Файл: Н. С. Мамырина 2023 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Критерии для оценки коммуникативной компетентности





Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень




1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

6 баллов

7 баллов

8 баллов

Письменная коммуникация

Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста, заданных образцом

Ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом

Ученик изложил тему, включающую несколько вопросов, с соблюдением норм и правил оформления текста

Ученик изложил тему, включающую несколько вопросов, с соблюдением норм и правил оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом

Ученик изложил тему, имеющую сложную структуру, и грамотно использовал вспомогательные средства

Ученик поставил цель письменной коммуникации и определил жанр текста

Ученик изложил вопрос, самостоятельно предложил структуру текста в соответствии с нормами жанра

Ученик представил информацию в форме и на носителе, адекватных цели коммуникации

Устная презентация

Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к тексту, составленному с помощью учителя или самостоятельно

Ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к плану, составленному с помощью учителя или самостоятельно

Ученик самостоятельно подготовил план выступления и соблюдал нормы публичной речи и регламент

Ученик использовал вербальные средства или паузы и интонирование для выделения смысловых блоков своего выступления

Ученик использовал невербальные средства или подготовленные наглядные материалы, предложенные учителем

Ученик самостоятельно использовал невербальные средства или грамотно подготовленные наглядные материалы

Ученик реализовал логические или риторические приемы, предложенные учителем

Ученик самостоятельно реализовал логические или риторические приемы








Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень




1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

6 баллов

7 баллов

8 баллов




Ученик повторил нужный фрагмент своего выступления в ответ на уточняющий вопрос

Ученик привел дополнительную информацию в ответ на уточняющий вопрос

В ответ на вопрос, заданный на понимание, ученик повторил фрагмент выступления, раскрывая термины, причинно–следственные связи

В ответ на вопрос, заданный на понимание, ученик дал объяснения или дополнительную информацию

Ученик дал односложный ответ по существу вопроса, заданного в развитие темы

Ученик дал развернутый ответ по существу вопроса, заданного в развитие темы

Ученик уточнил свое понимание вопроса, заданного на дискредитацию его позиции, если это необходимо, и апеллировал к объективным данным, авторитету или своему опыту

Ученик высказал свое отношение к вопросу, заданному на дискредитацию позиции, и привел новые аргументы

Продуктивная коммуникация (работа в группе)

Ученики высказывались, следуя теме и процедуре обсуждения, если учитель выступал в роли координатора дискуссии

Ученики в основном самостоятельно следовали процедуре обсуждения, установленной учителем

Ученики перед началом обсуждения договорились о правилах обсуждения и согласовали основные вопросы с помощью учителя

Ученики самостоятельно договорились о правилах и вопросах для обсуждения

Ученики следили за соблюдением процедуры обсуждения и обобщили результаты обсуждения в конце работы

Ученики зафиксировали полученные ответы и мнения и предложили план действий по завершении обсуждения

Ученики использовали приемы выхода из ситуации, когда дискуссия зашла в тупик, или резюмировали причины, по которым группа не смогла добиться результатов

Ученики выявили причины неэффективности обсуждения или предложили свои дополнения к известной процедуре выхода из тупиковых ситуаций



Применение критериев оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся при оценке проектной деятельности (проектная компетентность)

При оценке проекта можно выявить уровень сформированности таких компетентностей, как работа с информацией и коммуникация, по целому ряду оснований – способов деятельности, владение которыми демонстрирует учащийся. Вместе с тем критерии оценки не касаются тех аспектов проявления указанных компетентностей, которые затратно оценивать через проект (например, умение вступать в коммуникацию, находить разрывы в коммуникации в рамках диалога и т.п.).

Для каждого уровня приведены показатели освоения той или иной компетентности на входе (качественное изменение по сравнению с предыдущим уровнем) и на выходе (увеличение доли самостоятельности учащегося или усложнение того способа деятельности, владение которым он должен продемонстрировать).

Рекомендуется разъяснить учащимся критерии оценки их проектной деятельности и давать качественную оценку продвижения учащегося. При необходимости выставлять отметку рекомендуется ориентироваться на общий балл и принимать за основу отсчета средний балл по уровню, на котором проводится оценка. При этом учащийся может набрать минимальное количество баллов по одним позициям и количество баллов, превышающее требование к данному уровню, – по другим.

Объектами оценки является презентация продукта проектной деятельности учащегося, а также наблюдение за работой в группе. Проводить оценку на основании наблюдения за работой в группе и консультациями необходимо с момента начала проекта, но другие объекты могут быть оценены лишь по завершении проекта, т.е. после получения продукта. Другими словами, получение продукта в рамках метода проектов является единственным свидетельством того, что проект состоялся, а значит, деятельность учащегося может быть оценена.

