Файл: Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Апелляционное определение Верховного суда от 2 сентября 2014 г. по делу № 2-3/14 // http://sudact.ru
Кассационное определение Забайкальского краевого суда от 13.05.2015. URL: https://rospravosudie.com.
Приговор Тверского областного суда от 28 октября 2015 г. URL: https://rospravosudie.com.
Приговор Туапсинского районного суда от 19 декабря 2011 г. URL: https://rospravosudie.com.
лишь судьбы земельных настоящее участков и прочно причиненного связанных с ними азвития объектов, согласно нему все справедливому прочно связанные собой с земельными участками уголовной объекты следуют произведенная судьбе земельных экологические участков, закреплен действенности в ст. 1 Земельного деятельность кодекса РФ. Это проблемам подтверждается и сведениями, нормы которые вносятся удовлетворять в реестр объектов всегда недвижимости, содержащий признается информацию не только десятую о виде земельного совершающих участка и категории незаконную земель, к которой единомоментный отнесен участок, имели но и о лесах, расположенных селенного в пределах земельного незакон участка1.
Изложенное соответствует должны и тенденциям развития направленно гражданского законодательства, приро согласно которым следует земельные участки квазиуголовной и расположенное на них недвижимое влечь имущество не должны включал быть независимыми законной друг от друга являются объектами, а должны охране иметь единый которые правовой режим.
С наступление учетом изложенного можно ются сделать вывод, направлен что лес следует наличия определить как древе природный объект, например представляющий собой прежде совокупность древесно-кустарниковой толь растительности, неразрывно таким связанной и находящейся поймать на земельном участке, знает являющийся элементом сказано экологической системы удостоверяющая и обладающий потребительской действий стоимостью.
Исходя из указанного лесной определения, следует сложно выделить следующие назначил признаки леса.
1. Лес – природный хищение объект, состоящий прои из естественных и искусственных федеральный насаждений.
2. Лес законную включает в себя щерб древесно-кустарную растительность, круг которая находится гражданского во взаимосвязи.
3. Лес указанном неразрывно связан израстающие с земельным участком, ного на котором он находится. Причем лесных
лес может даже находиться на земельном делу участке лесного следует фонда и землях реализации иных категорий. Лес такого в совокупности с земельным кого участком образует причиняющее такой объект карательный недвижимости, как единомоментный лесной участок.
4. Лес которые является элементом были экологической системы, применении выступающей средой анализ обитания для установления живых организмов главе и влияющей на состояние конструкция окружающей среды.
5. Лес буреломные обладает потребительской питомниках стоимостью. Лес назначил является источником выполнение древесины, которая, должно обладая способностью удовлетворять этом потребности человека, ного выступает в качестве природных товара. Непосредственно специальных расценки на древесину, лесных продаваемые на корню, лесных называются лесной одного таксой.
Представляется, что пути юридическое закрепление щерб указанного понятия данным и выработка четких эколо критериев отнесения составах тех или являть иных объектов поддается к лесу позволят указанный разрешить пробелы насаждений правоприменения и послужат специальных выработке конкретных юридических мер, направленных субъекта на охрану леса лесных в нашем государстве, может в т.ч. уголовно-правовыми лежащий средствами.
1.2 Дефиниция соответствии термина «незаконная недвижимое рубка»
В настоящее время ситуация, сложившаяся в лесном секторе, свидетельствует об ее криминализации. На сегодняшний день незаконные рубки леса в России приобрели масштабы национального бедствия, угрожают национальной безопасности не только в экологическом, но и в экономическом отношении, поскольку существенно сдерживают развитие и инвестиционную привлекательность лесной промышленности. Во многом это связано и с не всегда удачными управленческими решениями, стихийным реформированием органов государственного управления лесами и спонтанным развитием лесного законодательства, при этом именно последнее должно стать первым шагом к решению проблемы.
Однако, приходиться констатировать, что пока современное лесное законодательство далеко от совершенства и не позволяет уполномоченным органам создать последовательную практику его применения, в том числе и в сфере борьбы с незаконными рубками. Полагаем, что к одному из недостатков современного лесного законодательства следует отнести отсутствие четкого понятийного аппарата, что создает огромные трудности в определении некоторых правовых категорий.
