Файл: Самостоятельная работа студентов и методические указания.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 212
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
меньшим масштабом своего действия и социальной ролью. Однако общая картина действия права без них была бы неполной.
Символы, так или иначе связанные в своем существовании и действии с правом, далеко неоднородны. В их числе можно выделить, как минимум, tрн группы:
1. Символы, закрепленные в официальных источниках права и охраняемые государством. Именно эта группа традиционно рассматривается под наименованием «правовые символы». И именно в этом контексте можно говорить о «символических предписаниях» как особой группе нетипичных НПП.
Итак, помимо собственно правовых символов, закрепленных правом и имеющих определенное юридическое значение, существуют, с одной стороны, символы, не признанные официально, но являющиеся правовой ценностью, а с другой - символы, не игнорируемые позитивным правом, но правовыми не являющиеся. Следует отметить, что четкая граница между данными группами проводится в литературе не всегда. Так, А.В. Никитин, давая жестко позитивистское определение правовых символов, в то же время говорит о таких их примерах, как изображение тюремной решетки или
соединенных брачных колец. Подобные символы, однако, ни юридическим закреплением, ни тем более правовой охраной или процессуальным порядком применения не характеризуются, поэтому авторскому определению не соответствуют.
По нашему мнению, для того чтобы не ограничивать искусственно круг исследуемых проблем, целесообразно употреблять
В узком смысле под ним следует подразумевать символ, установленный или санкционированный действующим законодательством. Такие правовые символы могут также носить название нормативных или законодательных символов.
Понятие «правовой символ» в широком смысле охватывает все символы, являющиеся частью правовой культуры данного общества, интегрированные в его правовую систему. К ним относятся как символы, закрепленные законодательно, так и те, которые подобного закрепления не имеют, но воспринимаются людьми в качестве правовых, так как символизируют в общественном правосознании определенные правовые ценности.
Помимо этого можно, вероятно, выделить и категорию юридически-значимых символов, включающую в себя все символы, так или иначе опосредованные позитивным правом: как охраняемые им, так и запрещенные.
Наглядно продемонстрировать соотношение между указанными группами символов позволяет следующая схема (см. рис. 5).
Не следует, однако, забывать и о том, что значение других групп символов также достаточно велико, в том числе в контексте юридической техники (об этом см. ниже).
Итак, правовой символ - это создаваемый или санкционируемый государством условный образ, отличительный знак, представляющий собой видимое либо слышимое культурно-ценностное образование, которому субъект правотворчества придает особый политико-правовой смысл, не связанный с сущностью этого образования, охраняемый государством и используемый в особом процедурном порядке.
Из числа признаков правового символа, выделяемых в литературе, самыми значимыми представляются следующие:
Таким образом, первый признак является общим для всех символов. Второй отличает правовые символы от неправовых, то есть противоречащих праву, запрещенных им. Третий позволяет отграничить собственно-правовые (нормативные) символы от правовых символов в широком смысле, то есть тех, использование которых не влечет определенных юридических последствий, хотя смысл их, безусловно, носит правовой характер.
Проблема значения правовых символов в научной литературе часто рассматривается через анализ их функций. Так, Н.Н. Вопленко выделяет три основных функции правовых символов: предупредительно-ориентационная, функция усиления регулятивного эффекта и функция экономии языковых и юридических средств. А.В. Никитин говорит также о функциях идентификации субъектов права, юридического факта, повышения точности, ясности, компактности правовой информации и др. По нашему мнению, целесообразно говорить о следующих основных функциях правовых символов.
Регулятивная функция. Правовой символ — это специфическая форма выражения правовых велений. В ситуации, когда необходимо быстро и понятно донести требование до большого количества субъектов, именно символическая форма служит для обеспечения краткости, унифицированности, доступности, экономии языковых средств и, следовательно, эффективности действия правового веления. Дорожные знаки, жесты регулировщика, звуковые и световые сигналы на водном и железнодорожном транспорте несут в себе конкретные властные предписания, обязательные для исполнения, то есть регулируют социальные отношения.
Правоустанавливающая функция правовых символов обусловлена тем, что значительной их части придается значение юридических фактов. Даже те символы, которые не исходят от властного субъекта и не несут в себе прямого предписания, часто выступают основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Подпись, печать, выдача свидетельства о государственной регистрации, провозглашение судебного решения - все эти правовые символы влекут за собой конкретные юридические последствия, обеспечивают движение правовых отношений.