Решение проблем

Постановка проблемы:

1 балл: признаком того, что учащийся понимает проблему, является развернутое высказывание по этому вопросу.

2 балла: учащийся, объясняя причины, по которым он выбрал работу именно над этой проблемой, не только формулирует ее своими словами, но и приводит свое отношение к проблеме и, возможно, указывает на свое видение причин и последствий ее существования; обращаем внимание, что указание на внешнюю необходимость изучить какой–либо вопрос часто является признаком неприятия проблемы учащимся.


3 балла: важно, чтобы в описании ситуации были указаны те позиции, по которым положение дел не устраивает учащегося.

4 балла: учащийся должен не только описать желаемую ситуацию (которая, предположительно, явится следствием реализации проекта), но и указать те причины, по которым он считает, что такое положение вещей окажется лучше существующего.

5 баллов: противоречие должно быть четко сформулировано учащимся, таким образом он делает первый шаг к самостоятельной формулировке проблемы (поскольку в основе каждой проблемы лежит противоречие между существующей и идеальной ситуацией).

6 баллов: поскольку причины существования любой проблемы также являются проблемами более низкого уровня, выявляя их, учащийся демонстрирует умение анализировать ситуацию, с одной стороны, и получает опыт постановки проблем – с другой.

7 баллов: анализ причин существования проблемы должен основываться на построении причинно–следственных связей, кроме того, учащийся может оценить проблему как решаемую или не решаемую для себя.

8 баллов: выполняется, по сути, та же операция, что и на предыдущей ступени, однако учащийся уделяет равное внимание как причинам, так и последствиям существования проблемы, положенной в основу его проекта, таким образом прогнозируя развитие ситуации в случае, если проблема не будет решена.

Целеполагание и планирование:

Предлагаются три аспекта оценки: постановка цели и определение стратегии деятельности, планирование деятельности, планирование продукта и прогнозирование результатов деятельности.

Постановка цели и определение стратегии деятельности

1 балл: признаком того, что учащийся понимает цель и задачи работы над проектом, является развернутое высказывание.

2 балла: учащийся подтверждает понимание цели на более глубоком уровне, предлагая ее деление на задачи, окончательные формулировки которых подсказывает учитель (не следует путать задачи, указывающие на промежуточные результаты деятельности, с этапами работы над проектом).

3 балла: учащийся должен предложить задачи, без решения которых цель не может быть достигнута, при этом в предложенном им списке могут быть упущены 1–2 задачи, главное, чтобы не было предложено тех задач, решение которых никак не связано с продвижением к цели; учитель помогает сформулировать задачи грамотно с позиции языковых норм.

4 балла: цель должна соответствовать проблеме (например, если в качестве проблемы заявлено отсутствие общих интересов у мальчиков и девочек, обучающихся в одном классе, странно видеть в качестве цели проекта проведение тематического литературного вечера).


5 баллов: учащийся указал на то, что должно измениться в реальной ситуации в лучшую сторону после достижения им цели и предложил способ более или менее объективно зафиксировать эти изменения (например, если целью проекта является утепление классной комнаты, логично было бы измерить среднюю температуру до и после реализации проекта и убедиться, что температура воды, подаваемой в отопительную систему, не изменилась, а не проверять плотность материала для утепления оконных рам).

6 баллов: учащийся, описывая способ достижения цели, должен показать, что этот способ действительно позволит устранить все причины существования проблемы и, в конечном счете, разрешить проблему и достичь поставленной цели; кроме того, он должен указать препятствия в достижении цели – например, необходимость действий других людей или организаций по устранению причин существования проблемы, на которые сам ученик влияния не имеет; риски, связанные с ресурсами и т.п.

7 баллов: проблемы могут быть решены различными способами; учащийся должен продемонстрировать видение разных способов решения проблемы.

8 баллов: способы решения проблемы могут быть взаимоисключающими (альтернативными), вплоть до того, что проекты, направленные на решение одной и той же проблемы, могут иметь разные цели. Анализ альтернатив проводится по различным основаниям: учащийся может предпочесть способ решения, например, наименее ресурсозатратный или позволяющий привлечь к проблеме внимание многих людей и т.п.

Планирование деятельности

1–2 балла: действия по проекту учащийся описывает уже после завершения работы, но при этом в его высказывании прослеживается понимание последовательности действий.

3 балла: список действий появляется в результате совместного обсуждения (консультации), но их расположение в корректной последовательности учащийся должен выполнить самостоятельно.

4–5 баллов: это означает, что учащийся без дополнительных просьб руководителя проекта сообщает о достижении и качестве промежуточных результатов, нарушении сроков и т.п., при этом точки текущего контроля (промежуточные результаты) намечаются совместно с учителем.

6 баллов: учащийся самостоятельно предлагает точки контроля (промежуточные результаты) в соответствии со спецификой своего проекта.