Файл: Логик ав профессиональной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1926

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   35

318
- Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на льготы.
5) Дайте объединенную классификацию суждения, изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, уста- новите распределенность субъекта и предиката, выпишите субъект, предикат, квантор и связку:
- Современный этап развития Российского государства харак- теризуется расширением демократии.
7) Проанализируйте суждение: определите его вид, запишите с помощью схемы, выпишите составляющие его простые су- ждения:
- Если все металлы – электропроводные вещества и все ме- таллы – теплопроводные вещества, то некоторые теплопрово- дные вещества являются электропроводными.
8) Сделайте вывод путем превращения, запишите схемы исход- ного и преобразованного суждений:
- Некоторые врачи не являются терапевтами.
9) Проверьте правильность обращения. Запишите схемы суж- дений, в случае обнаружения ошибки, сделайте правильный вывод:
- Некоторые ученые – преподаватели вузов.
– Некоторые преподаватели вузов – ученые.
10) При помощи логического квадрата выведите суждения про- тиворечащие, противоположные и подчиненные данному.
Запишите схемы, установите истинность или ложность полу- ченных суждений:
- Все маленькие дети талантливы.
11) Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, запи- шите схему:
- На Нюрнбергском процессе несколько особо опасных на- цистских преступников были приговорены к смертной казни.
12) Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса, запи- шите схему:
- В нашей стране каждый совершеннолетний гражданин име- ет право на труд.

319
Вариант 7 1) Дайте полную логическую характеристику понятию «Вер- ность».
2) Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых диаграмм Эйлера.
«Дорога, садовая дорожка, путь».
3) Установите правильность следующего определения. Если опре- деление неверно, укажите, какое правило на рушено; дайте верное определение:
- Человек есть общественное животное (Аристотель).
4) Проверьте правильность деления. Если деление неправильно, укажите, какое правило нарушено и сделайте правильное де- ление:
- Языки делятся на естественные, искусственные и народные.
5) В данном атрибутивном суждении найдите и выпишите субъ- ект, предикат, квантор и связку. Определите количество и ка- чество суждения, запишите схему:
- Сокровища Оружейной палаты являются государственным достижением.
6) Дайте объединенную классификацию суждения, изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, уста- новите распределенность субъекта и предиката; выпишите субъект, предикат, связку и квантор:
- Смерть данного человека могла наступить по любой причи- не, за исключением естественной.
7) Проанализируйте суждение: определите его вид, запишите с помощью схемы, выпишите составляющие его простые су- ждения:
- Виды трудового договора предусматривают зачисление ра- ботника на неопределенный срок (постоянная работа), или определенный срок не более 3 лет, или на время выполнения определенной работы.
8) Сделайте вывод путем превращения, запишите схемы исход- ного и преобразованного суждений:
- Никто не обнимет необъятное.


320
9) Проверьте правильность обращения. Если обращение не пра- вильно, сделайте правильный вывод. Запишите схемы сужде- ний:
- Некоторые государства – федерации.
- Некоторые федерации – государства.
10) При помощи логического квадрата выведите суждение проти- воположное, противоречащее и подчиненное данному. Запи- шите их схемы, установите истинность или ложность:
- Все слушатели нашей группы отличники.
11) Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, запи- шите схему:
Большинство героев известного актера Олега Табакова – наши современники.
12) Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса, запи- шите схему:
- Согласно Этическому кодексу российского врача все виды врачебной деятельности основаны на морали врача.
Вариант 8 1) Дайте полную логическую характеристику понятию «Красота».
2) Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем:
«Еженедельник, периодическое издание, газета».
3) Установите правильность следующего определения. Если опре- деление неверно, укажите, какое правило на рушено; дайте верное определение:
- Учение – мать умения.
4) Проверьте правильность деления. Если деление неправильно, укажите, какое правило нарушено и сделайте правильное де- ление:
- Речь бывает устной, письменной, путанной, заумной.
В случае обнаружения ошибки укажите, какое правило нару- шено.
5) В данном атрибутивном суждении найдите и выпишите субъект, предикат, квантор и связку. Определите количественную и ка- чественную характеристику суждения, запишите его схему:
- Некоторые свободомыслящие люди начала ХХ века не явля- лись революционерами.

321
6) Дайте объединенную классификацию суждения, изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, уста- новите распределенность субъекта и предиката, выпишите субъект, предикат, квантор и связку: один человек не должен страдать за правду.
7) Проанализируйте суждение: определите его вид, запишите с помощью схемы, выпишите составляющие его простые су- ждения:
- Неприятное впечатление на слушателей производит не толь- ко физическая скованность, но и беспорядочная жестикуля- ция оратора.
8) Сделайте вывод путем превращения, запишите схемы исход- ного и преобразованного суждений:
- Некоторые результаты кинических испытаний не являются достоверными.
9) Проверьте правильность обращения. Если обращение неправиль- но, сделайте правильный вывод. Запишите схемы суждений:
- Всякое животное – представитель фауны.
- Некоторые представители фауны – животное.
10) При помощи логического квадрата выведите суждение, про- тивоположное, противоречащее и подчиненное данному.
Установите их истинность или ложность, запишите схемы:
- Ни один слушатель нашей группы не курит.
11) Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, запи- шите его схему:
- Как показала экспертиза, авария не могла произойти по вине водителя разбившегося автомобиля.
12) Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса, запи- шите его схему:
- Все фильмы, выпущенные в последнее время на киностудии
«Мосфильм», сделаны на высоком художественном уровне.
Вариант 9 1) Дайте полную логическую характеристику понятию «Бескоры- стие».
2) Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых диаграмм Эйлера:


