ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 240
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
59 услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;
о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;
об обращении с отходами производства и потребления;
о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (мето- дах) измерений.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны пред- ставлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федераль- ный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответ- ствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результа- тах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Фе- дерации федеральным органом исполнительной власти.
Общественный контроль в области охраны окружающей среды (обще-
ственный экологический контроль). Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и пре- дотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Общественный контроль в области охраны окружающей среды (обще- ственный экологический контроль) осуществляется общественными объедине- ниями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.
Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды
(общественного экологического контроля), представленные в органы государ- ственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъ- ектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обя- зательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Граждане, изъявившие желание оказывать органам государ- ственного надзора содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе, могут осуществлять обще-
60 ственный контроль в области охраны окружающей среды (обще- ственный экологический контроль) в качестве общественных ин- спекторов по охране окружающей среды.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по главе 4
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Определите сущность государственного управления в области охраны окружающей среды.
2. Рассмотрите подробно принципы, функции, методы государственного управления в области охраны окружающей среды.
3. Дайте полную характеристику компетенций органов, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды.
4. Дайте развернутую характеристику организационно-правовому меха- низму охраны окружающей среды.
61
5 Экономико-правовой механизм охраны
окружающей среды
5.1 Понятие, задачи и роль экономико-правового механизма
охраны окружающей среды
При изучении данной темы следует рассмотреть понятие экономического механизма охраны окружающей среды. Тесная взаимосвязь экономической и эко- логической ситуации не вызывает сомнений. Осуществление природоохранной деятельности, управление в сфере охраны окружающей среды требуют соответ- ствующего финансирования, повышения их экономической эффективности.
Целями экономического механизма охраны окружающей среды является создание условий, в которых субъектам экологического права экономически вы- годно сохранять окружающую среду, использовать ресурсосберегающие, эколо- гически чистые технологии, снижать антропогенную нагрузку на окружающую среду.
В настоящее время совершенствование экономического механизма рас- сматривается как одно из наиболее перспективных направлений развития эколо- гического права. В соответствующий раздел ФЗ «Об охране окружающей среды» внесены изменения, которыми предусматривается поэтапное реформирование системы экономического стимулирования субъектов хозяйственной деятельно- сти к снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Значение экономического регулирования в решении проблем охраны окру- жающей среды имеет два основных аспекта. Во-первых, функционирование эко- номического механизма является источником финансирования мероприятий по охране окружающей среды, аккумулирования денежных средств. Во-вторых, применение соответствующих экономических мер реально воздействует на при- родопользователей и иных хозяйствующих субъектов – юридических и физиче- ских лиц, стимулируя их выполнять экологические требования, содержащиеся в законодательстве.
Согласно ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к ме- тодам экономического регулирования относятся:
установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
государственная поддержка хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды;
62
экологическое страхование;
экономическое стимулирование прекращения производства и исполь- зования озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 13
5.2 Государственная поддержка деятельности,
направленной на охрану окружающей среды
Особое внимание следует уделить механизмам государственной поддержки хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружаю- щей среды. Она может осуществляться по следующим направлениям:
1) содействие в осуществлении инвестиционной деятельности, направлен- ной на внедрение наилучших доступных технологий и реализацию иных мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду;
2) содействие в осуществлении образовательной деятельности в области охраны окружающей среды и оказании информационной поддержки ме- роприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду;
3) содействие в осуществлении использования возобновляемых источни- ков энергии, вторичных ресурсов, разработке новых методов контроля за загрязнением окружающей среды и реализацией иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Государственная поддержка деятельности по внедрению наилучших до- ступных технологий и иных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду может осуществляться посредством:
предоставления налоговых льгот в порядке, установленном законода- тельством Российской Федерации о налогах и сборах;
предоставления льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленном порядке;
выделения средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Рос- сийской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством
Российской Федерации.
