Файл: М. В. Киселева арттерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 813

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

249
применяемых в песочной терапии фигур может быть связа-
на
с
определенным
лицом,
представлением,
переживанием
или ситуацией.
Значение
фигур
чрезвычайно
многообразно.
Техника
игры с песочницей и семейная психокоррекция при их соче-
тании предоставляют различные возможности.
Это связано со следующими моментами:
1. Ящик
с песком, имея определенные размеры, высту-
пает
в
качестве
реального
и
символического
пространства
творческой
экспрессии.
Он
обеспечивает
«удерживание»
пе-
реживаний членов семьи в тех случаях, когда они не чув-
ствуют
себя
достаточно
защищенными
психологически.
Благодаря этому они имеют возможность не только выра-
зить
свои
индивидуальные
переживания,
но
и
достичь
их
интеграции и вступить в невербальное взаимодействие с дру-
гими участниками игры.
2. В ходе игры с песочницей психолог может наблюдать
за
формированием
внутрисемейных
альянсов
и
видеть,
кто
из участников игры какие фигуры выбирает. Благодаря это-
му он может использовать определенные вмешательства для
того, чтобы разрушить одни альянсы и усилить другие, а так-
же прийти к более объективному представлению о семейных
отношениях.
3. В
процессе игры с песочницей хорошо проявляются
неосознаваемые
переживания
членов
семьи,
которые
затем
могут стать предметом специального
обсуждения и анализа.
Кроме того, на основе такого анализа психолог может реко-
мендовать
участникам
игры
использовать
определенные
фи-
гуры.
4. Техника игры с песочницей отвечает потребностям ре-
бенка и других членов семьи. Она — то средство, благодаря
которому
себя
проявляет
«внутренний
ребенок»,
пребыва-
ющий в любом родителе.

250
5. В ходе игры с песочницей проявляется уникальность
семейной системы, с характерными для нее духовными по-
требностями и коммуникативными паттернами.
Применение техники игры с песочницей в работе с се-
мьями требует от специалиста хорошего владения как пе-
сочной, так и семейной психотерапией.
Существуют
разнообразные
приемы,
способствующие
раскрытию «внутреннего ребенка» и тем самым разрешению
многих
внутри-
и
межличностных
противоречий.
С
точки
зрения
семейных
системных
представлений
реконструктив-
ная работа с детьми, так же как и с «внутренним ребенком»
обоих
родителей,
представляется
вполне
возможной.
Однако
для того, чтобы осуществлять ее наиболее оптимально, спе-
циалист должен сохранять баланс, с одной стороны избегая
усиления родительского авторитета, а с другой — воздержи-
ваясь от вступления с ребенком в «антиродительский альянс».
Использование техники игры с песочницей в работе с
семьями
позволяет
гармонизировать
семейные
отношения
и
скорректировать
поведение
отдельных
членов
семьи.
Необхо-
димость
в
активизации
«внутреннего
ребенка»,
находяще-
гося в каждом человеке, очень велика, но ей не исчерпыва-
ются все задачи психокоррекции. Важно изменить установки
членов семьи и оценку ими сложившейся ситуации — бла-
годаря этому они смогут избавиться от дезадаптивных форм
поведения,
связанных
с
насилием
и
плохим
отношением
друг к другу, и обратиться к игре как к наиболее здоровой
форме
деятельности.
Когда
в
психокоррекционном
процессе
складывается
игровая
атмосфера,
становится
возможным
осознание
участниками
патологических
паттернов
поведе-
ния;
в
членах
семьи
раскрывается
творческий
потенциал,
позволяющий
успешно
решать
имеющиеся
проблемы.
Кро-
ме того, оставаясь частью единого целого, они могут укре-
пить свою автономность.


251
Арт-терапевтические упражнения в работе с семьей
1.
«Семейный
портрет».
Реалистическое,
символиче-
ское, абстрактное изображение членов семьи.
- Изобразите членов семьи в виде животных или пред-
метов.
-
Изобразите членов семьи и составьте диалоги между
ними.
- Подберите иллюстрации из журналов, напоминаю-
щие о семье и отношениях между ее членами.
- Создайте трехмерное изображение членов семьи.
2.
«Совместное
действие».
Изображение
членов
семьи
в
процессе совместной деятельности.
- Изобразите себя в той роли, которую вы играете в
семье.
-
Изобразите план вашей квартиры или дома, допол-
ненный
изображениями
членов
вашей
семьи,
зани-
мающихся каким-либо делом.
3. «Отношения
детей и родителей». Группа делится по
парам,
изображающим
игру
родителей
и
детей.
Сначала
один
из
партнеров,
изображая
«родителя»,
создает
рисунок
для
другого,
изображающего
«ребенка».
Затем
«ребенок»
руководит
действиями
«родителя»,
создающего
рисунок
для
«ребенка».
4. «Семейные
темы». Нарисуйте себя с каким-либо чле-
ном вашей семьи или нарисуйте какое-нибудь семейное со-
бытие (свадьбу, рождение ребенка, праздник и т. д.).
5. «Эмоциональные
портреты».
Партнеры
(члены
се-
мьи) рисуют портреты друг друга в определенном эмоцио-
нальном состоянии. Затем передают рисунки друг другу для
исправления.
Каждый
делает
свое
изображение
таким,
ка-
ким он хотел бы себя видеть.

6. «Текущий
момент».
Члены
семьи
изображают
семей-
ную ситуацию в настоящий момент, а затем то, какой они
хотели бы ее видеть.
7. «Наиболее
важные вещи». Каждый член семьи рису-
ет то, что наиболее важно для него в настоящий момент.
Затем рисунки совместно обсуждаются.
8. «Семейные
проблемы».
Каждый
член
семьи
изобра-
жает
какую-нибудь
семейную
проблему
(например,
алкого-
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   32

лизм, заболевание, безработица и т. д.) и то, как она влияет
на его жизнь.
9. «Неполная
семья».
Каждый
член
семьи
изображает
на
рисунке
или
коллаже
положительные
и
отрицательные
моменты, связанные с неполной семьей.
10.
«Совместный семейный
рисунок». Вся семья рисует
что-нибудь на большом листе бумаги или создает компози-
цию
с
использованием
других
материалов.
Иногда
этому
предшествует обсуждение темы работы. Она завершается об-
суждением
динамики
процесса
создания
совместной
компо-
зиции, в которой анализируются семейные роли и отношения.

ПРИЛОЖЕНИЯ
ОООООООООО
1
ОООООО «ОООООООО ООООО»
Параметры оценки
Общи
е
вп
еч
ат
л
ен
и
я
о
к
ур
се
М
уз
ы
к
ал
ьн
ая
те
рап
и
я
Ск
аз
к
от
ер
ап
и
я
Т
ан
ц
ев
ал
ьн
ая
те
рап
и
я
Из
от
ер
ап
и
я
Что было для вас
наиболее ценным?
Что вызвало у вас
вопросы?
Степень интереса
к данному курсу заня-
тий (от
0
до
10)
Эффективность
занятий (от
0
до
10)
Как вы оцениваете
продолжительность
курса занятий?
Как вы оцениваете
атмосферу в группе?
Как вы оцениваете
ценность курса занятий?
Ваши предложения,
пожелания

254
ОООООООООО 2
ООООООООООООО ООООО
Белый цвет
Полярные
противоположности
белого
цвета:
девственная
чистота — запятнанность.
Позитивные
ключевые
слова:
нетронутость,
полнота,
самоотдача, открытость, единство, легкость.
Негативные
ключевые
слова:
изоляция,
бесплодность,
окоченение, разочарование, чопорность, скука [5].
Белый цвет:
-
содержит все цвета спектра поровну, являясь резуль-
татом их смешения (следовательно, белый цвет мо-
жет использоваться для создания тех или иных соче-
таний);
-
имеет
фундаментальное
качество

равенство
[35]
(все цвета в нем равны);
- в мифологии служит символом единства;
- цвет, то все будет в порядке);
-
вдохновляет,
помогает
преодолевать
трудности
и
справляться с напряжением;
-
чист, невозмутим, однако избыток этого цвета вызы-
вает
чувство
разочарования,
отрешенности
и
опусто-
шенности
(любой
интерьер,
выдержанный
в
белых
тонах, создает ощущение разочарования);
- недостаточно стимулирует зрение;
-
отражает все цвета, являясь, таким образом, самым
холодным из них;
- содержит нечто нечеловеческое;
-
в сказках является качеством животных (белые жи-
вотные способны выходить сами и выводить героев


255
за пределы физического пространства в мир фанта-
зии и имеют чудесные, сверхъестественные свойства;
среди них — белый единорог, лошадь, птицы, кроли-
ки, а также люди (как правило, это девушки); обще-
ние и сотрудничество героя или героини с этими су-
ществами часто изменяет самих героев и преобража-
ет действительность);
-
является первым шагом к гармонии, как отражению
мирного соседства всех цветов (в некоторых случаях
может использоваться нанесение белого цвета
поверх
другого, что создает эффект мерцания; это указывает
либо на особую ценность того, что автор работы пыта-
ется скрыть, либо на преобразование некоего чуже-
родного
психологического
материала
в
значимый
и
ценный для личности, а также на готовность к разре-
шению
конфликта,
близость
субъекта
к
пережива-
нию пикового опыта);
-
при
его
использовании
непосредственным
наложени-
ем
может
указывать
на
вытеснение
психологическо-
го материала, потребность в уходе от сильных эмоцио-
нальных
переживаний
либо
на
дистанцирование
от
ощущений тела.
Красный цвет
Полярные противоположности красного цвета: рост — разру-
шение.
Позитивные
ключевые
слова:
лидер,
упорство,
созида-
ние, динамичность.
Негативные
ключевые
слова:
физическое
насилие,
не-
терпимость, разрушение [5].
Красный цвет:
- олицетворяет огонь;
- любит всегда быть первым;

