Файл: Н. С. Мамырина 2023 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4 этап «обработка и оформление результатов проекта (представление проекта)». На данном этапе определяются способы обработки полученных данных. Школьники демонстрируют свои проекты, свидетельствуя об уровне понимания проблемы, цели и задач проводимой работы, умении планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденных способах решения проблемы. Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта.

5 этап «оценка результатов и процесса (рефлексия)». Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. На этом же этапе проходит рефлексия, самооценка проделанной работы.

М.А. Иваненкова, Н.В. Судденкова, Ю.А. Евстафьева, В.С. Тригубова, В.В. Бахурина [32, 33] выделяют следующие этапы проектной деятельности: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия, подготовка к защите и собственно защита проекта. Рассмотрим их более подробно.

Проблематизация является первым этапом работы над проектом, на котором необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. Далее идет выбор темы проекта связанной с проблемой. На этапе целеполагания проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в продукте проектной деятельности. В процессе планирования становится более ясной цель и ближайшие этапы ее достижения. Реализация имеющегося плана – следующий этап проектной деятельности. По завершении работы по плану обучающимся необходимо сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы. Необходимо оценить, чему обучающийся научился, что узнал, как изменился его взгляд на проблему, какой жизненный опыт он приобрел. Все это и является содержанием этапа самооценки, рефлексии и подготовки к защите. Далее идет собственно защита продукта проектной деятельности.

Публично могут быть представлены два элемента проектной работы: защита темы проекта (проектной идеи) и защита реализованного проекта. В результате защиты темы проекта должна произойти (при необходимости) такая корректировка, чтобы проект стал реализуемым [31].

На защите проекта обучающийся может представить свой реализованный проект по следующему плану, который является примерным:


1. Тема и краткое описание сути проекта.

2. Актуальность проекта.

3. Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и другие люди.

4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов.

5. Ход реализации проекта.

6. Риски реализации проекта и сложности, которые удалось преодолеть в ходе его реализации [31].

Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие: макеты, модели, рабочие установки, схемы, план–карты; постеры, презентации; альбомы, буклеты, брошюры, книги; реконструкции событий; эссе, рассказы, стихи, рисунки; результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров; документальные фильмы, мультфильмы; выставки, игры, тематические вечера, концерты; сценарии мероприятий и др.

Результаты также могут быть представлены в ходе проведения конференций, семинаров и круглых столов.

В.С. Лазарев значение проектной деятельности видит в формировании умений, которые будут полезными обучающимся в жизни, например, «умение анализировать проблемные ситуации, проектировать цели, планировать достижение целей, умение оценивать решения и делать обоснованный выбор, умения ставить и решать познавательные задачи, умение эффективно работать в группе» [18]. Речь идет о проектной компетентности.

Н.В. Матяш и Ю.А. Володина под проектной компетентностью понимают «интегративную характеристику субъекта деятельности, выражающуюся в способности и готовности человека к самостоятельной теоретической и практической деятельности по разработке и реализации проектов в различных сферах на основе принципов природо– и культуросообразности» [21].

Как видно из данного определения, проектная компетентность проявляется в осознании смысла и значимости проектной деятельности, владении необходимыми компетенциями, обоснованном выборе и оптимизации проектных решений в случае их многовариантности.

В структуре проектной компетентности Н.В. Матяш и Ю.А. Володина [21] выделяют мотивационно–регуляторный, когнитивный, операционально–практический и рефлексивный компоненты.

Рассмотрим эти компоненты более подробно.

Мотивационно–регуляторный компонент представлен мотивацией к проектной деятельности; проектным переживанием, видением мира, познавательными потребностями, стремлением к успеху, настойчивостью, уверенностью, исследовательской инициативностью, инновационностью, ориентацией на творчество в деятельности.



Когнитивный компонент, отражающий степень освоенности и востребованности знаний и интеллектуальных способностей, определяется через систему знаний о проектной деятельности (понимание важности проектирования на уроках, знание о способах преобразовательной деятельности, представления о проектной деятельности, знание ее структуры, содержания и этапов выполнения, знание требований к проектному процессу и его конечному результату, знание методики выполнения проектов, средств, форм и методов решения проектных задач), интеллектуальную активность, самостоятельность мышления (умение принимать осознанные решения на основе осмысленной информации, осознание смысла и значения проекта), креативность (способность генерировать новые идеи и решения, владение приемами учебно–познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях).

Операционально–практический компонент связан непосредственно с самим процессом проектирования и определяет возможность демонстрации и применения полученных интеллектуальных и практических навыков, личностных качеств в проектной деятельности.

Рефлексивный компонент определяет готовность и способность личности к самосовершенствованию и саморазвитию в проектной деятельности (готовность и способность обучаться самостоятельно, готовность разрешать проблемные ситуации, исследовать окружающую среду для выявления ее ограничений и ресурсов, способность контролировать и оценивать свою активность в процессе выполнения проекта).

