ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 995
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
231
Реакции
детей,
испытавших
и
не
испытавших
сексу-
ального
насилия,
совершенно
разные.
Дети,
не
перенесшие,
сексуальное
насилие,
проявляют
любопытство,
незнание,
задают вопросы (иногда глупые), дотрагиваются до половых
органов, рассматривают их, нажимают на них и т. д. Они
спрашивают, почему у кукол есть то-то и то-то. Через неко-
торое время интерес угасает.
Арт-терапевтическая методика работы с женщинами, пострадавшими от насилия: методика «Прорыв за один день»,
«Создание метафоры будущего»
«Метафора
—
это
образное
выражение
понятия
или
ситу-
ации в переносном смысле. Она всегда прямо или косвенно
соотнесена
с
действительным
миром,
углубляет
понимание
реальности и ее свойства. Она может быть не только назва-
на, но и изображена» [2].
У
предлагаемой
методики
есть
следующие
особенности.
Во-первых,
задача
ведущего
—
создать
такие
условия
для
участников тренинга, чтобы они сами активно анализирова-
ли ситуацию «как есть» и создавали модель ее развития в бу-
дущем «как будет». Во-вторых, в центре внимания на про-
тяжении всего тренинга находится сам человек с его чув-
ствами
и мыслями. Поэтому так важно создавать условия
для
освобождения
от
внутренних
переживаний,
ограничи-
вающих убеждений, сомнений и страхов, а также условий,
где участницы тренинга обретают способность обучаться но-
вому,
пробовать
новые
формы
поведения,
проявляя
терпи-
мость и принимая чужие мнения в процессе группового об-
суждения.
Моделирование с фольгой в индивидуальной или груп-
повой работе способствует развитию творческого потенциа-
232
ла и позволяет создать новый образ человека и его ситуации.
Скульптура,
созданная
из
фольги
самим
участником
груп
-
пы, является наглядным средством обучения. Методика поз-
воляет совершить прорыв в осознании и понимании ситуа-
ции в личной и деловой жизни с целью определения готов-
ности
к
предстоящим
изменениям
и
их
принятие.
Этапы работы в методике:
Этап
1.
Построение
модели
существующей
ситуации
«как
есть»
и
ее
субъективная
оценка
самой
участницей,
(диагностика
эмоционального
состояния,
диагностика
взаи-
моотношений в семье, с партнером, с детьми или на работе).
Этап 2. Вербализация, «Обсуждение — рассказ».
Этап 3. Внесение изменений в созданную модель и со-
здание модели взаимоотношений «Как будет».
Этап 4. Определение метафоры для будущей жизни.
Область применения:
1) индивидуальное консультирование;
2) групповая работа;
3) семейная психокоррекция.
Форма
проведения
—
интенсивный
однодневный
тре-
нинг. Продолжительность — одна или две арт-терапевтиче
-
ские сессии.
Терапевт
задает
вопрос
или
предлагает
представить:
«Как
может
выглядеть
женщина,
которая
перенесла
наси-
лие, стала жертвой насилия, потеряла работу и т. д.? Вы мо-
жете создать ее образ, используя лист фольги».
Главный центр нашей активности — голова. Отсюда в
виде мыслей начинаются все наши действия, проходя через
два первичных средства выражения — двигательный и де-
ятельный центры. Голова — это центр планирования, конт-
ролирования и мышления. От мыслей и убеждений прихо-
дит
активность
(деятельность)
и
целеустремленность
(дви-
жение).
Каждой участнице раздается по листу фольги размером
30 х 30 см и ведущий (терапевт) показывает, как создается
фигура
человека.
Сначала
делается
голова,
берется
неболь-
шой лист фольги или салфетка, сминается и моделируется
голова (см. рисунок, п. 1, 2).
Затем создаются ноги (см. рисунок, п. 3) — двигатель-
ный центр. Ноги — это та часть тела, которая предназначена
для
стабилизации
равновесия,
поддержки,
утверждения,
укоренения себя в мире. Увеличение нижней половины тела
относительно
верхней
предполагает,
что,
возможно,
мы
хо-
рошо утвердились и чувствуем себя «дома» в этом мире, но
перестали
соприкасаться
с
собственными
глубокими
чувс-
твами, утратили способность к их выражению, как если бы
они
были
заперты
внутри.
Уменьшение
нижней
половины
тела
относительно
верхней
свидетельствует
о
недостаточной
связи
с
землей.
Можно
предположить,
что,
скорее
всего,
основное
внимание
уделяется
тому
эффекту,
который
мы
производим в мире, «тому, как показать себя лицом», а не
прочности
и
стабильности
нашей
позиции.
Можно
вспом-
нить поговорку: «Дурная голова ногам покоя не дает».
После создания ног клиенты переходят к созданию рук
и
полностью
формируют
фигуру
человека.
Центр
деятель-
ности простирается через плечи до кистей и определяет чувс-
тва относительно того, что мы делаем сами, что делают с
нами, а также относительно способности справляться с собс-
твенной
жизнью.
