Файл: Экологическое право.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 244

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

53 экспертизе, и иными заинтересованными лицами в результате неисполнения ими законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, могут требовать возмещения им убытков в порядке, установленном гражданским зако- нодательством Российской Федерации.
Моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями в области экологической экспертизы, подлежит компенсации причинителем в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Феде- рации.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

4.6 Экологический мониторинг
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Под государственным экологическим мониторингом (госу-
дарственный мониторинг окружающей среды) понимаются ком-
плексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том
числе компонентов природной среды, естественных экологических
систем, за происходящими в них процессами, явлениями; оценка и
прогноз изменений состояния окружающей среды.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Государственный экологический мониторинг (государственный монито- ринг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государ- ственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружа- ющей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами госу- дарственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их ком- петенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посред- ством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и ин- формационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Рос- сийской Федерации федеральным органом исполнительной власти государ- ственного фонда данных.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В целях обеспечения охраны окружающей среды была создана
Единая система государственного экологического мониторинга (гос- ударственного мониторинга окружающей среды).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·

54
Задачами единой системы государственного экологического мониторинга
(государственного мониторинга окружающей среды) являются:
 регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;
 хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состо- янии окружающей среды;
 анализ полученной информации в целях своевременного выявления из- менений состояния окружающей среды под воздействием природных и
(или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;
 обеспечение органов государственной власти, органов местного само- управления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.
Единая система государственного экологического мониторинга (государ- ственного мониторинга окружающей среды) включает в себя следующие подси- стемы:
 государственного мониторинга атмосферного воздуха;
 государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;
 государственного мониторинга радиационной обстановки на террито- рии Российской Федерации;
 государственного мониторинга земель;
 государственного мониторинга объектов животного мира;
 государственного лесопатологического мониторинга;
 государственного мониторинга воспроизводства лесов;
 государственного мониторинга состояния недр;
 государственного мониторинга водных объектов;
 государственного мониторинга водных биологических ресурсов;
 государственного мониторинга внутренних морских вод и территори- ального моря Российской Федерации;
 государственного мониторинга исключительной экономической зоны
Российской Федерации;
 государственного мониторинга континентального шельфа Российской
Федерации;


55
 государственного экологического мониторинга уникальной экологиче- ской системы озера Байкал;
 государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обита- ния.
Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осу- ществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также органы государственной власти субъ- ектов Российской Федерации, участвующие в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей сре- ды), обязаны направлять получаемую в ходе осуществления соответствующего мониторинга информацию в государственный фонд данных.
Государственный фонд данных является федеральной информационной си- стемой, обеспечивающей сбор, обработку, анализ данных и включающей в себя:
 информацию, содержащуюся в базах данных подсистем единой систе- мы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);
 данные государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Информация, включаемая в государственный фонд данных, подлежит ис- пользованию органами государственной власти, органами местного самоуправ- ления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражда- нами при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Информация, включаемая в государственный фонд данных и свидетель- ствующая об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, в том числе стихий- ного бедствия, а также о состоянии окружающей среды в границах зон чрезвы- чайных ситуаций, подлежит незамедлительному представлению в единую госу- дарственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Информация, включаемая в государственный фонд данных и свидетель- ствующая о возможном вредном воздействии на человека состояния окружаю- щей среды, в том числе компонентов природной среды, подлежит незамедли- тельному направлению в органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
На основе информации, содержащейся в государственном фонде данных, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти подготавливает ежегодный государственный доклад о


56 состоянии и об охране окружающей среды, порядок подготовки и распростране- ния которого устанавливается Правительством Российской Федерации.
4.7 Государственный экологический надзор. Производственный и
общественный контроль в области охраны окружающей среды
Государственный экологический надзор. Согласно ст. 65 ФЗ «Об охране окружающей среды», под государственным экологическим надзором понима- ются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной вла- сти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направ- ленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами госу- дарственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами тре- бований, установленных в соответствии с международными договорами Россий- ской Федерации, ФЗ «Об охране окружающей среды», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными право- выми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными право- выми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, приня- тия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресе- чению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблю- дению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими ли- цами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный экологический надзор включает в себя:
 государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
 государственный земельный надзор;
 государственный надзор в области обращения с отходами;
 государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
 государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;


57
 государственный экологический надзор на континентальном шельфе
Российской Федерации;
 государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;
 государственный экологический надзор в исключительной экономиче- ской зоне Российской Федерации;
 государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;
 федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану);
 федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизвод- ства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
 федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболов- ства и сохранения водных биоресурсов;
 федеральный государственный охотничий надзор;
 государственный надзор в области охраны и использования особо охра- няемых природных территорий;
 государственный надзор за соблюдением требований к обращению озо- норазрушающих веществ.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного экологиче- ского надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индиви- дуальных предпринимателей, применяются положения ФЗ «О защите прав юри- дических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государ- ственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенно- стей организации и проведения проверок, установленных ФЗ «Об охране окру- жающей среды». В отношении юридических лиц и индивидуальных предприни- мателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объек- тах IV категории, плановые проверки не проводятся.
Федеральный государственный экологический надзор организуется и осу- ществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вклю- ченных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федера- ции федеральным органом исполнительной власти перечень. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, опреде- ляется на основании установленных Правительством Российской Федерации критериев.

58
Производственный контроль в области охраны окружающей среды (про-
изводственный экологический контроль). Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осу- ществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному ис- пользованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюде- ния требований в области охраны окружающей среды, установленных законода- тельством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляю- щие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического кон- троля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Программа производственного экологического контроля содержит сведе- ния: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружаю- щую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потреб- ления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), ак- кредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; о периодичности и мето- дах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
При осуществлении производственного экологического контроля измере- ния выбросов, сбросов загрязняющих веществ в обязательном порядке произво- дятся в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые тех- нологии и особенности производственного процесса на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (маркерные вещества).
Документация, содержащая сведения о результатах осуществления произ- водственного экологического контроля, включает в себя документированную информацию:
 о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для про- изводства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных