Файл: Логик ав профессиональной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 2420

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

59
посылок мгновенно вывести все возможные следствия. Кроме того, каждый из них знает, что двое других мыслят абсолютно логично.
Этой троице показали 7 марок: 2 красных, 2 желтых и 3 зеле- ных. Затем всем троим завязали глаза и каждому наклеили на лоб по марке, а оставшиеся 4 марки спрятали в коробку. Когда у них сняли с глаз повязки, у А спросили:
«Можете ли вы назвать хотя бы один цвет, которого на вас опре- деленно нет?» На что А ответил: «Нет». Когда тот же самый вопрос задали В, он также ответил: «Нет».
Можно ли с помощью имеющейся информации установить, ка- кого цвета марки у А, В и С?
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

Лечебница доктора Смолля и профессора Пер-
ро (2)
(Источник: Смаллиан Р. Принцесса или тигр? М., 1985).
Однажды инспектора Крейга из Скотланд-Ярда срочно отко- мандировали во Францию для проверки одиннадцати лечебниц для умалишенных, где, по слухам, дела обстояли не слишком-то хоро- шо. В каждой из лечебниц единственными обитателями были паци- енты и врачи – причем последние составляли весь персонал этих медицинских учреждений. Каждый обитатель лечебницы, будь то пациент или доктор, либо находился в здравом уме, либо был ли- шен рассудка. Кроме того, нормальные обитатели были абсолютно нормальны и на сто процентов уверены в том, что они говорят, они твердо знали, что все истинные утверждения действительно явля- ются истинными, а все ложные – на самом деле ложными. В то же время безумные обитатели лечебниц придерживались совершенно противоположных представлений: все истинные утверждения они считали ложными, а все ложные утверждения – истинными. Нако- нец, надо полагать, что все обитатели лечебниц во всех случаях остаются честными – они всегда верят в то, что говорят.
Во второй лечебнице для умалишенных, один из ее обитателей сообщил инспектору нечто такое, из чего тот смог сделать вывод, что говоривший был пациентом, но во вполне здравом уме, и по- тому его нужно было выпустить оттуда. Инспектор сразу же пред- принял шаги для его освобождения. Не могли бы вы предложить пример такого сообщения?

60
ТЕМА 5
ДЕЛЕНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ
5.1. Методические указания к теме
Цель: обнаружить универсальность структур мышления, отража- ющих предметы в их существенных признаках.
В основе операций деления и определения лежат родовидовые отношения между понятиями.
Деление понятия– это логическая операция, раскрывающая объем понятия. Разделить понятие – значит выяснить, из каких ви- дов состоит исходное родовое понятие. Деление понятий состоит в следующем: берется какое-либо понятие и выясняется его объем, т.е. устанавливается, какие предметы этим понятием охватывают- ся. Затем эти пределы, составляющие объем данного понятия (род), подразделяются по сходным признакам на виды, обозначаемые со- ответствующими понятиями. Например, возьмем всем известное по- нятие – «лес». Как родовое, оно включает в себя следующие виды:
1) «лиственный»; 2) «хвойный»; 3) «смешанный». Или понятие «тре- угольник». По признаку – «угол», данное исходное родовое поня- тие можно разделить на: 1) «прямоугольный»; 2) «остроугольный»;
3) «тупоугольный».
Деление, как логическая операция, состоит из трех элементов:
1) родовое понятие, которое подвергается делению, называется де- лимым понятием; 2) те видовые понятия, которые получились в ре- зультате деления, называются членами деления; 3) признак родового понятия, по которому разделяется на виды объем делимого понятия, называется основанием деления. Логика выделяет и анализирует два вида деления понятий: 1) дихотомическое деление; 2) деление по видообразующему признаку.


