ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 2417
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
39
23) Флаг, символ, государственный флаг, спортивный флаг, госу- дарственный флаг РФ.
24) Растение, комнатное растение, цветок, морковь, тополь.
25) Офицер, моряк, спортсмен, капитан, рядовой, военный.
26) Дерево, береза, вечнозеленое дерево, сосна, растение, фи- алка.
27) Медицинский инструмент, скальпель, острый скальпель, за- жим.
Упражнение 9. Тождественны ли следующие понятия? Изобра- зите их объемы с помощью кругов Эйлера.
1) Крокодил, аллигатор, представитель отряда водных пресмыка- ющихся.
2) Русский живописец-передвижник И.Е. Репин (1844-1930); ху- дожник, написавший картину «Бурлаки на Волге»; автор за- мечательных по психологической и социальной характеристи- ке портретов «Протодьякон» (1877) и «Мусоргский» (1881).
Упражнение 10. Соответствуют ли круговые схемы отношениям между следующими понятиями: а)
А – «собор»,
В – «памятник архитектуры»,
С – «крепость»
Д – «Петропавловская крепость»;
A
B
C
б)
А – «церковное строение»,
В – «Исаакиевский собор»,
С – «Казанский собор»,
Д – «Петропавловский собор».
Упражнение 11. Изобразите в одной схеме следующие четверки понятий: например: а) 1 – организм, А – больной, В – здоровый, не-В – нездоровый.
В
С
Д
А
40
б) 1 – набережные Невы, А – гранитные набережные Невы, не-А – негранитные набережные Невы, В – Университетская набе- режная в) 1 – мосты, А – разводные мосты, не-А – неразводные мосты,
В – Золотой мост. г) 1 – граждане, имеющие право голоса, А – принявшие участие в голосовании, не-А – непринявшие участия в голосовании,
В – голосовавшие за доверие.
Упражнение 12. Установите пересечение понятий:
1) ВУЗ, университет, академия.
2) Врач, депутат Государственной Думы.
3) Телевидение, средство массовой информации, печать.
4) Ошибка, врачебная ошибка, ятрогения, добросовестное заблу- ждение.
5) Любовь, ненависть.
6) Премьер-министр, глава правительства.
7) Президент, президент России, глава ____X_государства.
8) Темный, светлый.
9) Офицер, спортсмен, орденоносец.
10) Ребенок, родитель, папа.
11) Сильный, слабый.
12) Истина, заблуждение.
13) Эрудиция, невежество.
14) Разведка, контрразведка.
15) Обвинительный приговор, оправдательный приговор.
16) Известность, неизвестность.
17) Студент, спортсмен, троечник.
18) Верный, неверный.
Упражнение 13. Привести примеры понятий, находящихся в следующих отношениях:
А Б
A
B
C
D
D
A
B
C
41
Упражнение 14. Подобрать понятия, отношения между которы- ми изображаются кругами Эйлера так:
1)
А
В
С
2)
A
B
D
C
Упражнение 15. Используя круговые схемы, проиллюстрируйте логические отношения между следующими понятиями:
А:
1) Четное число до 10.
2) Простое число до 10.
3) Натуральное число до 10.
4) Сумма пары простых чисел до 5.
5) Число, на которое не делится любое другое число.
6) Нечетное, непростое число до 10.
Б:
1) Наука.
2) Научное исследование.
3) Научное открытие.
4) Научный доклад.
5) Научная работа.
6) Научная истина.
7) Научное заблуждение.
В:
1) Ошибка.
2) Халатность.
3) Врачебная ощибка.
4) Диагностическая ошибка.
5) Ятрогения.
6) Заблуждение.
7) Преступление против собственности граждан.
Г:
1) Логическая ошибка в доказательстве.
2) Противоречивый вывод в доказательстве.
3) Софизм.
4) Паралогизм.
5) Парадокс.
