ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 2437
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Упражнение 7. Укажите, какие из нижеприведенных суждений являются выделяющими, а какие – исключающими.
Пример: Только некоторые студенты посещают все лекции. – Выделя- ющее суждение.
1) Все свидетели (и только свидетели) являются в суд по повестке.
2) Только талантливый оратор не говорит заученными фразами.
3) Лишь творческая исследовательская работа предполагает неу- довлетворенность предшествующими результатами, скептиче- ское отношение к абсолютной достоверности.
4) Все граждане обладают дееспособностью и правоспособно- стью, за исключением случаев, предусмотренных законом.
5) Все четные числа, и только они, делятся на два.
6) Гражданские права охраняются государством, за исключением случаев, когда они осуществляются в противоречии с назна- чением этих прав в обществе.
7) Все ученики, кроме Иванова, хорошо знают логику.
8) Все люди, и не только люди, смертны.
9) Некоторые растения, и не только растения, не являются зла- ками.
10) Некоторые журналисты, и не только они, не имеют специаль- ного высшего образования.
11) Все члены нашей группы, и только они, пришли на экскур- сию.
12) «Только головные измышления не жертвенны». (А.Ф. Лосев)
101
13) А.Н. Толстой, и только он, автор романа «Петр Первый».
14) «У нас лишь редчайший человек знает нашу Россию» (Ф.М. До- стоевский).
7.4. Задачи
Волк и капуста
Может быть, кто-то еще не знает старую русскую задачку про крестьянина, козу, капусту и волка? Крестьянину надо было пере- везти на другой берег реки козу, капусту и волка. Но в лодку он мог взять что-то одно: либо козу, либо капусту, либо волка. Козу остав- лять наедине с капустой так же опасно, как и волка с козой. Каким образом крестьянин вышел из затруднения?
Лечебница доктора Смолля и профессора Перро (5)
(Источник: Смаллиан Р. Принцесса или тигр? М., 1985).
Однажды инспектора Крейга из Скотланд-Ярда срочно откоман- дировали во Францию для проверки одиннадцати лечебниц для ума- лишенных, где, по слухам, дела обстояли не слишком-то хорошо.
В каждой из лечебниц единственными обитателями были пациенты и врачи – причем последние составляли весь персонал этих меди- цинских учреждений. Каждый обитатель лечебницы, будь то пациент или доктор, либо находился в здравом уме, либо был лишен рассудка.
Кроме того, нормальные обитатели были абсолютно нормальны и на сто процентов уверены в том, что они говорят, они твердо знали, что все истинные утверждения действительно являются истинными, а все ложные – на самом деле ложными. В то же время безумные обитате- ли лечебниц придерживались совершенно противоположных пред- ставлений: все истинные утверждения они считали ложными, а все ложные утверждения – истинными. Наконец, надо полагать, что все обитатели лечебниц во всех случаях остаются честными – они всегда верят в то, что говорят.
В пятой лечебнице для умалишенных, Крейг спросил одного из ее обитателей:
– Вы пациент?
На что тот ответил: – Думаю, что да.
Все ли обстоит хорошо в этой лечебнице?
102
8.1. Методические указания к теме
Цель: рассмотреть условия выражения достоверности мыслей в суждениях.
Модальность характеризует выражаемую в том или ином сужде- нии достоверность, то есть в данном случае речь идет о том с какой степенью необходимости предикат принадлежит субъекту. Если в су- ждении указывается лишь возможность принадлежности предиката субъекту, то такое суждения по модальности будет проблематичным
(суждением возможности), например: «Вероятно, разумная жизнь будет обнаружена и на других планетах».
Если субъект и предикат связаны между собой таким образом, что выражают лишь наличие факта (события), то такое суждение бу- дет суждением действительности, или ассерторическим суждением.
Например: «Санкт – Петербург основан 27 мая 1703 года».
Если предикат принадлежит субъекту необходимо без всяких ус- ловий, то такое суждение по модальности называется суждением не- обходимости, или аподиктическим суждением. Например: «Граждане
РФ равны перед законом».
Наиболее важными и распространенными выступают такие виды модальностей, как алетическая, деонтическая, эпистемическая и ак- сиологическая.
