Файл: Логик ав профессиональной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1924

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

49
ТЕМА 4
ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ
4.1. Методические указания к теме
Цель: обнаружить универсальность структур мышления, отража- ющих предметы в их существенных признаках.
В основе операций обобщения и ограничения лежат родовидовые отношения между понятиями.
Обобщение понятия – логическая операция, с помощью которой осуществляется мысленный переход от видовых понятий к родовым.
Например, требуется обобщить понятие дерево». Это значит, необхо- димо включить объем данного понятия в объем другого, более широ- кого понятия и таким понятием будет понятие – «растение». Видно, что все признаки понятия «дерево» включены в понятие «растение», ибо можно сказать, что все деревья – растения и потому понятие «де- рево» будет видовым, а понятие «растение» – родовым. Или, скажем, требуется обобщить понятие «кража». Ясно, что родовым понятием по отношению к понятию «кража» будет понятие «преступление».
Ограничение понятия – логическая операция, обратная обобще- нию и заключающаяся в мысленном переходе от родовых понятий к видовым. Например, ограничением для понятия «дерево» является понятие «лиственное дерево». Как видно, для того чтобы ограничить какое-либо понятие, надо к признакам исходного родового понятия добавить новые признаки, присущие только какой-то части предме- тов, отображенным исходным рядовым понятием.
Пределом ограничения является единичное понятие, обозначаю- щее, что при ограничении объем понятия уменьшается, а содержа- ние нарастает, обогащается, потому что единичный предмет облада- ет всеми признаками исходного родового понятия и к тому же своими индивидуальными специфическими признаками.
Необходимо отличать ограничение понятия от мысленного рас- членения предмета на его составные части. Когда понятие подверга- ется ограничению, то все исходные родовые его признаки сохраняют- ся и, кроме того, добавляются новые – видообразующие. Например, ограничивая понятие «человек» получаем понятие «русский чело-

50
век» которое, обладая всеми признаками понятия «человек», приоб- ретает сверх того свои особые видовые признаки.
Возможные ошибки при осуществлении логических операций – обобщения и ограничения понятий:
1. «Переход от части к целому». Если мы возьмем такое понятие как «рука человека», то в нем уже не будут заключены все признаки понятия «человек» и, следовательно, в данном слу- чае имеет место не ограничение понятия, а мысленное рас- членение предмета на его основные части.
2. «Переход в другой род». Например, сотовый телефон – теле- фонный аппарат.
3. «Переход от целого к части». Например, дом – этаж – кварти- ра.
4. «Мнимое ограничение» (плеоназм). Например, шар – круглый шар – самый круглый шар.
4.2. Вопросы для самопроверки
1) Что такое родовой признак?
2) Что такое видовое различие?
3) Что такое вид?
4) Что такое обобщение?
5) Что такое ограничение?
6) Каковы причины ошибок в операциях обобщения и ограниче- ния?
7) Что означает понятие «категория»?
8) Как определить предел ограничения понятия?
9) В чем отличие ограничения понятия от расчленения понятия?
10) Как происходит ограничения понятия?
4.3. Упражнения
Упражнение 1. Указать понятия, родовые по отношению к сле- дующим: Первомайский район; центр города; улица Светланская; автор поэмы «Медный всадник»; русский писатель XIX века.
Упражнение 2. Установите, являются ли следующие явные определения родовидовыми (в родовидовых определениях ука- жите родовой признак и видовое отличие):