Как справедливо отмечает О.И. Крассов, юридическое понятие, которое отображает материальный объект, должно до определенных пределов адекватно выражать сущность и его характерные черты, имеющие правовое значение. Это необходимо для того, чтобы четко определить сферу общественных отношений, к которой относится данное понятие, и правильно применять его на практике. Юридические понятия, закрепляемые в праве, не всегда совпадают и не могут в ряде случаев выражать объективно существующую действительность, что объясняется особым характером юридической логики и применяемой в законотворчестве юридической техники. Тем не менее, эти понятия должны все-таки иметь определенный смысл, хотя бы в некоторой степени соответствовать реальности окружающего нас мира, и в том числе быть обоснованными с позиций права1.
Согласно ч. 1 ст. 92 Лесного кодекса РФ от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ (далее – ЛК РФ 1997 г.), утратившего силу 1 января 2009 года, леса полежат охране от пожаров, незаконных рубок (порубок), нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам2. Однако, ни ЛК РФ 1997 г., ни иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ, регулирующие лесные отношения, не содержали определения понятия «незаконная рубка».
Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (далее – ЛК РФ 2006 г.), введенный в действие с 1 января 2007 года, вообще не содержит понятия «незаконная рубка», отсутствует это понятие и в подзаконных нормативных правовых актах, принятых после 1 января 2007 1г.
В настоящее время понятие «незаконная рубка» содержится исключительно в Уголовном кодексе РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее – УК РФ) и Кодексе РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ)2.
УК РФ (ст. 260) предусматривает уголовную ответственность за незаконную рубку лесных насаждений, а также не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан. КоАП РФ (ст. 8.28) устанавливает административную ответственность за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесу деревьев, кустарников и лиан. Однако, определение понятия «незаконная рубка» в УК РФ и в КоАП РФ отсутствует.
Для раскрытия понятия «незаконная рубка» прежде всего, необходимо обратиться к бланкетному понятию «рубка», которое дается в ст. 16 ЛК РФ 2006 г. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 16 ЛК РФ 2006 г. рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания.
Следует согласиться с И.А. Конфоркиным в том, что содержащийся в ЛК РФ 2006 г. нормативный перечень способов рубки (спиливание, срубание, срезание) лесных насаждений является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит3 и, в свою очередь, критически относиться к высказанной в юридической литературе точке зрения о возможности таких способов рубки, как выкапывание и выкорчевывание деревьев и кустарников4, поскольку такие действия являются способами изъятия деревьев и кустарников из природной среды, а не способами рубки, так как они не связаны с отделением лесных насаждений от корня. В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения, в том числе за нарушение лесного законодательства, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»1(далее – Постановление Пленума 1998 г.) раскрывалось понятие «незаконной порубки».
Так, согласно п. 11 Постановления Пленума 1998 г. под незаконной порубкой следовало понимать рубку деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубку по лесорубочному билету, ордеру, выданному с нарушением действующих правил рубок, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете, ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.
Однако следует отметить, что одним из наиболее значимых нововведений ЛК РФ 2006 г. является переход от смешанных (разрешительные документы плюс договор) к исключительно договорным методам правового регулирования лесных отношений, другими словами ЛК РФ 2006 г. предусматривает полную отмену разрешительных документов (лесорубочных билетов, лесных билетов и ордеров)
2.
Так, в ст. 6 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» установлено, что органы исполнительной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81–84 ЛК РФ 2006 г., для осуществления краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ вправе выдавать лесорубочные билеты, ордера и (или) лесные билеты на срок их действия до 1 января 2008 года. С 1 января 2008 года вступила в силу новая редакция ст. 6 данного федерального закона, в соответствии с которой органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.81–84 ЛК РФ 2006 г., для осуществления использования лесов вправе выдавать до 1 января 2009 года гражданам и юридическим лицам, которые заключили договоры аренды участка лесного фонда, договоры безвозмездного пользования участком лесного фонда и не осуществили приведение в соответствие с ЛК РФ указанных договоров, лесорубочные билеты, лесные билеты на срок их действия.
Согласно же ч. 8, 8.1 и 8.2 ст. 29 ЛК РФ 2006 г. граждане и юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. В случае, если федеральными законами допускается осуществление заготовки древесины федеральными государственными учреждениями, лесные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться этим учреждениям для указанной цели в постоянное (бессрочное) пользование.
