ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 2416
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
326
- депутат – это человек, избираемый народом в муниципаль- ные органы;
- фитоценотипы – это эдификаторы и ассекваторы, доминанты и ингредиенты, которые различаются значимостью их в фито- ценозах;
- бюрократ – это человек бюрократических убеждений;
- судья – это говорящий закон, а закон – это немой судья (Ци- церон).
6) Дайте объединенную классификацию суждений, запишите их схемами и буквенными обозначениями; выпишите субъект, предикат, квантор и связку; изобразите отношения между тер- минами в кругах Эйлера, установите распределенность субъ- екта и предиката:
- умышленное убийство есть тяжкое преступление;
- некоторые полководцы не являются историческими лично- стями.
- некоторые правонарушения не являются преступлениями;
- все врачи проходят аттестацию.
7) Проанализируйте суждения, определите их вид, запишите с помощью символов; выпишите субъект, предикат, квантор, связку:
а) привлечение к уголовной ответственности имеет своей целью не только наказание, но и воспитание преступника;
- вода бывает родниковой или колодезной;
- свидетель наказывается по ст. 308 УК РФ, если он отказыва- ется от дачи показаний.
8) Проверьте правильность превращения. Если превращение сде- лано неправильно, сделайте правильный вывод:
- выбор поведения должен быть мотивирован;
выбор поведения не должен быть мотивирован.
- некоторые слушатели являются неуспевающими;
некоторые слушатели не являются неуспевающими.
9) Проверьте правильность обращения. Если обращение непра- вильно, сделайте правильный вывод:
- некоторые психологи – врачи;
все психологи – врачи.
- участники симпозиума подготовили научные сообщения;
327
все подготовившие научные сообщения – участники симпо- зиума.
10) Сделайте вывод путем превращения:
- ни один подложный документ не является доказательством;
- некоторые социальные проблемы – экономические.
11) Сделайте вывод путем обращения. Проверьте правильность обращения с помощью круговых схем, запишите схемы суж- дений:
- некоторые врачи являются преподавателями;
- все врачебные ошибки – правонарушения.
14) Опираясь на логический квадрат, выведите суждения проти- воположные, противоречащие и подчиненные данным, запи- шите схемы:
- все граждане России различных национальностей имеют равные избирательные права;
- ни один слушатель школы не изучает теоретическую меха- нику.
15) Опираясь на логический квадрат, выведите противоречащие, частичной совместимости и подчиняющие суждения, устано- вите их истинность или ложность, запишите схемы:
- некоторые предприятия не являются хозрасчетными;
- некоторые слушатели проживают в общежитии.
16) Сделайте вывод из посылок простого категорического сил- логизма, с помощью общих правил силлогизма установите, следует ли вывод с необходимостью:
- механик проверил двигатель, открыв капот. Женщина была в капоте голубого шелка;
- некоторые врачи проходят стажировку. Все заведующие клиниками – врачи.
17) Сделайте вывод из посылок простого категорического сил- логизма, с помощью общих правил силлогизма установите, следует ли вывод с необходимостью:
- нимб означает святость;
нимб – это видимый край Солнца.
- некоторые лица, совершившие преступления, не привлека- ются к уголовной ответственности;
Николаев совершил преступление.
328
Вариант 2 1) Дайте полную логическую характеристику понятиям: мораль, медицина, сотрудник, рецепт.
2) Определите вид отношения между понятиями, изобразите его в круговых схемах Эйлера:
- врач, пациент, Ф.И. Гааз;
- юрист, спортсмен, судья;
- совершеннолетний, несовершеннолетний.
3) Проверьте правильность обобщения понятий; в случае обна- ружения ошибки укажите, какое правило нарушено и сделай- те правильное обобщение:
- отрасль медицины – медицина;
- спортсмен – гимнаст;
- картина Левитана – художественное произведение.
4) Проверьте правильность ограничения понятий; в случае обна- ружения ошибки укажите, какое правило нарушено и сделай- те правильное ограничение;
- диверсия – государственное преступление;
- юрист – судья;
- часы – циферблат.
5) Проверьте правильность деления понятий; в неправильном де- лении определите, какие правила нарушены; сделайте пра- вильное деление:
- дети делятся на две категории – на невоспитанных и наших;
- войны бывают локальные, справедливые, несправедливые;
- живые существа подразделяются на животных, растения и белки.