42
Упражнение 16. К приведенным иллюстрациям круговых схем подберите подходящие примеры соответствующих логических от- ношений между понятиями:
Упражнение 17. Определите отношения между данными поня- тиями и изобразите эти отношения кругами Эйлера:
1) Игрушка, заводная игрушка, кукла, заводной автомобиль, пи- столет.
2) Стихийное бедствие, землетрясение, явление природы, на- воднение, гроза.
3) Врач, военврач, главврач, хирург, терапевт, целитель.
4) Наказание, лишение свободы, ссылка, высылка.
5) Оружие, финский нож, пистолет, огнестрельное оружие.
6) Ученый, юрист, общественный деятель, музыкант.
7) Крупное яблоко, мелкое яблоко, зеленое яблоко, спелый фрукт, яблоко.
8) Хлеб, черный хлеб, свежий хлеб, масло.
9) Лекарство, дженерик, фальсификат, несертифицированое ле- карство.
10) Рабочий, сталевар, участник войны, писатель.
11) Психиатр, психолог, клинический психолог, психотерапевт.
12) Летательный аппарат, вертолет, винт.
13) Студент-заочник, полицейский, садовод-любитель, шахма- тист.
14) Квадрат, многоугольник, треугольник, прямоугольный тре- угольник, равнобедренный треугольник, ромб, геометриче- ская фигура.
15) Мать, дочь, бабушка, внучка, сестра.
16) Пожар, молния, стихийное бедствие, явление природы, на- воднение.
43
17) Пожар, причина пожара, взрыв атомной бомбы, поджог, ис- кра.
18) Треугольник, равнобедренный треугольник, равносторонний треугольник, прямоугольный треугольник, остроугольный треугольник, ромб, геометрическая фигура.
19) Человек, имеющий детей, человек, имеющий нескольких де- тей, человек, имеющий двух дочерей и сына, отец.
20) Человек, читающий в метро; человек, читающий во всех ви- дах транспорта; человек, читающий газету; пассажир, чита- ющий газету.
21) Деньги; бумажные деньги; монеты; фальшивые деньги; день- ги, находящиеся в обращении; советские деньги.
24) Государство, столица государства, европейская столица, Токио.
25) Король, глава монархического государства, монархическое государство, нефтяной король.
26) Средство связи, телефон, телефонный аппарат, телефонный разговор.
27) Разведчик, разведка, шпионаж, деятельность разведчика.
28) Музыкант, дирижер, пианист, оркестр.
29) Дед, отец, сын, мужчина, брат, дядя.
30) Произведение художественной литературы, повесть, высоко- художественное произведение искусства, картина.
31) Преступник, преступление, преступность, рецидивист.
32) Лес, хвойный лес, дерево, сосна.
33) Писатель, русский писатель, русский дореволюционный пи- сатель, французский писатель.
34) Музыка, классическая музыка, джаз, рок-музыка.
35) Испуг, испуганный человек, пугливый человек, человек чув- ствующий страх.
Упражнение 18. Найдите в приводимых ниже стихах слова- омографы (от греч. hотоs – одинаковый и grарhо – писать), обо- значающие слова, имеющие одинаковый графический облик, но различающиеся значением и ударением:
Кто что делает
Косит косец, а зайчишка косит,
Трусит трусишка, а ослик трусит.
44
В лесном замке
На двери замка
Нет замка.
Живет щегол здесь – первый щеголь,
И утром белка
Из белка
Ему сбивает гоголь-моголь.
Треска зазналась
В камзоле Баклажан
Был полон блеска.
На кухне утром он сказал Селедке:
- Треска зазналась!
Ишь как много треска
Изволила поднять на сковородке! ( Стихи из книги Козловско-
го Я. О словах разнообразных – одинаковых, но разных).
Упражнение 19. Какие способы введения понятий использова- ны в приведенных ниже примерах (сравнение, различение, опи- сание, характеристика, разъяснение посредством примера)?
1) «Долг перед отечеством – святыня человека. От нас, отцов и матерей, от воспитателей, зависит, чтобы каждый наш но- вый гражданин дорожил этой святыней, как дорожит честный человек своим добрым именем, достоинством своей семьи»
(В.А. Сухомлинский).
