Файл: Логик ав профессиональной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1933

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

92
ТЕМА 7
ДЕЛЕНИЕ ПРОСТЫХ СУЖДЕНИЙ ПО КОЛИЧЕСТВУ
И КАЧЕСТВУ
7.1. Методические указания к теме
Цель: научиться выявлять виды и составные части суждений, их логические характеристики.
Качество связки делит суждения на две группы: в утвердитель- ных суждениях связка приписывает предикат субъекту, в отрица- тельных – отделяет предикат от субъекта. Количество субъекта де- лит суждения на 1) общие, 2) частные, 3) единичные. В единичных суждениях предикат приписывается (или не приписывается) одному элементу класса, в частных – части предметов класса, в общих – всем предметам класса.
Объединенная классификация по количеству и качеству включа- ет в себя 4 вида суждений, буквенные обозначения которых взяты из латинских слов: AffIrmo – утверждаю и nEgO – отрицаю.
A – общеутвердительное суждение
Все S есть P
Все мосты через Неву – разводные сооружения
I – частноутвердитель- ное суждение
Некоторые S есть P
Некоторые мосты – архитектурные памятники
E – общеотрицательное суждение
Ни одно S не есть P
Ни один мост через Неву не есть мост Невского проспекта
О – частноотрицательное суждение
Некоторые S не есть P Некоторые мосты не (есть) архитектурные памятники
Единичные суждения относятся к общим суждениям (А, Е), так как предикат характеризует весь объем субъекта.
Это дерево посажено Петром I.
Ленинград – город – герой.
Следует помнить, что в естественной речи (как в письменной, так и в устной) субъект и предикат, количество и качество содержащихся в ней суждений не столь очевидны и чтобы обнаружить их (субъект

93
и предикат, количество и качество) необходимо форму предложе- ния привести к стандартной форме категорического суждения в виде либо А, либо Е, либо I, либо О. Например, дано суждение: «Каждый гражданин РФ имеет право на пользование родным языком». Прове- ряем, к какому из 4-х указанных типов принадлежит приведенное суждение. Очевидно это А: «Все граждане РФ имеют право на поль- зование родным языком».
Или: «Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы». Приводим данное высказывание к стандартной логической форме: «Ни одно доказательство не имеет заранее установленной силы» – Е.
Или: «Абсолютное большинство студентов успешно справляется с программой обучения». Проверяем: «Некоторые студенты успешно справляются с программой обучения» – это I.
Или: «В моей библиотеке есть неинтересные книги». В стандарт- ном логическом виде это окажется суждением типа О: «Некоторые книги в моей библиотеке не являются интересными».
Рассматривая деление суждений по количеству, следует обратить внимание на своеобразие выделяющих и исключающих суждений.
В выделяющих суждениях всегда что-либо утверждается или отрица- ется только о предмете данного суждения. Выделяющим называется суждение, в котором отображается какая-нибудь особенность пред- мета (или предметов), отличающая его от других предметов, указан- ная в суждении класса предметов.
В единичном выделяющем суждении характеристика относится к одному определенному предмету какого-либо класса предметов.
Например: «Лев Николаевич Толстой является автором романа «Анна
Каренина»».
В частновыделяющем суждении выделяющая характеристика от- носится к некоторым (а может быть, ко всем) предметам известно- го класса. Например: «Некоторые электропроводные тела, и только электропроводные тела, являются металлами».
В отличие от этого в определенном частновыделяющем суждении выделяющая характеристика относится только к некоторым предме- там известного класса. Например: «Только некоторые люди и только люди – врачи».
В общевыделяющем суждении выделяющая характеристика от- носится к каждому предмету, какого-либо класса. Например: «Толь- ко упорным трудом можно добиться авторитета в науке». Всякое


94
выделяющее суждение представляет собой синтез утвердительно- го и отрицательного суждений, поскольку в нем утверждается при- надлежность какого-либо признака предмета определенного класса предметов и одновременно отрицается принадлежность этого при- знака у других предметов того же класса. Например: «Всякое обще- ство, за исключением первобытнообщинного, является классовым».
Это суждение образованно как синтез двух частных суждений: «Не- которые общества являются классовыми» и «Некоторые общества не являются классовыми».
Термин в суждении называется распределенным, если его объем полностью входит в объем другого термина или полностью исклю- чается из него. Термин не распределен в суждении, если его объем составляет только часть объема другого термина, т. е. в суждении говорится не обо всех предметах, охватываемых этим термином.
В общеутвердительных суждениях – А субъект распределен, пре- дикат не распределен. Так, в суждении «Все люди смертны» (Все S есть Р), субъект (люди) распределен, так как-то, что мыслится в преди- кате суждения (быть смертным), относится ко всему объему субъекта.
Исключение из этого правила составляют некоторые общеутвер- дительные суждения, в которых субъект и предикат имеют одинако- вый объем; в таких суждениях распределен не только субъект, но и предикат, примером таких суждений являются правильные опреде- ления.
2. В общеотрицательных суждениях – Е распределен субъект и предикат. Так, в суждении «Ни один человек не является бессмерт- ным» (Ни одно S не есть Р) понятия «люди» и «быть бессмертным» не имеют общего элемента объемов.
3. В частноутвердительных суждениях – I субъект и предикат не распределены. В суждении «Некоторые шахматисты являются сту- дентами» (Некоторые S есть Р) понятия «шахматисты» и «студенты» находятся в отношении пересечения, а согласно определению рас- пределенности терминов они в случае распределенности не должны иметь ни одного общего элемента, либо один из терминов полностью входит в объем другого термина.
4. В частноотрицательных суждениях – О субъект не распреде- лен, предикат распределен. В суждении «Некоторые люди не имеют высшего образования» (Некоторые S не есть Р) субъект (люди) не