Государственная поддержка осуществляется при реализации следующих мероприятий:
1) внедрение наилучших доступных технологий;
63 2) проектирование, строительство, реконструкция: систем оборотного и бессточного водоснабжения; централизованных систем водоотведения
(канализации), канализационных сетей, локальных (для отдельных объектов хозяйственной и (или) иной деятельности) сооружений и устройств по очистке сточных, в том числе дренажных, вод, по перера- ботке жидких бытовых отходов и осадка сточных вод; сооружений и установок по улавливанию и утилизации выбрасываемых загрязняю- щих веществ, термической обработке и очистке газов перед их выбро- сом в атмосферный воздух, полезному использованию попутного неф- тяного газа;
3) установка: оборудования по улучшению режимов сжигания топлива; оборудования по использованию, транспортированию, обезвреживанию отходов производства и потребления; автоматизированных систем, ла- бораторий по контролю за составом, объемом или массой сточных вод; автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвиж- ных) по контролю за составом загрязняющих веществ и объемом или массой их выбросов в атмосферный воздух; автоматизированных си- стем, лабораторий (стационарных и передвижных) по наблюдению за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды.
Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации мо- гут устанавливаться иные меры государственной поддержки хозяйственной и
(или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Феде- рации.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по главе 5
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Дайте развернутую характеристику экономико-правового механизма охраны окружающей среды.
2. Какие виды государственной поддержки оказываются лицам, осуществ- ляющим деятельность, направленную на охрану окружающей среды?
Охарактеризуйте каждый из видов.
64
6 Юридическая ответственность за экологические
правонарушения: понятие, особенности и виды
Эколого-правовая ответственность – разновидность юридической ответ- ственности, обладающая рядом специфических признаков, присущих только ей.
Традиционно она рассматривается в литературе в трех аспектах:
во-первых, как мера государственного принуждения, поскольку преду- сматривает возложение на правонарушителя обязанности претерпевать неблагоприятные последствия, вызванные нарушением экологического законодательства. В данном случае необходимо сделать уточнение, что юридическая ответственность в экологическом праве – это мера, обес- печиваемая государственным принуждением;
во-вторых, как правоотношение между уполномоченным органом или лицом и правонарушителем. Под уполномоченным органом понима- ются органы МВД, прокуратуры и иные правоохранительные органы, работодатель и т. д. Выделяются две части этого правоотношения, воз- никающие по факту нарушения экологоправовых норм и по поводу при- меняемых санкций. Можно выделить процессуальный и процедурный аспекты, а также динамическую и статическую части этого правоотно- шения;
в-третьих, как комплексный институт объединяет нормы различных от- раслей права и выполняет следующие функции: стимулирующую к соблюдению норм экологического законодатель- ства; компенсационную, направленную на возмещение потерь окружаю- щей среды и восстановление здоровья человека; превентивную; карательную.
Экологическое правонарушение представляет собой юридический факт, лежащий в основе привлечения правонарушителя к юридической ответственно- сти.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Под экологическим правонарушением понимается виновное противоправное деяние, повлекшее или создавшее реальную угрозу
65 причинения вреда окружающей среде, здоровью человека, угрозу экологической безопасности.
Его признаками являются: вина, за исключением случаев, ко- гда ущерб причинен источником повышенной опасности; противо- правность; наказуемость; вредоносность; деяние; совершение право- нарушения деликтоспособным лицом.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
За экологические правонарушения законодательством предусматривается административная, уголовная, дисциплинарная и имущественная ответствен- ность.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Структура экологического правонарушения состоит из следу- ющих элементов: объект, объективная сторона, субъект, субъектив- ная сторона.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Объектом экологического правонарушения являются общественные отно- шения, складывающиеся в сфере природопользования, охраны окружающей сре- ды и экологической безопасности. Предметом преступления в большинстве слу- чаев (исключение, например, ст. 253 УК РФ) являются компоненты окружающей среды.
Для объективной стороны экологического правонарушения характерно на- личие трех элементов: противоправное деяние (действие или бездействие), насту- пившие общественно опасные последствия и причинно-следственная связь. Не- которые экологические правонарушения могут совершаться как путем соверше- ния действий, так и в результате бездействия, например преступление, преду- смотренное ст. 247 УК РФ (нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов). Некоторые правонарушения могут быть совершены только в форме действия, например преступление, предусмотренное ст. 256 УК РФ (не- законная добыча (вылов) водных биологических ресурсов).
