Файл: 1. Проблема профилактики компьютерной зависимости у младших школьников в психологопедагогический литературе.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 3320
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Компьютерная зависимость. Ее виды и стадии
1.2 Проявление компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте
2. Экспериментальная работа по изучению компьютерной зависимости у младших школьников
2.3 Родительское собрание по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников.
• находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался;
• угрожает, шантажирует, если ему запрещают играть на компьютере.
К формам работы педагога с родителями относят: тематические консультации, родительские чтения и родительские вечера (нетрадиционные формы), а так же общеклассные и общешкольные конференции, индивидуальные консультации педагога, посещение на дому и родительские собрания (традиционные формы).
Наиболее распространенной формой работы с родителями является классное родительское собрание. Это одна из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого- педагогических знаний.
2. Экспериментальная работа по изучению компьютерной зависимости у младших школьников
2.1 Организация исследования
Для выявления уровня компьютерной зависимости у младших школьников мы выбрали тест О.Л. Кутуевой «Определение уровня компьютерной зависимости у младших школьников».
Методом проведения исследования было тестирование.
В исследовании приняли участие ученики 3 класса (23 человека), в возрасте 8-9 лет. Исследование проводилось на базе МОУ «Филимоновская СОШ».
Данная анкета направлена на определение представлений о ведущих предпочтениях в досуговой сфере учащихся и выявить степень значимости компьютерных технологий, влияющих на жизненные ориентиры детей.
Анкета состоит из 8 вопросов, каждый с тремя вариантами ответов. Интерпретация данных заносится в таблицу.
Тест для младших школьников на определение компьютерной зависимости. (О.Л. Кутуева)
1. Часто ты проводишь время за компьютером?
1) ежедневно – 3 балла;
2) один раз в два дня – 2 балла;
3) только когда нечего делать – 1 балл.
2. Какое количество времени за один подход ты посвящаешь компьютеру?
1) более 2-3 часов – 3 балла;
2) 1-2 часа (увлекаюсь игрой) – 2 балла;
3) не более часа – 1 балл.
3. В каком случае ты решаешь выключить компьютер?
1) пока не выключат родители – сам не выключаю, или выключаю, когда он перегревается, или когда не начинаю засыпать, или когда начинает болеть спина, или сливаются цвета – 3 балла;
2) бывает по-разному, иногда могу выключить компьютер сам – 2 балла;
3) выключаю сам по собственной воле – 1 балл.
4. Когда у тебя появляется свободное время, на что его потратишь?
1) конечно, на компьютер – 3 балла;
2) зависит от настроения и желания, возможно, на компьютер – 2 балла;
3) вряд ли буду сидеть за компьютером – 1 балл.
5. Пропускал ли ты какие-то важные мероприятия или учебу ради игры в компьютерные игры?
1) да, было такое – 3 балла;
2) пару раз, возможно, и случалось, но мероприятие не было таким уж важным – 2 балла;
3) нет, никогда такого не было – 1 балл.
6. Насколько часто ты думаешь о том
, чем занимаешься сидя за компьютером, например, об играх:
1) почти все время думаю об этом – 3 балла;
2) могу пару раз вспомнить в течение дня – 2 балла;
3) почти совсем не вспоминаю, может быть, очень редко – 1 балл.
7. Чем для тебя является компьютер? Какую роль в твоей жизни он играет?
1) компьютер - для меня все – 3 балла;
2) большую роль, но и других интересных вещей в жизни много, которые тоже для меня много значат – 2 балла;
3) компьютер не занимает какое-то особое место в моей жизни – 1 балл.
8. Когда ты приходишь домой, то первым делом:
1) иду к компьютеру и включаю его – 3 балла;
2) каждый раз бывает по-разному, иногда сажусь за компьютер – 2 балла;
3) точно не сажусь за компьютер – 1 балл.
Интерпретация результатов:
8-12 баллов – все отлично, ни о какой компьютерной зависимости у вашего ребенка нет и речи.
13-18 баллов – зависимости пока нет, однако стоит внимательно отнестись к тому, чтобы ребенок проводил меньше времени за компьютером, имел другие увлечения, интересных друзей, гулял на свежем воздухе. Обратите внимание на ребенка, пока не стало поздно.
