ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 990
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
240
лучше выделить «особое место» для встреч? Даст ли детям
встреча вне классной комнаты время и пространство, шанс
«измениться» или оно их еще больше отдалит?
5. Необходимо
определить
наиболее
подходящее
время
и длительность занятий.
6. Необходимо
решить,
нужно
ли
выделять
время
для
преподавателей, чтобы поговорить с ними о развитии и ре-
зультатах
занятий,
чтобы
укрепить
результаты
и перенести
их в классную комнату, в другие классы или за пределы
класса.
Из-за того, что занятия часто организовываются вслед-
ствие возникающих проблем с поведением, их легко пред-
ставить
в
негативном
свете.
(Например,
«Мы
организовали
эти занятия, потому что вы не умеете работать вместе», или
«из-за вашего поведения» или «потому что вы не знаете, как
говорить и высказывать свое мнение».)
Занятия нужно представлять словами, которые:
- помогают улучшить образ самого себя и укрепить са-
моуважение;
- поднимают статус ребенка или детей, о которых идет
речь;
- позволяют детям считать занятия частью обычного
школьного расписания.
Арт-терапевтические
занятия
и
упражнения,
таким
об-
разом, можно подстроить под расписание, чтобы они каза-
лись
детям
частью
«нормальной»
школьной
жизни.
Изуча-
емый предмет может стать темой занятий или фоном для ра-
боты,
поскольку
цели
занятий
в
данном
случае
являются
главнее расписания.
Детей, которых забирают на индивидуальные или груп-
повые занятия, можно «отбирать» для работы над особым
проектом (его можно потом представить классу или дирек-
тору).
Занятие с классом можно представить в виде создания
книги,
ведения
журнала,
индивидуальных
или
совместных
проектов, подготовки к выставке или как интересный спо-
соб изучения поставленных вопросов или темы.
Формы регистрации и обратной связи при арт-терапевтической работе
Ведение документации необходимо для «отчетности» и оцен-
ки
работы
арт-терапевта,
для
динамического
анализа
пси
-
хокоррекционного
процесса,
позволяющего
принимать
те
или
иные
решения,
связанные
с
проведением
индивидуаль-
ных и групповых занятий с детьми.
Рекомендуются следующие виды документации:
1.
Журнал
групповых
арт-терапевтических
занятий,
включающий:
- ФИО участников;
- дату и время сессии, номер сессии по счету;
- цель занятия;
- тему, используемые упражнения, задания;
- общую атмосферу в группе в начале, в середине, в кон-
це
сессии,
общий
характер
взаимодействия,
ощуще-
ния ведущего;
- то, что происходило в группе, как вели себя отдель-
ные участники (что делали, как участвовали в обсуж-
дении);
-
каково было участие арт-терапевта в работе группы;
- итоги сессии, план дальнейшей работы.
2.
Дневник наблюдений за детьми, в котором можно от-
ражать вопросы, возникающие у детей во время занятий, и
фиксировать
результаты
изменений
в
восприятии
детей,
их
ощущения самих себя и по отношению к школьному окру-
жению.
242
Друг
ое
Доп
ол
н
и
те
л
ьн
ая
и
н
фор
м
ац
и
я
и
л
и
к
ом
м
ен
тар
и
и
Посл
е
До
В
от
де
-
л
ьн
ы
х
ас
п
ек
тах
В
ц
ел
ом
Пар
ам
ет
ры
о
ц
ен
к
и
Яв
л
яю
тс
я
л
и
з
ан
ят
и
я
п
ол
ож
и
те
л
ьн
ы
м
оп
ы
том
?
—
к
ак
р
ебе
н
ок
жд
ет
и
х?
—
к
ак
о
н
/о
н
а
го
вор
и
т
о
н
и
х?
—
в
к
ак
ом
с
ос
тоя
н
и
и
о
н
/о
н
а
н
ахо
ди
тс
я
ср
аз
у
п
ос
л
е
н
и
х?
Е
ст
ь
л
и
в
и
ди
м
ы
е
и
зм
ен
ен
и
я
в
ув
ер
ен
-
н
ос
ти
р
ебе
н
к
а?
Е
ст
ь
л
и
в
и
ди
м
ы
е
и
зм
ен
ен
и
я
в
ур
ов
н
е
сот
руд
н
и
ч
ес
тв
а
ре
бе
н
к
а?
Зам
ет
и
л
и
л
и
в
ы
и
зм
ен
ен
и
я
р
ол
и
и
л
и
ст
ат
ус
а
ре
бе
н
к
а
в
к
л
ас
се
?
Е
ст
ь
л
и
в
и
ди
м
ы
е
и
зм
ен
ен
и
я
в
др
ужбе
ре
бе
н
к
а?
Зам
ет
и
л
и
л
и
в
ы
и
зм
ен
ен
и
я
в
об
ще
н
и
и
ре
бе
н
к
а
с
др
уг
и
м
и
?
242
3. Листок наблюдений — классные учителя ведут за-
пись
об
отдельных
детях,
забираемых
на
арт-терапевтиче-
ские занятия (см. табл. 3). Наблюдение классных учителей
может служить основой для пересмотра тактики ведения за-
нятий.