61
При делении по видоизменению признака основанием деления будет служить признак, при изменении которого образуются видовые понятия, входящие в объем делимого (родового) понятия. Например:
«Государства по изменению форм правления делятся на монархи- ческие и республиканские, по изменению форм государственного устройства – на унитарные и федеративные».
При дихотомическом делении (деление надвое) объем делимого понятия А делится на два исчерпывающих его взаимоисключающих множества В и не -В. Например: «Современные государства можно разделить на республиканские и нереспубликанские».
Правила деления понятия: 1) деление должно производиться только по одному основанию; 2) деление должно быть соразмерным;
3) члены деления должны исключать друг друга; 4) деление должно быть непрерывным, плавным, постепенным.
Определение – это логическая операция, раскрывающая содер- жание понятия. Структура определения: определяемое (обознается dfd) – то, что определяется в определении – предмет, понятие, слово.
Определяющее (обозначается dfn) – общие и существенные призна- ки, которые составляют содержание определяемого.
Пример: Конституция есть основной закон государства, устанавлива- ющий его общественное и политическое устройство.
Определяемым dfd является «конституция», а определяющим dfn – «основной закон государства, устанавливающий его обществен- ное и политическое устройство».
Определения делятся на 1) номинальные и реальные, 2) явные и неявные. Номинальным называется определение, посредством ко- торого формулируется значение некоторого термина. Например,
«Термином «пятиугольник» мы будем обозначать «многоугольники с пятью сторонами». Реальным называется определение, с помо- щью которого интересующий нас предмет выделяется среди других смежных с ними предметов по некоторому отличительному признаку.
Например, «Человек есть разумное животное». В этом определении речь идет о специфическом, отличительном качестве человека, вы- деляющем его среди других живых существ.
Номинальные и реальные определения различаются по своим задачам: объяснить значение термина или раскрыть существенные признаки предмета. Одним из наиболее распространенных видов

62
реального определения является определение через род и видовое
отличие, т. е. определение, содержащее указания на совокупность предметов, среди которых требуется выделить определяемый пред- мет и признак, при помощи которого определяемый предмет мы отли- чаем от сходных с ним предметов. Его структура символически выра- жается: А = Вс или Dfd ≡ Dfn. Разновидностью является генетическое определение.
Пример: «Барометр есть метеорологический прибор, служащий для измерения атмосферного давления». В приведенном опреде- лении через «род» и «видовое отличие» родовым понятием будет «метеорологический прибор», а видовым отличием –
«служащий для измерения атмосферного давления».
По способу выявления содержания понятия определения делятся
на явные и неявные. Явные определения раскрывают существенные признаки предметов; к неявным определениям относятся определе- ние через отношение предмета к своей противоположности. Контек- стуальное, остенсивное и некоторые другие виды определений. Они не имеют четко выраженной логической формы равенства Dfd ≡ Dfn.
Явное определение, указывающее на способ образования или происхождения предмета, который принадлежит только определяе- мому предмету, называется генетическим. Например, «Шар есть ге- ометрическое тело, образованное вращением полукруга вокруг диа- метра». В практике нашей повседневной жизни и в науке мы очень часто пользуемся так называемыми неявными определениями. Осо- бенность их состоит в том, что предмет определяется не через от- личительные свойства, а посредством указания на его отношение к другим предметам.
Правила определения:
1) Определение должно быть соразмерным, т.е. объем определя- емого понятия должен быть равен объему определяющего понятия, как это имеет место в вышеприведенном определении понятия «ба- рометр»:
А = Вс
Ошибочными будут: а) слишком широкое определение: музей – государственное учреждение, б) слишком узкое определение: му- зей – учреждение, изучающее предметы материальной культуры.


63
2) Определение не должно содержать круга, т.е. определяющее понятие не должно раскрываться через определяемое понятие. Соот- ветствующая ошибка называется кругом в определении, например:
Музей – помещение с музейными экспонатами
3) Определение должно быть ясным, однозначным, не содержать метафор, сравнений.
Не являются определениями следующие высказывания:
Эрмитаж – это удивительный мир, полный чудес!
Эрмитаж обширен и необозрим, как наша страна.
4) Определение по возможности не должно быть отрицательным, как это имеет место в следующих высказываниях:
Эрмитаж – не Лувр.
Эрмитаж не есть закрытое дворцовое собрание картин.
5.2. Вопросы для самопроверки
1) Что понимается под делением понятия?
2) Какова задача деления?
3) Что называется делимым понятием?
4) Что называется членами деления?
5) Что такое основание деления?
6) Что называют определением понятия?
7) Перечислите правила деления. Приведите примеры на каждое правило и укажите применение каждого правилам.
8) Что такое подразделение?
9) Что такое дихотомия?
10) Какие ошибки возникают при определении понятия?
5.3. Упражнения
Упражнение 1. Определите основание деления понятий:
Пример: Студенты делятся на успевающих и неуспевающих. Вид деле- ния – дихотомическое. Правильное.
1) Автомобили делятся на легковые и грузовые.
2) Понятия делятся на единичные и общие.
3) Деньги бывают или бумажные, или металлические.
4) Философы делятся на материалистов и идеалистов.
5) Работа может быть выполнена добросовестно или недобросо- вестно.

