Файл: Экологическое право.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 242

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

68 ции; нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеоро- логии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды и активных воз- действий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы; нару- шение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняе- мых природных территориях; и др.
Все административные правонарушения также можно подразделить на сле- дующие группы: правонарушения в сфере использования и охраны земель; пра- вонарушения в сфере использования и охраны недр; правонарушения в сфере ис- пользования и охраны вод; правонарушения в области использования и охраны внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны; правонарушения в области охраны атмо- сферного воздуха; правонарушения в области использования и охраны лесов; правонарушения в области использования и охраны объектов животного мира; правонарушения в сфере действующих экологических требований и правил при- родопользования и охраны окружающей среды; правонарушения в области ис- пользования территорий с особым правовым режимом охраны; иные экологиче- ское правонарушения.
Основные признаки, которые служат разграничением состава администра- тивного правонарушения от преступления, определены в УК РФ. Это повтор- ность, наличие умысла, крупный ущерб, причинение вреда здоровью людей, жи- вотным, сельскохозяйственному производству.
Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения предусматривается Гражданским кодексом РФ и другими нормативными ак- тами. Она применяется судом общей юрисдикции или арбитражным судом и наступает независимо от привлечения к другим видам ответственности (уголов- ной, административной, дисциплинарной) по фактам причинения вреда окружа- ющей природной среде.
Привлечение к дисциплинарной и материальной ответственности осу- ществляется в соответствии с трудовым законодательством. Основания привле- чения к дисциплинарной ответственности: неисполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей; ненадлежащее исполнение работ- ником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Для привлече- ния к дисциплинарной ответственности за экологические проступки работник должен совершить деяние, направленное на нарушение требований, норм и пра- вил в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды при осуществлении своей профессиональной деятельности. К работнику могут


69 быть применены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание; вы- говор; увольнение по соответствующим основаниям.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по главе
6
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Дайте развернутую характеристику юридической ответственности за экологические преступления.
2. Охарактеризуйте административную ответственность за экологические правонарушения.
3. Охарактеризуйте уголовную ответственность за экологические пре- ступления.
4. Охарактеризуйте дисциплинарную ответственность за экологические правонарушения.
5. Охарактеризуйте материальную ответственность за экологические пра- вонарушения.
6. Охарактеризуйте гражданско-правовую ответственность за экологиче- ские правонарушения.

70
7 Правовой режим особо охраняемых
природных территорий
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Особо охраняемые природные территории – участки земли,
водной поверхности и воздушного пространства над ними, где рас-
полагаются природные комплексы и объекты, которые имеют осо-
бое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреаци-
онное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями ор-
ганов государственной власти полностью или частично из хозяй-
ственного использования и для которых установлен режим особой
охраны.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) относятся к объектам общенационального достояния.
Российское законодательство регулирует отношения в области организа- ции, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, досто- примечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются сле- дующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады.
Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполни- тельной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправ- ления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных тер-


71 риторий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искус- ства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Все особо охраняемые природные территории учитываются при разра- ботке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки. Особо охраняемые природные территории могут иметь федераль- ное, региональное или местное значение.
К особо охраняемым природным территориям федерального значения от- носятся государственные природные заповедники и национальные парки.
Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, име- ющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных ви- дов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
На территории государственных природных заповедников полностью изы- маются из хозяйственного использования особо охраняемые природные ком- плексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как об- разцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Земля, вод- ные объекты, недра, растительный и животный мир, находящиеся на террито- риях государственных природных заповедников, предоставляются в пользова- ние (владение) государственным природным заповедникам на правах, преду- смотренных федеральными законами.
Особый статус имеют государственные природные биосферные заповед- ники – государственные природные заповедники, которые входят в международ- ную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологиче- ский мониторинг. К территориям государственных природных биосферных за-


72 поведников в целях проведения научных исследований, экологического монито- ринга, а также апробирования и внедрения методов рационального природополь- зования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы, могут быть присоединены территории биосферных по- лигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функ- ционирования. Конкретный режим особой охраны территорий биосферного по- лигона устанавливается в соответствии с положением о нем, утверждаемым гос- ударственными органами, в ведении которых находятся государственные при- родные биосферные заповедники.
Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветитель- скими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) ко- торых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую эко- логическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для ис- пользования в природоохранных, просветительских, научных и культурных це- лях и для регулируемого туризма. Национальные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение при- были, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учре- ждения.
Природные парки являются природоохранными рекреационными учре- ждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, террито- рии (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназна- чены для использования в природоохранных, просветительских и рекреацион- ных целях.
Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях – на землях иных пользователей, а также собственников.
Государственными природными заказниками являются территории (аква- тории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природ- ных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.
Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:


73 а) комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов); б) биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначен- ными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях; в) палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов; г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), пред- назначенными для сохранения и восстановления ценных водных объ- ектов и экологических систем; д) геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.
Памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологиче- ском, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государ- ственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и опре- деляют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального зна- чения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соот- ветственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъ- ектов Российской Федерации.
Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъ- ятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и поль- зователей этих участков.
Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранны- ми учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Тер- ритории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются толь- ко для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим

74 садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады.
Охрана природных комплексов и объектов на территориях государствен- ных природных заповедников и национальных парков осуществляется специаль- ной государственной инспекцией по охране территорий государственных при- родных заповедников и национальных парков, работники которой входят в штат соответствующих природоохранных учреждений.
Законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная от- ветственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий.
Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охра- няемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвер- жденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии – по фактическим затратам на их восстановление.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по главе 7
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Дайте определение особо охраняемым природным территориям.
2. Какие особо охраняемые природные территории могут быть исключи- тельно федерального значения, а какие – исключительно региональ- ного значения?
3. Назовите виды особо охраняемых природных территорий местного значения.
4. Какие виды юридической ответственности устанавливаются за нару- шение законодательства об особо охраняемых природных террито- риях?
5. Дайте подробную характеристику отдельным видам особо охраняемых природных территорий. Приведите примеры.
6. Поясните, почему лечебно-оздоровительные местности и курорты ис- ключены из перечня особо охраняемых природных территорий.