Файл: Условия подготовки школьной реформы 9 воспитательные воззрения екатерины ii 9.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 242

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
114.

Следует подчеркнуть, что в результате этих мероприятий впервые в истории России была налажена работа по созданию учительских кадров. Данная задача была сложна потому, что не было собственного опыта. Учительской семинарии необходимо было готовить учителей, «… владеющих прогрессивными методами обучения, способных не только обучать учащихся, но и воспитывать через изучаемый учебный материал и примером личного поведения».

Одной из трудноразрешимых проблем с момента основания семинарии и вплоть до ее закрытия был вопрос о наборе учащихся115. Комиссия вынуждена была обращаться с призывом «поступать в учителя» к студентам академического и Московского университетов, к частным лицам, но ее приглашения часто не имели успеха. Понимая, насколько будет непросто набрать 100 человек (так было предписано в официальном документе по учреждению семинарии) для обучения профессии педагога, по рекомендации Комиссии Екатерина II приняла решение набрать их из числа слушателей духовных семинарий, «школ воинских команд»и добровольцев. Так начала работу первая учительская семинария, которая затем, в 1786 г. отделилась от главного училища и составила самостоятельную школу (продолжая оставаться в подчинении Комиссии)116.

В первое время для работы в качестве преподавателей в новое учебное заведение рекомендовано было определить «способных людей» из Академии наук и Московского университета117. Для преподавания наук в 3 и 4 классах были приглашены профессора и адъюнкты Академии наук: все предметы физико-математического цикла читал Головин, естественную историю – Зуев, всеобщую историю и географию – Гакман, словесность – профессор Московского университета Сырейщиков. Обучение немецкому и латинскому языкам в низших классах было поручено Гертвину, который также исполнял обязанности смотрителя учительской семинарии. Преподавателями были организованы и хорошо оборудованы физический, зоологический, ботанический и минералогический кабинеты118.

В 1783 г. директором главного училища был назначен Ф. И. Янкович, а в 1785 г. его заменил советник Академии наук О. П. Козодавлев. Причиной увольнения Янковича было то, что он не смог справиться с буйным нравом и поведением своих учеников119. Пяти ученикам за дерзость в качестве наказания он назначил: посадить на месяц на хлеб и воду, переодеть при этом «ради большия остуды в худые мужичьи кафтаны, вместо обыкновенно носимого ими платья». Несмотря на увольнение с должности директора, Янкович продолжал наблюдать за деятельностью училища. О.П. Козодавлев, заменивший его, на данном посту находился недолго (до 1786г.).


Первых учеников для нового учебного заведения набрали из числа слушателей Александро-Невской семинарии, Московской Славяно-греко-латинской Академии, семинарий Смоленской и Казанской. По решению императрицы на содержание училища и казенных стипендиатов, готовящихся стать учителями, было решено отпустить из казны 10000 руб. Каждому из них на питание в день выдавались по 15 коп. и на закупку кухонной и другой посуды, также исправление прочих нужд – единовременно по 20 руб120.

Для того чтобы учебное заведение успешно заработало, необходимо было решить вопрос о том, где оно будет размещаться, т.е. найти подходящий дом. С этой целью 18 июля 1783 г. Екатерина II подписала указ, определивший «Купленный в казну нашу дом купца Щукина повелеваем отдать в ведомство Комиссии об установлении народных училищ для помещения в нем главного училища, и для приобретения на содержание того училища некоторого дохода»121. На третьем этаже здания разместилась учительская семинария. Нижние этажи сдавались в наем, в основном, под питейные дома, трактиры и лавки, что являлось дополнительной статьей дохода для учебного заведения. Когда в 1786 г. встал вопрос о несовместимости в одном здании питейных заведений и училищ, то, для того, чтобы сохранить доход, который шел в пользу Комиссии и являлся почти единственным источником ее финансирования, семинария была переведена из дома Щукина в другое место. Здание для нее было найдено на Васильевском острове.

13 декабря 1783 г. в Петербурге состоялось торжественное открытие Учительской семинарии, которая долгое время будет являться единственным в России специальным учебным заведением, готовящим учителей122.

