ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава II Опытно–экспериментальная работа по реализации проектной деятельности обучающихся в школьном курсе биологии в 8 классах
2.1. Организация и методы экспериментального исследования
Для успешного внедрения проектной деятельности обучающихся в педагогическую практику препятствует ряд объективных и субъективных причин. В большей части хорошо успевающие школьники занимаются проектной деятельностью. Проектная работа должна иметь практическое и воспитательное значение. Проектную деятельность необходимо адаптировать для всех категорий обучающихся.
Опытно–экспериментальная работа проводилась в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №34» (МБОУ «СОШ №34») города Бийска Алтайского края с сентября 2021 года по май 2022 года.
В исследовании участвовали учащиеся 8Б и 8В классов. В 8Б (экспериментальная группа) 30 детей (14 – мальчиков, 16 – девочек, 1 мальчик находится на домашнем обучении), в 8В (контрольная группа) 30 детей (16 – мальчиков, 14 – девочек) (см. приложение 1).
В исследовании приняло участие 8 учителей старших классов.
В эксперименте принимало участие 68 человек (60 обучающихся, 8 педагогов).
Цель экспериментального исследования заключалась в формировании проектной компетентности обучающихся.
Задачи:
– выявить мотивации педагогов к реализации проектной деятельности с обучающимися на уроках;
– провести эмпирическое исследование и изучить внутреннюю документацию общеобразовательного учреждения по реализации проектной деятельности обучающихся в школьном курсе биологии, Федеральные государственные образовательные стандарты, подобрать диагностический инструмент, сформировать уровни проектной компетентности учащихся 8 класса.
– выявить уровни сформированности проектной компетентности обучающихся;
– провести анализ проектного обучения в школьном курсе биологии;
– реализовать проектную деятельность обучающихся на уроках биологии в 8 классах (формирующий этап эксперимента);
– провести оценку эффективности реализации педагогических условий, модели и серии уроков биологии в реализации проектной деятельности обучающихся (контрольный этап эксперимента).
Объект исследования – процесс обучения биологии в основной школе.
Предмет исследования
– проектная деятельность обучающихся на уроках биологии.
Гипотеза исследования: реализация проектной деятельности обучающихся в школьном курсе биологии будет эффективна, если будет:
– знакомство обучающихся с логикой проектной деятельности;
– разнообразие видов проектов, выполняемых в рамках уроков биологии;
– регулярность участия обучающихся в проектной деятельности и др.
Этапы исследования:
Первый этап – констатирующий (сентябрь 2021 года). На этом этапе был подобран диагностический инструмент, сформулированы уровни проектной компетентности учащихся 8 класса, проведено эмпирическое исследование, получены результаты и проведена их интерпретация.
Второй этап – формирующий (октябрь 2021 г. – апрель 2022 г.). На втором этапе была реализована проектная деятельность обучающихся на уроках биологии в 8 классах, учитывая выявленные педагогические условия и модели реализации проектной деятельности, обучающихся в школьном курсе биологии.
Третий этап – контрольный (май 2022 года). На третьем этапе получили результаты эффективности реализации педагогических условий, модели и серии уроков биологии в реализации проектной деятельности обучающихся.
2.2 Выявление уровня сформированности проектной компетентности обучающихся
На констатирующем этапе эксперимента для учителей 8 классов была проведена беседа (см. приложение 2), цель которой состояла в выявлении мотивации педагогов к реализации проектной деятельности с обучающимися на уроках. Было опрошено 8 учителей. Результаты анализа ответов педагогов показали, что 100% опрошенных считают важным реализацию проектной деятельности обучающихся, однако 50% (4 человека) основную роль отводят внеурочной деятельности. В классах каждого учителя присутствуют обучающиеся, испытывающие различные затруднения в проектной деятельности. 25% (2 человека) опрошенных испытывают затруднения при реализации проектов с обучающимися. 75% (6 человек) респондентов регулярно принимают участие в совместных совещаниях по координации работы в области проектной деятельности школьников. Все опрошенные педагоги привлекают обучающихся к реализации проектной деятельности.
На констатирующем этапе опытно–экспериментальной работы было проведено наблюдение за деятельностью учителя и учащихся в процессе реализации проектов на уроках биологии в 8 классах (см. приложение 3) и выявления уровня сформированности проектной компетентности. В план наблюдения входило изучение:
– умения анализировать ситуацию, вычленять и формулировать проблему, подлежащую решению;
– способности определять степень проработанности проблемы, осуществляя информационный поиск;
– выдвижения идей по решению поставленной проблемы в ходе проектной деятельности;
– умения ставить цель проекта;
– выявления и обоснования критериев оценки выдвигаемых идей по решению проблемы и оценки результатов проектной деятельности;
– анализа выдвинутых идей, обоснования и осуществления оптимального выбора в случае многовариантности решения проблемы;
– определения пошаговых задач проекта, структурирования процесса решения проблемы;
– последовательного решения проектных задач;
– представления продукта проектной деятельности, определения его новизны и возможности внедрения (использования).
В результате наблюдения было выявлено, что проектная деятельность построена логически и методически грамотно, этапы четко прослеживались. Цель проектов достигалась. Задачи реализовывались полностью. Педагог владеет различными методами мотивации обучающихся к выполнению проектов (например, актуальные темы проектов), использует наблюдение, создание проблемных ситуаций, постановку проблемных вопросов, организовывает решение творческих заданий и др. В ходе уроков были использованы различные приемы для привлечения внимания обучающихся. Контроль за результатами выполнения проекта также был реализован. Все это способствовало активизации проектной деятельности обучающихся.