Алетическая модальность – это дополнительная информация, указывающая на характер зависимости (детерминированности) меж- ду S и Р в суждении в терминах необходимости и возможности. Для обозначения логических модальных понятий используются следую- щие символы: – необходимо; ◊ – возможно; ¬ \ – случайно; ¬ ◊ – невозможно.
Деонтическая модальность распространяется только на деятель- ность людей, нравственные и правовые нормы их поведения в об- ществе с помощью таких слов, как «разрешается», «запрещается»,
«обязательно» и т. п.
Деонтическая модальность выражается с помощью операторов:
О – обязательно; F – запрещено; P – разрешено.
ТЕМА 8
МОДАЛЬНОСТЬ СУЖДЕНИЙ
103
Эпистемическая модальность характеризует степень достоверно- сти знания. Она выражается с помощью слов «доказано», «недока- зано», «опровергнуто» и им подобных. Различают две разновидности эпистемической модальности:
– суждения, основанные на вере. Например: «Верю в существо- вание Бога»;
– суждения, основанные на знании. Например: «Автором романа в стихах «Евгений Онегин» является А. С. Пушкин».
Эпистемическая модальность выражается с помощью операторов:
V – доказуемо (верифицируемо); F– опровержимо (фальсифицирова- но); Р – проблематично (правдоподобно, вероятно).
Аксиологическая модальность выражает отношение человека к материальным и духовным ценностям. Она включает такие слова, как «хорошо», «плохо» и т. п. Например, «Хорошо, что я поступил учиться в Московский гуманитарный университет».
8.2. Вопросы для самопроверки
1) Что означает модальность суждений?
2) Как делятся суждения по модальности и какое между ними различие?
3) Каково отношение между ассерторическими и аподиктически- ми суждениями?
4) Какие суждения называют аксиологическими?
5) В заключается особенность деонтической модальности?
6) Каково содержание алетической модальности?
7) Чем отличается эпистемическая модальность?
8) какие операторы используются для алетической модальности?
9) какие операторы используются для эпистемической модально- сти?
10) Какие операторы используются для деонтической модально- сти?
8.3. Упражнения
Упражнение 1. Определите модальность следующих суждений, то есть укажите, является ли оно суждением возможности, дей- ствительности (ассерторическим) или необходимости (аподикти- ческим):
104
1) Все в жизни ограничено пространством и временем.
2) Наверное, в недалеком будущем причины многих тяжелых бо- лезней станут известными.
2) Перед законом все равны.
3) Поводом для дискуссии является любая проблема.
4) Основанием для возбуждения уголовного дела является нали- чие достаточных данных, указывающих на признаки престу- пления.
5) Обыск производится на основании постановления следователя.
6) Столицей РФ является город Москва.
7) Река Кубань впадает в Азовское море.
8) Неоконченным преступлением признается приготовление к преступлению и покушение на преступление.
9) Новый Трудовой кодекс РФ вступил в силу с 1.02.2002 г.
10) Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
11) Конституционный суд РФ состоит из 19 судей.
12) Материя неразрывно связана с движением.
Упражнение 2. Определите алетическую модальность сужде- ний; установите, является ли суждение фактически необходимым, случайным, возможным или невозможным. Запишите суждения с помощью модальных операторов:
1) На Марсе есть жизнь.
2) Утверждение о том, что некоторые животные мыслят, является ложным.
3) Сергей Есенин, возможно, покончил жизнь самоубийством.
4) Сын является наследником своего отца.
5) «Все течет, все изменяется» (Гераклит).
6) Ученые-биологи придают особое значение воздействию Луны, проявляющееся в «приливах» и «отливах», на функциональ- ную деятельность живых систем Земли.
7) 12 апреля 1961 года произошел исторический полет Ю.А. Га- гарина в космос.
8) Повышение сейсмической активности региона иногда сопрово- ждается выбросами бесцветного газа из недр озер.
9) Треугольники являются остроугольными, прямоугольными или тупоугольными.
105
10) Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг своей оси.
11) Вечный двигатель построен.
12) Два противоречащих суждения не могут быть одновременно истинными.
13) Все мысли не могут быть истинными.
14) Молодости всегда не хватает знания.
15) Сократ был казнен по приговору суда.