Эта
область
также
представляет
наше
стремление к самовыражению — посредством кистей мы мо-
жем
выразить
сокровенную
творческую
энергию,
посредс-
твом ладоней и рук — разделить свою любовь и поделиться
энергией сердца, а посредством ласки, прикосновений и объ-
ятий — привлечь, удержать или оттолкнуть.
Плечи выражают это на внутреннем уровне — особенно
наши глубоко личные ощущения того, что мы делаем или
234
Рис. 3. Этапы создания скульптуры (образа) из фольги
что с нами делают. Многие ли делают то, что действительно
хочется? Как часто мы хотели бы исправить то, что уже сде-
лано?! А как часто мы терзаемся по поводу того, что должны
сделать?
Когда будет создана вся фигура человека (см. рис. 3,
п. 4, 5, 6), участникам предлагается разместить ее в про-
странстве
листа
размером
А4.
Лист
символизирует
про-
странство ситуации жизни, в которой сейчас находится каж-
дая участница.
Затем из второго листа фольги размером 30 х 30 см мо-
делируется образ партнера или человека, который соверша-
234
ет (совершил) насилие, образ отношений в сложившейся си-
туации, или образ дела (бизнеса) при потере рабочего места
(сокращении, увольнении и т. д.) и отношений с ним (к нему).
На этом этапе наблюдается размещение фигур в про-
странстве листа сидящими или лежащими.
Первый
этап
обсуждения.
Участницы
дают
название
своей скульптуре и коротко рассказывают о ней. Остальные
участники
тренинга
выслушивают
и
высказывают
свое
ви-
дение и понимание данной скульптуры. Возможно, на этом
этапе обсуждения приходит понимание того, что речь идет о
самих авторах — создателях скульптур, и все происходящее
с образом человека и его отношениями с другим образом в
пространстве листа может быть соотнесено с реальным ми-
ром. Затем
каждой участнице предлагается показать (проде-
монстрировать) телесно, то есть повторить состояние создан-
ной ей же фигуры и сказать, что она чувствует в данный мо-
мент, в какой части тела возникает наибольшее напряжение,
о чем она думает и что хочется сделать сейчас.
Ведущий
объясняет,
что
происходило
и
почему
возни-
кали
неприятные
ощущения
в
процессе
демонстрации
(по-
вторения образа фигуры) и в процессе обсуждения. Предла-
гается
рассмотреть
модель,
названную
«Окном
Джогари»,
ведущим поясняется, что каждый человек несет в себе как
бы четыре пространства своей личности.
«Арена» — это то, что известно человеку о самом себе и
что знают о нем другие.
«Видимость», или скрытая область, — это то, что чело-
век знает о себе, но скрывает от других (например, страх пе-
ред чем-то, зависть или жадность).
«Слепая область» — когда другие знают о человеке что-
то, чего он сам не знает и не хочет принять, на что уходит
много жизненных сил и времени.
«Темная область» — это то, что скрыто от самого чело-
века и неизвестно другим, некий «черный ящик», где нахо-
236
дятся
непроявленные
способности
и
потенциальные
возмож-
ности развития.
Узнавая таким образом новое о себе и других участни-
цах, открываясь себе и другим, они получают больше шан-
сов для осознания, понимания, принятия себя в кризисной
ситуации и для принятия решения проблем. В дальнейшем
это
помогает
формированию
внутреннего
решения,
укрепле-
нию правильности этого решения и выхода на новый уро-
вень жизни.
После
этапа
обсуждения
участницы
вносят
изменения
в скульптуру.
Этап
внесения
изменений.
Ведущий
выкладывает
мно-
го листов фольги и других материалов для творческой де-
ятельности и сообщает, что это возможности для внесения
изменений
в
образ
скульптуры.
Предлагается
изменить
все,
что хочется и как хочется. Таким образом, вносятся измене-
ния
в
психоэмоциональное
и
физическое
состояние
участ-
ниц. Собственными руками мы создаем сами себя и соб-
ственные отношения, и можем видеть эти изменения, вли-
ять на них, и затем перенести этот метафорический опыт
создания таких отношений в реальную жизнь. Создается мо-
дель «Как будет».
Второй этап обсуждения. На этом этапе обсуждения да-
ется
новое
название
скульптуре
и
выслушивается
мнение
участниц только о позитивных изменениях, поскольку каж-
дая
участница
по-своему
видит
изменения.
Уточняя
и до-
полняя своим видением и пониманием эти изменения, веду-
щий
помогает
автору
глубже
прочувствовать
происходящее
и поддержать ее в этих изменениях. Затем сама участница
говорит о том, что она хотела привнести в свою жизнь. Таким
образом, создается модель будущей жизни женщины, в ко-
роткий
промежуток
времени
происходит
осознание
и
пони-
мание
произошедшего.
Для
проявления
новых
взаимоотно-
шений в жизни требуется время.
