Файл: Экологическое право.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 241

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

75
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13

8 Правовое регулирование охраны отдельных природных
ресурсов как составной части окружающей среды
Все виды природных объектов тесно взаимосвязаны друг с другом. Ухуд- шение качества одного из них неизбежно влечет определенные последствия для состояния остальных элементов экологической системы. Поэтому в законода- тельстве предусматривается ряд мер, направленных на охрану как окружающей среды в целом, так и составляющих ее компонентов.
8.1 Правовой режим охраны земель
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие при- родные ресурсы используются и охраняются в Российской Федера- ции как основа жизни и деятельности народов, проживающих на со- ответствующей территории.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Феде- рации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промыш- ленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информа- тики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, без- опасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых тер- риторий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно ст. 12, 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет со- бой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправ- ления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвида- ция загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для

76 восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с Земельным кодексом РФ, Федеральным законом «О государственном регулировании обес- печения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом «Об охране окружающей среды».
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользова- тели, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить ме- роприятия:
 по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назна- чения;
 защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, забо- лачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веще- ствами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и по- требления и другого негативного воздействия;
 защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и ку- старниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня ме- лиорации.
При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества зе- мель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвен- ного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвраще- нию деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством при- ведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устра- нения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Порядок проведения рекультивации зе- мель устанавливается Правительством Российской Федерации.


77
В случае если негативное воздействие на земли привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и (или) нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, а устранение таких последствий путем рекультивации невозможно, допускается консервация земель в порядке, установленном Правительством Российской Фе- дерации.
Лица, в результате деятельности которых возникла необходимость консер- вации земель, возмещают правообладателям земельных участков, в отношении которых принято решение о консервации, убытки в соответствии со ст. 57 Зе- мельного кодекса РФ.
Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии с законода- тельством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской
Федерации.
Земли и земельные участки, которые подверглись загрязнению химиче- скими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроор- ганизмами, а также расположенные на них здания, сооружения используются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. На таких зем- лях и земельных участках запрещаются производство и реализация сельскохо- зяйственной продукции.
8.2 Правовой режим охраны вод
В соответствии со ст. 5 Водного кодекса РФ водные объекты в зависимо- сти от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и под- земные водные объекты.
К поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные ча- сти (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ру- чьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); бо- лота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.
К подземным водным объектам относятся: бассейны подземных вод; водо- носные горизонты.
Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или му- ниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования

78 и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не преду- смотрено Водным кодексом РФ, другими федеральными законами. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передви- жения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор
(изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водо- снабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных зако- нодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Россий- ской Федерации. Информация об ограничении водопользования на водных объ- ектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного само- управления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Мо- гут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В соответствии со ст. 11 Водного кодекса РФ физические лица и юридические лица приобретают право пользования поверхност- ными водными объектами или их частями на основании договора во- допользования, на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование.
Право пользования подземными водными объектами приобре- тается по основаниям и в порядке, установленных законодатель- ством о недрах.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Основанием принудительного прекращения права пользования водным объектом по решению суда является:
1) нецелевое использование водного объекта;
2) использование водного объекта с нарушением законодательства Рос- сийской Федерации;
3) неиспользование водного объекта в установленные договором водо- пользования или решением о предоставлении водного объекта в поль- зование сроки.


79
При прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан:
1) прекратить в установленный срок использование водного объекта;
2) обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, осуществить приро- доохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта.
Собственники водных объектов обязаны осуществлять мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истоще- ния вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или орга- нами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст. 24–27 Водного кодекса РФ.
При использовании водных объектов физические лица и юридические ли- ца обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным кодексом РФ и другими феде- ральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правитель- ством Российской Федерации.
В соответствии с водным законодательством запрещается:
 сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов);
 захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ;
 сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоак- тивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здо- ровья человека веществ и соединений превышает нормативы допусти- мого воздействия на водные объекты;
 проведение на основе ядерных и иных видов промышленных техноло- гий взрывных работ, при которых выделяются радиоактивные и (или) токсичные вещества.

80
На водосборных площадях подземных водных объектов, которые исполь- зуются или могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-быто- вого водоснабжения, не допускается размещать объекты размещения отходов производства и потребления, кладбища, скотомогильники и иные объекты, ока- зывающие негативное воздействие на состояние подземных вод. При проектиро- вании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации во- дозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объ- ектов, должны быть предусмотрены меры по предотвращению негативного воз- действия таких сооружений на поверхностные водные объекты и другие объекты окружающей среды.
Водопользователи, использующие водные объекты для забора (изъятия) водных ресурсов, обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, осу- ществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъ- ема их уровня.
Орошение, в том числе с использованием сточных вод, качество которых соответствует требованиям нормативов допустимого воздействия на водные объекты, осушение и другие мелиоративные работы должны проводиться одно- временно с осуществлением мероприятий по охране окружающей среды, по за- щите водных объектов и их водосборных площадей.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления вод- ных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обита- ния водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира устанавливаются водоохранные зоны.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к бе- реговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, во- дохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности. В границах водоохранных зон устанавлива- ются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополни- тельные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их при- брежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствую- щей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны


81 морей и ширина их прибрежной защитной полосы – от линии максимального при- лива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набе- режных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.
В границах водоохранных зон запрещаются:
 использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
 размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отхо- дов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактив- ных отходов;
 осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
 движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транс- портных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
 размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных ма- териалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, скла- ды горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законо- дательства в области охраны окружающей среды и Водного кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств; осуществление мойки транс- портных средств;
 размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимика- тов, применение пестицидов и агрохимикатов;
 сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
 разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осу- ществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством
Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответ- ствии со ст. 19.1 Закона Российской Федерации «О недрах»).

82
В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объ- ектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечиваю- щими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществ- ляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с за- конодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут админи- стративную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допу- щенное нарушение и возместить причиненный ими вред.
8.3 Правовой режим охраны лесов
Леса являются источником получения древесины и продуктов; имеют ре- креационное значение и выполняют экосистемные функции, включая регулиро- вание почвенного и водного режимов; служат объектами биоразнообразия и яв- ляются поглотителями углекислого газа
1
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Согласно ст. 5 Лесного кодекса РФ использование, охрана, за- щита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Ис- пользование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответ- ствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. К зем- лям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К не-
1
Демичев А. А. Экологическое право : учебник / А. А. Демичев, О. С. Грачева. М. : Прометей,
2017. 420 с.