В связи с вопросами, возникшими у судов, и в целях обеспечения единства судебной практики применения законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования было принято Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»1(далее – Постановление Пленума 2012 г.), в соответствии с п. 48 которого Постановление Пленума 1998 г. было признано утратившим силу. Согласно абз. 2 п. 16 Постановления Пленума 2012 г. незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки. Кроме того, видимо учитывая так называемый «заявительный» порядок лесопользования, в абз. 3 п. 16 Постановления Пленума указывается на то, что договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений. В частности, рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков. При этом, согласно абз. 2 п. 22 Постановления Пленума 2012 г. рубка лесных насаждений арендаторами лесных участков, имеющими проект освоения лесов, получивший положи- тельное заключение государственной или муниципальной экспертизы, с нарушением технологии заготовки древесины, в том числе рубки, без подачи отчета об использовании лесов под- лежит квалификации по ст. 8.25 КоАП РФ (т.е. нарушение правил использования лесов).
Изложенное соответствует должны и тенденциям развития направленно гражданского законодательства, приро согласно которым следует земельные участки квазиуголовной и расположенное на них недвижимое влечь имущество не должны включал быть независимыми законной друг от друга являются объектами, а должны охране иметь единый которые правовой режим.
С наступление учетом изложенного можно ются сделать вывод, направлен что лес следует наличия определить как древе природный объект, например представляющий собой прежде совокупность древесно-кустарниковой толь растительности, неразрывно таким связанной и находящейся поймать на земельном участке, знает являющийся элементом сказано экологической системы удостоверяющая и обладающий потребительской действий стоимостью.
Исходя из указанного лесной определения, следует сложно выделить следующие назначил признаки леса.
1. Лес – природный хищение объект, состоящий прои из естественных и искусственных федеральный насаждений.
2. Лес законную включает в себя щерб древесно-кустарную растительность, круг которая находится гражданского во взаимосвязи.
3. Лес указанном неразрывно связан израстающие с земельным участком, ного на котором он находится. Причем лесных
лес может даже находиться на земельном делу участке лесного следует фонда и землях реализации иных категорий. Лес такого в совокупности с земельным кого участком образует причиняющее такой объект карательный недвижимости, как единомоментный лесной участок.
4. Лес которые является элементом были экологической системы, применении выступающей средой анализ обитания для установления живых организмов главе и влияющей на состояние конструкция окружающей среды.
5. Лес буреломные обладает потребительской питомниках стоимостью. Лес назначил является источником выполнение древесины, которая, должно обладая способностью удовлетворять этом потребности человека, ного выступает в качестве природных товара. Непосредственно специальных расценки на древесину, лесных продаваемые на корню, лесных называются лесной одного таксой.
Представляется, что пути юридическое закрепление щерб указанного понятия данным и выработка четких эколо критериев отнесения составах тех или являть иных объектов поддается к лесу позволят указанный разрешить пробелы насаждений правоприменения и послужат специальных выработке конкретных юридических мер, направленных субъекта на охрану леса лесных в нашем государстве, может в т.ч. уголовно-правовыми лежащий средствами.
1.2 Дефиниция соответствии термина «незаконная недвижимое рубка»
В настоящее время ситуация, сложившаяся в лесном секторе, свидетельствует об ее криминализации. На сегодняшний день незаконные рубки леса в России приобрели масштабы национального бедствия, угрожают национальной безопасности не только в экологическом, но и в экономическом отношении, поскольку существенно сдерживают развитие и инвестиционную привлекательность лесной промышленности. Во многом это связано и с не всегда удачными управленческими решениями, стихийным реформированием органов государственного управления лесами и спонтанным развитием лесного законодательства, при этом именно последнее должно стать первым шагом к решению проблемы.
Однако, приходиться констатировать, что пока современное лесное законодательство далеко от совершенства и не позволяет уполномоченным органам создать последовательную практику его применения, в том числе и в сфере борьбы с незаконными рубками. Полагаем, что к одному из недостатков современного лесного законодательства следует отнести отсутствие четкого понятийного аппарата, что создает огромные трудности в определении некоторых правовых категорий.
Как справедливо отмечает О.И. Крассов, юридическое понятие, которое отображает материальный объект, должно до определенных пределов адекватно выражать сущность и его характерные черты, имеющие правовое значение. Это необходимо для того, чтобы четко определить сферу общественных отношений, к которой относится данное понятие, и правильно применять его на практике. Юридические понятия, закрепляемые в праве, не всегда совпадают и не могут в ряде случаев выражать объективно существующую действительность, что объясняется особым характером юридической логики и применяемой в законотворчестве юридической техники. Тем не менее, эти понятия должны все-таки иметь определенный смысл, хотя бы в некоторой степени соответствовать реальности окружающего нас мира, и в том числе быть обоснованными с позиций права1.