95
распределен, так как лишь о некоторых людях говорится, что они не имеют высшего образования, а предикат этого суждения (имеющие высшее образование) распределен, потому что в суждении говорит- ся, что ко всем имеющим высшее образование не относится часть людей, мыслимая в субъекте.
Распределенность терминов в суждениях представлена в виде та- блицы, в которой распределенность терминов изображается зна- ком «+», нераспределенность – знаком «–».
Тип суждения Термины суждения
S
P
P выделяющие
A
+
-
+
E
+
+
+
I
-
-
+
O
-
+
+
7.2. Вопросы для самопроверки
1) Что означает качество суждения?
2) Как делятся суждения по количеству?
3) На какие четыре класса делятся суждения и как они обозна- чаются?
4) Когда говорится о субъекте или предикате, что они распреде- лены?
5) Какой признак для различения распределенности или нерас- пределенности?
6) Чем отличаются выделяющие и исключающие суждения?
7) Рассмотрите суждения А, с точки зрения распределенности подлежащих и сказуемых.
8) Рассмотрите суждения I с точки зрения распределенности их подлежащих и сказуемых.
9) Рассмотрите суждения Е с точки зрения распределенности под- лежащих и сказуемых.
10) Рассмотрите суждения О с точки зрения распределенности их подлежащих и сказуемых.
7.3. Упражнения
Упражнение 1. Установить качество и количество суждений в следующем тексте:


96
Корабли, созданные охтинскими судостроителями, бороздили воды многих морей и океанов. В конце XIX века на смену деревянным кораблям пришли металлические.
В 1858 году охтяне получили свободу и права жителей одной из частей Санкт-Петербурга. В каждом районе Петербурга были соб- ственная пожарная часть и полицейский участок. И ныне стоит на
Охте дом с пожарной каланчой.
После отмены ограничений жители Охты активно включились в торговую и ремесленную жизнь.
Много открылось на Охте торговых заведений. Появилась узкоко- лейная железная дорога. Мост Петра Великого (ныне Большеохтин- ский) открыт в 1911 году. Проекты моста предлагались еще в середи- не XIX века. Однако строительство никак не могли начать. Из памяти людей не должны быть стерты сведения о судьбе старинной части города – Охты. Заслуживает поддержки идея создания заповедной зоны в районе междуречья Лубьи и Охты. (Ермолаева Л.К., Лебеде- ва И.М. Прогулки по Петербургу. СПб., 1992).
Упражнение 2. Провести логический анализ следующих по- этических строк: вычленить субъект и предикат высказыва- ния и определить качество и количество суждения. Например,
«Над омраченным Петроградом дышал ноябрь осенним хладом»
(А. Пушкин). Субъект: «ноябрь», предикат – «дышал осенним хладом над омраченным Петроградом», по количеству и каче- ству – суждение вида А.
1) «Но силой ветров от залива перегражденная Нева обратно шла...» (А. Пушкин).
2) «Не слышно шуму городского, над Невской башней тишина»
(А. Блок).
3) «В морозном тумане белеет Исакий. На глыбе заснеженной вы- сится Петр» (В. Брюсов).
Упражнение 3. Определите количество и качество приводимых ниже суждений с точки зрения их объединенной классификации
(А, Е, I, О):
Пример: Суждение – форма мышления. Общеутвердительное сужде- ние (А)
1) В битве под Сталинградом победили не немцы.
2) Вода состоит из водорода и кислорода.
3) «
Хороший врач должен быть философом» (Гален
).

