Файл: Логик ав профессиональной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 2429

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

84
этого нужно попытаться подставить к слову, обозначающему субъект, слово «каждый» или «ни один»; если при этом смысл суждения со- хранится, тогда оно общее; если же смысл суждения нарушится, оно частное. Пример: «Книга – могучее орудие воспитания молодежи».
Проверяем: «Всякая книга – могучее орудие воспитания молодежи».
Здесь смысл искажен, значит, это суждение не общее, а частное.
6.2. Вопросы для самопроверки
1) Как Вы понимаете категорию «суждение».
2) Охарактеризуйте состав простого суждения.
3) Какие существуют суждения в зависимости от изменения субъ- екта и какое между ними различие?
4) Какие существуют суждения в зависимости от изменения пре- диката и какое между ними различие?
5) Что собою представляют суждения отношения?
6) Какие суждения называются суждениями существования?
7) Дайте анализ видам простых суждений.
8) Какие суждения называют истинными, а какие ложными?
9) Может ли простое суждение включать несколько субъектов и предикатов?
10) Какую роль в суждении играет квантор?
6.3. Логическая разминка
Игра «что-где?»
Игра представляет собой некоторую вопросно-ответную проце- дуру, поэтому участниками игры могут быть минимум два человека: игрок и информатор. Игра может быть настольной, наподобие шах- мат, но в нее легко играть также на бумаге или на классной доске.
Вместо фишек в этом случае можем пользоваться набором букв ААА-
АА..., ВВВВВ..., СССС...,DDDD...,EEEE...,FFFF....
Поле игры разделено на две части:
1) Игрок должен отгадать шифр из 4-х букв, который загадан информатором. 2) Игрок записывает на доске или на бумаге произ- вольные 4 буквы – «вопрос». 3) Проанализировав полученную ин- формацию, игрок делает следующий ход, снова анализирует ответ информатора и так до того момента, пока не угадает все 4 буквы и их расположение в шифре

85
Поле для игрока
Поле для информатора
1) Игрок должен отгадать шифр из 4-х букв, который зага- дан информатором.
1) Информатор загадывает и за- поминает шифр из 4-х букв, возможно, повторяющихся скажем, ВВАЕ.
2) Игрок записывает на доске или на бумаге произволь- ные 4 буквы – «вопрос».
2) Информатор отвечает на во- прос следующим образом: если угадана буква и то ме- сто (первое, второе, третье или четвертое), которая бук- ва занимает, то он ставит
«крестик» если же угадана только буква, но не ее место в шифре, информатор отме- чает это «ноликом». Прочерк
– если ничего не угадано.
3) Проанализировав получен- ную информацию, игрок де- лает следующий ход, снова анализирует ответ инфор- матора и так до того момен- та, пока не угадает все 4 буквы и их расположение в шифре.
3) Информатор вышеназванным образом отвечает на каж- дый следующий ход игрока и последний, победный ход отмечает четырьмя «крести- ками». Х и ставятся произ- вольно и не соответствуют порядку букв в шифре.
Игра «ЧТО-ГДЕ?» моделирует различные мыслительные комбина- ции. В дальнейшем возможно использование этой игры для выраже- ния различных логических операций, видов умозаключений. Разуме- ется, она может моделировать и конкретные ситуации.
Рассмотрим один из вариантов игры.
Поле для игрока
Поле для информатора
1. Е Е Е Е
2. F F F F
3. D D D D
4. C C C C
5. B B A A
1. –
2. –
3. –
4. –
5. X X