Упражнение 3. Определите эпистемическую модальность суж- дений, запишите ее с помощью операторов V, P, F.
1) Затраты на осуществление проекта G. окупятся через пять лет.
2) Талант всегда пробьет себе дорогу.
3) Летом я, вероятно, буду отдыхать в Ялте.
4) Неверно сводить сознание к его материальному субстрату – нервным физиологическим процессам, протекающим в мозгу.
5) Законы экономического развития являются объективными за- конами.
6) Многие государства Древнего мира потеряли свое могущество, а иные совсем исчезли в результате хищнического отношения к почве.
7) Характер человека зависит от знака зодиака, т. е. от располо- жения планет, Солнца и Луны в момент его рождения.
8) Неверно, что все разногласия между Единой Россией и ЛДПР были исчерпаны в результате данных переговоров.
9) Выводы ученых по исследованию состава данных облаков не исключают наличия в них азотистых соединений.
10) Существуют предположения, что некоторые главы романа G. были написаны другим автором.
11) «Война закончена лишь тогда, когда похоронен последний солдат» (А. Суворов).
12) Золотое правило – «Лги о других так, как ты хочешь, чтобы они лгали о тебе».
13) «Матери признаются, с подружками откровенничают»
(Ж.М. Ролан).
14) «Крупные подлости делаются из ненависти, мелкие из стра- ха» (В. Гюго).
15) «Нищета ведет к революции, революция – к нищете» (В. Гюго).
106
Упражнение 4. Определите деонтическую модальность сужде- ний, запишите их с помощью операторов О, F, P. 1.
1) Не рекомендуется входить в воду во время шторма.
2) Граждане пассажиры, просим воздержаться от курения в тече- ние всего рейса.
3) В случае пожара звоните по телефону 01.
4) Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
5) «Врача не должен обижать ты, кто недавно был недужен, не будет ли тебе – как знать – опять искусный лекарь нужен».
6) Людям с повышенной чувствительностью кожи не рекоменду- ется длительное пребывание на солнце.
7) «Народ должен защищать закон, как свой оплот, как охрани- тельную свою стену» (Гераклит).
8) Помните: бензин огнеопасен, работу с ним лучше всего прово- дить на открытом воздухе.
9) «Где кончаются законы, там начинается тирания» (Плавт).
10) О забытых вещах в транспорте просьба звонить по телефону диспетчерской службы.
11) Прокурор осуществляет надзор за законностью в возбужде- нии уголовного дела.
12) Никто не может быть подчинен аресту иначе, как по поста- новлению суда или санкции прокурора.
13) Тяжелый диагноз устанавливает консилиум врачей.
14) Организация обязана возместить вред, причиненный по вине ее работников при исполнении ими своих трудовых (служеб- ных) обязанностей.
15) Предварительная медицинская экспертиза клинических ис- пытаний должна быть закончена не позднее в двухмесячный срок.
16) Скрывать не надо своего недуга от двух людей: от лекаря и друга.
17) Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Упражнение 5. Определите вид модальности в следующих су- ждениях:
1) Письменное заявление о приеме на работу должно быть под- писано заявителем.
107
2) Срок предварительного следствия может быть продлен до 6 ме- сяцев прокурором.
3) Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.
4) Я убежден, что доктор заблуждается.
5) Я считаю, что медицинская экспертиза была проведена без надлежащей тщательности.
6) Кислород необходим для поддержания жизни.
7) Вы должны пойти на лекцию.
8) Мы обязаны сдавать зачеты.
9) Никогда не нарушайте правила движения.
10) Помните: бензин огнеопасен, работу с ним лучше всего про- водить на открытом воздухе.
11) Приговоры районного суда могут быть обжалованы в суде второй инстанции.
12) В район следует срочно принять противоэпидемиологические меры.
13) Один доктор может, пожалуй, вылечить вас от болезни, но два доктора вылечат вас от желания лечиться.
14) Не задерживайтесь в дверях, проходите в салон автобуса!
15) Неверно сводить сознание к материальному субстрату – фи- зиологическим нервным процессам, протекающим в мозгу человека.
16) Доказано, что 5 = а
2
, где 8 – площадь квадрата, а – сторона.
17) Внедрение вычислительной техники невозможно без обуче- ния людей, которые будут ее использовать.
