Файл: М. В. Киселева арттерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 798

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

36
Основные задачи психолога на данном этапе работы с
клиентом заключаются в следующем:
1) поддержание
атмосферы
терпимости,
защищенности
и
безопасности,
а
также
удержание
четких
пространствен-
но-временных
границ
арт-терапевтической
работы,
необхо-
димых
для
дальнейшего
выражения
клиентом
различных
чувств, потребностей, мыслей и освоения им новых возмож-
ностей и опыта;
2) структурирование
и
организация

случае
необходи-
мости) деятельности клиента и привлечение его внимания к
новым материалам, средствам и формам творческой работы;
3) фасилитация эмоциональной экспрессии клиента;
4) дальнейший
обмен с
клиентом
чувствами,
ассоциаци-
ями, образами и идеями;
5) укрепление
личных
границ
клиента
и фокусирование
его внимания на различных аспектах его системы отноше-
ний, включая отношение к самому себе.
Завершающий этап
Завершающий
этап
арт-терапии
является
логическим
про-
должением тех процессов, которые были запущены на пре-
дыдущих этапах работы и которые в конечном итоге при-
водят
к
достижению
определенных
психокоррекционных
результатов.
Данный
этап
можно
также
рассматривать
как
период
подведения
итогов
и
оценки
результатов
психокор-
рекции.
Психолог и клиент должны стремиться к тому, чтобы
момент
завершения
психокоррекции
был
ими
согласован
и
чтобы арт-терапевтический процесс не прекращался в одно-
стороннем
порядке.
Очевидно,
что
преждевременный
выход
клиента
из
арт-терапевтического
процесса
может
нанести
е
му вред.

37
Поскольку
завершение
терапии
может
сопровождаться
оживлением сильных чувств (утраты, горя, страха, гнева и
др.),
нередко
отражающих
пережитый
клиентом
опыт
рас-
ставаний,
они
должны
быть
специально
проработаны.
Не-
обходимо также учесть, что сопровождающие этот этап силь-
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

ные переживания характерны не только для клиента, но и
для психолога, а это диктует необходимость адекватного вы-
ражения и анализа им своих переживаний.
Основные задачи психолога на завершающем этапе арт-
терапевтического процесса:
1) создание
условий
для
выражения
клиентом
своих
чувств и потребностей, а также структурирование и органи-
зация при этом его поведения и деятельности;
2) продолжение
«диалога»
с
клиентом,
необходимого
для его дистанцирования от прошлого опыта, осознания им
своих переживаний и оценки результатов арт-терапии;
3) фокусирование внимания клиента на себе и своих вну-
тренних
ресурсах,
необходимое
для
укрепления
его
личных
границ,
увеличения
межличностной
дистанции
и
укреп-
ления веры в свои силы;
4) привлечение
внимания
клиента
к системе
его
соци-
альных отношений, с тем чтобы подготовить его к встрече
с новыми трудностями и использованию новых моделей по-
ведения.
Переживания
клиента
на
завершающем
этапе:
О
творческая
продукция
может
приобретать
драмати-
ческий
оттенок;
О
деструктивные
проявления
клиента
с
попытками
уничтожения
ранее
созданных
работ,
так
как
клиент
способен
сохранить
свой
опыт
арт-терапевтической
работы и созданные им образы в своих воспоминани-
ях и ему нет необходимости «цепляться» за свою про-
дукцию.

Предоставляя
клиенту
возможность
выразить
связан-
ные с завершением арт-терапии сильные чувства и опреде-
ленным образом структурируя их проявление за счет прида-
ния
деструкции
ритуального,
символического
характера,
психолог в то же время сохраняет с клиентом обратную
связь.
Психолог
не
должен
препятствовать
отреагированию
клиентом своих чувств подобным образом и оставлять его
действия без внимания и обсуждения.
Деструктивные
проявления
на
завершающем
этапе
арт-
терапии отмечаются, конечно же, не всегда. Чаще всего кли-
енты просто оставляют свои работы психологу, теряя к ним
интерес. При этом иногда клиент может осознанно или не-
осознанно делать это в надежде на новую встречу с психоло-
гом или на продолжение арт-терапевтической работы. В не-
которых случаях клиенту просто негде хранить свои работы.
Определенная
категория
клиентов
выражает
желание
взять некоторые или все работы с собой, что может свиде-
тельствовать о высокой значимости для них того, что про-
изошло с ними в арт-терапевтическом процессе. Когда кли-
ент забирает с собой какое-либо из созданных им произведе-
ний, оно может выступать для него в качестве «транзитного
объекта» (Д. Винникотт), и подобно тому как «транзитный
объект»
помогает
ребенку
дистанцироваться
от
матери,
так
и
данное
произведение
помогает
клиенту
дистанцироваться
от психолога и прийти к самодостаточности. Кроме того, за-
бирая свои работы с собой, клиент может вновь и вновь воз-
вращаться к ним с целью анализа, что помогает ему лучше
осмыслить
опыт
арт-терапевтического
процесса
и
собствен-
ные переживания.
Одним
из
несомненных
достоинств
арт-терапии
являет-
ся то, что опыт участия клиента в арт-терапевтической рабо-
те облекается в создаваемую им творческую продукцию, что