86
6. A B B A
7. A B A B
8. A A B B
9. B A A B
10.B A B A
6. X X
7. –
8. X X
9. X X
10.X X X X
Записанный вариант игры может служить моделью некоторого диалога. Предположим, вам нужно логическим путем выяснить, спор- тсмены каких стран заняли 4 первых места в турнире, в котором уча- ствовали спортсмены из 6 стран. Ваш информированный собеседник согласен отвечать на ваши вопросы только «да» или «нет». Левая часть игровых строк соответствует вашим вопросам, правая – отве- там собеседника.
1. Вошли ли в первую четверку спортсмены из стран Е? 1. нет
2. Вошли ли в первую четверку спортсмены из стран F? 2. нет
3. Вошли ли в первую четверку спортсмены из стран D? 3. нет
4. Вошли ли в первую четверку спортсмены из стран C? 4. нет
5. В турнире участвуют два спортсмена из страны В и два спор- тсмена из страны А? 5. да
6. Спортсмены из страны А заняли 1 и 4 место? 6. нет
7. Спортсмены из страны А заняли 1 и 3 место? 7. нет
8. Спортсмены из страны А заняли 1 и место? 8. нет
9. Спортсмены из страны А заняли и 3 место? 9. нет
10. Спортсмены из страны А заняли и 4 место? 10. да
Конечно, ничто не помешало бы игроку задать сразу 1-й вопрос вместо 6-го, но ту интуицию, которая позволила бы это сделать (на- пример, игрок предполагает такое распределение мест, исходя из ка- кого-либо прогноза) нельзя считать чисто логической.
Впрочем, мы только выиграем, если усилим нашу интуицию логи- ческим исчислением, которое использует искусственный язык, в част- ности, замещает длинные и неоднозначные словесные выражения буквенными обозначениями. Наш диалог игрока и информатора мог быть значительно короче, если бы они договорились использовать вместо высказываний буквенные обозначения. Вот вариант символи- ческого диалога, где нужного ответа достигаем в 5 шагов.

87
1. F E D C
2. А А В В
3. В В А А
4. А В А В
5. В А В А
1. –
2. 0000 3. 00ХХ
4. 0000 5. X X X X
X и 0 ставятся в произвольном порядке. Заметим, что буквенные обозначения позволяют записать вместо первых четырех вопросов один – F E D C.
Неоднозначное «да» или «нет» информатора также уточняется, если он с помощью Х или 0 будет отмечать, к чему относятся «да» или «нет».
6.4. Упражнения
Упражнение 1. Выражают ли следующие предложения сужде- ния?
1) Метрополитен как подземная железная дорога является источ- ником повышенной опасности для человека.
2) Граждане, выполняйте правила пользования метрополитеном!
3) «Спокойно спит в тени блаженной забав и роскоши дитя»
(А.С. Пушкин).
4) В науке – вот в чем секрет!
5) Кого Юпитер хочет наказать, того он прежде всего лишает раз- ума.
6) Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный на- род.
7) Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
8) На каком основании вы свое мнение считаете выше других?
9) Государственная власть в субъектах Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
10) Знание – сила!
11) Государственную власть в субъектах Российской Федера- ции осуществляют образуемые ими органы государственной власти.


88
12) В Российской Федерации признается идеологическое много- образие.
13) Земля вращается вокруг Солнца.
14) Российская Федерация – светское государство.
15) Чужими руками крапиву не держат!
16) Основные права и свободы человека неотчуждаемы и при- надлежат каждому от рождения.
17) «Ищу человека!» (Диоген Синопский).
18 ) Права и свободы человека и гражданина являются непосред- ственно действующими.
19) Каждый имеет право на жизнь.
20) Достоинство личности охраняется государством.
21) Некоторые сочинения средневекового врача Авиценны не со- хранились.
22) Ни один страус не летает.
23) Семь раз примерь, один раз отрежь!
24) Каждый имеет право на тайну переписи.
25) Жилище неприкосновенно.
26) «Познай самого себя!» (Сократ).
27) «Человек есть мера всех вещей» (Протагор).
28) «Познание – это припоминание» (Платон).
29) Проживи незаметно (стоики).
Упражнение 2. Найти субъект, предикат и связку в каждом из предложений следующего отрывка:
Приневские земли еще со времен Киевской Руси принадлежали
Новгороду. Ильменские словени пришли сюда в IX веке и поселились в соседстве с финно-угорским населением. Нева была частью зна- менитого пути «из варяг в греки». Торговля приносила новгородцам большие доходы. Тесно переплелись культура и история славянских и финно-угорских племен.
В начале XVII века пришла беда на невские берега. Русское пра- вительство во главе с Василием Шуйским пригласило шведов как со- юзников в борьбе с поляками. Борьба кончилась заключением в 1617 году Столбовского мира. Земли по невским берегам отошли к шведам.
Шведы заботились об укреплении невских берегов. На месте новго- родского поселения Невское устье была возведена крепость Ниен- шанц (Новое укрепление). Стояла она на месте сегодняшней Малой
Охты. Русские назвали ее Канцы.