51
1) Членовредительство – нанесение увечья кому-нибудь или умышленное нанесение увечья себе.
2) Умный человек – это тот, который молчит, когда его не спра- шивают.
3) Свобода – отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-ли- бо общественного класса.
4) Шантаж – угроза разглашения компрометирующих сведений с целью вымогательства.
5) Оптимизм – бодрое и жизнерадостное мироощущение, при ко- тором человек во всем видит светлые стороны.
Упражнение 3. Найдите видовое отличие в следующих родови- довых определениях и установите их вид:
1) 10 метров – отрезок, на котором условная мера длины 1 метр укладывается десять раз.
2) Историк – это человек, который любит и знает историю и про- фессионально занимается ею.
3) Вино – алкогольный напиток, получаемый путем сбраживания фруктового сока.
4) Логик – это человек, который проверяет правильность рассуж- дения, используя специальные правила.
5) Алкоголь – сложное вещество, которое при приеме внутрь вы- зывает опьянение.
6) Энциклопедист – это человек, который даст ответ на любой вопрос.
Упражнение 4. Найдите понятия, видовые по отношению к дан- ным:
Пример: Психолог – психолог-консультант.
1) Строительство.
2) Осень.
3) Агрессор.
4) Мирный договор.
5) Утро.
6) Принцип.
7) Опасность.
8) Закон.
9) Милосердие.
10) Трусость.
11) Хищник.
12) Свобода.

52
13) Операция.
14) Излечение
15) Психология.
16) Организация.
17) Треугольник.
18) Металл.
19) Транспортное средство.
20) Стадион.
21) Предложение.
22) Скорость.
23) Кислота.
24) Населенный пункт.
Упражнение 5. Найдите понятия, родовые по отношению к дан- ным:
Пример: Трагедия В. Шекспира «Король Лир» – трагедия.
1) Человек.
2) Штраф.
3) Понятие.
4) Молния.
5) Смелость.
6) Истязание.
7) Береза.
8) Армия.
9) День.
10) Контрабанда.
11) Город.
12) Захват заложника.
13) Преступления небольшой тяжести.
14) Жестокое обращение с животными.
15) Подстрекательство.
16) Социолог.
17) Равносторонний треу- гольник.
18) Учебник логики.
19) Мышление.
20) Утро.
21) Глагол.
22) Прямоугольник.
23) Профессия.
24) Монархия.
25) Береза.
26) Демократия.
27) Деревня.
28) Солдат.
29) Стул.
30) Шар.
31) Траектория.
32) Ректорат.
Упражнение 6. Дайте определения через ближайший род и ви- довое отличие следующим понятиям:
Пример: Дано понятие «природная среда». Среда – природная среда – природная среда озера Байкал.
1) Комета.
2) История болезни.
3) Остров.
4) Вода.


53
5) Школа.
6) Луна.
7) Жара.
8) Больничная палата.
9) Ручей.
10) Пластика.
11) Лед.
12) Психика.
Упражнение 7. Продолжите операцию обобщения.
Примеры: Студент ДВФУ – студент – учащийся.
Орден Андрея Первозванного – орден – награда
Государственный военно-исторический музей А.В. Суворова; князь А.Меншиков; крепость Владивосток; Полтавская битва; Ботик
Петра I; Б.К. Растрелли; министр образования; городская Дума; мэр г. Владивостока; социальный работник; Антарктида; осень; консти- туция России; журнал; заведующий отделением.
Упражнение 8. Проверьте правильность обобщения понятий.
В случае обнаружения ошибки укажите ее и исправьте:
Пример: лето – время года. Правильное обобщение.
1) Демократическое государство – государство.
2) Староста группы – студент.
3) Лето – наиболее теплое время года.
4) Договор – сделка.
5) Районная поликлиника – городская поликлиника.
6) Спортсмен – физкультурник.
7) Конституция России – источник права.
8) Москва – столица России.
9) Халатность – должностное преступление.
10) Род – племя.
11) Преступление – правонарушение.
12) Алюминий – металл.
13) Береза – лиственное дерево – смешанный лес – лес.
14) Улица – квартал – поселок городского типа – город – насе- ленный пункт.
15) Верблюд – самое выносливое и неприхотливое домашнее животное пустыни – выносливое и неприхотливое домашнее животное пустыни – домашнее животное пустыни – домаш- нее животное – животное.
16) Соболь – ценный пушной зверек – пушной зверь – зверь.

