Файл: Условия подготовки школьной реформы 9 воспитательные воззрения екатерины ii 9.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
90. Суть школьной реформы в основном сводилась к следующему: в городах и сельской местности были созданы элементарные школы, где обучали основам религии, чтению, письму, четырем правилам арифметики и домоводству. Далее шла вторая ступень – главные училища, готовившие к поступлению в вуз или к практической деятельности в области сельского хозяйства и промышленности. Помимо этого был создан третий тип школ – нормальная школа, готовившая учителей для народных училищ91. Учебный план во всех типах школ включал в себя предметы, изучаемые в начальной школе, а также ряд новых. В нормальной же школе изучалось все тоже, что в школах начальных и главных, с добавлением педагогических и дидактических дисциплин. Параллельно была проведена большая работа по подготовке учебников92.

В Австрии были приняты энергичные меры по введению саганской системы в районах, населенных венграми, а также чехами, поляками, южными и восточными славянами, в том числе и украинцами. Директором школ одного из таких славянских районов, населенных жителями православного вероисповедания, был Федор Иванович Янкович де Мириево (1741-1814), серб по происхождению, приглашенный в Россию для разработки и практического осуществления учебной реформы. Под его руководством в православных районах было открыто около 100 школ, которые взяли за основу саганскую систему и в то же время испытали влияние традиций педагогики Я. А. Коменского93.

В Австрии Ф. И. Янкович издал так называемую «Ручную книгу» – руководство для учителей славянских школ, составленное на основе перевода подобных руководств на немецком языке. Оно охватывало совокупность общепедагогических, дидактических и некоторых методических вопросов. В «Ручной книге» детально освещались вопросы содержания, методов и форм обучения в начальных школах94.

Екатерина II работу по изучению и обобщению опыта деятельности австрийских школ поручила академику У. Т. Эпинусу. К началу 1782 г. им была составлена обстоятельная записка о школьной реформе в России . В ней он изложил сущность австрийской школьной системы и подробно проанализировал все принципиальные вопросы, связанные с ее внедрением в России. Этот серьезный исторический документ95, послуживший толчком для начала школьной реформы Екатерины, достаточно подробно изучен современными исследователями Л. М. Артамоновой и Г. И. Смагиной, поэтому мы в своей работе не будем делать на этом акцент, приведем лишь основные положения этой записки.


Записка Эпинуса представляет собой довольно объемный документ. Первая ее часть – «Установление точек зрения, с каковых следует рассматривать план национальных школ», – теоретическая96. Здесь автор приводит рассуждения о том, что вопросы образования народа очень важны и достойны самого пристального внимания монарха, правитель просто обязан заботиться о создании «совершенных» школ. «Совершенными школами» Эпинус называл учебные заведения, в которых учащиеся могут получить знания, необходимые им для того, чтобы занять достойное место в обществе . Преподавать в таких школах должны специально обученные люди. Более того, успех школьной реформы Эпинус связывал со специальной подготовкой учителей97.

Во второй части записки автором дано описание австрийских школ: раскрывается содержание обучения в них, дается список дисциплин, обязательных для всех трех типов школ, охарактеризованы методы преподавания. В качестве основных методов Эпинус выделял следующие: совместные занятия всех учеников, наглядное обучение, повторение пройденного материала с помощью вопросов, развитие самостоятельного мышления98.

Наиболее интересной является третья часть документа, в которой Эпинус размышлял, как можно применить австрийский опыт в Российской империи. Автор записки считал, что, во-первых, учебный план австрийских начальных училищ вполне соответствовал потребностям нашей страны, а во-вторых, в России можно использованы учебники, составленные для австрийских школ, и методы преподавания99. Надежность австрийской школьной системы Эпинус видел в том, что учителя получали подготовку в специальных учительских семинариях, а в процессе работы следовали официально изданным руководствам и утвержденному методу изложения, ни в чем не отступая от этих рекомендаций100.