Определяя главное назначение своей деятельности, Комиссия заявляла, что готовящиеся стать учителями обязательно должны пройти науки по специальным учебникам и определенным методикам, чтобы впоследствии, придерживаясь этих же правил, могли выполнять свои обязанности123. В связи с этим можно предположить, что учебный план семинарии должен быть обширный. Как отмечал С. Воронов, курс обучения в учительской семинарии имел сходство с курсом главного училища, но только все науки изучались подробнее. В семинарии преподавались математика, физика, механика, естественная история, география, история, черчение, рисование, архитектура, чистописание, русский, латинский и немецкий языки, катехизис. Продолжительность обучения не регламентировалась

124. Прежде всего, студенты должны были освоить методы преподавания и учительские обязанности (составлять отчеты, доклады, рапорты и др.).

По предложению Янковича в 1784 г. в подготовку будущих учителей внесли некоторые изменения. Всех семинаристов разделили на две группы125. К первой относились наиболее способные воспитанники, которые готовились к работе в старших классах, ко второй – те, кто был слабее, предназначались в будущем для работы в младших классах. Далее учащиеся первой группы делились на два отделения по 25 человек – математическое и естественноисторическое. В 1787 г. предложено было ввести в семинарии преподавание греческого языка для тех воспитанников, которые пришли учиться уже с некоторым знанием данного языка. Учебный план этих отделений был разный. Так, согласно первому большое внимание уделялось изучению арифметики, геометрии, физики, архитектуры, во втором – всеобщей и русской истории, географии и языкам. Преподавание в семинарии было построено на основе классно-урочной системы126.

В 1786 г. необходимо было провести новый набор в Учительскую семинарию. Комиссия вновь столкнулась с прежней проблемой. И снова был организован набор из слушателей духовных семинарий. В указе Екатерины II, адресованном Синоду, говорилось о «… 40 человек из Духовных семинарий, кои через три месяца в здешнем главном народном училище могли бы навыкнуть способу для преподавания присвоенному»127.

В материалах Комиссии отмечалось, что состоящая при Санкт- Петербургском главном училище учительская семинария к 1788 г. подготовила 300 учителей128. Можно сказать, что за такой небольшой срок существования это было немалое количество, но и его было недостаточно, чтобы обеспечить все учебные заведения страны профессиональными педагогами (они требовались не только в народных училищах, но и в Институте благородных девиц, Кадетском корпусе и т. д.).

Если первые наборы учащихся в учительскую семинарию еще удалось успешно провести с помощью вышеуказанных мер при содействии Синода, то в дальнейшем стали возникать серьезные проблемы. Набирать достаточное количество семинаристов постоянно из числа слушателей духовных учебных заведений было невозможно, поэтому число воспитанников сокращалось, а в 1792 г. преподавание на некоторое время даже прервалось. В связи с этим возник вопрос: нужно ли в будущем сохранить учительскую семинарию129?

В 1788 г. преподававшие в ней профессора и адъюнкты были заменены только что выпущенными из семинарии воспитанниками. Согласно Уставу 1786 г. учителей для малых училищ должны были готовить главные училища. В конце XVIII в. в связи с присоединением к России новых земель (особенно после состоявшихся трех разделов Речи Посполитой) для распространения на этих территориях разработанной Комиссией системы требовались новые учителя
130. Для этого в 1794 г. был осуществлен новый набор воспитанников, и возобновленная семинария просуществовала до 1803 г., когда она согласно очередной школьной реформе была преобразована с начала в учительскую гимназию, а последняя в 1819г. в педагогический институт.

Третий аспект деятельности Комиссии был связан с подготовкой учебников, пособий и других методических работ. Главную роль здесь также сыграл Ф. И. Янкович, написавший несколько учебников и руководств, в которых нуждались новые школы. Целый ряд пособий, появившихся в результате успешной работы Комиссии, были составлены на основе австрийских образцов. Прежде всего, следует отметить «Руководство учителям первого и второго классов народных училищ», т.е. малых училищ, изданное в 1783 г131.