54
17) Кабинет министров – правительство.
18) Информированное согласие – согласие.
19) Договор – сделка.
20) Месяц – год.
21) Халатность – должностное преступление.
22) Медь – металл – химический элемент – вещество.
23) Квадрат – четырехугольник – многоугольник – плоская фи- гура.
24) Книга по логике – книгопечатное издание – печатная продукция.
25) Центр столицы – центр города – город – столица – населен- ный пункт.
26) Ромб – параллелограмм – четырехугольник – многоугольник.
27) Отрезок – прямая.
28) Равноугольный треугольник – равносторонний треугольник.
29) Параллельные прямые – скрещивающиеся прямые.
30) Усеченная пирамида – пирамида.
31) Полукруг – круг.
32) Секунда – минута – час.
33) Учебник логики – учебник – книга – новый учебник логики для вузов.
34) Психология – психологическая наука – наука.
35) Профилактические мероприятия – профилактика – профи- лактика туберкулеза.
36) Ограничение свободы – свобода.
37) Должностные обязанности – обязанности.
38) Порча земли – порча – сглаз.
39) Дефицит – иммунодефицит – ВИЧ – заболевание.
Упражнение 9. Определите, является ли второе понятие резуль- татом обобщения первого:
1) Квадрат – четырехугольник.
2) Страница книги – книга.
3) Минута – единица времени.
4) Планета Солнечной системы – Солнечная система.
Упражнение 10. Произведите обобщение до предела следую- щих понятий:


55
1) Библиотека.
2) Неуважение к пациенту.
3) Психолог.
4) Получение взятки.
5) Кодекс врача РФ.
6) Диверсия.
7) Смелость.
8) Незаконная охота.
9) Экоцид.
10) Вандализм.
11) Дезертирство.
12) Заведомо ложная реклама.
13) Эвтаназия.
14) Подмена ребенка.
Упражнение 11. Ограничьте следующие понятия:
Пример: Периодическое издание – газета – газета «Правда».
1) Мораль.
2) Созвездие.
3) Учебник.
4) Поле.
5) Страна.
6) Преступление.
7) Наказание.
8) Закон.
9) Принцип автономии.
Упражнение 12. Продолжите операцию ограничения:
Пример: Награжденный за подвиги в военное и мирное время – на- гражденный орденом – кавалер ордена Андрея Первозванно- го – граф Б.П. Шереметьев.
1) Памятные места Петербурга.
2) Крупнейшие библиотеки города на Неве.
3) Музеи С-Петербурга.
4) Искусство Западной Европы.
5) Художники эпохи Возрождения.
Упражнение 13. Правильно ли произведены ограничения поня- тий. В случае обнаружения ошибки, укажите ее и исправьте:
1) Степная птица – редкая степная птица – редкая степная птица высотой около метра (дрофа).
2) Четырехугольник – параллелограмм – ромб – прямоугольник – квадрат.
3) Государство – республика.
4) Организм – живая клетка.
5) Оркестр – виолончель.

56
6) Часы – циферблат.
7) Великая держава – Россия.
8) Республика – федерация.
9) Преступление – оставление в опасности лица, заведомо нахо- дящегося в беспомощном состоянии.
10) Строение – комната.
11) Справедливая война – Отечественная война 1812 г.
12) Религия – буддизм.
13) Государство – республика.
14) Организм – живая клетка.
15) Общественная организация – ЛДПР.
16) Строение – беседка.
17) Офицер – лейтенант.
18) Великая держава – Россия.
19) Населенный пункт – крупный населенный пункт – город.
20) Судебное дело – уголовное дело – дело о неоказании врачеб- ной помощи.
21) Треугольник – равносторонний треугольник – равнобедрен- ный треугольник.
22) Населенный пункт – столица – центр столицы – центр совре- менной столицы.
23) Политическое движение – борьба за мир.
24) Собрание факультета – собрание второго курса – собрание первой группы второго курса.
25) Офицер – майор – сержант.
26) Город – столица – Санкт – Петербург.
27) Чувство – страх – сильный страх.
28) Планета – планета Солнечной системы – Венера.
29) Партия – организация – КПРФ.
30) Благодарность – административная благодарность – ценный подарок.
31) Спорт – лыжный спорт – биатлон.
Упражнение 14. Определите, является ли второе понятие ре- зультатом ограничения первого:
1) Умозаключение – дедуктивное умозаключение.
2) Столица – европейская столица.
3) Автомобиль – автомобильный мотор.