18) Необходимо, чтобы космос был мирным.
19) Возможно, завтра будет хорошая погода и мы пойдем в лес.
20) Неверно, что для привлечения к уголовной ответственности достаточно только признания обвиняемого.
21) Вероятно, урожай пшеницы в этом году будет не ниже про- шлогоднего.
22) Запрещается злиться.
23) «Цвет и рисунок обоев должны сочетаться с цветом мебели, например, для светлой мебели не следует выбирать слишком темные обои, для темной, наоборот, слишком светлые. Если декоративные ткани (обивка мебели, шторы и т. д.) имеют рисунок, то обои лучше подбирать гладкие или с малозамет- ным рисунком типа сетки... Для обоев однотонных и типа
108
сетки бордюр нужно выбирать того же тона, но более яркого цвета. Например, золотисто-желтые обои могут быть оканто- ваны узким бордюром светло-коричневого цвета» (Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. М., 1993. С.73).
24) «В специально оборудованных вольерах для содержания го- рилл в зоопарках должны быть деревья, по которым они могли
бы лазать, а также солома, ветки или бамбук для сооружения гнезд. Пищу следует давать небольшими порциями на протя- жении всего дня, причем в таком виде, чтобы животные име-
ли возможность заниматься ее подготовкой (скажем, обдирать кожицу или расщеплять стебли) или поиском, для чего лучше беспорядочно разбрасывать съедобные растения в вольере.
Гориллам нужно обеспечить возможность пребывания на све- жем воздухе» (Д. Фосси. Гориллы в тумане. М., 1990. С.19).
25) Врач, впервые приступая к лечению своего пациента, должен делать это изящно, весело и с приятностью для больного; и никогда хмурый врач не преуспеет в своем ремесле.
26) «Было бы желательно вывести из начал механики и осталь- ные явления природы» (И. Ньютон).
27) В науке факты никогда не опровергают теории.
28) Чтобы властвовать над природой, надо ей подчиниться (Ф. Бэ- кон).
8.4. Задачи
Дело Джона
Как-то раз шло судебное расследование по делу двух брать- ев-близнецов. Было известно, что по крайней мере один из них ни- когда не говорил правду, хотя и не ясно, кто же именно. Одного из братьев звали Джон – именно он и совершил преступление. (При этом вовсе не обязательно, чтобы Джон был тем из близнецов, который всегда лгал.) Цель расследования заключалась в том, чтобы выяс- нить, кого же из братьев зовут Джон.
«Вы – Джон?» – спросил судья одного из близнецов. – «Да, я Джон», – последовал ответ. – «А вы – Джон?» – спросил судья вто- рого брата. Второй близнец ему ответил вполне определенно (либо
«да», либо «нет»), и тут судья сразу догадался, кто из них Джон.
Был Джон первым или вторым из близнецов?
109
Дни рождения
У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25.
Как это могло быть?
Лечебница доктора Смолля и профессора Перро (7)
(Источник: Смаллиан Р. Принцесса или тигр? М., 1985).
Однажды инспектора Крейга из Скотланд-Ярда срочно откоман- дировали во Францию для проверки одиннадцати лечебниц для ума- лишенных, где, по слухам, дела обстояли не слишком-то хорошо.
В каждой из лечебниц единственными обитателями были пациенты и врачи – причем последние составляли весь персонал этих меди- цинских учреждений. Каждый обитатель лечебницы, будь то пациент или доктор, либо находился в здравом уме, либо был лишен рассудка.
Кроме того, нормальные обитатели были абсолютно нормальны и на сто процентов уверены в том, что они говорят, они твердо знали, что все истинные утверждения действительно являются истинными, а все ложные – на самом деле ложными. В то же время безумные обитате- ли лечебниц придерживались совершенно противоположных пред- ставлений: все истинные утверждения они считали ложными, а все ложные утверждения – истинными. Наконец, надо полагать, что все обитатели лечебниц во всех случаях остаются честными – они всегда верят в то, что говорят.
Еще более заинтересовало Крейга положение дел в седьмой ле- чебнице. Повстречав двух ее обитателей, назовем их А и В, инспек- тор выяснил следующее: А думает, что В не в своем уме, а В считает, что А – доктор. Инспектор принял меры, чтобы удалить одного из них из больницы. Кого и почему?
