Файл: Самостоятельная работа студентов и методические указания.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 213
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основное отличие, существующее между этими правовыми явлениями, сводится, на наш взгляд, к следующему.
Правовые аксиомы, выражая нравственную сущность права, характеризуют, прежде всего, его внутреннюю, содержательную сторону. Сравнивая по этому признаку аксиомы и юридические конструкции, можно прийти к выводу о том, что первые опосредуют собой содержание права, а вторые - его форму. В отличие от обоих названных явлений правовые символы могут рассматриваться исключительно в единстве формы и содержания. Сущность правового символа состоит как раз в том, что некоей форме придается определенный, казалось бы, никак с самой этой формой не связанный смысл.
Те символы, которые выражают общезначимые нравственные ценности, могут рассматриваться в качестве аксиом. Однако для аксиомы это будет лишь одной из возможных форм внешнего выражения. Для символа же «другой» формы, равно как и «другого» содержания быть просто не может.
Например, завязанные глаза Фемиды символизируют аксиоматичное требование беспристрастности суда. Это же требование может быть выражено в пословицах («закон един для всех», «никто не может быть судьей в собственном деле» и т. п.), в НПП («суд... не выступает на стороне обвинения или на стороне защиты» - ч. 3 ст. 15 УПК РФ) или в Иных формах, не носящих символического характера.
Представляет определенный интерес сравнение символов с правовыми декларациями.
Среди правовых символов достаточно велико число таких, которые не выражают определенного нормативного веления или юридического факта, а призваны лишь воздействовать на эмоциональную сферу восприятия, донести до субъекта представление о неких ценностях. Наиболее важное место среди них занимают официальные государственные символы (герб, флаг, государственные награды, паспорт, знаки отличия, удостоверения государственных служащих и т. д.).
По нашему мнению, достаточно явным выглядит сходство подобных правовых символов с таким специфическим типом НПП, как правовая декларация. Действительно, не имея явно выраженного регулятивного значения, декларативное НПП ориентировано, в первую очередь, на правосознание субъекта, реализующего право, направлено на формирование у него определенного отношения к предмету правового регулирования, соответствующего официальной государственной идеологии '. Таким образом, рассматриваемые правовые явления характеризуются следующими
общими чертами:
1) отсутствие конкретных правил поведения, имеющих собственно регулятивное значение. В изображении государственного герба, равно как и в тексте преамбулы Конституции РФ, от-
сутствует какая бы то ни было модальность. Их цель не в установлении обязательного варианта поведения, а в том, чтобы констатировать определенные идеи и ценности, значимые для государства; -,...(.
-
ориентация не только на рациональное, но и на эмоцио
нальное восприятие соответствующих положений. Как правило
информация, воздействующая одновременно на различные уров
ни и стороны человеческого сознания, запоминается и усваивает
ся значительно лучше; -
в первую очередь подобное воздействие достигается с по
мощью специфических способов изложения информации. Если
для символов характерно использование художественных образов,
чувственных, осязаемых образований (видимых, слышимых и т.
п.), то специфика правовых деклараций выражается в отклонении
от официально-делового стиля речи, в употреблении экспрессивно-
окрашенных слов и выражений. «Высокопарность», «лозунговость»
нормативных текстов многими авторами оценивается отрицатель
но. Однако именно в преамбуле ее использование оправдывается
необходимостью воздействия на эмоции субъекта; -
идеологическая насыщенность присуща рассматривае
мым правовым явлениям, так как идеи, которые они призваны вы
ражать, не только признаются государством, но в большинстве сво
ем являются частью официальной государственной идеологии.
Различия, имеющиеся между правовыми декларациями и символами, сводятся к тому, что декларации излагаются с помощью языковых средств, для символов же более характерна невербальная форма выражения. Различие это, следует заметить, вряд ли затрагивает сущность исследуемых феноменов (не: случайно в числе видов правовых символов значительное место уделяется языковым или словесным). Поэтому представляется возможным говорить не столько о сходстве, сколько о единстве нормативно-правовых деклараций и официальных государственных символов.
В этой связи возникает вопрос о соотношении рассматрива
емых категорий, то есть о том, декларация является разновидностью символа или символ - разновидностью декларации! По нашему мнению, однозначное решение этого вопроса вряд ли возможно, так как речь идет о сопоставлении лишь части деклараций (идеологически насыщенных) с частью правовых символов (декларативными символами)
Вероятно, соотношение данных понятий может по-разному быть представлено в зависимости от контекста исследования. Так, рассматривая в качестве родового понятия правовую декларацию, мы акцентируем внимание на ее содержании и функциональном назначении как самостоятельного типа НПП. С этой точки зрения символ выступает лишь в качестве особой (нетипичной) формы выражения декларации.
С другой стороны, преамбула нормативного акта (содержащая большинство правовых деклараций действующего законодательства) сама по себе может рассматриваться как своеобразный правовой символ, выраженный в нетипичной текстовой форме. Наличие в структуре нормативно-правового акта преамбулы
символизирует его важность, значимость. Не случайно данным структурным элементом снабжаются далеко не все, а лишь наиболее значимые законы. К сожалнию, на сегодняшний день на федеральном уровне не закреплено законодательно, в какие нормативные акты необходимо включать преамбулу и каким должно быть ее содержание. Таким образом, правовая природа и символическое значение преамбулы не получили пока своего нормативного подтверждения. Это позволяет сделать вывод о том, что преамбула нормативного акта правовым символом в узком, собственном значении этого термина не является. Мы можем рассматривать ее в качестве правового символа лишь в широком смысле.