Идеологическая функция. Многие символы не содержат в
себе определенных властных велений, но призваны оказать эмоциональное, психологическое воздействие на субъекта, передать «дух» права, донести до адресата правовой нормы элементы официальной государственной идеологии. Эта функция роднит правовые символы с такой разновидностью нормативно-правовых предписаний, как правовые декларации (об этом см. ниже). Именно такую роль в первую очередь играют официальные государственные символы, символика государственных органов и другие символы, выражающие ценности, связанные с государственной властью (судейская мантия, государственные награды и т. п.). В этом контексте можно говорить, например, о государственно-правовых символах как средстве легитимации публичной власти.
Информационная функция. Символы, как правило, служат средством передачи информации как на внутригосударственном, так и на международном уровне. Понятность, общеизвестность символов позволяют использовать их в качестве чрезвычайно удобного источника информации, рассчитанной на широкий круг субъектов, разделенных языковыми и территориальными границами. При этом благодаря правовым символам данная информация не только эффективно аккумулируется и транслируется, но и приобретает официальный характер.
Ориентирующая функция или функция социальной и политико-правовой ориентации также обусловлена широкой распространенностью, общепринятостью тех знаков, которым придается значение правовых символов. Роль последних заключается и в том, чтобы сделать окружающий мир (в том числе и правовой) понятнее для адресатов правовых велений. Правовые символы обеспечивают связь общей и правовой культуры, переносят в право образы, близкие и понятные людям. Именно поэтому мир права не воспринимается общественным сознанием как обособленный, оторванный от социальной действительности. Он интегрируется в общественную жизнь, в массовую культуру и, как следствие, не воспринимается человеком как чуждый или опасный.
Идентификационная функция тесно связана с предыдущей. Действительно, с помощью правовых символов субъекты права не только могут ориентироваться в мире правовых явлений, но и получают возможность идентифицировать себя, определить собственное место в кругу этих явлений. Предъявляя паспорт или служебное удостоверение, надевая военную форму, заверяя доку
мент печатью своей организации, субъекты самоидентифицируются в сфере права, демонстрируют собственный правовой статус. В равной мере это относится и к государственным символам, выступающим отличительными атрибутами государственного суверенитета.
Охранительная функция правовых символов может быть выделена с определенной долей условности. Дело в том, что сам по себе символ в абсолютном большинстве случаев юридическую ответственность не устанавливает, поэтому должен быть отнесен к числу регулятивных предписаний. Однако помимо того, что символы сами по себе охраняются государством, они достаточно часто используются в качестве свидетельства охраняемо-сти того или иного правового явления или института. Наличие печати или пломбы на помещении не означает, что его физически невозможно открыть, но сообщает, что это повлечет за собой юридическую ответственность.
Экономическая функция позволяет рассматривать правовые символы в качестве средства экономии языковых и юридических средств. Использование бланков, документов, формуляров, официальных реквизитов помогает рационализировать юридическую деятельность, добиться точности и компактности изложения информации.
Вряд ли отдельный правовой символ способен одновременно выполнять все названные функции. Каждый из них имеет собственное назначение и функциональную специализацию. Однако общий перечень функций, по нашему мнению, наилучшим образом демонстрирует ту роль, которую играют правовые символы (не только в нормативном, но и в широком их понимании) в правовой системе современного общества.
§ 2. Соотношение правовых символов с другими категориями
В ряду средств юридической техники, рассматриваемых в настоящем исследовании, правовые символы наиболее сопоставимы с правовыми аксиомами. К числу явных общих черт необходимо отнести следующие.
Символы, так или иначе связанные в своем существовании и действии с правом, далеко неоднородны. В их числе можно выделить, как минимум, tрн группы:
1. Символы, закрепленные в официальных источниках права и охраняемые государством. Именно эта группа традиционно рассматривается под наименованием «правовые символы». И именно в этом контексте можно говорить о «символических предписаниях» как особой группе нетипичных НПП.
-
Символы, используемые в праве. Речь идет о тех услов
ных образах, которые не получили юридического закрепления, но
их смысл имеет к праву непосредственное отношение (например,
изображение Фемиды как символа правосудия). С точки зрения
позитивистского правопонимания юридического значения подоб
ные явления не имеют, но, символизируя собой те или иные пра
вовые ценности, они, безусловно, выступают составным элемен
том правовой системы общества. -
Символы, которые упоминаются в законодательстве, не при
обретая при этом правового характера. В частности, такими являют
ся символы, использование которых запрещается действующим пра
вом. В отличие от предыдущей эта группа отторгается правовой сис
темой в связи с тем, что выражает негативные, чуждые ей явления и
ценности. Но, с другой стороны, само существование подобных сим
волов не только признается правом, но и приобретает юридическое
значение. Так, использование нацистской символики служит основани
ем применения юридической ответственности, то есть влечет за со
бой конкретные юридические последствия (см., например, ст. 20.3 КоАП
РФ «Демонстрирование фашистской атрибутики или символики»).