19-24 балла – у ребенка на лицо компьютерная зависимость. Срочно необходимо принимать меры! Скорее всего, без семейного психолога обойтись будет сложно. Начинать нужно менять ситуацию безотлагательно.
2.2 Анализ результатов
Результаты проведенного исследования представлены в Таблице 1.
Таблица 1.
№ | Учащийся | Количество баллов |
1 | Александр П. | 8 баллов |
2 | Альберт Л. | 11 баллов |
3 | Альбина Д. | 9 баллов |
4 | Артем Ш. | 8 баллов |
5 | Богдан Б. | 8 баллов |
6 | Вадим К. | 8 баллов |
7 | Валерия Н. | 9 баллов |
8 | Виктория В. | 15 баллов |
9 | Виктория М. | 8 баллов |
10 | Виктория Х. | 8 баллов |
11 | Владислав М. | 8 баллов |
12 | Григорий К. | 9 баллов |
13 | Дарья Б. | 10 баллов |
14 | Дарья К. | 8 баллов |
15 | Диана Л. | 14 баллов |
16 | Кира Д. | 11 баллов |
17 | Ксения Б. | 10 баллов |
18 | Максим С. | 14 баллов |
19 | Мария М. | 8 баллов |
20 | Полина П. | 12 баллов |
21 | Роман К. | 8 баллов |
22 | Руслан Б. | 12 баллов |
23 | Софья К. | 11 баллов |
Наглядно уровень компьютерной зависимости у младших школьников представлен на Рисунке.
Рисунок
Проанализировав результаты проведенного исследования, мы выяснили, что у детей младшего школьного возраста (23%) наблюдается возможность формирования компьютерной зависимости. Сформированной компьютерной зависимости не наблюдается. Но на данном этапе необходимо проводить профилактику с родителями в форме родительского собрания.
С этой целью нами разработано родительское собрание, которое включает в себя теоретическое ознакомление родителей с проблемой компьютерной зависимости и необходимостью проводить профилактику. В помощь родителям мы предлагаем подобранную нами памятку.
2.3 Родительское собрание по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников.
Тема родительского собрания
«Проблемы компьютерной зависимости»
Задачи:
-
способствовать формированию понимания родителями опасности «заболевания» детей компьютером; -
предложить родителям методы борьбы с компьютерной зависимостью учащихся.
Вопросы для обсуждения:
-
роль компьютера в учебных достижениях школьника; -
отрицательная сторона освоения информационного пространства; -
методы борьбы с нерациональным использованием ПК в доме.
Подготовительная работа: анкетирование детей, сочинение «Роль компьютера в моей жизни»; выставка работ учащихся, выполненных с помощью компьютера.
Ход собрания
I. Вступительное слово
Уважаемые родители!
Стремительное развитие общества и технического прогресса позволило нам не на словах, а на деле познакомиться с таким магнетически воздействующим на человека устройством как компьютер. Он прочно вошел в нашу жизнь не только как техническое средство, но и как собеседник, друг, помогающий преодолевать многие человеческие личностные слабости: одиночество, неумение общаться, неуверенность, боязливость и т.д.
Видимо, наши дети рвутся занять место у компьютера не только потому, что это интересно, ново, необычно, но и потому, что компьютер помогает заменить отсутствие общения с близкими людьми общением с техническим устройством.
Безусловно, компьютер играет огромную роль в жизни человечества. Не меньшую роль он играет в учении школьников.
Учеба с помощью компьютера — это:
-
Написание текстов и упражнений. -
Составление таблиц и диаграмм. -
Сканирование текстов, рисунков для подготовки уроков. -
Использование учебных дисков по различным предметам длярасширения своих знаний и кругозора. -
Использование компьютерного лексикона и словарей для выполнения домашних заданий. -
Возможность эстетичного оформления сочинений, научных работ, докладов, рефератов. -
Возможность поиска информации по определенной учебной теме. -
Возможность участия в олимпиадах различного уровня.
Компьютер дает школьнику возможность:
-
находить себе друзей, единомышленников в различных странах, городах и поселках; -
бесплатно заказывать необходимые материалы для удовлетворения собственных знаний и интересов; -
посылать и получать электронные письма, развивать в себе умения писать письма.