Файл: Н. С. Мамырина 2023 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Алтайский государственный гуманитарно–педагогический университет имени В.М. Шукшина»

(АГГПУ им. В.М. Шукшина)
Институт естественных наук и профессионального образования

Кафедра естественно–научных дисциплин

Педагогические условия

реализации проектной деятельности обучающихся

в школьном курсе биологии
Выпускная квалификационная работа
Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование

Профиль подготовки Биология и экология


Допустить к защите

И. о. зав. кафедрой

Н. С. Мамырина


«____» ______________________ 2023 г.
__________________________________

(подпись)

Выполнил студент:

Савина Евгения Викторовна
___________________________

(подпись)

Научный руководитель:

доктор геолого-минералогических наук, профессор

Гусев Анатолий Иванович

___________________________

(подпись)

Оценка

__________________________________

«____» ______________ 2023 г.
___________________________

(подпись председателя ГЭК)




Бийск – 2023

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Алтайский государственный гуманитарно–педагогический университет имени В.М. Шукшина»

(АГГПУ им. В.М. Шукшина)

АННОТАЦИЯ

на выпускную квалификационную работу бакалавра
студента Савиной Евгении Викторовна группы Z–БЭК - 171

Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование

Профиль подготовки Биология и экология

Тема: Педагогические условия реализации проектной деятельности обучающихся в школьном курсе биологии
Abstract:

The purpose of the study: to identify the pedagogical conditions for the implementation of project activities of students in the school biology course. The study analyzes the concepts of "project activity", "project competence", proves the relevance, reveals the essence of project activity, analyzes the biology program for grades 5–9 from the point of view of project implementation. The practical significance of the study lies in the fact that the theoretical provisions and conclusions developed in the course of the study are brought to specific methodological recommendations, the introduction of which into practice contributes to the implementation of project activities; a model for the implementation of project activities of students in the school biology course was developed and implemented.


Автор ВКР _________________ Савина Евгения Викторовна

Руководитель ВКР _________________ Гусев Анатолий Иванович
Оглавление



Введение 3

Глава I. Педагогические условия реализации проектной деятельности обучающихся в школьном курсе биологии 8

1.1. Сущность и типология проектной деятельности 8

1.2. Особенности организации проектной деятельности обучающихся в школьном курсе биологии 20

1.3. Модель реализации проектной деятельности обучающихся в школьном курсе биологии 24

Глава II Опытно–экспериментальная работа по реализации проектной деятельности обучающихся в школьном курсе биологии в 8 классах 29

2.1. Организация и методы экспериментального исследования 29

2.2 Выявление уровня сформированности проектной компетентности обучающихся 31

2.3. Реализация проектной деятельности на уроках биологии в 8 классах 39

2.4. Анализ результатов опытно–экспериментальной работы 47

Заключение 55

Список литературы 57

Приложения 65


Введение



В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы (ООП) основного общего образования включает и оценку результатов проектной деятельности обучающихся.

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого обучающегося, формирования активной позиции, субъектности обучающегося в образовательной деятельности, повышение качества обучения и воспитания обучающихся, а также развитие познавательного интереса у школьников к изучаемому предмету.

Одним из путей решения указанной задачи считаю, использование методов, средств и форм обучения, которые соответствовали бы специфике возраста обучающихся и позволяли ему достигать положительных результатов в обучении предмета биологии.

Актуальной педагогической проблемой является проблема внедрения в школьную образовательную практику основ проектной деятельности.

Стандарты нового поколения ориентируют педагога на развитие у обучающихся мотивации к творческому труду, готовности к профессиональному выбору, умения ориентироваться в мире социальных ценностей. Исследовательская деятельность обучающихся заслуживает особого внимания [42].



Организация исследовательской деятельности на уроках является одним из приоритетов современного образования. Проектный и поисковый методы формируют умения, связанные с практической деятельностью.

Исследовательская деятельность обучающихся может быть организована различными способами: предметная исследовательская деятельность обучающихся, проектирование и исследовательская деятельность обучающихся. Применение в процессе обучения исследовательской деятельности позволяет обучающимся овладеть базовыми знаниями, ключевыми компетенциями, а также способствует многостороннему развитию личности.

Научный дискурс свидетельствует о том, что в науке сложились теоретические предпосылки для реализации проектной деятельности обучающихся в школьном курсе биологии.

Как показал анализ научно–педагогической литературы, проектной деятельности обучающихся в школьном курсе биологии посвящены работы Мариной А.В., Токаревой М.И. [40], Потапкина Е.Н., Мальковой А.С. [29], Добрыниной Е.С. [12, 13], Белозерова О.М. [5], Богомолова А.А. [6].

В работе Сергеева И.С. описывается как организовать проектную деятельность учащихся [38].

