Файл: Н. С. Мамырина 2023 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Глава I. Педагогические условия реализации проектной деятельности обучающихся в школьном курсе биологии




1.1. Сущность и типология проектной деятельности



Одной из приоритетных образовательных технологий, обеспечивающих реализацию компетентностно–ориентированного подхода к обучению и формирование специальной компетенции, является метод проектов [50, 24].

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно–познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

На долю педагога ложится непростая задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать из жизни.

Сергеев И.С. выделяет основные требования к проекту:

– наличие социально значимой задачи либо проблемы – исследовательской, информационной либо практической. Затем работа над проектом сводится к решению данной проблемы. Педагог – руководитель проекта вместе с обучающимися ищет социально значимую проблему;

– выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, пооперационная разработка проекта;

– поиск и обработка информации;

– итог – средство, разработанное участниками проектной группы для решения поставленной проблемы. Обучающиеся должны предоставить портфолио и презентовать свой проект [38].

В зарубежной и отечественной педагогической литературе описано множество различных толкований метода учебных проектов. По мнению Н.Ю. Пахомовой [25], метод учебного проекта – это один из личностно ориентированных способов организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые формы организации процесса, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Будучи творческой и в значительной мере самостоятельной деятельностью учащихся, метод учебных проектов подразумевает:

– поиск информации, необходимой для реализации идей проекта или вспомогательных задач, изучение, анализ и обобщение собранного материала;



– выработку гипотезы собственного исследования, получение и анализ экспериментальных данных, выдвижение идей и их теоретическое обоснование;

– социально значимую практическую деятельность по результатам проведенных исследований, отражающих личностно–индивидуальную позицию.

Если проект создается в рамках учебного процесса, то можно смело говорить об учебном или образовательном проекте и в этом случае он «…рассматривается как совместная учебно–познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности». Термин «проектирование» определяется как «деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике

переосмысливание того, что должно быть».

При овладении учителем методом проектов необходимо, прежде всего, понимание того, что, учебные проекты могут быть разными. Наиболее известной можно считать типологию, предложенную Е.С. Полат [28] и И.С. Сергеевым [38].

1. По способам деятельности, доминирующем в проекте (исследовательский, творческий, информационный, практико–ориентированный, игровой и другие).

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов работ и разновидностей.

Практико–ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком–то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.


Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна И.С. Сергеев классифицирует учебный проект по доминирующей деятельности учащихся [38].

2. По характеру координации проекта – с открытой координацией, со скрытой координацией.

С открытой координацией – учитель участвует в проекте в своем собственном статусе, направляет работу, организует отдельные ее этапы. Важной особенностью является отказ от авторитарного руководства, работа совместно с обучающимися, при сохранении консультирующих функций, но без навязывания педагогом своего решения.

Со скрытой координацией – учитель выступает как полноправный участник проекта и не обнаруживает свой социальный статус в период работы группы. Свое организующее и направляющее влияние педагог осуществляет за счет лидерских и профессиональных качеств по критерию компетентности.

По комплексности и характеру контактов

По комплексности выделяют:

– монопроекты – проводятся в рамках одного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. Например, экологический проект проводимы й в рамках классно–урочной деятельности.

– межпредметные проекты – проводятся во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками:

– внутриклассными;

– внутришкольными;

– региональными;

– межригиональными;

– международными.

Два последних ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности:

– мини–проекты могут укладываться в один урок или менее;

– краткосрочные проекты – укладываются в 4–6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп – сбор информации, отчет по собранной информации, определение продуктов и форм презентаций, презентация готовых проектов, обсуждение и оценка.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Годичные проекты выполняются во внеурочное время в рамках ученических научных обществ [38].

В.Н. Янушевский [52] приводит различные классификации проектов: 1) по времени их осуществления (долгосрочные, или длительные; краткосрочные; блиц–проекты и др., т.е. проект может быть реализован как в короткие сроки, к примеру, за один урок, так и в течение более длительного промежутка времени; 2) по преобладающему виду деятельности (информационный, исследовательский, творческий, социальный, прикладной, игровой, инновационный); 3) по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные, при этом и групповые, и индивидуальные проекты могут входить в состав коллективного проекта и являться его неотъемлемой частью). Отметим, что особое значение имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода, возможно, в течение всего учебного года.


В.Н. Янушевский [52] приводит и другие критерии для классификации проектов:

1) предметно–содержательная область (монопредметный, межпредметный и надпредметный (или внепредметный) проекты;

2) характер осуществления учителем координации проекта: непосредственный (жёсткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, что характерно для телекоммуникационных проектов, когда участники находятся на достаточном расстоянии друг от друга);

3) характер контактов между участниками (среди обучающихся одного класса, одной школы, города, региона, страны, разных стран мира).

В Примерной основной образовательной программе основного общего образования [31] описаны возможные направления проектной деятельности: исследовательское, инженерное, прикладное, бизнес–проектирование, информационное, социальное, игровое, творческое. Приоритетными направлениями являются: социальное, бизнес–проектирование, исследовательское, инженерное, информационное.

Матяш Н.В. и Симоненко В.Д. [20] выделяют в проектной деятельности следующие этапы:

1 этап «погружение в проект (подготовка)». На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые планируется разрешить в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются предположения, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, возможность практического применения осваиваемых знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

2 этап «организационный (планирование)». На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления будущей деятельности, формулируются задачи для каждой группы участников проекта, указываются способы нахождения источников информации. Данный этап может заканчиваться представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач. Например, можно посмотреть видеофрагмент по теме урока, провести беседу с учениками, связанную с выбранной темой.

3 этап «осуществление деятельности (исследование, анализ и обобщение)». На этом этапе происходит поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д. Например, на уроке географии можно отработать вопросительные конструкции с помощью специально подготовленных учителем опросников, выполнить соответствующие задания из учебника, предложить школьникам составить предложения, ответить на вопросы и т.д.