237
АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
И ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ
Поступление в школу и начальный период обучения вызыва-
ют перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка.
Учебная деятельность требует от него определенной степени
подготовленности и в физиологическом, и в социальном от-
ношении.
Наблюдения
физиологов,
психологов
и
педагогов
показывают,
что
среди
первоклассников
есть
дети,
которые
в
силу
индивидуальных
психофизиологических
особенностей
трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь час-
тично справляются (или не справляются вовсе) с режимом
работы и учебной программой [50].
У некоторых детей в связи с обучением в школе возни-
кает
большое
количество
различных
трудностей
и
проблем,
формируются
неадекватные
механизмы
приспособления
к
школе — школьная дезадаптация. Такие дети нуждаются в
психологической помощи.
При
проведении
арт-терапевтических
занятий
в
школе
очень важно, чтобы дети воспринимали занятия с положи-
тельной точки зрения, а не как коррекционные занятия для
отстающих.
Следовательно,
чрезвычайно
важно
то,
каким
образом занятия представляются детям.
Занятия необходимо представлять так:
-
арт-терапевтические
занятия
помогают
улучшить
образ самого себя и укрепить самоуважение (это для
детей);
-
арт-терапевтические
занятия
поднимают
статус
ре-
бенка или детей, о которых идет речь (это для роди-
телей);
-
арт-терапевтические
занятия
позволяют
детям
счи-
тать
занятия
1 ... 17 18 19 20 21 22 23 24 ... 32
частью
обычного
школьного
расписа-
ния (это для учителей).
238
Арт-терапевтические
занятия
рекомендуется
включить
в школьное расписание, чтобы детям они казались частью
«нормальной» школьной жизни.
Детей, которых забирают на индивидуальные или груп-
повые занятия, можно «отбирать» для работы над особым
проектом (который можно потом представить классу или ди-
ректору). Занятие с классом можно представить в виде со-
здания
книги,
ведения
журнала,
индивидуальных
или
сов-
местных проектов, подготовки к выставке или как интерес-
ный способ изучения поставленных вопросов или темы.
Подготовка к проведению занятий
Существует
множество
способов
применения
арт-терапевти
-
ческого подхода, охватывающих целый ряд проблем.
Подготовка
к
проведению
занятий
должна
учитывать
следующие моменты:
1. Необходимо
проводить
работу
с
детьми,
выделяемы-
ми в классе или группе; с детьми, которые замкнуты, уязви-
мы, которых дразнят, которые имеют трудности при обуче-
нии или их выделяют по культурному или половому при-
знаку.
2. Очень
важно помочь детям адаптироваться в период
перехода из начальной школы в среднюю (развитие навыков
и стратегий для того, чтобы справиться с требованиями сред-
ней школы; эмоциональная поддержка).
3. Проводить
занятия с детьми на групповую сплочен-
ность (развитие доверия и навыков работы в команде в раз-
личных
условиях),
на
социальное
взаимодействие
(изменение
Динамики,
социальных
ролей,
освоение
социальных
навы-
ков и выработка взаимоуважения и понимания), на разре-
шение
конфликтов
(помочь
научиться
понимать
конфликт-
ные ситуации).
239
4 . Использование арт-терапии в трудных классах, груп-
пах или при работе с отдельными детьми с различными про-
блемами,
для
развития
навыков
общения
(улучшение
навы-
ков
разговора
и
слушания,
развитие
способности
делиться
опытом, укрепление уверенности в себе).
Формирование групп и групповая работа
Упражнения и занятия по арт-терапии можно проводить ин-
дивидуально, в парах, в маленькой группе или в целом клас-
се.
Вопрос
о
формировании
групп
необходимо
рассматривать
с учетом поставленных целей [50].
При
групповой
работе
следует
принимать
во
внимание
следующие организационные моменты:
1.
Необходимо
решить,
в
какой
форме
будет
проводить-
ся
работа,
при
каких
условиях
занятия
будут
наиболее
эф-
фективными
—
в
индивидуальной,
парной,
групповой
рабо-
те или при работе с целым классом.
2.
Как отнесется ребенок к тому, что его выделили? Даст
ли
это
ему
некоторое
пространство
и
личную
поддержку,
или же он почувствует себя «заклейменным»? Будет ли это
способствовать
укреплению
нежелательного
образа
самого
себя
или
того,
каким
ребенок
кажется
классу?
Возможно,
организация групповой работы будет более подходящей?
3.
С кем выгоднее сгруппировать ребенка, учитывая про-
блемы его поведения, дружбы, социальных навыков или уве-
ренности в себе? Можно ли улучшить мнение ребенка о самом
себе или других о нем, объединив его с «умными» или «хоро-
шими» детьми? Кто поможет ему вырваться из закрепившейся
роли,
завести
новых
друзей,
поработать
с
социальными
на-
выками и быть увиденным в положительном свете?
4.
Необходимо
решить
вопрос
о
месте
проведения
заня-
тий. Стоит ли проводить занятия в классной комнате или