64
6) История человечества делится на древнюю, средневековую, новую и новейшую.
7) Видами искусства являются художественная литература, му- зыка, скульптура, архитектура и портретная живопись.
8) Науки делятся на естественные, технические и гуманитарные.
9) Иностранные языки делятся на трудные и неевропейские.
10) Банки делятся на коммерческие, международные, государ- ственные, частные.
11) Климат бывает холодный, умеренный, жаркий, морской, кон- тинентальный.
12) Студенты бывают способные, старательные, ленивые и неу- спевающие.
13) Теоремы бывают прямые и обратные.
14) Картины бывают пейзажные и исторические.
15) Поезда бывают скорые, пассажирские и товарные.
16) Дети делятся на две категории – на невоспитанных и наших.
17) В книге можно выделить введение, основную часть, заключе- ние и список использованной литературы.
18) Газеты делятся на ежедневные, еженедельные, выходящие нерегулярно.
Упражнение 2. В следующих примерах определите дели-
мое понятие, укажите члены деления и основания для де-
ления. Укажите вид деления:
1) Паралогизм – это неумышленная ошибка в доказательстве, а софизм – умышленная.
2) Поэзия, наряду с другими, составляет определенную часть ли- тературного творчества.
3) Кроме литературного творчества, можно говорить, например, о киноискусстве, театральном творчестве и, наконец, об изо- бразительном искусстве.
4) Прямоугольный треугольник не является ни равносторонним, ни равноугольным, а представляет собой пример равноуголь- ного и разностороннего треугольника вместе с подобными ему, но не имеющими угла в 90°.
5) Нет на карте белых пятен, вся Земля давно открыта.
6) Запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах.


65
7) За одно административное правонарушение может быть нало- жено основное либо основное и дополнительное взыскание.
8) Административное правонарушение признается умышленным, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный ха- рактер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.
9) Преступление признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность насту- пления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их пре- дотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Упражнение 3. Для указанного делимого понятия найдите чле- ны деления, укажите основание деления:
1) Геометрическое место точек.
2) Форма общественного созна- ния.
3) Литературный жанр.
4) Здравоохранение.
5) Искусство.
6) Закон.
7) Наука.
8) Техника.
9) Культура.
10) Определение.
Упражнение 4. Укажите, в каких приводимых ниже примерах имеет место деление понятия и в каких – расчленение предмета:
Пример: Книга состоит из 6 глав. Расчленение.
Книги делятся на научные и ненаучные. Деление.
1) Сутки состоят из утра, дня, вечера и ночи.
2) История человечества делится на древнюю, среднюю, новую и новейшую.
3) Учебник логика состоит из 10 глав, введения и заключения.
4) Зрение бывает нормальное, дальнозоркое и близорукое.
5) Животные делятся на хищных, травоядных и всеядных.
6) Формами вины являются преступления, совершенные умыш- ленно и преступления, совершенные по неосторожности.
7) Оценка успеваемости учащихся: «2», «3», «4», «5».
8) Понятия делятся на общие, единичные и нулевые.

66
9) Государства делятся на унитарные, федеративные, конфеде- ративные.
10) Изобразительное искусство делится на живопись, скульптуру и графику.
11) Сделки совершаются устно или в письменной форме.
12) Изложение материала в учебниках обычно подразделяется на введение, основные главы и заключение.
13) Атомы делятся на протоны, нейтроны и электроны.
14) По темпераменту люди делятся на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов.
15) Решением, выносимым судом первой инстанции, является либо приговор, либо судебное определение.
16) Земной шар делится на Восточное и Западное полушария.
17) Формы обучения в вузе делятся на дневную, вечернюю и за- очную.
18) В книге можно выделить введение, заключение, основную часть и список литературы.
19) Университет делится на институты.
20) Равноправные субъекты Российской Федерации – это респу- блики, края и т.д.
21) Животные делятся на позвоночных и беспозвоночных.
22) Инвалиды, престарелые, пассажиры с детьми – категории пассажиров, требующих особого внимания в транспорте.
23) Дороги делятся на проселки, шоссе, автомагистрали.
24) Холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик – характеры.
25) Времена года – зима, весна, лето, осень.
26) Республики бывают парламентские, президентские, монархи- ческие.
27) Государства делятся на тоталитарные, демократические.
28) Роман, повесть, рассказ – литературные жанры.
29) Разбой, грабеж, кража – правонарушения.
30) Больной, выздоравливающий, здоровый – категории пациен- тов.
31) Арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия – разделы математики.
32) Античность, средневековье, Возрождение, Новое время, но- вейшее время, современность – исторические эпохи.