6) Восстановите в полный силлогизм энтимему, объясните его структуру (по посылкам и терминам):
Семенов – душевнобольной, т.к. он на основании решения суда признан недееспособным.
7) Дайте объединенную классификацию суждений, запишите их схемами и буквенными обозначениями; выпишите субъект, предикат, квантор, связку:
- ни один разведчик не застрахован от провала;
- многие поступки диктуются обстоятельствами.
329
8) Дайте объединенную классификацию суждений, изобрази- те отношения между терминами в кругах Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката:
- ни один невменяемый не подлежит уголовной ответственно- сти;
- некоторые студенты университета учатся на очной форме обучения.
9) Проанализируйте суждения, определите их вид, запишите с помощью символов; выпишите субъект, предикат, квантор и связку:
- отношения несовместимости понятий могут выражаться либо координацией, либо контрарностью, либо контрадикторно- стью;
- долгие трапезы – короткая жизнь;
- дверь потерпевшей была закрыта на ключ и щеколду изну- три.
10) Проверьте правильность превращения. Если превращение сделано неправильно, сделайте правильный вывод:
- Россия является членом Совета безопасности;
Россия не является членом Совета безопасности.
- некоторые статьи – бессодержательные;
- некоторые статьи не являются бессодержательными.
11) Проверьте правильность обращения. Если обращение непра- вильно, сделайте правильный вывод:
- ни один врач не должен быть бесчестным человеком;
ни один бесчестный человек не должен быть врачом.
- все граждане РФ имеют право на медицинскую помощь;
все имеющие право на медицинскую помощь – граждане РФ.
12) Сделайте вывод путем превращения, запишите схемы сужде- ний:
- некоторые акционерные предприятия не являются промыш- ленными предприятиями;
- все рабовладельческие государства являлись диктатурой рабовладельцев.
13) Сделайте вывод путем обращения. Проверьте правильность обращения с помощью круговых схем:
- слушатели нашей группы изучают логику;
1 ... 27 28 29 30 31 32 33 34 35
330
- лица, занимающиеся целительством, обязаны иметь меди- цинское образование.
14) Опираясь на логический квадрат, выведите суждения проти- воположные, противоречащие и подчиненные данным, запи- шите схемы:
- несовершеннолетний не может быть привлечен к уголовной ответственности за дачу ложных показаний;
- все планеты солнечной системы вращаются вокруг солнца.
15) Из приведенных суждений выведите противоречащие, ча- стичной совместимости и подчиняющие суждения, установи- те их истинность или ложность, запишите схемы:
- некоторые российские ученые являются психологами;
- некоторые научные открытия не являются открытиями.
16) Сделайте вывод из посылок простого категорического сил- логизма, с помощью общих правил силлогизма установите, следует ли вывод с необходимостью:
- все участники совещания – государственные служащие;
- некоторые из присутствовавших на конференции не имели высшего образования. Наш коллектив НИИ не присутствовал на конференции.
17) Сделайте вывод из посылок простого категорического сил- логизма, с помощью общих правил силлогизма установите, следует ли вывод с необходимость:
- некоторые работники системы здравоохранения – чиновни- ки. Некоторые работники системы здравоохранения – мате- риально обеспеченные люди;
- некоторые работники управленческого аппарата – бюро- краты. Николаев – бюрократ.
331
II.4.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
ДЛЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Вариант 1 1) Проверьте истинность вывода, определите фигуру силлогизма.
С помощью правил установите, следует ли вывод с необходи- мостью:
- некоторые врачи обладают гипнотическими способностями;
- все гипнотизеры – врачи;
- все обладающие гипнотическими способностями – гипноти- зеры.
2) Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма.
С помощью ее правил и кругов Эйлера, установите следует ли вывод с необходимостью:
- все композиторы имеют хороший слух;
- слушатель Ковалев имеет хороший слух.
3) Восстановите энтимему в полный силлогизм, объясните струк- туру (по посылкам и терминам):
- значит ребенок не выздоровел, т.к. выздоравливающих вы- писывают из лечебного учреждения.
4) Проверьте правильность деления понятий, в неправильном де- лении определите, какие правила нарушены; дайте правиль- ное деление:
- медицинские работники делятся на категории врачей, сани- таров, медицинских сестер и стажеров;
- жизнь может быть белкового и небелкового происхождения;
- островными государствами мира являются Исландия, Кипр,
Великобритания.