Если в диспозиции статьи не предусмотрено наступление общественно опасных последствий, то такой состав преступления по конструкции считают формальным. В основном формальные составы экологических правонарушений содержатся в КоАП РФ, но есть и исключения (например, ст. 8.10 КоАП РФ), соответственно, в УК РФ, в главе 26, в основном закреплены материальные со- ставы преступлений (исключение, например, ст. 253 УК РФ).
66
Между противоправным деянием и наступившими последствиями должна быть установлена причинно-следственная связь. В некоторых случаях при рас- следовании экологических правонарушений сложно доказать, что в результате именно этих конкретных деяний был причинен вред окружающей среде и (или) здоровью человека.
Субъектами экологического правонарушения могут являться физические и юридические лица. Физическое лицо может быть привлечено к уголовной и ад- министративной ответственности, если оно вменяемое и достигло 16 лет. В не- которых случаях субъектами экологических правонарушений могут быть долж- ностные лица и иностранные граждане, лица без гражданства (например, ст. 8.5
КоАП РФ, ст. 252 УК РФ).
Субъективная сторона характеризуется виной, которая может быть выра- жена в форме умысла (прямой или косвенный), либо в форме неосторожности
(легкомыслие или небрежность). Некоторые экологические правонарушения мо- гут быть совершены только с прямым умыслом (например, ст. 258 УК РФ), не- которые – только по неосторожности (например, ст. 261 УК РФ).
Немаловажно учитывать сложности разграничения административных проступков и преступлений в сфере охраны окружающей среды. Необходимо де- тально исследовать все элементы состава правонарушений, особое внимание об- ращать на виды субъектов, характеристику объективной стороны деяния (в том числе формальный или материальный состав правонарушения; наступившие негативные последствия), и т. д. В таких ситуациях следует руководствоваться разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ.
Деяния, представляющие собой повышенную общественную опасность, входят в составы экологических преступлений, за которые установлена уголов- ная ответственность. Уголовная ответственность может наступить не только за оконченное преступление, но и за попытку его совершения, за приготовление и покушение на преступление.
В юридической литературе проводится следующая классификация эколо- гических преступлений
1
:
1. Нарушения действующих правил в области природопользования: ст. 246
(нарушение правил охраны окружающей среды при производстве ра- бот); ст. 247 (нарушение правил обращения экологически опасных ве-
1
Ерофеев Б. В. Экологическое право России : в 2 т. Том 1. Общая часть : учебник для академи- ческого бакалавриата / Б. В. Ерофеев. М. : Юрайт, 2018. 219 с.
67 ществ и отходов); ст. 248 (нарушение правил безопасности при обра- щении с микробиологическими либо другими биологическими аген- тами и токсинами); ст. 249 (нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений).
2. Порча основных природных компонентов – вод, воздуха, земли и пр.: ст. 250 (загрязнение вод); ст. 251 (загрязнение атмосферы); ст. 252 (за- грязнение морской среды); ст. 253 (нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне
РФ); ст. 254 (порча земли); ст. 255 (нарушение правил охраны и исполь- зования недр); ст. 257 (нарушение правил охраны водных биологиче- ских ресурсов).
3. Преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охра- ны фауны: ст. 256 (незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов); ст. 258 (незаконная охота); ст. 258.1 (незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресур- сов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской
Федерации и (или) охраняемым международными договорами Россий- ской Федерации).
4. Преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охра- ны флоры: ст. 259 (уничтожение критических местообитаний для орга- низмов, занесенных в Красную книгу РФ); ст. 260 (незаконная рубка лесных насаждений); ст. 261 (уничтожение или повреждение лесных насаждений); ст. 262 (нарушение режима особо охраняемых природ- ных территорий и природных объектов).
Многие из статей, указанных выше, являются отсылочно-бланкетными, и для квалификации деяния необходимо обращаться к иным нормативно-право- вым актам.
К административным правонарушениям, связанным с нарушением законо- дательства об охране окружающей среды, относятся: несоблюдение экологиче- ских требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплу- атации предприятий, сооружений или иных объектов; несоблюдение экологиче- ских и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами; нарушение пра- вил обращения с пестицидами и агрохимикатами; нарушение законодательства об экологической экспертизе; сокрытие или искажение экологической информа-