39
позволяет проводить ее ретроспективный обзор на заверша-
ющем
этапе
арт-терапевтического
процесса
и
помогает
ему
интегрировать свои чувства и мысли.
В глазах некоторых клиентов их работы могут иметь
определенную
эстетическую
привлекательность.
Другие
же
берут работы с собой, опасаясь, что их могут уничтожить,
выбросить
или
использовать
против
них.
В
большинстве
случаев подобные опасения можно предупредить или снять,
подчеркивая
полную
конфиденциальность
арт-терапевти-
ческой
работы
при
заключении
арт-терапевтического
«со-
глашения» и сообщая клиенту, как его творческая продук-
ция будет использоваться в дальнейшем.
Используя
системные
понятия,
можно
заключить,
что
на
завершающем
этапе
арт-терапевтического
процесса
про-
исходит следующее.
1. Прогрессивная
дифференциация
системы
психотера-
певтических
отношений,
продолжающаяся
до
момента
раз-
рушения ее внешних границ, выхода ее элементов в окружа-
ющее культурное и социальное пространство и утраты сис-
темой
ее
прежних
структурно-функциональных
свойств,
что
связано:
- с укреплением личных границ клиента;
-
совершенствованием
механизмов
его
психологиче-
ской защиты;
- растущим дистанцированием от психолога;
- развитием у клиента новых потребностей и форм по-
ведения;
-
интериоризацией
клиентом
опыта
арт-терапевтиче-
ской работы.
2. Поддержка
системой
динамического
равновесия,
обес-
печивающего ее адаптацию к изменяющимся внутренним и
внешним
условиям
и
последующему
переживанию
состоя-
ния «кризиса» и утраты равновесия.

3. Достижение системой ее целей (что связано с получе-
нием
определенных
психокоррекционных
результатов,
вы-
ражающихся
в
качественном
изменении
состояния,
поведе-
ния,
потребностей
и
социального
функционирования
кли-
ента).
ОРГАНИЗАЦИЯ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Различные
компоненты
понятия
«арт-терапевтическое
про-
странство»
создают
уникальную
комбинацию
факторов,
предоставляющих
дополнительные
лечебно-коррекционные
и развивающие возможности для клиентов.
Оснащение арт-терапевтического кабинета
В настоящее время существуют следующие основные типы
арт-терапевтических кабинетов:
- кабинет-студия;
-
кабинет
для
индивидуальной
работы;
-
кабинет
для
групповой
интерактивной
работы;
-
арт-терапевтическое
отделение
и
кабинет
универ-
сального назначения.
Кабинет-студия
Арт-терапевтический
кабинет-студия

наиболее
ранняя
форма
специализированного
помещения
для
художествен-
ных занятий. Слово «студия» в данном случае означает, что
этот
тип
арт-терапевтического
кабинета
чем-то
напоминает
помещение,
предназначенное
для
работы
художника.
В
ка-
бинете-студии
работают
обычно
несколько
клиентов,
кото-
рые мало контактируют друг с другом. Каждый из них рабо-
тает самостоятельно.