Пример: Только некоторые студенты посещают все лекции. – Выделя- ющее суждение.
1) Все свидетели (и только свидетели) являются в суд по повестке.
2) Только талантливый оратор не говорит заученными фразами.
3) Лишь творческая исследовательская работа предполагает неу- довлетворенность предшествующими результатами, скептиче- ское отношение к абсолютной достоверности.
4) Все граждане обладают дееспособностью и правоспособно- стью, за исключением случаев, предусмотренных законом.
5) Все четные числа, и только они, делятся на два.
6) Гражданские права охраняются государством, за исключением случаев, когда они осуществляются в противоречии с назна- чением этих прав в обществе.
7) Все ученики, кроме Иванова, хорошо знают логику.
8) Все люди, и не только люди, смертны.
9) Некоторые растения, и не только растения, не являются зла- ками.
10) Некоторые журналисты, и не только они, не имеют специаль- ного высшего образования.
11) Все члены нашей группы, и только они, пришли на экскур- сию.
12) «Только головные измышления не жертвенны». (А.Ф. Лосев)
101
13) А.Н. Толстой, и только он, автор романа «Петр Первый».
14) «У нас лишь редчайший человек знает нашу Россию» (Ф.М. До- стоевский).
7.4. Задачи
Волк и капуста
Может быть, кто-то еще не знает старую русскую задачку про крестьянина, козу, капусту и волка? Крестьянину надо было пере- везти на другой берег реки козу, капусту и волка. Но в лодку он мог взять что-то одно: либо козу, либо капусту, либо волка. Козу остав- лять наедине с капустой так же опасно, как и волка с козой. Каким образом крестьянин вышел из затруднения?
Лечебница доктора Смолля и профессора Перро (5)
(Источник: Смаллиан Р. Принцесса или тигр? М., 1985).
Однажды инспектора Крейга из Скотланд-Ярда срочно откоман- дировали во Францию для проверки одиннадцати лечебниц для ума- лишенных, где, по слухам, дела обстояли не слишком-то хорошо.
В каждой из лечебниц единственными обитателями были пациенты и врачи – причем последние составляли весь персонал этих меди- цинских учреждений. Каждый обитатель лечебницы, будь то пациент или доктор, либо находился в здравом уме, либо был лишен рассудка.
Кроме того, нормальные обитатели были абсолютно нормальны и на сто процентов уверены в том, что они говорят, они твердо знали, что все истинные утверждения действительно являются истинными, а все ложные – на самом деле ложными. В то же время безумные обитате- ли лечебниц придерживались совершенно противоположных пред- ставлений: все истинные утверждения они считали ложными, а все ложные утверждения – истинными. Наконец, надо полагать, что все обитатели лечебниц во всех случаях остаются честными – они всегда верят в то, что говорят.
В пятой лечебнице для умалишенных, Крейг спросил одного из ее обитателей:
– Вы пациент?
На что тот ответил: – Думаю, что да.
Все ли обстоит хорошо в этой лечебнице?
102
8.1. Методические указания к теме
Цель: рассмотреть условия выражения достоверности мыслей в суждениях.
Модальность характеризует выражаемую в том или ином сужде- нии достоверность, то есть в данном случае речь идет о том с какой степенью необходимости предикат принадлежит субъекту. Если в су- ждении указывается лишь возможность принадлежности предиката субъекту, то такое суждения по модальности будет проблематичным
(суждением возможности), например: «Вероятно, разумная жизнь будет обнаружена и на других планетах».
Если субъект и предикат связаны между собой таким образом, что выражают лишь наличие факта (события), то такое суждение бу- дет суждением действительности, или ассерторическим суждением.
Например: «Санкт – Петербург основан 27 мая 1703 года».
Если предикат принадлежит субъекту необходимо без всяких ус- ловий, то такое суждение по модальности называется суждением не- обходимости, или аподиктическим суждением. Например: «Граждане
РФ равны перед законом».
Наиболее важными и распространенными выступают такие виды модальностей, как алетическая, деонтическая, эпистемическая и ак- сиологическая.