97
4) Не все студенты изучают английский язык.
5) Ни один специалист не злоупотребляет своим служебным по- ложением.
6) «Полезнейшая роду человеческому есть медицина»
(М.В. Ломоносов).
7) Некоторые участники телепередачи не согласились с выдвину- тым тезисом.
8) Определенная часть преобразующей деятельности человека негативно изменяет условия развития естественных систем.
9) «Мы не можем все быть героями» (У. Роджерс)
10) «Некоторые лекарства опаснее самих лекарств» (Сенека).
11) Прокурор от имени государства приносит официальное изви- нения реабилитированному за причиненный ему вред.
12) Не допускается пропаганда социальной вражды.
13) Никто не может быть принужден к выражению своих мнений.
14) Сокровища Оружейной палаты Московского Кремля являются государственным достоянием.
15) Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
16) Большинство стран Азии недемократические.
17) Не все люди умеющие говорить по-английски нигде не учи- лись.
18) Ни в одном диктанте нет стольких ошибок как в этом.
19) Ничто не возникает из ничего.
21) Военнослужащие отбывают арест на гауптвахте.
22) Лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым.
23) Древние греки не знали о существовании американского ма- терика.
24) Некоторые научные задачи столетиями не удается решить.
25) Россия является страной, обладающей ядерным оружием.
26) Талантливый оратор не говорит заученными фразами.
27) Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
28) Троллейбус является видом городского транспорта.
Упражнение 4. Установите количество и качество суждения и придайте ему стандартную форму одного из четырех типов (А,
Е, I, О).
1) Рыбы дышат жабрами.
2) Лень никогда не приводит к добру.
3) Прекрасное и полезное отчасти не совпадают.


98
4) Многие из почтенных людей несчастны.
5) Песни бывают застольными.
6) Алмазы используют как режущий инструмент.
7) Киты – млекопитающие.
8) Студенты иногда опаздывают на занятия.
9) Рубины используют для создания лазера.
10) Студенты-социологи изучают социальные науки.
11) Болезненные эмоции бесполезны.
12) Кораллы образуют в океане опасные для судоходства рифы.
13) Только часть ископаемых была обнаружена.
14) Благородный человек, по Конфуцию, обладает человеколю- бием.
15) Прекрасное и полезное отчасти совпадают.
16) «Лишь этика духовника не есть этика страха» (Н.А. Бердяев).
17) Эвтаназия запрещена в большинстве стран мира.
Упражнение 5. Определите тип категорического суждения по объединенной классификации, выпишите его субъект, предикат, квантор, связку. Определите распределенность терминов сужде- ния и изобразите её графически с помощью круговых диаграмм
Эйлера.
Пример: Многие следственные действия имеют своей целью профи- лактику правонарушений.
Суждение частноутвердительное (I) типа;
S (субъект): «следственное действие»;
Р (предикат): «профилактика правонарушений»;
З (квантор существования): «многие»;
(утвердительная связка): «имеют своей целью».
ЗS – P
Субъект и предикат не распределены.
Пример: Суждение – форма мышления. Общеутвердительное сужде- ние (А). Субъект (S+) – распределен, а предикат (Р–) – не распределен.
1) Всякий хирург является по образованию врачом.
2) Незаконная сделка является недействительной.
3) Каждый профессионал имеет свой уровень мастерства.
4) Гимнастика есть целительная часть медицины.
5) «Всеисцеляющего средства не существует» (П. Бомарше).
6) Ни один самолет не выйдет в рейс без технического осмотра.
7) Некоторые прямоугольники не являются квадратами.

99
8) Часть заповедников России находится в Сибири.
9) Ни одна жалоба, поданная в администрацию, не должна остать- ся без ответа.
10) Маршал Жуков – выдающийся полководец второй мировой войны.
11) Некоторые выдающиеся музыканты не имели абсолютного слуха.
12) 70% мирового грузооборота перевозится морским путем.
13) Не все граждане обладают дееспособностью и правоспособ- ностью.
14) Некоторые лица, достигшие 15 лет, могут быть приняты на работу.
15) «Не всегда во власти врача исцелить больного» (Овидий).
16) Некоторые растения не являются лекарственными.
17) Ни одно нераспространенное предложение не является пред- ложением, имеющим второстепенные члены.
18) Иногда люди допускают несправедливость.
19) Всякий металл имеет свою температуру плавления.
20) Некоторые олимпийские чемпионы являются мастерами спор- та по фигурному катанию.
21) Все ромбы – четырехугольники.
22) Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт.
23) Ни один океан не содержит пресную воду.
24) Под лежачий камень вода не течет.
25) Некоторые сотрудники являются необязательными людьми.
26) Хорошее дело два века живет.
Упражнение 6. Определите тип суждения по характеру
предиката:
1) Вселенная образовалась 15 миллиардов лет назад.
2) Дети играют в прятки.
3) Зенон Элейский – ученик Парменида.
4) Инопланетяне не существуют.
5) Алкоголь снижает уровень вменяемости личности.
6) Древнеиндийская логика распространилась во многих странах
Востока.
7) Сады Семирамиды когда-то существовали.
8) У некоторых студентов отличная память.


100
9) Одиссей был царем Итаки.
10) Самая удаленная точка Вселенной не существует.
11) Москва больше Рязани.
12) Сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы.
13) Киев расположен южнее Москвы.
14) Некоторые знаки не имеют значения.
15) Миф – лоно человеческого духа.
16) «Душа – разговор себя с собой о былых встречах с богом»
(Платон).
17) «Ослы солому предпочитают золоту» (Аристотель).
18) «Многознание уму не научает» (Гераклит).
19) «Философия – это умение давать осмысленные ответы на ос- мысленно поставленные вопросы» (Платон).
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   35