Т.М. Щеглова отмечает, что «проектная компетентность определяется уровнем готовности к проектной деятельности, индивидуальным способностям к проектированию и мотивированным стремлением к выполнению проектов» [47] и выделяет критерии и показатели проектной компетентности (таблица 1).
Таблица 1

Критерии и показатели проектной компетентности

Критерии

Показатели

1

2

Мотивационно–регуляторный

Личностно–ценностное отношение к проектной деятельности как значимой

Устойчивость мотивации проектной деятельности

Когнитивный и операцио–нально–практический

Сформированность знаний об этапах проектной деятельности

Степень проявления креативности в процессе выполнения проектов

Степень организации проектной деятельности

Рефлексивный

Степень проявления самостоятельности при анализе и оценке результатов проекта

Степень осуществления рефлексии проектной деятельности



В результате осуществления проектной деятельности и формирования проектной компетентности обучающиеся научатся: формулировать гипотезу, ставить цель, оценивать ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; находить средства для реализации проектов, вступать в коммуникацию с другими участниками проекта, самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта; адекватно оценивать риски реализации проекта и предусматривать пути их минимизации; оценивать последствия реализации своего проекта; адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта, видеть возможные варианты применения результатов и т.п. [31].

Таким образом, проектная деятельность является важной составляющей обучения школьников, предусмотренной ФГОС ООО и примерной основной образовательной программой. Основные этапы проектной деятельности – это проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия, подготовка к защите и собственно защита. Значение проектной деятельности состоит в приобретении обучающимися практически полезных умений, востребованных в реальной жизни школьников.

1.2. Особенности организации проектной деятельности обучающихся в школьном курсе биологии



Широкому и успешному внедрению метода проектов в педагогическую практику мешает ряд объективных и субъективных причин. К объективным причинам можно отнести классно–урочную форму обучения, занимающую не менее 98% учебного времени. Гармоничная интеграция метода проектов в этом случае достаточно затруднительна по причине загруженности исполнителей проекта текущими уроками и избыточными домашними заданиями. Хорошо успевающие школьники одновременно с усвоением обязательного по программам содержания вынуждены заниматься еще и проектной деятельностью. В подавляющем большинстве случаев такая работа идет за счет свободного времени ученика, и в результате синхронизация выполнения работ нередко нарушается, что приводит к общей дезорганизации и в конечном счете ставит под угрозу весь проект.

На учителя ложится дополнительная нагрузка по руководству проектом. Здесь требуется постоянная коррекция текущей деятельности школьников с учетом меняющихся задач.

Вышеперечисленные затруднения на практике часто приводят к формальному отношению к проектной деятельности, как со стороны большинства учителей, так и со стороны многих учеников. В результате проектная работа часто подменяется бездумным копированием доступной информации, не имеющей практического и воспитательного значения, а часто и не являющейся социально значимой для самого школьника.


Е.В. Хижнякова констатирует, что в массовой практике наметилась негативная тенденция к освоению внешней, организационной стороны ученического исследования и проектирования, в ущерб изменениям содержания образования и личностному росту педагогов и школьников – участников проекта. Выделим особенности названной тенденции:

– подмена сущностной стороны работы презентационной составляющей, когда с самоценным выступает предъявление результатов проекта, в котором невозможно отличить степень вклада ученика и «помогающего» ему учителя;

– подмена ученического проектирования и исследования простой реферативной работой, без соблюдения норм и данных типов деятельности;

– «переименование» традиционных форм (коллективные творческие дела, общешкольные мероприятия) в «проекты». При этом происходит жесткое организационное включение детей в деятельность без учета их личной позиции.

Сложность реализации проектных методов, необходимость выработки новых профессиональных педагогических позиций, затруднения в их реализации в условиях классно–урочной системы организации учебного процесса спровоцировали отношение к ним как к «элитарным», предназначенным исключительно для одаренных детей.

Ни один школьный предмет не имеет таких перспектив, как биология для применения метода проекта как на уроках, так и во внеурочное время.

Разнообразие объектов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для развития общеучебных, информационных и мыслительных навыков. Красота, богатство красок и звуков природы дает уникальную возможность развивать образное и логическое мышление, одновременно развивая и вкус.

В.Ю. Извеков считает, что сочетание ученического и педагогического проектирования повышает заинтересованность учащихся: уроки, созданные совместно, для них более значимы. Такая организация работы позволяет заранее наметить группы, которые будут готовить и проводить определенные уроки. При этом может быть выделен перечень учебных действий, которые необходимо совершить до урока, в ходе и после его проведения.

На подготовительном этапе проектная группа:

– уточняет тему занятия, разрабатывает цели, задачи, этапы, ожидаемые результаты, коллективные и персональные задания, разбивает задания на элементы;

– определяет способы выполнения заданий, роли в группах, а также порядок взаимодействия, правила поведения учащихся;