Алетическая модальность – это дополнительная информация, указывающая на характер зависимости (детерминированности) меж- ду S и Р в суждении в терминах необходимости и возможности. Для обозначения логических модальных понятий используются следую- щие символы: – необходимо; ◊ – возможно; ¬ \ – случайно; ¬ ◊ – невозможно.
Деонтическая модальность распространяется только на деятель- ность людей, нравственные и правовые нормы их поведения в об- ществе с помощью таких слов, как «разрешается», «запрещается»,
«обязательно» и т. п.
Деонтическая модальность выражается с помощью операторов:
О – обязательно; F – запрещено; P – разрешено.
ТЕМА 8
МОДАЛЬНОСТЬ СУЖДЕНИЙ
103
Эпистемическая модальность характеризует степень достоверно- сти знания. Она выражается с помощью слов «доказано», «недока- зано», «опровергнуто» и им подобных. Различают две разновидности эпистемической модальности:
– суждения, основанные на вере. Например: «Верю в существо- вание Бога»;
– суждения, основанные на знании. Например: «Автором романа в стихах «Евгений Онегин» является А. С. Пушкин».
Эпистемическая модальность выражается с помощью операторов:
V – доказуемо (верифицируемо); F– опровержимо (фальсифицирова- но); Р – проблематично (правдоподобно, вероятно).
Аксиологическая модальность выражает отношение человека к материальным и духовным ценностям. Она включает такие слова, как «хорошо», «плохо» и т. п. Например, «Хорошо, что я поступил учиться в Московский гуманитарный университет».
8.2. Вопросы для самопроверки
1) Что означает модальность суждений?
2) Как делятся суждения по модальности и какое между ними различие?
3) Каково отношение между ассерторическими и аподиктически- ми суждениями?
4) Какие суждения называют аксиологическими?
5) В заключается особенность деонтической модальности?
6) Каково содержание алетической модальности?
7) Чем отличается эпистемическая модальность?
8) какие операторы используются для алетической модальности?
9) какие операторы используются для эпистемической модально- сти?
10) Какие операторы используются для деонтической модально- сти?
8.3. Упражнения
Упражнение 1. Определите модальность следующих суждений, то есть укажите, является ли оно суждением возможности, дей- ствительности (ассерторическим) или необходимости (аподикти- ческим):
104
1) Все в жизни ограничено пространством и временем.
2) Наверное, в недалеком будущем причины многих тяжелых бо- лезней станут известными.
2) Перед законом все равны.
3) Поводом для дискуссии является любая проблема.
4) Основанием для возбуждения уголовного дела является нали- чие достаточных данных, указывающих на признаки престу- пления.
5) Обыск производится на основании постановления следователя.
6) Столицей РФ является город Москва.
7) Река Кубань впадает в Азовское море.
8) Неоконченным преступлением признается приготовление к преступлению и покушение на преступление.
9) Новый Трудовой кодекс РФ вступил в силу с 1.02.2002 г.
10) Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
11) Конституционный суд РФ состоит из 19 судей.
12) Материя неразрывно связана с движением.
Упражнение 2. Определите алетическую модальность сужде- ний; установите, является ли суждение фактически необходимым, случайным, возможным или невозможным. Запишите суждения с помощью модальных операторов:
1) На Марсе есть жизнь.
2) Утверждение о том, что некоторые животные мыслят, является ложным.
3) Сергей Есенин, возможно, покончил жизнь самоубийством.
4) Сын является наследником своего отца.
5) «Все течет, все изменяется» (Гераклит).
6) Ученые-биологи придают особое значение воздействию Луны, проявляющееся в «приливах» и «отливах», на функциональ- ную деятельность живых систем Земли.
7) 12 апреля 1961 года произошел исторический полет Ю.А. Га- гарина в космос.
8) Повышение сейсмической активности региона иногда сопрово- ждается выбросами бесцветного газа из недр озер.
9) Треугольники являются остроугольными, прямоугольными или тупоугольными.
105
10) Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг своей оси.
11) Вечный двигатель построен.
12) Два противоречащих суждения не могут быть одновременно истинными.
13) Все мысли не могут быть истинными.
14) Молодости всегда не хватает знания.
15) Сократ был казнен по приговору суда.
Упражнение 3. Определите эпистемическую модальность суж- дений, запишите ее с помощью операторов V, P, F.