89
11 мая 173 года русские войска захватили крепость Ниеншанц.
Взятие крепости открыло выход в море. Петр I приказал пышно от- праздновать победу. (Ермолаева Е.К., Лебедева И.М. Прогулки по Пе- тербургу. По берегам Медвежьей речки. СПб., 1992)
Упражнение 3. Найдите субъект, предикат и связку в суждении.
Определите вид суждения, запишите его схему:
Пример: а) Ускорение технического прогресса – главный рычаг повы- шения эффективности производства.
Атрибутное суждение S-P
б) Мораль возникла раньше религии.
Суждение с отношением xRy
1) Уважительное отношение к другим способствует успешности в жизни.
2) Проблема добра и зла всегда была камнем преткновения в этике.
3) Никто не станет разыскивать скрытые добродетели.
4) Аральское море перестало существовать в изначальном виде.
5) Ответственное отношение к делу очень тесно связано с уве- ренностью в себе.
6) Равновесное состояние Байкала все больше угрожает перейти в экологический кризис.
7) Все дни в мае были солнечными.
8) Существует обширная литература о творчестве Ф.М. Достоев- ского.
9) Насилие – постоянный спутник тоталитарной системы правле- ния.
10) Удаление без знаковых систем невозможно.
11) Царь-колокол установлен восточнее колокольни Ивана Вели- кого.
12) Конституция России – основной закон нашей жизни.
13) Комната матери и ребенка существует в каждом аэровокзале.
14) Александр старше Николая.
15) Законность – неотъемлемая часть демократии.
16) Троицкая башня Московского Кремля построена раньше всех остальных башен.
17) Право на труд – основа системы прав гражданина России.
18) Сергей является племянником Николая Михайловича.


1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   35

90
Упражнение 4. Являются ли суждениями следующие предложе- ния?
1) Кто и как нашел Трою? Какие еще открытия сделал этот чело- век? Какие племена жили на Крите?
2) Кто такие ахейцы? Что нам известно об ахейских городах, о населении ахейских царств? Когда и как начался в Греции
«железный век»?
3) Кто знает те слова, что больше значат
Правдивых слов, что ты есть только ты?
Кто у себя в сокровищнице прячет
Пример тебе подобной красоты?
(В. Шекспир)
4) Помогайте людям, дарите им свою заботу.
5) Кормите птиц зимой!
6) Ax! этот человек всегда
Причиной мне ужасного расстройства!
Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол!
(А. С. Грибоедов)
7) Зачем притворяешься ты
То ветром, токамнем, то птицей?
Зачем улыбаешься ты
Мне с неба внезапной зарницей?
Не мучьменя больше, не тронь!
Пустименяк вещим заботам...
Шатается пьяный огонь
По высохшим серым болотам.
(А. Ахматова)
8) Чувство выздоровления – одно из самых сладостных.
Упражнение 5. Являются ли суждениями русские народные по- словицы?
1) Отвяжись, худая жизнь, привяжись, хорошая!
2) Не радуйся нашедши, не плачь потерявши.
3) Где наше не пропадало.
4) Плохо не клади, вора в грех не вводи!
5) За глаза про кого не говорят?
(Даль В. Пословицы русского народа. Сборник.
М. 1957. С.54, 59, 176, 186, 105).

91
Упражнение 6. Простое или сложное суждение выражено в на- чале стихотворения М. Волошина «Кастаньеты»? Найдите здесь субъект и предикат (субъекты и предикаты).
Из страны, где солнца свет
Льется с неба жгуч и ярок,
Я привез тебе в подарок
Пару звонких кастаньет.
6.5. Задачи
Лечебница доктора Смолля и профессора Перро (4)
(Источник: Смаллиан Р. Принцесса или тигр? М., 1985).
Однажды инспектора Крейга из Скотланд-Ярда срочно откоман- дировали во Францию для проверки одиннадцати лечебниц для ума- лишенных, где, по слухам, дела обстояли не слишком-то хорошо.
В каждой из лечебниц единственными обитателями были пациенты и врачи – причем последние составляли весь персонал этих меди- цинских учреждений. Каждый обитатель лечебницы, будь то пациент или доктор, либо находился в здравом уме, либо был лишен рассудка.
Кроме того, нормальные обитатели были абсолютно нормальны и на сто процентов уверены в том, что они говорят, они твердо знали, что все истинные утверждения действительно являются истинными, а все ложные – на самом деле ложными. В то же время безумные обитате- ли лечебниц придерживались совершенно противоположных пред- ставлений: все истинные утверждения они считали ложными, а все ложные утверждения – истинными. Наконец, надо полагать, что все обитатели лечебниц во всех случаях остаются честными – они всегда верят в то, что говорят.
В четвертой лечебнице для умалишенных, Крейг спросил одного из ее обитателей:
– Вы пациент?
На что тот ответил: – Да.
Как обстоят дела в этой лечебнице?