322
- Преступление против личности, преступление в сфере эко- номики, неисполнение приказа.
3) Установите правильность следующего определения. Если опре- деление неверно, укажите, какое правило на рушено; дайте верное определение:
- Кибернетика – не искусство.
4) Проверьте правильность деления. Если деление неправильно, укажите, какое правило нарушено и сделайте правильное де- ление:
- Врачебные ошибки бывают диагностическими, технологиче- скими и личными.
В случае обнаружения ошибки укажите, какое правило нару- шено.
5) В данном атрибутивном суждении найдите и выпишите субъект, предикат, квантор и связку. Определите количественную и ка- чественную характеристику суждения, запишите его схему:
- Некоторые социальные болезни не перерастают в эпидемии.
6) Дайте объединенную классификацию суждения, изобразите отношения между терминами с помощью круговых диаграмм
Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката, выпишите субъект, предикат, квантор и связку:
- 70% всего мирового грузооборота провозится морским путем.
7) Проанализируйте суждение: определите его вид, запишите с помощью схемы, выпишите составляющие его простые су- ждения:
- Если врач найдет подход к больному, то лечение проходит эффективно.
8) Сделайте вывод путем превращения, запишите схемы исход- ного и преобразованного суждений:
- Халатность не может быть оправдана.
9) Проверьте правильность обращения. Если обращение непра- вильно сделайте правильный вывод. Запишите схемы сужде- ний:
- Некоторые слушатели первого курса занимаются в научных кружках.
- Некоторые занимающиеся в научных кружках – слушатели первого курса.

323
10) При помощи логического квадрата выведите суждение, про- тивоположное, противоречащее и подчиненное данному.
Установите их истинность или ложность, запишите их схемы:
- Всякое суждение выражается в предложении.
11) Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, запи- шите схему:
- Большинство театров Москвы находятся в центральной ча- сти города.
12) Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса, запи- шите схему.
- Апологическое доказательство – единственный вид косвен- ного доказательства.
Вариант 10 1) Дайте полную логическую характеристику понятию «Невменя- емость».
2) Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем:
- «Больница, частная клиника, оздоровительное учреждение».
3) Установите правильность следующего определения. Если опре- деление неверно, укажите, какое правило на рушено; дайте верное определение:
- Вода – основа жизни.
В случае обнаружения ошибки, укажите, какое правило нару- шено.
4) Проверьте правильность деления. Если деление неправильно, укажите, какое правило нарушено и сделайте правильное де- ление:
- Работа может быть выполнена добросовестно и недобросо- вестно.
5) В данном атрибутивном суждении найдите и выпишите субъ- ект, предикат, квантор и связку. Определите количественную и качественную характеристику суждения, запишите схему:
- Никаких прямых доказательств, подтверждающих точку зре- ния оратора, представлено не было.
6) Дайте объединенную классификацию суждения, изобразите отношения между терминами с помощью круговых диаграмм


324
Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката, выпишите субъект, предикат, квантор и связку:
- Некоторые лица, достигшие 15 лет, могут быть приняты на работу.
7) Проанализируйте суждение: определите его вид, запишите с помощью схемы, выпишите составляющие его простые су- ждения:
- Сахар, положенный в чай, тем быстрее растворяется, чем горячее чай.
8) Сделайте вывод путем превращения, запишите схемы исход- ного и преобразованного суждений:
- Некоторые сделки являются односторонними.
9) Проверьте правильность обращения. Если обращение неправиль- но, сделайте правильный вывод. Запишите схемы суждений:
- Некоторые болезни – эпидемии.
- Некоторые эпидемии – болезни.
10) При помощи логического квадрата выведите суждение проти- воположное, противоречащее и подчиненное данному. Уста- новите их истинность или ложность, запишите схему:
- Ничто человеческое мне не чуждо.
11) Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, запи- шите его схему:
- Диагноз, установленный врачом следователем Лосевым, в процессе лечения не подтвердился.
12) Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса, запи- шите схему:
- Земля вращается вокруг Солнца.

325
II.3.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Вариант 1 1) Дайте полную логическую характеристику понятиям: доход, ретроспективность, кредитор, героизм.
2) Определите вид отношений между понятиями, изобразите его в круговых схемах Эйлера:
- преступление, правонарушение, переход улицы в неполо- женном месте;
- орденоносец, лауреат Нобелевской премии, писатель А. Сол- женицын;
- наука, астрофизика, право.
3) Проверьте правильность обобщения понятий; в случае обна- ружения ошибки, укажите, какое правило нарушено и сделай- те правильное обобщение:
- нотный знак – соната;
- логика – наука;
- Государственная Дума России – законодательный орган Рос- сийской Федерации.
4) Проверьте правильность ограничения понятий; в случае обна- ружения ошибки укажите, какое правило нарушено и сделай- те правильное ограничение:
- договор купли-продажи – договор, сделка;
- штраф – наказание;
- Антарктида – полюс холода.
5) Установите правильность следующих определений, в непра- вильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение:
- логика – это наука о формах, в которых протекает человече- ское мышление;
- комар – мелкое двукрылое насекомое с тонким тельцем, больно кусающееся;
- конферансье – артист эстрады;
- человек есть украшение мира.