Согласно ч. 1 ст. 92 Лесного кодекса РФ от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ (далее – ЛК РФ 1997 г.), утратившего силу 1 января 2009 года, леса полежат охране от пожаров, незаконных рубок (порубок), нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам2. Однако, ни ЛК РФ 1997 г., ни иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ, регулирующие лесные отношения, не содержали определения понятия «незаконная рубка».
Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ (далее – ЛК РФ 2006 г.), введенный в действие с 1 января 2007 года, вообще не содержит понятия «незаконная рубка», отсутствует это понятие и в подзаконных нормативных правовых актах, принятых после 1 января 2007 1г.
В настоящее время понятие «незаконная рубка» содержится исключительно в Уголовном кодексе РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее – УК РФ) и Кодексе РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ)2.
УК РФ (ст. 260) предусматривает уголовную ответственность за незаконную рубку лесных насаждений, а также не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан. КоАП РФ (ст. 8.28) устанавливает административную ответственность за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесу деревьев, кустарников и лиан. Однако, определение понятия «незаконная рубка» в УК РФ и в КоАП РФ отсутствует.
Для раскрытия понятия «незаконная рубка» прежде всего, необходимо обратиться к бланкетному понятию «рубка», которое дается в ст. 16 ЛК РФ 2006 г. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 16 ЛК РФ 2006 г. рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания.
Следует согласиться с И.А. Конфоркиным в том, что содержащийся в ЛК РФ 2006 г. нормативный перечень способов рубки (спиливание, срубание, срезание) лесных насаждений является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит3 и, в свою очередь, критически относиться к высказанной в юридической литературе точке зрения о возможности таких способов рубки, как выкапывание и выкорчевывание деревьев и кустарников4, поскольку такие действия являются способами изъятия деревьев и кустарников из природной среды, а не способами рубки, так как они не связаны с отделением лесных насаждений от корня. В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения, в том числе за нарушение лесного законодательства, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»1(далее – Постановление Пленума 1998 г.) раскрывалось понятие «незаконной порубки».
Так, согласно п. 11 Постановления Пленума 1998 г. под незаконной порубкой следовало понимать рубку деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубку по лесорубочному билету, ордеру, выданному с нарушением действующих правил рубок, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете, ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.
Однако следует отметить, что одним из наиболее значимых нововведений ЛК РФ 2006 г. является переход от смешанных (разрешительные документы плюс договор) к исключительно договорным методам правового регулирования лесных отношений, другими словами ЛК РФ 2006 г. предусматривает полную отмену разрешительных документов (лесорубочных билетов, лесных билетов и ордеров)
2.
Так, в ст. 6 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» установлено, что органы исполнительной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81–84 ЛК РФ 2006 г., для осуществления краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ вправе выдавать лесорубочные билеты, ордера и (или) лесные билеты на срок их действия до 1 января 2008 года. С 1 января 2008 года вступила в силу новая редакция ст. 6 данного федерального закона, в соответствии с которой органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.81–84 ЛК РФ 2006 г., для осуществления использования лесов вправе выдавать до 1 января 2009 года гражданам и юридическим лицам, которые заключили договоры аренды участка лесного фонда, договоры безвозмездного пользования участком лесного фонда и не осуществили приведение в соответствие с ЛК РФ указанных договоров, лесорубочные билеты, лесные билеты на срок их действия.
Согласно же ч. 8, 8.1 и 8.2 ст. 29 ЛК РФ 2006 г. граждане и юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. В случае, если федеральными законами допускается осуществление заготовки древесины федеральными государственными учреждениями, лесные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться этим учреждениям для указанной цели в постоянное (бессрочное) пользование.
В связи с вопросами, возникшими у судов, и в целях обеспечения единства судебной практики применения законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования было принято Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»1(далее – Постановление Пленума 2012 г.), в соответствии с п. 48 которого Постановление Пленума 1998 г. было признано утратившим силу. Согласно абз. 2 п. 16 Постановления Пленума 2012 г. незаконной является рубка указанных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки. Кроме того, видимо учитывая так называемый «заявительный» порядок лесопользования, в абз. 3 п. 16 Постановления Пленума указывается на то, что договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений. В частности, рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков. При этом, согласно абз. 2 п. 22 Постановления Пленума 2012 г. рубка лесных насаждений арендаторами лесных участков, имеющими проект освоения лесов, получивший положи- тельное заключение государственной или муниципальной экспертизы, с нарушением технологии заготовки древесины, в том числе рубки, без подачи отчета об использовании лесов под- лежит квалификации по ст. 8.25 КоАП РФ (т.е. нарушение правил использования лесов).