1) Затраты на осуществление проекта G. окупятся через пять лет.
2) Талант всегда пробьет себе дорогу.
3) Летом я, вероятно, буду отдыхать в Ялте.
4) Неверно сводить сознание к его материальному субстрату – нервным физиологическим процессам, протекающим в мозгу.
5) Законы экономического развития являются объективными за- конами.
6) Многие государства Древнего мира потеряли свое могущество, а иные совсем исчезли в результате хищнического отношения к почве.
7) Характер человека зависит от знака зодиака, т. е. от располо- жения планет, Солнца и Луны в момент его рождения.
8) Неверно, что все разногласия между Единой Россией и ЛДПР были исчерпаны в результате данных переговоров.
9) Выводы ученых по исследованию состава данных облаков не исключают наличия в них азотистых соединений.
10) Существуют предположения, что некоторые главы романа G. были написаны другим автором.
11) «Война закончена лишь тогда, когда похоронен последний солдат» (А. Суворов).
12) Золотое правило – «Лги о других так, как ты хочешь, чтобы они лгали о тебе».
13) «Матери признаются, с подружками откровенничают»
(Ж.М. Ролан).
14) «Крупные подлости делаются из ненависти, мелкие из стра- ха» (В. Гюго).
15) «Нищета ведет к революции, революция – к нищете» (В. Гюго).
106
Упражнение 4. Определите деонтическую модальность сужде- ний, запишите их с помощью операторов О, F, P. 1.
1) Не рекомендуется входить в воду во время шторма.
2) Граждане пассажиры, просим воздержаться от курения в тече- ние всего рейса.
3) В случае пожара звоните по телефону 01.
4) Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
5) «Врача не должен обижать ты, кто недавно был недужен, не будет ли тебе – как знать – опять искусный лекарь нужен».
6) Людям с повышенной чувствительностью кожи не рекоменду- ется длительное пребывание на солнце.
7) «Народ должен защищать закон, как свой оплот, как охрани- тельную свою стену» (Гераклит).
8) Помните: бензин огнеопасен, работу с ним лучше всего прово- дить на открытом воздухе.
9) «Где кончаются законы, там начинается тирания» (Плавт).
10) О забытых вещах в транспорте просьба звонить по телефону диспетчерской службы.
11) Прокурор осуществляет надзор за законностью в возбужде- нии уголовного дела.
12) Никто не может быть подчинен аресту иначе, как по поста- новлению суда или санкции прокурора.
13) Тяжелый диагноз устанавливает консилиум врачей.
14) Организация обязана возместить вред, причиненный по вине ее работников при исполнении ими своих трудовых (служеб- ных) обязанностей.
15) Предварительная медицинская экспертиза клинических ис- пытаний должна быть закончена не позднее в двухмесячный срок.
16) Скрывать не надо своего недуга от двух людей: от лекаря и друга.
17) Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Упражнение 5. Определите вид модальности в следующих су- ждениях:
1) Письменное заявление о приеме на работу должно быть под- писано заявителем.
107
2) Срок предварительного следствия может быть продлен до 6 ме- сяцев прокурором.
3) Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.
4) Я убежден, что доктор заблуждается.
5) Я считаю, что медицинская экспертиза была проведена без надлежащей тщательности.
6) Кислород необходим для поддержания жизни.
7) Вы должны пойти на лекцию.
8) Мы обязаны сдавать зачеты.
9) Никогда не нарушайте правила движения.
10) Помните: бензин огнеопасен, работу с ним лучше всего про- водить на открытом воздухе.
11) Приговоры районного суда могут быть обжалованы в суде второй инстанции.
12) В район следует срочно принять противоэпидемиологические меры.
13) Один доктор может, пожалуй, вылечить вас от болезни, но два доктора вылечат вас от желания лечиться.
14) Не задерживайтесь в дверях, проходите в салон автобуса!
15) Неверно сводить сознание к материальному субстрату – фи- зиологическим нервным процессам, протекающим в мозгу человека.
16) Доказано, что 5 = а
2
, где 8 – площадь квадрата, а – сторона.
17) Внедрение вычислительной техники невозможно без обуче- ния людей, которые будут ее использовать.
18) Необходимо, чтобы космос был мирным.