Статья Алексеева В.В и Кутузова Р.В. рассмотрены особенности организации проектно–исследовательской деятельности по биологии с применением системно–структурного подхода. Отражены методологические особенности проектного обучения [1].

Вместе с тем следует отметить, что сегодня менее изучены педагогические условия реализации проектной деятельности обучающихся на уроках биологии в основных классах. В этой связи обостряется противоречие между необходимостью реализации проектной деятельности обучающихся на уроках биологии и недостаточной разработанностью педагогических условий в теории и практике.

Проблема исследования заключается в выявлении педагогических условий реализации проектной деятельности, обучающихся в школьном курсе биологии.

Актуальность исследования продиктована важностью дополнения системы организации учебного процесса той формой деятельности учащихся, которая раскроет потенциальные возможности учащегося, научит его думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, использовать индуктивные и дедуктивные методики формирования знаний, научиться коммуницировать. Главное, чтобы проектная форма деятельности обучающегося позволила применять все имеющиеся у него знания на практике. Проектная работа обучающегося в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества среднего образования. Так как она не только даёт возможность получать знания, а еще и возможность реализовать их на практике.


Работа над проектами для обучающихся, является сложной задачей, данная деятельность требует больших умственных и организационных усилий. Но успешное выполнение данной деятельности позволяет добиться поставленных задач. Проблема исследования заключается в том, что на сегодняшний день большая часть педагогов средней школы не используют проектную работу в обучении, или же пользуются лишь частными проектными методами, не обладают должными знаниями о типах проектных заданий, о структуре проектной деятельности, о формах работы над проектами, о содержании проектной деятельности обучающихся, об особенностях её организации. В случае квалифицированного подхода педагога к методике проектной деятельности, повысится вариативность и эффективность учебного процесса.

Исходя из актуальности проблемы, была определена тема исследования «Педагогические условия реализации проектной деятельности в школьном курсе биологии».

Цель исследования – теоретически изучить и практически доказать эффективность педагогических условий реализации проектной деятельности обучающихся в школьном курсе биологии.

Задачи:

– изучить сущность и особенности организации проектной деятельности обучающихся в школьном курсе биологии;

– выявить уровни сформированности проектной компетентности обучающихся;

– провести анализ проектного обучения в школьном курсе биологии;

– разработать модель реализации проектной деятельности обучающихся на уроках биологии в основных классах и опытно–экспериментальным путем проверить ее эффективность.

Объект исследования – процесс обучения биологии в основной школе.

Предмет исследования – проектная деятельность обучающихся на уроках биологии.

Гипотеза исследования: реализация проектной деятельности обучающихся в школьном курсе биологии будет эффективна, если будет:

– знакомство обучающихся с логикой проектной деятельности;

– разнообразие видов проектов, выполняемых в рамках уроков биологии;

– регулярность участия обучающихся в проектной деятельности и др.


Методы исследования

Анализ научной литературы; систематизация; классификация, обобщение и сравнение; сбор, анализ и обработка информации, связанной с педагогическими условиями реализации проектной деятельности обучающихся в школьном курсе биологии.

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические положения и выводы, разработанные в ходе исследования, доведены до конкретных методических рекомендаций, внедрение которых в практику способствует реализации проектной деятельности обучающихся на уроках биологии в 8 классах; определены педагогические условия реализации проектной деятельности обучающихся на уроках биологии в 8 классах; разработана и реализована модель реализации проектной деятельности обучающихся на уроках биологии в 8 классах.

Структура работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.

Во введении представлено обоснование актуальности темы, степень ее разработанности, выявлено противоречие, сформулированы проблема, цель, объект, предмет и задачи исследования, выдвинута гипотеза, охарактеризованы методы исследования, определена его практическая значимость.

В первой главе «Педагогические условия реализации проектной деятельности обучающихся в школьном курсе биологии» раскрыта сущность проектной деятельности, представлен анализ программы по биологии для 8 класса с точки зрения реализации проектной деятельности, выявлены педагогические условия реализации проектной деятельности и разработана модель реализации проектной деятельности обучающихся на уроках биологии в 8 классах.

Во второй главе «Опытно–экспериментальная работа по реализации проектной деятельности обучающихся в школьном курсе биологии в 8 классах» выявлен уровень сформированности проектной компетентности обучающихся, описана реализация проектной деятельности на уроках биологии в 8 классах, проведен анализ результатов опытно–экспериментальной работы.

В заключении подведены основные итоги исследования, сформулированы выводы.

Список использованной литературы и информационных источников включает 52 наименование.

В приложении содержатся материалы опытно–экспериментальной работы.

Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 94 страницы. В работе содержится 9 таблиц, 1 рисунок, 7 приложений.