Файл: Самостоятельная работа студентов и методические указания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 212

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
меньшим масштабом своего действия и социальной ролью. Одна­ко общая картина действия права без них была бы неполной.

Символы, так или иначе связанные в своем существовании и действии с правом, далеко неоднородны. В их числе можно выде­лить, как минимум, tрн группы:

1. Символы, закрепленные в официальных источниках права и охраняемые государством. Именно эта группа традиционно рас­сматривается под наименованием «правовые символы». И имен­но в этом контексте можно говорить о «символических предписа­ниях» как особой группе нетипичных НПП.

  1. Символы, используемые в праве. Речь идет о тех услов­
    ных образах, которые не получили юридического закрепления, но
    их смысл имеет к праву непосредственное отношение (например,
    изображение Фемиды как символа правосудия). С точки зрения
    позитивистского правопонимания юридического значения подоб­
    ные явления не имеют, но, символизируя собой те или иные пра­
    вовые ценности, они, безусловно, выступают составным элемен­
    том правовой системы общества.

  2. Символы, которые упоминаются в законодательстве, не при­
    обретая при этом правового характера. В частности, такими являют­
    ся символы, использование которых запрещается действующим пра­
    вом. В отличие от предыдущей эта группа отторгается правовой сис­
    темой в связи с тем, что выражает негативные, чуждые ей явления и
    ценности. Но, с другой стороны, само существование подобных сим­
    волов не только признается правом, но и приобретает юридическое
    значение. Так, использование нацистской символики служит основани­
    ем применения юридической ответственности, то есть влечет за со­
    бой конкретные юридические последствия (см., например, ст. 20.3 КоАП
    РФ «Демонстрирование фашистской атрибутики или символики»).

Итак, помимо собственно правовых символов, закрепленных правом и имеющих определенное юридическое значение, существу­ют, с одной стороны, символы, не признанные официально, но явля­ющиеся правовой ценностью, а с другой - символы, не игнорируе­мые позитивным правом, но правовыми не являющиеся. Следует отметить, что четкая граница между данными группами проводит­ся в литературе не всегда. Так, А.В. Никитин, давая жестко пози­тивистское определение правовых символов, в то же время гово­рит о таких их примерах, как изображение тюремной решетки или
соединенных брачных колец. Подобные символы, однако, ни юри­дическим закреплением, ни тем более правовой охраной или про­цессуальным порядком применения не характеризуются, поэтому авторскому определению не соответствуют.

По нашему мнению, для того чтобы не ограничивать искус­ственно круг исследуемых проблем, целесообразно употреблять
В узком смысле под ним следует подразумевать символ, установленный или санкционированный действующим законода­тельством. Такие правовые символы могут также носить назва­ние нормативных или законодательных символов.

Понятие «правовой символ» в широком смысле охватывает все символы, являющиеся частью правовой культуры данного общества, интегрированные в его правовую систему. К ним отно­сятся как символы, закрепленные законодательно, так и те, кото­рые подобного закрепления не имеют, но воспринимаются людь­ми в качестве правовых, так как символизируют в общественном правосознании определенные правовые ценности.

Помимо этого можно, вероятно, выделить и категорию юри­дически-значимых символов, включающую в себя все символы, так или иначе опосредованные позитивным правом: как охраняе­мые им, так и запрещенные.

Наглядно продемонстрировать соотношение между указан­ными группами символов позволяет следующая схема (см. рис. 5).
Не следует, однако, забывать и о том, что значение других групп символов также достаточно велико, в том числе в контексте юри­дической техники (об этом см. ниже).

Итак, правовой символ - это создаваемый или санкциониру­емый государством условный образ, отличительный знак, пред­ставляющий собой видимое либо слышимое культурно-ценност­ное образование, которому субъект правотворчества придает осо­бый политико-правовой смысл, не связанный с сущностью этого образования, охраняемый государством и используемый в осо­бом процедурном порядке.

Из числа признаков правового символа, выделяемых в лите­ратуре, самыми значимыми представляются следующие:

  1. символ - это искусственный знак, имеющий условную
    (конвенциональную) природу, его форма чаще всего не связана
    сущностно с выражаемым ею содержанием;

  2. символ признается государством и поддерживается си­
    лой государственного воздействия;

  3. символ служит для закрепления и выражения юридически-
    значимого содержания. Иногда в качестве признака указывается
    на то, что правовой символ закрепляет сог/мольно-значимое юриди­
    ческое содержание. Следует заметить, что социальная значимость
    правовых символов представляет собой самостоятельную пробле­
    му. С одной стороны, социальная значимость, наряду с символами,
    присуща всем правовым явлениям, равно как и праву в целом. С дру­
    гой стороны, по степени социальной значимости символы существенно
    различаются между собой, и далеко не все из них выражают ценно­
    сти, актуальные для всего общества. Бланки документов, их офици­
    альные реквизиты, безусловно, имеют символическую природу, но
    их социальное значение проявляется гораздо менее явно, чем сугубо
    юридическое. Поэтому применительно к правовым символам, зак­
    репленным и охраняемым в законодательном порядке, правильнее
    говорить именно о
    юридически-значимом содержании.


Таким образом, первый признак является общим для всех символов. Второй отличает правовые символы от неправовых, то есть противоречащих праву, запрещенных им. Третий позволяет отграничить собственно-правовые (нормативные) символы от правовых символов в широком смысле, то есть тех, использо­вание которых не влечет определенных юридических последствий, хотя смысл их, безусловно, носит правовой характер.

Проблема значения правовых символов в научной литера­туре часто рассматривается через анализ их функций. Так, Н.Н. Вопленко выделяет три основных функции правовых симво­лов: предупредительно-ориентационная, функция усиления регу­лятивного эффекта и функция экономии языковых и юридических средств. А.В. Никитин говорит также о функциях идентификации субъектов права, юридического факта, повышения точности, яс­ности, компактности правовой информации и др. По нашему мне­нию, целесообразно говорить о следующих основных функциях правовых символов.