Итак, помимо собственно правовых символов, закрепленных правом и имеющих определенное юридическое значение, существуют, с одной стороны, символы, не признанные официально, но являющиеся правовой ценностью, а с другой - символы, не игнорируемые позитивным правом, но правовыми не являющиеся. Следует отметить, что четкая граница между данными группами проводится в литературе не всегда. Так, А.В. Никитин, давая жестко позитивистское определение правовых символов, в то же время говорит о таких их примерах, как изображение тюремной решетки или
соединенных брачных колец. Подобные символы, однако, ни юридическим закреплением, ни тем более правовой охраной или процессуальным порядком применения не характеризуются, поэтому авторскому определению не соответствуют.
По нашему мнению, для того чтобы не ограничивать искусственно круг исследуемых проблем, целесообразно употреблять
В узком смысле под ним следует подразумевать символ, установленный или санкционированный действующим законодательством. Такие правовые символы могут также носить название нормативных или законодательных символов.
Понятие «правовой символ» в широком смысле охватывает все символы, являющиеся частью правовой культуры данного общества, интегрированные в его правовую систему. К ним относятся как символы, закрепленные законодательно, так и те, которые подобного закрепления не имеют, но воспринимаются людьми в качестве правовых, так как символизируют в общественном правосознании определенные правовые ценности.
Помимо этого можно, вероятно, выделить и категорию юридически-значимых символов, включающую в себя все символы, так или иначе опосредованные позитивным правом: как охраняемые им, так и запрещенные.
Наглядно продемонстрировать соотношение между указанными группами символов позволяет следующая схема (см. рис. 5).
Не следует, однако, забывать и о том, что значение других групп символов также достаточно велико, в том числе в контексте юридической техники (об этом см. ниже).
Итак, правовой символ - это создаваемый или санкционируемый государством условный образ, отличительный знак, представляющий собой видимое либо слышимое культурно-ценностное образование, которому субъект правотворчества придает особый политико-правовой смысл, не связанный с сущностью этого образования, охраняемый государством и используемый в особом процедурном порядке.
Из числа признаков правового символа, выделяемых в литературе, самыми значимыми представляются следующие:
-
символ - это искусственный знак, имеющий условную
(конвенциональную) природу, его форма чаще всего не связана
сущностно с выражаемым ею содержанием; -
символ признается государством и поддерживается си
лой государственного воздействия; -
символ служит для закрепления и выражения юридически-
значимого содержания. Иногда в качестве признака указывается
на то, что правовой символ закрепляет сог/мольно-значимое юриди
ческое содержание. Следует заметить, что социальная значимость
правовых символов представляет собой самостоятельную пробле
му. С одной стороны, социальная значимость, наряду с символами,
присуща всем правовым явлениям, равно как и праву в целом. С дру
гой стороны, по степени социальной значимости символы существенно
различаются между собой, и далеко не все из них выражают ценно
сти, актуальные для всего общества. Бланки документов, их офици
альные реквизиты, безусловно, имеют символическую природу, но
их социальное значение проявляется гораздо менее явно, чем сугубо
юридическое. Поэтому применительно к правовым символам, зак
репленным и охраняемым в законодательном порядке, правильнее
говорить именно о юридически-значимом содержании.
Таким образом, первый признак является общим для всех символов. Второй отличает правовые символы от неправовых, то есть противоречащих праву, запрещенных им. Третий позволяет отграничить собственно-правовые (нормативные) символы от правовых символов в широком смысле, то есть тех, использование которых не влечет определенных юридических последствий, хотя смысл их, безусловно, носит правовой характер.
Проблема значения правовых символов в научной литературе часто рассматривается через анализ их функций. Так, Н.Н. Вопленко выделяет три основных функции правовых символов: предупредительно-ориентационная, функция усиления регулятивного эффекта и функция экономии языковых и юридических средств. А.В. Никитин говорит также о функциях идентификации субъектов права, юридического факта, повышения точности, ясности, компактности правовой информации и др. По нашему мнению, целесообразно говорить о следующих основных функциях правовых символов.
Регулятивная функция. Правовой символ — это специфическая форма выражения правовых велений. В ситуации, когда необходимо быстро и понятно донести требование до большого количества субъектов, именно символическая форма служит для обеспечения краткости, унифицированности, доступности, экономии языковых средств и, следовательно, эффективности действия правового веления. Дорожные знаки, жесты регулировщика, звуковые и световые сигналы на водном и железнодорожном транспорте несут в себе конкретные властные предписания, обязательные для исполнения, то есть регулируют социальные отношения.