2) Мед – это, образно говоря, кусочек солнца на тарелке.
3) «Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках» (В.А. Сухом- линский).
4) Декоративные травянистые растения – это календула, льви- ный зев, астра, гвоздика и др.
5) «В 90-летнем возрасте Поль С. Брэгг был силен, подвижен, гибок и вынослив, как юноша. Он ежедневно совершал 3-5 км пробежки, много плавал, ходил в горы, играл в теннис, тан- цевал, совершал длительные пешеходные походы, занимал- ся гантелями и гирями, увлекался серфингом – катанием на специальной доске в волнах океанского прибоя. Его рабочий день продолжался 12 часов, он не знал болезней и усталости,
45
всегда был полон оптимизма, бодрости и желания помочь лю- дям», – пишет Стив Шенкман (Брэгг П.С. Чудо голодания. М.,
1989. С. 5).
6) «Самый большой чистый самородок. «Приятный незнакомец», найденный в Мольагуле, Виктория, Австралия, в 1869 г., весил
69,92 кг чистого золота» (Книга рекордов Гиннеса (1988). М.,
1989).
7) Поль С. Брэгг умер в 1976 г. в возрасте 95 лет. Во время ка- тания на доске у побережья Флориды его накрыла гигантская волна. Его оплакивали 5 детей, 12 внуков, 14 правнуков и ты- сячи последователей.
8) Кэтрин Хёпберн (США). Ее вклад в киноиндустрию на протя- жении полувека столь велик, что удостоен четырех Оскаров
(Книга рекордов Гиннеса (1988).
9) Чаще всего выписываемое лекарство. Больше всего по рецеп- там продано противоракового средства «зонтак», изготовля- емого фирмой «Глаксо Холдинг». В 1986 г. от его продажи во всем мире было получено более 1 млрд. долларов. Зонтак хорошо продается в Великобритании, на рынке лекарств, про- даваемых по рецептам, за него было получено 70 млн. ф. ст.
(Книга рекордов Гиннеса (1988).
10) «Самый большой топаз. 21 327 карат. Светло-голубой камень
«Бразильская принцесса» был огранен из монокристалла ве- сом 334 кг и находится в Американском музее естественной истории, Нью-Йорк, с 10 декабря 1985 г. Камень, оценивае- мый в 11 066 350 долларов и имеющий 221 грань, считается самым крупным ограненным камнем в мире» (Книга рекордов
Гиннеса (1988).
11) Вот цитата из книги одного журналиста: «Когда я впервые увидел токийскую зиму с ее снегопадами в феврале, меня поразили две вещи: розовые цветы на вечнозеленых кустах, выглядывающие из сугробов, и первоклассники в черных мундирчиках и коротких штанишках, пробирающиеся снеж- ными тропинками в школу. Их шеи были закутаны шарфами, на руках надеты теплые перчатки, но ноги оставались голы- ми, несмотря на мороз.
46
В эти зимние дни на улицах часто встречались состоятельные семьи, одетые, по нашим понятиям, весьма странно – мать в до- рогой шубе, отец в английском пальто, а с ними – двое-трое детей, одетых в кургузые пиджачки и короткие штанишки. Их ноги и носы посинели от холода». Так японцы осуществляют закаливание своих детей. (Преображенский К. Как стать япон- цем. М., 1989. С. 8-9).
Каким способом, заменяющим определение понятий, восполь- зовался журналист?
3.4. Задачи
Как плохо быть рассеянным
(Источник: Смаллиан Р. Принцесса или тигр? М., 1985).
Как хорошо известно, с вероятностью более 50% можно утвер- ждать, что в группе, состоящей как минимум из 23 человек, всегда найдется по крайней мере двое, у которых день рождения падает на одно и то же число. В свое время я преподавал математику в Прин- стонском университете и как-то занимался со студентами элементар- ной теорией вероятностей. Я объяснил своим слушателям, что если число людей в группе увеличить с 23 до 30, то вероятность того, что в ней окажутся по крайней мере двое, которые родились в один и тот же день, окажется близка к единице.