57
4) Коллектив медицинской организации – санитар.
5) Библиотека – читальный зал библиотеки.
6) Комплекс жалоб и симптомов заболеваний – клиника.
Упражнение 15. Определите, какие произведены операции с понятиями и правильно ли они проведены:
1) Муниципальное управление – управление – форма управления.
2) Общество – классовое общество – рабочий класс.
3) Непроизносимая согласная – согласная – буква.
4) Факультет общественного здоровья – факультет – университет.
5) Существительное – часть речи – предложение.
6) Русский язык – язык – знаковая система.
7) Море – Японское море – Залив Петра Великого.
8) Полярная звезда – созвездие Малой Медведицы – созвездие.
9) Три – простое число – нечетное число.
10) Натуральный ряд чисел – четное число – четыре.
11) Коллектив Администрации Приморского края – коллектив департамента здравоохранения Администрации Приморско- го края – коллектив отдела департамента здравоохранения
Администрации Приморского края – малая группа.
Упражнение 16. Произведите обобщение и ограничение следу- ющих понятий:
1) Повесть.
2) Геометрическая фигура.
3) Министр.
4) Ученый.
5) Профилактическая меди- цина.
6) Эстрадная певица.
7) Вирус гепатита.
8) Ультразвуковая терапия.
9) Эпидемия.
10) Трапеция.
11) Психотерапия.
12) Горилла.
13) Вулкан.
14) Город на Урале.
15) Истязание.
16) Права человека.
17) Битва.
18) Естественное право.
19) Дружба.
20) Дееспособность.
21) Добротность.
22) Массовые беспорядки.
23) Лев.
24) Наркотическое вещество.
25) Железнодорожная ката- строфа.
26) Загрязнение атмосферы
27) Фиктивное банкротство.
28) Служебный подлог.

58
29) Принцип долженствования.
30) Свобода слова.
31) Пособник.
32) Самоубийство.
33) Обоснованный риск.
34) Альтруизм.
35) Смертная казнь.
36) Страх.
37) Новые технологии в меди- цине
38)
Судебно-медицинская экспертиза.
39) Нарушение равноправия граждан.
40) Выдающийся современ- ный ученый.
Упражнение 17. Назовите понятия, находящиеся во всех воз- можных отношениях к данным:
1) Нищий.
2) Материалист.
3) Ночь.
4) Смелость.
5) Консерватор.
6) Сторонник.
7) Умножение.
8) Беспризорник.
9) Засушливое лето.
10) Оптимист.
11) Северный полюс.
12) Экономический кризис.
13) Вражда.
14) Бесснежная зима.
4.4. Задачи
Мера
Как можно одним мешком пшеницы, смоловши ее, наполнить два мешка, которые столь же велики, как и мешок, в котором находится пшеница?
Мышиная норка
На книжной полке стоят два тома: первый и второй. Они стоят обычным способом: слева – первый, справа – второй, стоят кореш- ками к нам. Толщина первого тома – 8 см без обложки, толщина вто- рого тома — 11 см без обложки. Толщина каждой обложки – 0,25 см.
Книжный червь прогрыз норку от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома.
Какова длина норки, если иметь в виду, что норка строго прямая?
Еще один вариант задачи о «разноцветных шля-
пах»
(Источник: Смаллиан Р. Принцесса или тигр? М, 1985).
Три человека – А, В и С – обладают абсолютными логическими способностями. Любой из них может из произвольного набора пред-