следовало поздороваться с учителем и занять то учебное место, которое учитель укажет145. Постоянного рабочего места у детей быть не может, «дабы они в случае опоздания не лазили чрез скамьи, но садились порядком, как один за другим войдет». Во время уроков выходить из класса не разрешалось даже по «естественной нужде, ибо подобные выбеги неудобно дозволять, а хотя бы и позволялись, то немногим вдруг, но всегда одному после другого»146.
Каждый учебный день в школе начинался с молитвы. После ее прочтения в начале урока учитель должен провести проверку присутствия учеников в классе. Для этого проводилась перекличка. Каждый ученик, услышав свое имя, должен встать и сказать: «Здесь». Если кто-то раньше отсутствовал, то должен объяснить причину. На уроке ученик может заниматься только тем, что скажет учитель, и внимательно его слушать. В ответ на заданный вопрос «Дозволяется вопрошаемому ответствовать, но когда таковой не в силах отвечать, то тому, кто знает, поднятием левой руки должно дать знать, что он в состоянии отвечать, однако ж не прежде должен говорить, пока получит дозволение; причем надлежит ему смотреть на учителя и говорить с благопристойностью»147.
Каждый ученик должен любить своего учителя и доверять ему, будучи убежденным: все, что их наставник предпринимает в школе, делается для их же пользы и благополучия, если даже речь идет о мерах наказания за какие-либо проступки детей148. Отдельно подчеркивалась мысль о том, что молодые люди должны проявлять беспрекословное послушание, так как «… кто в юности учителю не послушен, тот, возмужавши, и власти гражданской обыкновенно не покоряется, и для сего ученику подлежит в училище к повиновению благовременно навыкать и все повеления учителя со возможною покорностью и должным почтением исполнять»149. Здесь мы опять встречаемся с уже знакомой нам идеей воспитания благонадежных подданных.
После успешного прохождения обучения ученик не мог оставить училище самовольно, его родители должны были получить от учителя соответствующее письменное свидетельство150.
Учебный процесс в школе не ограничивался только отношениями между учителем и учащимися. Важное место занимали взаимоотношения между самими учениками. По этому поводу «Правила…» также содержат определенные нормы. Ученики должны обходиться друг с другом учтиво, при необходимости помогать друг другу, не разрешалось смеяться над физическими недостатками друг друга. Драться и ругаться категорически запрещалось. Если возникали конфликтные ситуации между детьми, то их разрешить мог только учитель. Если кого из учеников учитель наказывал за содеянный поступок, то остальным над ним издеваться и смеяться не разрешалось. В присутствии посторонних людей в стенах училища детям вести себя нужно также вежливо, учтиво и т. д
151.
Завершает «Правила…» третий раздел – «Как ученикам вне училища и церкви в прочем поступать». Изложенные выше правила поведения ученики должны соблюдать не только в школе и церкви, но и дома, а также в других местах. Здесь достаточно подробно сказано о поведении детей дома, начиная с того, что они должны быть послушными152.
Самым главным документом школьной реформы являлся, опубликованный комиссией об учреждении народных училищ 5 августа 1786 г., «Устав народным училищам в Российской империи». Данный устав в первом разделе первой главы, под названием «О классах главных народных училищ» регламентировал создание во всех городах и крупных селах народных училищ двух типов. В губернских городах - главных народных училищ, которые состояли из четырех классов, но срок обучения был пять лет, поскольку науки четвертого класса изучались два года, а в уездных городах и селах создавались малые народные училища со сроком обучения два года. Следует отметить, что в Уставе не упоминалось об открытии народных училищ в деревнях. В данной главе четко расписывалось, каким предметам и в каком классе обучать следует, программа малых училищ была идентичной программе двух классов главных народных училищ153.
Предусматривалось обучение по классно-урочной системе, учитель должен был работать одновременно с целым классом.
В течение первых двух лет обучали чтению, письму, «христианскому добронравию», изучался трактат «О должности человека и гражданина». Следует подчеркнуть, что это основной учебник, который был обязателен для изучения, его полное название «О должностях человека и гражданина, книга для чтения, определенная в народных городских училищах»154.
Эта книга представляла собой отредактированный самой Екатериной II труд австрийского педагога Иоганна Фельбигера. То, что Императрица сама занималась редактированием данного учебника, показывает, насколько она считала важным реформирование сферы образования и сколько внимания уделяла этому вопросу. В труде Фельбигера предполагалось формирование четырех гражданских должностей: законопослушание, верноподданность, вера в истинность и правоту действий монарха, повиновение. Вторая часть учебника «О попечении о теле» была посвящена правилам по уходу за телом: учащимся давались подробные рекомендации относительно гигиены, лечения простых болезней и по уходу за больными, разъяснялись причины заболеваний и т.п. Третья часть в основном посвящена рекомендации учителям о том, как правильно объяснить ученику его общественные обязанности
155. В четвертой части содержались сведения по домоводству, о науках, искусствах, промыслах и ремеслах, что позволяло подготавливать школьников к будущей самостоятельной трудовой деятельности156. Основная мысль данного учебника заложена в понятии «любочестие», которое определяется как «склонность чести достойным себя учинить и старание делать то, что истинная честь приобретается. Не надлежит нам честь едину намерением дел наших поставлять: исполнение должностей наших будет самое основное их намерение»157. Соответственно честь приобретается через искреннее и верное служение монарху.
Во втором классе обучали рисованию. В третьем и четвертом классах продолжалось обучение рисованию, также учащиеся должны были изучать всеобщую историю, географию землеописание Российского государства, основы геометрии, механики, физики, естественной истории и латинского языка.
Четвертый подраздел первой главы под названием «Число учителей главного народного училища и разделение часов учебных» предписывает, что в малом народном училище должно быть два учителя, один в первом классе и один во втором, однако, если учеников мало, то и одного учителя достаточно. В главном народном училище их должно было быть шесть: два в нижних классах, два в высших, один учитель иностранных языков и один - рисования.
В четвертой главе в подразделе «Ободрение ученикам» сказано, что имена отличившихся в учебной деятельности учащихся будут внесены учителем в свою книгу, чтобы память о них сохранилась, а также в пример других учащимся158.
Из пятой главы «О попечителе народных училищ губернии или наместничества» узнаем, что попечителем народных училищ является губернатор данного наместничества. Соответственно, можно сделать вывод о том, что содержание училищ возлагалось на местные власти.
Директора училища назначал генерал-губернатор. «Он заседает в приказе общественного призрения по делам, до училищ касающимся». В обязанности директора входил прием ежемесячных рапортов как от учителей народных училищ в губернском городе, так и от учителей уездных школ, осматривать раз в неделю народные училища в губернском городе, уездные школы дважды в год. Также должен был следить за проведение «открытых испытаний», то есть экзаменов, которые проходили два раза в год с 26 декабря по 6 января и с 29 июня по 3 июля159.
В главе седьмой «О смотрителе уездных народных училищ» сказано, что в «каждом уездном городе избирается попечителем народных училищ один смотритель из граждан того города для всегдашнего призору за училищами в том месте находящимися». Смотритель должен был осматривать училище два раза в неделю, а также следить за посещаемостью и в случае прогулов уведомлять об этом родителей того или иного учащегося
160.
Из училищ были устранены официальные представители церкви. Преподавание (в том числе, катехизиса и священной истории) поручалось гражданским учителям.
Данный документ, является наиболее важным из всех принятых комиссией по созданию народных училищ. Устав заложил основы государственной общеобразовательной школы.