Правоустанавливающая функция правовых символов обусловлена тем, что значительной их части придается значение юридических фактов. Даже те символы, которые не исходят от властного субъекта и не несут в себе прямого предписания, часто выступают основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Подпись, печать, выдача свидетельства о государственной регистрации, провозглашение судебного решения - все эти правовые символы влекут за собой конкретные юридические последствия, обеспечивают движение правовых отношений.
Идеологическая функция. Многие символы не содержат в
себе определенных властных велений, но призваны оказать эмоциональное, психологическое воздействие на субъекта, передать «дух» права, донести до адресата правовой нормы элементы официальной государственной идеологии. Эта функция роднит правовые символы с такой разновидностью нормативно-правовых предписаний, как правовые декларации (об этом см. ниже). Именно такую роль в первую очередь играют официальные государственные символы, символика государственных органов и другие символы, выражающие ценности, связанные с государственной властью (судейская мантия, государственные награды и т. п.). В этом контексте можно говорить, например, о государственно-правовых символах как средстве легитимации публичной власти.
Информационная функция. Символы, как правило, служат средством передачи информации как на внутригосударственном, так и на международном уровне. Понятность, общеизвестность символов позволяют использовать их в качестве чрезвычайно удобного источника информации, рассчитанной на широкий круг субъектов, разделенных языковыми и территориальными границами. При этом благодаря правовым символам данная информация не только эффективно аккумулируется и транслируется, но и приобретает официальный характер.
Ориентирующая функция или функция социальной и политико-правовой ориентации также обусловлена широкой распространенностью, общепринятостью тех знаков, которым придается значение правовых символов. Роль последних заключается и в том, чтобы сделать окружающий мир (в том числе и правовой) понятнее для адресатов правовых велений. Правовые символы обеспечивают связь общей и правовой культуры, переносят в право образы, близкие и понятные людям. Именно поэтому мир права не воспринимается общественным сознанием как обособленный, оторванный от социальной действительности. Он интегрируется в общественную жизнь, в массовую культуру и, как следствие, не воспринимается человеком как чуждый или опасный.
Идентификационная функция тесно связана с предыдущей. Действительно, с помощью правовых символов субъекты права не только могут ориентироваться в мире правовых явлений, но и получают возможность идентифицировать себя, определить собственное место в кругу этих явлений. Предъявляя паспорт или служебное удостоверение, надевая военную форму, заверяя доку
мент печатью своей организации, субъекты самоидентифицируются в сфере права, демонстрируют собственный правовой статус. В равной мере это относится и к государственным символам, выступающим отличительными атрибутами государственного суверенитета.
Охранительная функция правовых символов может быть выделена с определенной долей условности. Дело в том, что сам по себе символ в абсолютном большинстве случаев юридическую ответственность не устанавливает, поэтому должен быть отнесен к числу регулятивных предписаний. Однако помимо того, что символы сами по себе охраняются государством, они достаточно часто используются в качестве свидетельства охраняемо-сти того или иного правового явления или института. Наличие печати или пломбы на помещении не означает, что его физически невозможно открыть, но сообщает, что это повлечет за собой юридическую ответственность.
Экономическая функция позволяет рассматривать правовые символы в качестве средства экономии языковых и юридических средств. Использование бланков, документов, формуляров, официальных реквизитов помогает рационализировать юридическую деятельность, добиться точности и компактности изложения информации.
Вряд ли отдельный правовой символ способен одновременно выполнять все названные функции. Каждый из них имеет собственное назначение и функциональную специализацию. Однако общий перечень функций, по нашему мнению, наилучшим образом демонстрирует ту роль, которую играют правовые символы (не только в нормативном, но и в широком их понимании) в правовой системе современного общества.
§ 2. Соотношение правовых символов с другими категориями
В ряду средств юридической техники, рассматриваемых в настоящем исследовании, правовые символы наиболее сопоставимы с правовыми аксиомами. К числу явных общих черт необходимо отнести следующие.
-
Определяющим признаком правовой аксиомы является ее
общеизвестнрсть, общепризнанность. Аксиомы не нуждаются в
доказательствах именно потому, что их смысл известен и поня
тен всем. Аналогичным образом для правового символа обяза
тельным требованием считается узнаваемость, понятность ок
ружающим людям. Таким образом, оба эти понятия обозначают
явления, которые надежно укоренились в общественном созна
нии, приняты и поняты всеми. -
Правовые символы обычно долго сохраняют свое значе
ние, поэтому символ можно отнести к догмам права. Без сомне
ния, то же самое может быть сказано и о правовых аксиомах,
складывающихся в ходе многовековой практики и являющихся
важным средством обеспечения преемственности в праве.