Наименование данной главы требует также уточнения двух вопросов: о соотношении правового символа с языком права и с НПП.
В первую очередь необходимо подчеркнуть, что обозначение правовых символов как неязыковых средств ЮТ достаточно условно. Не вызывает сомнений тот факт, что символы, как и любые социальные явления, существуют исключительно в языковой среде, порождаются ею. «Графическое и любое другое изображение права само по себе невозможно без языка, ибо в основе
так называемой символической системы лежит обычный, естественный язык»'. Тем не менее специфическая невербальная форма существования неизбежно привлекает внимание исследователей к правовым символам и обусловливает их особое положение в системе средств ЮТ.
По нашему мнению, из всех символов, связанных с правом, решающую роль в процессе осуществления юридической деятельности играют символы, получившие нормативно-правовое закрепление. Именно поэтому правовые символы в целом рассматриваются нами как нормативные средства ЮТ.
Следует признать, что несмотря на юридическое закрепление культурологическая, общесоциальная составляющая символа сохраняет решающее значение в его природе. Поэтому ни форма закрепления, ни механизм действия нормативно-правовых символов не является унифицированным. Как будет показано ниже, существуют НПП, содержащие символы в своей структуре, и НПП, полностью выраженные в символической форме («символические НПП»). Правовая символика совместима при этом с различными функциональными типами НПП: вспомогательными, регулятивными, охранительными.
§ 1. Понятие и значение нормативно-правового предписания
Нормативно-правовое предписание — это минимальная смысловая часть текста нормативно-правового акта, представляющая собой элементарное властное веление общего характера, обладающее формальной определенностью, цельностью и логической завершенностью. Будучи введенным в понятийный аппарат юридической науки в 1967 году Ц нормативно-правовое предписание (НПП) подверглось основательной теоретической разработке в 70-80-х годах XX века (С.С. Алексеев, Л.Ф. Апт, Н.Н. Вопленко, В.М. Горшенев, П.Б. Евграфов, А.Л. Парфентьев, СВ. Поленина, А.С. Пиголкин, В.Г. Тяжкий и др.). С начала 90-х годов пристальное внимание ученых данной категории уделялось достаточно редко, хотя в последние годы она вновь — и вполне заслуженно - начинает вызывать интерес исследователей.
Рассматриваемое правовое явление характеризуется следующими признаками:
-
властное веление; -
непосредственная выраженность в правовом тексте; -
общий характер (нормативность); -
формальная определенность; -
логическая завершенность; -
цельность; -
элементарный характер.
Лингвистический анализ нормативных текстов позволяет сделать вывод, что в подавляющем большинстве случаев НПП существует в форме отдельного предложения (изредка - в форме части предложения).
НПП воплощает в себе единство содержания и формы права на уровне его начальных минимальных компонентов. Наличие текстуальной формы приближает НПП к системе законодательства, однако, неся в себе конкретное правовое содержание, НПП, безусловно, оказывается связанным и с системой права. Нам наиболее близка поэтому позиция тех ученых, которые рассматривают НПП в качестве начального элемента отраслевого среза системы законодательства (П.Б. Евграфов, СВ. Поленина).
Следует заметить, что в новейших исследованиях, посвященных данному правовому явлению, преобладает тенденция к включению НПП в структуру системы права в качестве ее первичного элемента. Вероятно, подобная трактовка свидетельствует о большом значении, придаваемом учеными данной категории. Говоря о НПП как об одном из основных понятий правовой науки, они стремятся связать его с содержанием права, а не с его формой. Такая позиция, по нашему мнению, не является принципиально ошибочной, однако порождает ряд теоретических проблем, главная из которых — проблема соотношения НПП и правовой нормы, традиционно рассматриваемой в качестве начального элемента системы права.
В целом же внимание исследователей к категории НПП, равно как и дискуссионность многих связанных с ней вопросов вполне закономерны, так как термином НПП можно оперировать:
1) выделяя уровни функционирования права и правовой системы (так как НПП выступает в качестве центрального компонента права, основы его важнейшего, нормативного уровня);
-
исследуя систему права (имея в виду минимальное веле
ние законодателя, из которого складывается правовая материя и
в первую очередь ее начальный, основополагающий элемент -
норма права); -
рассматривая НПП как структурную часть, единицу нор
мативно-правового акта, образующую в сочетании всех своих
видов последний как систему; -
изучая проблему единства, целостносхи, согласованности
законодательства как системы (здесь НПП выступает не как
часть конкретного правового акта, а как основа, минимальный
компонент всей системы законодательства); -
используя его в качестве категории правотворческой тех
ники (учитывая, что именно формулированием конкретных НПП
занимается законодатель в ходе нормотворческого процесса); -
анализируя его роль в сфере интерпретационной, право-
реализационной, правосистематизирующей техники (так как во
всех этих случаях НПП выступает «материалом» для толкова
ния, реализации, систематизации и других видов юридической
деятельности); -
и, следовательно, представляя НПП одним из важнейших
общих средств ЮТ.