ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Коммуникация
Письменная коммуникация:
1–2 балла: при работе учащихся над проектом задачей учителя является экспертное удержание культурных норм, в частности, учитель должен предложить образец представления информации ученику, который должен соблюдать нормы оформления текста и вспомогательной графики, заданные образцом.
3–4 балла: нарастание баллов связано с усложнением темы изложения, которая может включать несколько вопросов.
5 баллов: оценивается грамотное использование вспомогательных средств (графики, диаграммы, сноски, цитаты и т.п.).
6 баллов: ученик понимает цель письменной коммуникации и в соответствии с ней определяет жанр текста. Например, если цель – вовлечь в дискуссию, то соответствующий жанр – проблемная статья или чат на сайте.
7 баллов: приращение баллов объясняется растущей самостоятельностью ученика, который самостоятельно предлагает структуру текста, соответствующую избранному жанру. Например, ученик предваряет презентацию своего проекта раздачей зрителям специально разработанной рекламной продукции (листовка).
8 баллов: носитель информации и форма представления адекватны цели коммуникации. Например, если цель – привлечь внимание властных структур, то это официальное письмо, выполненное на стандартном бланке. Если же целью является обращение с предложением о сотрудничестве к зарубежным ровесникам, то это может быть электронное письмо, отправленное по e–mail, а если цель – продвижение своего товара, то баннер на посещаемом сайте.
Устная презентация
Объектом оценки является презентация проекта (публичное выступление учащегося), основанием – результаты наблюдения руководителя проекта.
Один аспект оценки связан с монологической речью. При этом для всех уровней обязательным является соблюдение норм русского языка в монологической речи.
1 балл: учащийся с помощью учителя заранее составляет текст своего выступления, во время презентации обращается к нему.
2 балла: предварительно с помощью учителя составляет план выступления, которым пользуется в момент презентации.
3 балла: ученик самостоятельно готовит выступление.
4 балла: в монологе ученик использует для выделения смысловых блоков своего выступления вербальные средства (например, обращение к аудитории) или паузы и интонирование.
5 баллов: ученик использовал либо жестикуляцию, либо подготовленные наглядные материалы, при этом инициатива использования их исходит от учителя – руководителя проекта.
6 баллов: ученик самостоятельно подготовил наглядные материалы для презентации или использовал невербальные средства.
7 баллов: ученик реализовал логические или риторические приемы, предложенные учителем, например, проведение аналогий, доказательство от противного, сведение к абсурду или риторические вопросы, восклицания, обращения.
8 баллов: ученик самостоятельно реализовал логические или риторические приемы.
Второй аспект оценки связан с ответами на вопросы.
Во–первых, при оценке учитывается в первую очередь, на вопросы какого типа ученик сумел ответить. Во время презентации проекта вопросы необходимого типа могут не прозвучать, тогда, чтобы не лишать учащегося как возможности продемонстрировать умение, так и соответствующего балла, учителю следует задать вопрос самому.
Во–вторых, учитывается содержание ответа и степень аргументированности.
1 балл: ученик в ответ на уточняющий вопрос повторяет фрагмент своего выступления, при этом он может обращаться за поиском ответа к подготовленному тексту.
2 балла: при ответе на уточняющий вопрос ученик приводит дополнительную информацию, полученную в ходе работы над проектом, но не прозвучавшую в выступлении.
3 балла: ученику задается вопрос на понимание, в ответе он либо раскрывает значение терминов, либо повторяет фрагмент выступления, в котором раскрываются причинно–следственные связи.
4 балла: при ответе на вопрос на понимание ученик дает объяснения или дополнительную информацию, не прозвучавшую в выступлении.
5–6 баллов: вопрос, заданный в развитие темы, нацелен на получение принципиально новой информации, поэтому для получения 5 баллов достаточно односложного ответ по существу вопроса, для 6 баллов требуется развернутый ответ по существу вопроса.
7 баллов: допускается, что при ответе на вопрос, заданный на дискредитацию его позиции, ученик может уточнить свое понимание вопроса, если это необходимо; при ответе он обращается к своему опыту или мнению авторитета (эксперта по данному вопросу) или апеллирует к объективным данным (данным статистики, признанной теории и т.п.).
8 баллов: ученик может выразить свое отношение к вопросу как формально (например, поблагодарить за вопрос, прокомментировать его), так и содержательно (с какой позиций задан вопрос, с какой целью и т.п.), в любом случае необходимо, чтобы при ответе ученик привел новые аргументы.
Продуктивная коммуникация (работа в группе)
Объектом оценки является продуктивная коммуникация в группе, основанием – результаты наблюдения руководителя проекта.
В проекте, в котором участвуют несколько учеников, групповая работа является основной формой работы. В случае, когда реализуются индивидуальные проекты учащихся, учителю необходимо специально организовать ситуацию группового взаимодействия авторов индивидуальных проектов. Это может быть, например, обсуждение презентации проектов, которые будут происходить в одном месте и в одно и то же отведенное время. Тогда предметом обсуждения может быть порядок выступления, распределение пространства для размещения наглядных материалов, способы организации обратной связи со зрителями и т.п.