41
По
мере
развития
арт-терапии стали
появляться
другие
типы
арт-терапевтических
кабинетов,
предназначенных
для
более
тесного
взаимодействия
как
между
арт-терапевтом
и
клиентами,
так
и
между
отдельными
участниками
группы.
Тем не менее студия до сих пор является наиболее подходя-
щим типом помещения для работы с некоторыми группами
клиентов
(клиенты
психиатрических
больниц,
лица
со
сни-
женным интеллектом и некоторые другие). В отдельных
случаях кабинет-студия может служить и местом для арт-
терапевтической
работы
с
невротиками,
лицами
с
сомати-
ческой
патологией.
Такая
работа
отличается
значительной
степенью свободы участников арт-терапевтической группы.
Кабинет-студия
имеет
несколько
мест
для
самостоя-
тельной
работы
клиентов.
Места
представляют
собой,
как
правило, столы со стульями. На каждом рабочем месте нахо-
дится
необходимый
набор
всевозможных
материалов
(бума-
га
разных
форматов,
краски,
восковые
мелки
или пастель,
карандаши и т. д.). На отдельном столе могут находиться за-
готовки для коллажа, глина и другие материалы на случай,
если
кто-то
из
клиентов
предпочтет
оригинальную
изобра-
зительную технику. Обязательным для студии, так же как и
других
типов
помещений
для
арт-терапевтической
работы,
является
наличие
одной
или
(более
предпочтительно)
не-
скольких
раковин,
обеспечивающих
свободный
доступ
кли-
ентов к воде.
Кабинет-студия имеет зону отдыха с креслами и столом
для
чаепитий.
Здесь
посетители
студии
могут
общаться,
не
мешая другим. Хотя работа в студии рассчитана на опреде-
ленное
время,
в
течение
отдельных
сессий
клиенты
могут
работать в присущем каждому из них темпе, по желанию де-
лать перерывы, выходить в фойе (например, для курения).
Кабинет-студия
должен
иметь
специально
отведенное
место для хранения работ клиентов (при том, что им позво-


лено забирать некоторые работы с собой). Как правило, ра-
боты хранятся в индивидуальных папках на столах или в
стеллажах.
Арт-терапевтический кабинет для индивидуальной работы
Арт-терапевтический
кабинет
для
индивидуальной
рабо-
ты
обычно
предназначен
для
более
продолжительного
кур-
са занятий как со взрослыми, так и с детьми и подростками.
Работа
в
таком
кабинете
предполагает
тесное
взаимодейс-
твие между арт-терапевтом и клиентом, в том числе на про-
тяжении
всего
процесса
творческой
работы.
Арт-терапевт
постоянно присутствует при работе и иногда задает уточня-
ющие вопросы.
Для работы клиента имеется стол, стул и весь набор
изобразительных
средств
и
различных
материалов,
располо-
женных либо на полках, либо на другом столе в непосред-
ственной близости от стола клиента.
«Рабочая зона». Стул арт-терапевта находится рядом со
столом клиента. Эта часть помещения называется «рабочей
зоной».
Здесь
иногда
могут
находиться
гончарный круг
и
резервуар
с
глиной,
«песочница».
Некоторые
арт-терапевты
предоставляют своим клиентам и иные, более редкие мате-
риалы и средства изобразительной работы. Имеются некото-
рые
особенности
в
оборудовании
кабинета,
предназначенно-
го для индивидуальной работы с детьми. Они заключаются в
наличии большого свободного пространства для игры с пред-
метами
или
импровизированного
исполнения
ролей,
а
так-
же «кукольного дома» и разнообразных игрушек.
«Чистая зона». В кабинете наряду с «рабочей зоной»
имеется «чистая зона» для общения арт-терапевта и клиен-
та
после
завершения
изобразительной
работы,
проведения
вер
бальной психокоррекции.

43
Арт-терапевтический кабинет
для групповой интерактивной работы
Арт-терапевтический
кабинет
для
групповой
интерактив-
ной работы рассчитан как на самостоятельную работу участ-
ников группы, так и на их вербальное взаимодействие на эта-
пе
обсуждения
продуктов
изобразительной
деятельности.
В соответствии с этим кабинет либо должен допускать быст-
рую перестановку мебели, например для посадки клиентов в
круг, либо иметь две по-разному оборудованные зоны — «ра-
бочую» для творческой работы и «чистую» — для группово-
го обсуждения.
От
кабинета-студии
данное
помещение
отличается
еще
и тем, что в нем имеется большое разнообразие различных
мест для работы, например несколько вариантов столов и
стульев.
Ориентация столов в пространстве может быть различ-
ной
для
предоставления
возможности
выбора
участникам
группы, которые занимают то или иное место в соответствии
со
своими
предпочтениями,
тем
самым
обозначая
«персо-
нальные
территории»,
являющиеся
в
условиях
групповой
интерактивной
работы
элементом
«индивидуального
психо-
терапевтического пространства».
У каждого клиента имеется индивидуальный набор са-
мых необходимых материалов. Кроме того, на общем столе
находятся другие, более редкие материалы. Помещение долж-
но
быть
рассчитано
на
возможность
совместной
изобрази-
тельной работы участников группы (например, для создания
общей
большой
работы
бывает
необходимо
освободить
про-
странство на полу в «рабочей зоне»).
В помещении должны быть одна или две стены для раз-
вешивания работ перед началом обсуждения. Их можно ис-
пользовать
и
при
создании
«групповой
фрески»
или
«на-
стенной газеты».