Далее была проведена методика уровневой диагностики сформированности ключевых компетенций, проявляющихся в проектной деятельности, т.е. проектной компетентности (Г.Б. Голуб и О.В. Чуракова [9]). В методике для каждого уровня приводятся показатели освоения компетенций
, которые позволяют отмечать продвижение учащихся, достижения и пробелы в проектной деятельности (приложение 4).
По методике «Мое отношение к проектной деятельности» (Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко [20], приложение 5) учащиеся экспериментального и контрольного классов оценили свое отношение к проектной деятельности. Из предложенных пар характеристик проектной деятельности, необходимо было выбрать по одной (приятная – неприятная, однообразная – разнообразная, интересная – скучная, желательная – нежелательная, нужная – ненужная, спокойная – беспокойная, простая – сложная, понятная – непонятная, полезная – бесполезная). Далее в процентном соотношении определялось преимущество положительных или отрицательных характеристик проектной деятельности. Результаты контрольной и экспериментальной групп оказались приблизительно одинаковыми, так как большинство обучающихся (около 60%) этих групп охарактеризовали проектную деятельность как разнообразную, интересную, нужную и полезную.
Удовлетворённость учащихся проектной деятельностью определялась по методике В.А. Ядова [48], представленной в приложении 6. Обучающиеся экспериментальной и контрольной групп отвечали на вопрос «Насколько нравится вам заниматься проектной деятельностью и реализовывать проект?» и выбирали один вариант ответа из предложенных («занимаюсь с удовольствием», «нравится», «не очень нравится», «совсем не нравится» или «не знаю, мне все равно»). Полученный индекс удовлетворённости может меняться в пределах от – 1,0 до + 1,0. Значения близкие к –1,0 свидетельствуют о явной неудовлетворённости, а значения близкие к +1,0 – о полной удовлетворённости.
, где
J – индекс удовлетворенности;
N – количество респондентов;
– количество ответов «занимаюсь с удовольствием»;
b – количество ответов «нравится»;
c – количество ответов «не очень нравится»;
d – количество ответов «совсем не нравится»;
e – количество ответов «не знаю, мне все равно».
Результаты в контрольной и экспериментальной группах подтвердили полученные данные по методике «Мое отношение к проектной деятельности» (Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко), около 60% обучающихся на вопрос «Насколько нравится вам заниматься проектной деятельностью и реализовывать проект?» ответили «нравится, либо занимаюсь с удовольствием» (см. таблицу 2) [20].
Таблица 2
Удовлетворённость учащихся проектной деятельностью
на констатирующем этапе опытно–экспериментальной работы (методика В.А. Ядова)
Группы | Варианты ответов | ||||
занима–юсь с удоволь–ствием | нравится | не знаю, мне все равно | не очень нравит–ся | совсем не нравит–ся | |
Эксперименталь–ная группа | 8 чел. (26,7%) | 10 чел. (33,3%) | 7 чел. (23,3%) | 3 чел. (10%) | 5 чел. (6,7%) |
Контрольная группа | 7 чел. (23,3%) | 10 чел. (33,3%) | 8 чел. (26,7%) | 3 чел. (10%) | 2 чел. (6,7%) |
Как видно из таблицы 2, равнодушное отношение к проектной деятельности выявлено приблизительно у 27% детей контрольной группы и 23% у детей экспериментальной группы. Не нравится заниматься проектной деятельностью 17% респондентов контрольной группы и 17% респондентов экспериментальной группы. Удовлетворенность проектной деятельностью испытывают 56,6% детей контрольной группы и 60% детей экспериментальной группы.
На констатирующем этапе опытно–экспериментальной работы была проведена методика Г.Б. Голуб и О.В. Чураковой [9] по выявлению уровня сформированности проектной компетентности (приложение 4). Были рассмотрены три параметра: решение проблем, работа с информацией и коммуникация. Результаты по экспериментальной и контрольной группам представлены в таблицах 3 и 4.
Таблица 3
Уровни сформированности проектной компетентности
в экспериментальной группе
на констатирующем этапе опытно–экспериментальной работы
(методика Г.Б. Голуб и О.В. Чураковой)
Пол ребенка | Решение проблем | Работа с информацией | Коммуникация |
1 | 2 | 3 | 4 |
М | Низкий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
М | Средний уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
М | Низкий уровень | Низкий уровень | Средний уровень |
М | Низкий уровень | Средний уровень | Средний уровень |
М | Низкий уровень | Низкий уровень | Низкий уровень |
М | Низкий уровень | Низкий уровень | Средний уровень |
М | Средний уровень | Низкий уровень | Низкий уровень |
М | Средний уровень | Средний уровень | Средний уровень |
М | Низкий уровень | Низкий уровень | Низкий уровень |
М | Средний уровень | Низкий уровень | Средний уровень |
М | Высокий уровень | Высокий уровень | Высокий уровень |
М | Низкий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
М | Низкий уровень | Низкий уровень | Низкий уровень |
М | Высокий уровень | Высокий уровень | Высокий уровень |
Д | Средний уровень | Высокий уровень | Средний уровень |
Д | Низкий уровень | Низкий уровень | Средний уровень |
Д | Высокий уровень | Высокий уровень | Высокий уровень |
Д | Высокий уровень | Высокий уровень | Высокий уровень |
Д | Низкий уровень | Средний уровень | Средний уровень |
Д | Высокий уровень | Высокий уровень | Высокий уровень |
Д | Средний уровень | Средний уровень | Средний уровень |
Д | Высокий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Д | Высокий уровень | Средний уровень | Средний уровень |
Д | Низкий уровень | Низкий уровень | Средний уровень |
Д | Высокий уровень | Высокий уровень | Высокий уровень |
Д | Высокий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Д | Средний уровень | Средний уровень | Средний уровень |
Д | Высокий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Д | Средний уровень | Средний уровень | Средний уровень |
Д | Средний уровень | Высокий уровень | Средний уровень |