Однако самой важной, по-видимому, является четвертая часть записки, содержащая предложения и выводы Эпинуса. Он предлагал ввести в России австрийскую учебную систему, без каких бы то ни было изменений, за исключением тех, которые могли зависеть от местных особенностей. Одним из обязательных условий хорошей школы, по его мнению, были достойные учителя. Эпинус подчеркивал: «Чтобы создать хорошие школы, необходимо иметь для них учителей, которые знали бы, чему и как учить»

101. В связи с этим он считал, что нужно учредить три или четыре учительские семинарии (в Петербурге, Москве, Казани и Киеве). Для успешной работы вновь создаваемых учебных заведений и для организации народного образования вообще Эпинус предлагал пригласить австрийских учителей, говорящих на славянских языках и исповедующих православие. Учеников в учительские семинарии, как он писал, «… можно было бы собрать из различных духовных семинарий и из других кое-где существующих школ».

В случае принятия проекта Эпинус предлагал создать высшую учебную комиссию под председательством «… человека высокого ранга и почтенного возраста» из 2 или 3 человек. Обязанности этой комиссии заключались в следующем: во-первых – тщательно изучить школьное дело в Австрии и только затем составить план школьной реформы в России; во-вторых – подготовить условия для создания 3-4 учительских семинарий; в-третьих – заняться переводом на русский язык австрийских учебников102.

К записке автор приложил несколько заметок, имевших практическое значение при внедрении новой учебной системы. Так, в частности, он настаивал на необходимости улучшить образование духовенства, которое должно, по его мнению, руководить народной школой. Эпинус обращал внимание императрицы на домашнее обучение; указывал на его успехи в Австрии в результате контроля со стороны правительства, предлагал то же самое ввести в России103.

Следующий шаг в этом направлении – создание специального органа, который непосредственно займется подготовкой реформы в России. Указом 7 сентября 1782 г. под руководством графа П. В. Завадовского была создана Комиссия по учреждению в России народных училищ, «чтоб сие полезное и необходимо нужное заведение во всей империи нашей в наилучшем порядке и совершенном единообразии учинено было»104. Кроме председателя в состав комиссии вошли академик Эпинус и кабинет-секретарь императрицы, сенатор П. И. Пастухов. Следует отметить, что из этих трех действительных членов Комиссии ранее вопросами школьного дела занимался только Эпинус. Также в указе сообщалось, что в Россию был приглашен один «из трудившихся в устроении таковых народных школ» в Темешварском уезде в Австрии Федор Иванович Янкович де Мириево.

Янкович происходил из старинного сербского дворянского рода, владевшего вблизи Белграда селом Мириево. Когда турки в XV в. овладели Сербией, Янковичи переселились в Венгрию, где и родился в 1741 г. Федор Иванович. Высшее образование он получил в Венском университете, изучал юриспруденцию и камеральные науки. В 1773 г. его назначили директором народных училищ в Темешварском банате в Нижней Венгрии. Когда в начале1770-х гг. в Австрии началась реформа народной школы, он стал одним из активных ее участников
105.

Успешная педагогическая деятельность Янковича обратила на него внимание правительства, и императрица Мария-Терезия в 1774 г. пожаловала ему австрийское дворянство с прибавлением к его фамилии названия де Мириево. В качестве энергичного и выдающегося своими способностями педагога знал его и Иосиф II, который порекомендовал Федора Ивановича Екатерине II как человека, подходящего для проведения школьной реформы в России. В его оценке император не ошибся. Впоследствии высокую оценку Янковичу дали многие исследователи. Процитируем одного из крупных специалистов по истории школьного образования в России С. В. Рождественского: «…по приезде в Петербург директора иллирийских школ Янковича, отрекомендованного самим императором Иосифом II, было положено законодательное начало новому просветительному предприятию», – т. е. начало реформы стало возможно только благодаря его активному участию. Более 20 лет Янкович прослужил Российскому государству. И нам хочется согласиться с той оценкой, которая была дана его деятельности в начале XX в.: «… екатерининская народная школа как своим зарождением, так и дальнейшей жизнью всецело обязана ему»106.