Регулятивная функция. Правовой символ — это специфи­ческая форма выражения правовых велений. В ситуации, когда необходимо быстро и понятно донести требование до большого количества субъектов, именно символическая форма служит для обеспечения краткости, унифицированности, доступности, эко­номии языковых средств и, следовательно, эффективности дей­ствия правового веления. Дорожные знаки, жесты регулировщи­ка, звуковые и световые сигналы на водном и железнодорожном транспорте несут в себе конкретные властные предписания, обя­зательные для исполнения, то есть регулируют социальные от­ношения.

Правоустанавливающая функция правовых символов обусловлена тем, что значительной их части придается значе­ние юридических фактов. Даже те символы, которые не исходят от властного субъекта и не несут в себе прямого предписания, часто выступают основанием возникновения, изменения или пре­кращения правоотношений. Подпись, печать, выдача свидетель­ства о государственной регистрации, провозглашение судебного решения - все эти правовые символы влекут за собой конкрет­ные юридические последствия, обеспечивают движение право­вых отношений.
Идеологическая функция. Многие символы не содержат в
себе определенных властных велений, но призваны оказать эмо­циональное, психологическое воздействие на субъекта, передать «дух» права, донести до адресата правовой нормы элементы офи­циальной государственной идеологии. Эта функция роднит право­вые символы с такой разновидностью нормативно-правовых пред­писаний, как правовые декларации (об этом см. ниже). Именно такую роль в первую очередь играют официальные государствен­ные символы, символика государственных органов и другие сим­волы, выражающие ценности, связанные с государственной влас­тью (судейская мантия, государственные награды и т. п.). В этом контексте можно говорить, например, о государственно-правовых символах как средстве легитимации публичной власти.

Информационная функция. Символы, как правило, служат средством передачи информации как на внутригосударственном, так и на международном уровне. Понятность, общеизвестность символов позволяют использовать их в качестве чрезвычайно удобного источника информации, рассчитанной на широкий круг субъектов, разделенных языковыми и территориальными грани­цами. При этом благодаря правовым символам данная информа­ция не только эффективно аккумулируется и транслируется, но и приобретает официальный характер.

Ориентирующая функция или функция социальной и по­литико-правовой ориентации также обусловлена широкой рас­пространенностью, общепринятостью тех знаков, которым при­дается значение правовых символов. Роль последних заклю­чается и в том, чтобы сделать окружающий мир (в том числе и правовой) понятнее для адресатов правовых велений. Право­вые символы обеспечивают связь общей и правовой культу­ры, переносят в право образы, близкие и понятные людям. Именно поэтому мир права не воспринимается общественным сознанием как обособленный, оторванный от социальной дей­ствительности. Он интегрируется в общественную жизнь, в массовую культуру и, как следствие, не воспринимается чело­веком как чуждый или опасный.
Идентификационная функция тесно связана с предыду­щей. Действительно, с помощью правовых символов субъекты права не только могут ориентироваться в мире правовых явлений, но и получают возможность идентифицировать себя, определить собственное место в кругу этих явлений. Предъявляя паспорт или служебное удостоверение, надевая военную форму, заверяя доку­
мент печатью своей организации, субъекты самоидентифициру­ются в сфере права, демонстрируют собственный правовой ста­тус. В равной мере это относится и к государственным симво­лам, выступающим отличительными атрибутами государствен­ного суверенитета.

Охранительная функция правовых символов может быть выделена с определенной долей условности. Дело в том, что сам по себе символ в абсолютном большинстве случаев юридичес­кую ответственность не устанавливает, поэтому должен быть отнесен к числу регулятивных предписаний. Однако помимо того, что символы сами по себе охраняются государством, они доста­точно часто используются в качестве свидетельства охраняемо-сти того или иного правового явления или института. Наличие печати или пломбы на помещении не означает, что его физически невозможно открыть, но сообщает, что это повлечет за собой юридическую ответственность.

Экономическая функция позволяет рассматривать право­вые символы в качестве средства экономии языковых и юриди­ческих средств. Использование бланков, документов, формуля­ров, официальных реквизитов помогает рационализировать юри­дическую деятельность, добиться точности и компактности из­ложения информации.

Вряд ли отдельный правовой символ способен одновремен­но выполнять все названные функции. Каждый из них имеет соб­ственное назначение и функциональную специализацию. Однако общий перечень функций, по нашему мнению, наилучшим обра­зом демонстрирует ту роль, которую играют правовые символы (не только в нормативном, но и в широком их понимании) в право­вой системе современного общества.
§ 2. Соотношение правовых символов с другими категориями

В ряду средств юридической техники, рассматриваемых в настоящем исследовании, правовые символы наиболее сопоста­вимы с правовыми аксиомами. К числу явных общих черт необ­ходимо отнести следующие.

  1. Определяющим признаком правовой аксиомы является ее
    общеизвестнрсть, общепризнанность. Аксиомы не нуждаются в
    доказательствах именно потому, что их смысл известен и поня­
    тен всем. Аналогичным образом для правового символа обяза­
    тельным требованием считается узнаваемость, понятность ок­
    ружающим людям. Таким образом, оба эти понятия обозначают
    явления, которые надежно укоренились в общественном созна­
    нии, приняты и поняты всеми.

  2. Правовые символы обычно долго сохраняют свое значе­
    ние, поэтому символ можно отнести к догмам права. Без сомне­
    ния, то же самое может быть сказано и о правовых аксиомах,
    складывающихся в ходе многовековой практики и являющихся
    важным средством обеспечения преемственности в праве.