Первый аспект оценки связан с умением соблюдать / выстраивать процедуру группового обсуждения.
1–2 балла: для I уровня сформированности коммуникативной компетентности необходимо, чтобы процедуру обсуждения устанавливал учитель. При этом если учитель выступает в роли организатора и координатора дискуссии, учащиеся получают 1 балл, а если учащиеся самостоятельно следуют установленной учителем процедуре обсуждения, то 2 балла.
3–4 балла: ученики самостоятельно договариваются об основных вопросах и правилах обсуждения. Однако для II уровня допустимо обращение к помощи учителя перед началом обсуждения.
5 баллов: ученики могут обобщить не только окончательные, но и промежуточные результаты обсуждения.
6 баллов: ученики могут зафиксировать полученные ответы и мнения как письменно, так и устно. По завершении обсуждения предлагаются дальнейшие шаги, план действий.
7 баллов: группы учащихся, работающих над проектом, или специально сформированные учителем группы могут быть зрелыми и достаточно самостоятельными, однако во время работы любая группа испытывает затруднения и ход дискуссии приостанавливается или заходит в тупик. При этом возможны два варианта развития групповой работы. 7 баллов присуждаются вне зависимости от того, по какому из них пошла группа. Во–первых, для выхода из ситуации, когда дискуссия зашла в тупик, могут использоваться разные способы (например, изменили организацию рабочего пространства в комнате: переставили стулья, пересели сами; жестко регламентировали оставшееся время работы; изменили процедуру обсуждения и т.п.) Во–вторых, групповое обсуждение может завершиться тем, что ученики резюмировали причины, по которым группа не смогла добиться результатов.
Если выбор варианта развития работы в группе сделан самостоятельно – 8 баллов.
Второй аспект оценки связан с содержанием коммуникации.
Ситуация групповой коммуникации предполагает, что ученики будут обмениваться идеями.
1 балл: коммуникация предполагает, что ученики будут высказывать идеи, возникшие непосредственно в ходе обсуждения, или свое отношение к идеям других членов группы, если к этому их стимулировал учитель.
2 балла: ученики самостоятельно работают в группе, учитель при этом не руководит дискуссией, все усилия и внимание учеников сосредоточены на соблюдении процедуры обсуждения. Поэтому допустимо, чтобы они заранее готовили идеи, которые будут вынесены на общее обсуждение.
3 балла: возможны 2 варианта самоопределения учащихся по отношению к содержанию коммуникации. Либо ученики предлагают свои собственные идеи и при этом разъясняют их другим членам группы, либо высказывают свое отношение к идеям других членов группы и аргументируют его.
4 баллов: чтобы сформировать свою позицию по отношению к идеям других членов группы, ученики задают вопросы на уточнение или понимание идей друг друга.
5–6 баллов: ученики высказывают собственные идеи в связи с идеями, высказанными другими участниками, сопоставляют свои идеи с идеями других членов группы, развивают и уточняют идеи друг друга.
7–8 баллов: понимание высказанных в группе идей всеми участниками, преодоление тупиковых ситуаций в обсуждении обеспечивается процессами рефлексии, при этом ученики могут определять области совпадения и расхождения позиций, согласовывать критерии, давать сравнительную оценку предложений.
Приложение 5
Методика «Мое отношение к проектной деятельности»
(Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко [20])
Цель – выявить собственное отношение к проектной деятельности.
Инструкция. Учащиеся оценивают свое отношение к проектной деятельности по предложенным шкалам, где из пары характеристик нужно выбрать только одну.
Проектная деятельность для меня:
приятная – неприятная
однообразная – разнообразная
интересная – скучная
желательная – нежелательная
нужная – ненужная
спокойная – беспокойная
простая – сложная
понятная – непонятная
полезная – бесполезная
В процентном соотношении высчитывалось преобладание положительных или отрицательных характеристик проектной деятельности.
Приложение 6
Удовлетворенность учащихся проектной деятельностью (модифицированная методика В.А. Ядова [48])
Цель – выявление удовлетворенности учащихся проектной деятельностью.
Инструкция. Обучающиеся отвечают на вопрос: «Насколько нравится тебе заниматься проектной деятельностью и реализовывать проект?» и выбирают один вариант ответа из предложенных («занимаюсь с удовольствием», «нравится», «не очень нравится», «совсем не нравится» или «не знаю, мне все равно»).
Индекс удовлетворенности высчитывается по формуле:
, где
J – индекс удовлетворенности;
N – количество респондентов;
– количество ответов «занимаюсь с удовольствием»;
b – количество ответов «нравится»;
c – количество ответов «не очень нравится»;
d – количество ответов «совсем не нравится»;
e – количество ответов «не знаю, мне все равно».
Полученный индекс удовлетворённости может меняться в пределах от – 1,0 до + 1,0. Значения близкие к –1,0 свидетельствуют о явной неудовлетворённости, а значения близкие к +1,0 – о полной удовлетворённости.
Приложение 7
Реализация проектной деятельности обучающихся экспериментальной группы на уроках биологии в 8 классах, проведенных в период с сентября 2021 года по май 2022 года в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №34» города Бийска Алтайского края