Итак, Янкович прибыл в Петербург в августе 1782 г. Он не являлся действительным членом Комиссии, будучи лишь экспертом. Однако именно на него была возложена вся наиболее ответственная и сложная работа как по разработке, так и осуществлению самой реформы. Только после смерти Екатерины II Павел I в 1797 г. назначил Ф.И. Янковича членом Комиссии.

Состав Комиссии со временем менялся. Если на момент учреждения в1782 г. в ней было всего 3 человека, то затем обозначилась тенденция к увеличению количества ее членов. В октябре 1797 г. в Комиссии состояли П. Завадовский, П. Пастухов, А. Храповицкий, Ф. Янкович де Мириево и А. Андреев. В первое время председателем Комиссии являлся П. Завадовский, затем – П. Свистунов. В начале 1801 г. в нее входили: П. Свистунов, Ф. Янкович де Мириево, Е. Кромин, А. Рыков, секретарем Комиссии был А. Андреев107.

Сначала Комиссия собиралась на заседания два раза в неделю, по вторникам и субботам, в 10 часов утра, в доме Завадовского, а с 1785 г. – в здании Главного народного училища108, купленном казною у купца Щукина. С октября 1784 г. Комиссия стала заседать только один раз в неделю. С 1787 г. члены Комиссии стали собираться еще реже и то не в полном составе. Такие изменения в частоте проводимых заседаний можно объяснить, на наш взгляд, следующим образом
109. В первые годы своего функционирования Комиссия проделала огромную работу, поскольку возложенные на нее обязанности необходимо было выполнить как можно быстрее. Можно ожидать, что принимаемые решения рождались не сразу, в ходе обсуждений и дискуссий, так как собственного опыта в этой сфере еще не было . Когда основная нормативная, учебно-методическая база для проведения реформы была создана, дело оставалось только за практическим воплощением разработанной теории110. Как рассуждали члены Комиссии, «…что впредь ей остается одно главное наблюдение за исполнением устава, а все остальное попечение об училищах должно быть предоставлено приказам общественного призрения и господам губерниями управляющими; их долг – как распространять училища, так и разводить от оных другие по уездам и селениям своими учителями». Именно тогда число проводимых заседаний и стало постепенно сокращаться111.

При создании Комиссии Екатерина II определила ей следующие задачи:

1) Составить план народных училищ и разработать их устав;

2) Создать учебные книги;

3) Подготовить учителей;

4) Открыть школы по всей империи, начиная с Санкт-Петербурга.

Исходя из поставленных задач, первым шагом Комиссии стала разработка «Плана к установлению народных училищ в Российской Империи», поднесенного императрице уже 21 сентября 1782 г. и утвержденного ею 27 сентября. План был разделен на три части: учебную, составленную Янковичем, политическую (административную) и экономическую112. Комиссия просила об утверждении только первой, учебной части, указывая, что отношения административные и хозяйственные могут быть более точно разработаны лишь при условии накопления определенного опыта. Вслед за этим работа комиссии сосредоточилась, главным образом, на составлении учебных книг и формировании учительских кадров. Менее чем за год удалось создать учебные книги для первых двух классов народных училищ, а вот подготовка учебников для старших классов затягивалась.

Комиссия хорошо понимала, что для осуществления учебной реформы нужны квалифицированные учителя, однако подготовка педагогических кадров была крайне сложным вопросом. Для решения данной задачи по указу Екатерины II в 1783 г. было открыто первое главное народное училище, а при нем предполагалось содержать Учительскую семинарию113.

Как гласил официальный документ, на основании которого появилось это учебное заведение, перед этой школой были поставлены две задачи: «Для удобнейшего снабдения разных народных училищ потребным числом учителей, повелеваем Комиссии завести в Санкт-Петербурге главное народное училище на основании плана, от Комиссии пред сим представленного и доклада, от нее поданного, при котором сверх вольно учащихся учить и содержать на казенном иждивении не меньше ста человек для должностей учительских», т. е. школа помимо со своей основной функции – обучения детей выполняла и другую–подготовка учителей