256
-
является источником жизненной силы, страсти и же-
лания, стимулирует и согревает;
-
характеризуется
эмоциональностью,
физической
ак-
тивностью,
решительностью,
твердостью
характера
и любовью к жизни;
-
в мандале указывает на наличие энергии преобразо-
вания, которая выступает на поверхность из глубины
психики;
- отвечает за силу эмоциональных и духовных поисков,
за стремление выжить, за волю к трансформации;
-
является
воплощением
страсти,
поскольку
страстно
верит, страстно любит и ненавидит [35];
- в позитивной форме — это вера в себя и высокая само-
оценка. В негативной — непомерная гордыня, «наду-
вание щек»;
- демонстративен, шумен и любит привлекать всеоб-
щее внимание;
- соответствует античному элементу «огонь», холери-
ческому темпераменту, а в категориях времени —
современности.
Красная огненная корона вокруг большинства традици-
онных мандал означает сжигание всего темного и невежест-
венного, фальшивых представлений и ошибочных самооце-
нок. Бросающееся в глаза отсутствие красного цвета в ман-
дале, наоборот, может свидетельствовать о пассивности или
недостатке воли и сил для самореализации. Красный сигнал
боли служит предупреждением от Матери-Природы, по этой
причине в красный цвет окрашены предметы, указывающие
на угрожающую опасность.
Оранжевый цвет
Полярные
противоположности
оранжевого
цвета:
актив-
ность — лень.


2£6
Позитивные
«оранжевые»
ключевые
слова:
общитель-
ность, милосердие, великодушие, справедливость.
Негативные
«оранжевые»
ключевые
слова:
гордыня,
самооправдание, обман.
Оранжевый цвет:
-
ассоциируется
с
закатом
солнца,
осенней
листвой,
августовской луной (Гете пишет, что «оранжевый со-
здает
впечатление
тепла
и
удовлетворенности,
так
как он является тем оттенком огня, который харак-
терен для заходящего солнца»);
- это цвет «укрощенного» огня;
- отвечает за чувство идентичности и положительного
самоутверждения;
- это цвет радости и мудрости;
- стимулирует общительность;
-
связан с эмоциональным здоровьем и мышечной сис-
темой тела;
-
является
важным
энергетическим
источником
для
восприятия новых идей и одновременно дает импульс
для их реализации;
- оказывает значительный омолаживающий эффект;
-
оптимистичен,
благожелателен,
радушен,
отличает-
ся терпимостью и милосердием;
-
олицетворяет
дружеские
отношения,
это
душа
ком-
пании, весельчак и балагур;
-
символизирует
пытливый
ум,
способствует
развитию
интеллектуальных возможностей;
-
дает
возможность
расширить
границы
познания
при
помощи активного творчества;
-
выявляет
события
прошлого,
которые
нуждаются
в
завершении
путем
«переработки»
связанной
с
ними
энергии.
Избыток
оранжевого
может
привести
к
ограниченности
и неподвижности, но поможет вырвать проблему с корнем.

9
Зак. 4285
258
Желтый цвет
Полярные
противоположности
желтого
цвета:
мудрость

глупость.
Позитивные
«желтые»
ключевые
слова:
сообразитель-
ность,
радостное
восприятие
жизни,
оригинальность,
усер-
дие, терпимость, честность, справедливость.
Негативные
«желтые»
ключевые
слова:
язвительность,
невежество,
любовь
к
болтовне,
критичность,
нетерпимость,
склонность к осуждению других, глупость.
Желтый цвет:
- ассоциируется с солнцем, его светом, теплом и пита-
ющей
жизнь
энергией
(Гете
рассматривал
желтый
как ближайший к свету. Он отмечал, что желтый цвет
«в его наивысшей чистоте несет в себе природу ярко-
сти и имеет безмятежный, веселый и слегка экзаль-
тированный характер»);
- по-видимому, благодаря его ассоциации с солнцем мо-
жет символизировать человеческую способность к про-
зрению и пониманию;
- отражает сущность сознания, которое позволяет воз-
вышаться над инстинктом, думать, строить планы и
творить новое;
- в негативном аспекте — фанатик, уверовавший в свою
исключительную миссию установления порядка;
-
исполнен
тепла
и
доброжелательности,
если
только
его не вывести из себя (в этом случае не избежать ед-
ких замечаний и язвительных насмешек);
- символизирует уверенность в себе и высокую само-
оценку (типичные «желтые» вопросы: «Хорош ли я?»,
«Как я вам нравлюсь?»);
- способствует продвижению вперед;
-
очищает
и
обновляет
живительные
силы
орга-
низма.