На появление данного пособия определенное влияние оказал Ф. И. Янкович, хотя оно и является результатом труда коллектива авторов. По мнению некоторых исследователей, «Руководство» написано на основе работы Ф. И. Янковича «Ручная книга»132. В книге в основном речь шла о «способе учения», по-другому о формах и методах обучения. «Руководство» же, помимо этого, включало в себя еще 3 раздела: о способе учения, т.е. методике преподавания, о преподаваемых дисциплинах, о звании, качествах и поведении учителя, о школьном порядке.

В предисловии пособия говорилось о том, что преподавание учебных предметов не должно было «само себе или на волю одних учителей оставлено», так как нельзя было ожидать, чтобы все преподаватели были равных способностей и прилежания133. А от учителей требовалось, чтобы «они предписанные им должности везде наблюдали единообразно» . Составители пособия, определяя его назначение, отметили: «В книге сей содержится все то, что учителю для воспитания детей, поведения своего и порядка школьного в городских и деревенских училищах знать необходимо».

Хочется отметить, что значение данного пособия заключалось в том, что оно должно было распространить пока еще новую для России классно-урочную систему обучения. Здесь подробно были расписаны все правила, которые нам в современной отечественной школе хорошо знакомы134. В пособии говорилось о том, что «разделяются ученики на классы, по которым им попеременно учить должно» и «чтобы учителя нижних школ не учили учеников одного за другим порознь, но показывали бы всем тем вместе, кои одно учат». Это означает, что в классе во время урока все ученики под руководством учителя должны выполнять одну и ту же работу: учить буквы, читать, считать и т. д. От учителя требуется время от времени опрашивать учеников. Особое внимание ему следует обращать на слабых учеников, чаще их спрашивая или заставляя вслух повторять правильный ответ.


В этом же пособии сформулировано такое современное правило поведения учеников на уроке, как поднятая рука: «Если ученик хочет что-нибудь сказать или встать со своего места, то должен он наперед дать знать оное поднятием руки и ожидать позволения от учителя. Без позволения же никто говорить не должен»135.

В документе содержатся пункты, характеризующие профессиональные качества учителя. Среди требований названы: «Учитель должен все слова выговаривать громко, плавно и ясно, глаза обращать всюду и ходить около всех учеников, дабы видеть, все ли прилежно его слушают, и дело свое исполняют»136. Здесь мы можем встретить уже хорошо известную по первой главе настоящей работы идею о необходимости правильного воспитания молодежи. В этом деле важная роль отведена именно учителю, т. е. в функции учителя входило не только обучать молодежь, но и воспитывать. По этому поводу говорилось: «Звание учителей обязывает их также стараться сделать из учеников своих полезных членов обществу; и для сего должны они поощрять чаще юношество к наблюдению должностей общественных, просвещать разум учеников и научать их как думать, так и поступать разумно, честно и благопристойно; и предписанные науки преподавать юношеству таким образом, как надобны им оные бывают в общежитии»137.

В «Руководстве» уделено внимание и тем качествам, которым учитель должен соответствовать не только на службе, но и в повседневной жизни. Он обязан быть благочестивым, спокойным, дружелюбным, избегать ссор и сквернословия, также «безмерия в питии и в обхождении с непотребными женщинами»138. Учитель должен своих учеников по-отечески любить, при этом «любовь сия должна быть не ребяческая, но соединена всегда с постоянным и важным видом, она не должна основываться на достатке родителей учеников, но на благонравии и прилежании детей». В качестве следующих важных характеристик педагога пособие называет терпение и прилежание. Он должен сохранять терпение, даже если ученики нерадивы, упрямы, плохо успевают, более того, если родители критикуют его за то, что дети ничему не учатся и др. По поводу прилежания надо сказать, что учитель своим поведением обязан показывать ученикам пример для подражания: «учитель крайне должен быть прилежен, дабы через свой пример сделать равным образом и учеников прилежными»139.

Все подробно изложенные здесь правила вкратце повторялись в Уставе 1786 г., к которому еще прилагалось наставление учителям иностранных языков, в том числе латинского. Методику преподавания конкретных предметов в старших классах главных училищ положено было излагать в предисловиях к учебным руководствам отдельных предметов