5) Найдите основание и следствие в условных посылках, сделай- те вывод, постройте его схему:
Если данный товарный поезд опаздывает на станцию назначе- ния, то будет задержана разгрузка древесины. Если будет за- держана разгрузка древесины, то нарушатся сроки сырьевых поставок на деревообрабатывающий комбинат. Если будут на-
332
рушены сроки сырьевых поставок на деревообрабатывающий комбинат, то произойдет срыв плановых заданий на нем.
6) Найдите основание и следствие в условных посылках, сделай- те вывод, постройте его схему:
Если озоновый слой уменьшится, то повысится интенсивность ультрафиолетового облучения, то повысится заболеваемость населения.
7) Сделайте вывод из посылок условно-категорического умоза- ключения, установите, следует ли он с необходимостью:
Усыновление считается недействительным, если судом будет установлено, что решение об усыновлении было основано на подложных документах. Усыновление Петрова суд признал недействительным.
8) Сделайте вывод из посылок условно-категорического умоза- ключения, установите, следует ли он с необходимостью:
Информированное согласие считается полученным, когда ин- дивид подписывает необходимые документы в требуемой фор- ме по всем существенным для его лечения пунктам. Информи- рованное согласие в требуемой в надлежащих случаях форме не получено по всем существенным его пунктам.
9) Используя условную посылку, постройте условно-категориче- ское умозаключение: а) по утверждающему, б) по отрицающе- му модусу, постройте их схемы в символической записи:
Водитель должен пройти медосмотр, если он совершил дорож- но-транспортное происшествие.
10) Определите, какой метод исследования причинных связей яв- лений применяется в данном рассуждении. Запишите схему:
- антибиотик – жаропонижающее, болеутоляющее и проти- воспалительное средство;
- пирафен (амидопирин + фенацитин) понижает температуру и останавливает воспалительные процессы;
- веронал (бабитал +амидопирин) понижает температуру и останавливает воспалительные процессы;
- люминал (антипирин + амидопирин + фенобарбетал) пони- жает температуру и останавливает воспалительные процес- сы. По-видимому, амидопирин понижает температуру, боле- утоляет и препятствует воспалительным процессам.
333
11) Определите, какой метод исследования причинных связей яв- лений применяется в данном рассуждении. Запишите схему:
При обыске в доме Ильясова – стекольщика завода, были обнаружены вещи, сходные с вещами, числящимися пропав- шими на складе готовой продукции.
Ильясов утверждал, что эти вещи не со склада, аргументи- руя тем, что на склад постороннему проникнуть невозможно.
Действительно, пол и потолки склада – цементные, следо- вательно, подкоп исключается, на окнах склада установле- ны литые металлические решетки, никаких следов взлома и срыва пломб обнаружено не было.
Однако, в ходе изучения помещения склада, следователь вы- двинул версию, что Ильясов мог проникнуть на склад через вывинчивающиеся прутья решетки, которые, очевидно, сам
Ильясов вставил в окна вместо битых во время ремонтных работ на складе (Журнал «Советская милиция»).
12) Определите вид индуктивного умозаключения, найдите по- сылки и заключение, установите состоятельность вывода:
Ю.С. Николаев и Е. И. Нилов в книге «Голодание ради здоро- вья» пишут, что человек без пищи (при полном голодании) может прожить 30-40 дней, а воду он должен пить ежеднев- но: без воды человек не может жить, ибо процесс обезвожи- вания организма ведет к нарушению внутриклеточного обме- на веществ, что приводит к смерти.
Голодание же, проводимое под наблюдением врачей, наобо- рот, способствует при многих заболеваниях (например, хро- ническом нефрите, гипертонической болезни, стенокардии, атеросклерозе, бронхиальной астме, шизофрении, общем ожирении) выздоровлению.
Причиной излечивания этих болезней при длительном голо- дании является изумительная саморегуляция организма во время полного лечебного голода, когда осуществляется об- щебиологическая перестройка организма больного человека.
Обычное переедание, которое ежедневно задает огромную, совершенно ненужную работу желудку и сердцу, – глав- ная причина многих болезней, усталости, ранней дряхлости и преждевременной смерти.