19) Возможно, завтра будет хорошая погода и мы пойдем в лес.
20) Неверно, что для привлечения к уголовной ответственности достаточно только признания обвиняемого.
21) Вероятно, урожай пшеницы в этом году будет не ниже про- шлогоднего.
22) Запрещается злиться.
23) «Цвет и рисунок обоев должны сочетаться с цветом мебели, например, для светлой мебели не следует выбирать слишком темные обои, для темной, наоборот, слишком светлые. Если декоративные ткани (обивка мебели, шторы и т. д.) имеют рисунок, то обои лучше подбирать гладкие или с малозамет- ным рисунком типа сетки... Для обоев однотонных и типа
108
сетки бордюр нужно выбирать того же тона, но более яркого цвета. Например, золотисто-желтые обои могут быть оканто- ваны узким бордюром светло-коричневого цвета» (Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. М., 1993. С.73).
24) «В специально оборудованных вольерах для содержания го- рилл в зоопарках должны быть деревья, по которым они могли
бы лазать, а также солома, ветки или бамбук для сооружения гнезд. Пищу следует давать небольшими порциями на протя- жении всего дня, причем в таком виде, чтобы животные име-
ли возможность заниматься ее подготовкой (скажем, обдирать кожицу или расщеплять стебли) или поиском, для чего лучше беспорядочно разбрасывать съедобные растения в вольере.
Гориллам нужно обеспечить возможность пребывания на све- жем воздухе» (Д. Фосси. Гориллы в тумане. М., 1990. С.19).
25) Врач, впервые приступая к лечению своего пациента, должен делать это изящно, весело и с приятностью для больного; и никогда хмурый врач не преуспеет в своем ремесле.
26) «Было бы желательно вывести из начал механики и осталь- ные явления природы» (И. Ньютон).
27) В науке факты никогда не опровергают теории.
28) Чтобы властвовать над природой, надо ей подчиниться (Ф. Бэ- кон).
8.4. Задачи
Дело Джона
Как-то раз шло судебное расследование по делу двух брать- ев-близнецов. Было известно, что по крайней мере один из них ни- когда не говорил правду, хотя и не ясно, кто же именно. Одного из братьев звали Джон – именно он и совершил преступление. (При этом вовсе не обязательно, чтобы Джон был тем из близнецов, который всегда лгал.) Цель расследования заключалась в том, чтобы выяс- нить, кого же из братьев зовут Джон.
«Вы – Джон?» – спросил судья одного из близнецов. – «Да, я Джон», – последовал ответ. – «А вы – Джон?» – спросил судья вто- рого брата. Второй близнец ему ответил вполне определенно (либо
«да», либо «нет»), и тут судья сразу догадался, кто из них Джон.
Был Джон первым или вторым из близнецов?
109
Дни рождения
У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25.
Как это могло быть?
Лечебница доктора Смолля и профессора Перро (7)
(Источник: Смаллиан Р. Принцесса или тигр? М., 1985).
Однажды инспектора Крейга из Скотланд-Ярда срочно откоман- дировали во Францию для проверки одиннадцати лечебниц для ума- лишенных, где, по слухам, дела обстояли не слишком-то хорошо.
В каждой из лечебниц единственными обитателями были пациенты и врачи – причем последние составляли весь персонал этих меди- цинских учреждений. Каждый обитатель лечебницы, будь то пациент или доктор, либо находился в здравом уме, либо был лишен рассудка.
Кроме того, нормальные обитатели были абсолютно нормальны и на сто процентов уверены в том, что они говорят, они твердо знали, что все истинные утверждения действительно являются истинными, а все ложные – на самом деле ложными. В то же время безумные обитате- ли лечебниц придерживались совершенно противоположных пред- ставлений: все истинные утверждения они считали ложными, а все ложные утверждения – истинными. Наконец, надо полагать, что все обитатели лечебниц во всех случаях остаются честными – они всегда верят в то, что говорят.
Еще более заинтересовало Крейга положение дел в седьмой ле- чебнице. Повстречав двух ее обитателей, назовем их А и В, инспек- тор выяснил следующее: А думает, что В не в своем уме, а В считает, что А – доктор. Инспектор принял меры, чтобы удалить одного из них из больницы. Кого и почему?