- Но, – продолжал я – поскольку вас здесь всего 19, то вероят- ность того, что у двоих из вас дни рождения совпадают, будет гораз- до меньше 50%.
Тут один из студентов поднял руку:
- Бьюсь об заклад, профессор, что по крайней мере у двоих из присутствующих здесь дни рождения должны совпасть.
- С моей стороны было бы не очень честно принимать ваше пари, – ответил я. – Ведь теория вероятностей целиком на моей стороне.
Это не имеет значения, – упорствовал студент. – Я все-таки готов с вами поспорить!
- Ну, ладно, – согласился я, надеясь преподать юному скепти- ку достойный урок. Затем я стал по очереди опрашивать студентов, с тем, чтобы каждый назвал дату своего рождения. Не успели мы вы- слушать и половину присутствующих, как вдруг вся аудитория, в том числе и я, покатились со смеху по поводу моей бестолковости.
47
Юноша, который так самоуверенно вступил со мной в спор, не знал даты рождения никого из присутствующих, за исключением, ко- нечно, самого себя. Не догадаетесь ли вы, почему он был так уверен в своей правоте?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 35
Счет матча
Некто утверждает, что он настолько профессиональный болель- щик, что может безошибочно указать счет любого футбольного матча до того, как тот начнется. Как ему это удается?
Лечебница доктора Смолля и профессора Перро (1)
(Источник: Смаллиан Р. Принцесса или тигр? М., 1985).
Однажды инспектора Крейга из Скотланд-Ярда срочно откоман- дировали во Францию для проверки одиннадцати лечебниц для ума- лишенных, где, по слухам, дела обстояли не слишком-то хорошо.
В каждой из лечебниц единственными обитателями были пациенты и врачи – причем последние составляли весь персонал этих меди- цинских учреждений. Каждый обитатель лечебницы, будь то пациент или доктор, либо находился в здравом уме, либо был лишен рассудка.
Кроме того, нормальные обитатели были абсолютно нормальны и на сто процентов уверены в том, что они говорят, они твердо знали, что все истинные утверждения действительно являются истинными, а все ложные – на самом деле ложными. В то же время безумные обитате- ли лечебниц придерживались совершенно противоположных пред- ставлений: все истинные утверждения они считали ложными, а все ложные утверждения – истинными. Наконец, надо полагать, что все обитатели лечебниц во всех случаях остаются честными – они всегда верят в то, что говорят.
В первой же лечебнице, которую посетил Крейг, он беседовал по очереди с двумя обитателями, которых звали Джонс и Смит.
- Не могли бы вы рассказать мне, – обратился инспектор к Джон- су, – что вам известно о мистере Смите?
- Вам следовало бы называть его доктор Смит, – поправил Джонс.
– Ведь это один из врачей нашей больницы.
Позже Крейг задал Смиту вопрос:
- Что вам известно о Джонсе? Он здесь пациент или доктор?
- Он пациент, – ответил Смит.
48
Поразмыслив некоторое время, инспектор смекнул, что дела в этой лечебнице и в самом деле идут не блестяще: либо один из докторов лишился рассудка и, значит, ему не следует продолжать ра- боту в больнице умалишенных, либо, что еще хуже, один из пациен- тов является нормальным человеком и вообще не должен находиться здесь.
Как Крейг догадался об этом?
Фальшивая монета
В одном голландском банке к концу дня финансовых операций оказалась 81 золотая монета достоинством по 20 гульденов каждая.
Кассиру сообщили, что одна монета фальшивая и она весит на один грамм меньше, чем настоящая. В распоряжении кассира весы, с по- мощью которых можно уравновешивать грузы без гирек.
Сколько минимально кассиру потребуется взвешиваний, чтобы отыскать фальшивую монету?