Также
может
оказаться
полезным
проведение
интервью,
обсуждения и консультации с преподавателями, детьми и ро-
дителями для получения обратной связи.
Основные принципы арт-терапевтических упражнений
Упражнения
по
арт-терапии
служат
инструментом
для
изу-
чения чувств, идей и событий, развития межличностных на-
выков и отношений, укрепления самооценки и уверенности,
а также создания более уверенного образа себя [58].
Особенностями арт-терапевтического подхода являются:
1. Безоценочное
восприятие
всех
работ:
в
арт-терапии
нет «правильного» или «неправильного», и это нужно четко
объяснить.
Детям
нужно
чувствовать
себя
в
безопасности,
знать, что создание образов — это способ передачи своего
опыта, мыслей и чувств и что их не будут оценивать.
2. Дети
являются
своего
рода
экспертами.
Упражнения
созданы таким образом, что отправная точка — опыт каждо-
го ребенка. В этом смысле дети — «эксперты» в отношении
своих работ.
3. Важен вклад каждого из детей, он важен и уникален.
Все работы нужно рассматривать с равным уважением, вне
зависимости от профессионализма.
4. Сохранение
тайны
необходимо,
поскольку
упражне-
ния,
возможно,
задействуют
личный
уровень.
Детские
тай-
ны нужно охранять.
5. Рассказ о своей работе. Условия для рассказа и об-
суждения работы ребенка не должны быть директивными.
244
Нельзя интерпретировать работу ребенка (это может делать
только сам автор, по желанию), детей нельзя заставлять рас-
крывать больше, чем они того желают.
6. Основные правила. При работе с парой, группой или
всем классом желательно установить основные правила. Их
нужно выполнять с взаимным уважением, ценя вклад каж-
дого, чтобы окружающая среда была безопасной, чтобы все
дети хорошо себя чувствовали.
Примерный список основных правил:
1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего.
3. Уважать мнение друг друга.
4. Не
обязательно принимать активное участие в заня-
тии, если не хочется.
5. Все должны чувствовать себя комфортно.
6. Все
сказанное на занятии должно оставаться конфи-
денциальным — если иного решения не было принято.
Процесс и продукт. Хотя метод арт-терапии делает ак-
цент на процессе создания образа, столь же важным являет-
ся и сам продукт творчества, который помогает ребенку по-
чувствовать законченность процесса и уверенность в себе.
Способы
работы.
Упражнения
можно
строить
по-разно-
му. Они могут быть с высокой или с невысокой степенью
структурированности.
Способ
работы
определяется
уверен-
ностью и отношением детей, но, прежде всего, поставленны-
ми целями. Например, при работе с классом для развития
сотрудничества
может
потребоваться
высокоструктуриро-
ванный подход, чтобы каждый ребенок знал, что от него тре-
буется и как это соотносится с целым.
Способы хранения работ. Необходимо найти способ со-
хранять работы ребенка, поскольку он гордится ими. Суще-
ствует
множество
способов:
это,
например,
особые
папки,
книга или журнал, выставки (которые можно делать инди-
видуально или совместно).
245
Как
оказалось,
метод
арт-терапии
наиболее
подходит
для работы с детьми и подростками. Это превосходный ме-
тод работы с детьми с различными способностями и в груп-
пах с их смешанным уровнем, поскольку он позволяет каж-
1 ... 18 19 20 21 22 23 24 25 ... 32
дому ребенку действовать на собственном уровне и быть оце-
ненным за свой вклад.
Этот метод может быть применен для развития навыков
общения и является идеальным инструментом для повыше-
ния самооценки и укрепления уверенности в себе (и то и дру-
гое лежат в основе желания учеников «рисковать» в процес-
се обучения, делать ошибки и пробовать новое).
Его можно использовать для развития командного пове-
дения и групповой сплоченности, он может помочь ребенку
выразить то, для чего у него не находится слов, или то, что
он не может озвучить. И это доставляет удовольствие!
Существует
множество
способов
применения
арт-тера-
певтического подхода, целый ряд проблем. То, как его при-
менять,
определяется
условиями,
обстоятельствами
и
про-
блемами. Важно отвести время на то, чтобы «вскрыть» про-
блемы, выделить цели и организовать занятия в соответствии
с ними.
Вот несколько примеров того, в каких случаях можно
применять
арт-терапию
при
работе
с
детьми,
особенно
со
школьниками:
1. Работа
с детьми, выделяемыми в классе или группе
(повышение
самооценки,
укрепление
уверенности
в
себе
де-
тей,
которые
замкнуты,
уязвимы,
которых
дразнят,
кото-
рые отстают в учебе, имеют трудности при обучении или их
выделяют по культурному или половому признаку).
2. Переход
из
начальной
школы
в
среднюю
(развитие
навыков и стратегий для того, чтобы справиться с требова-
ниями средней школы; эмоциональная поддержка).
3. Групповая
сплоченность
(развитие
доверия
и
навы-
ков работы в команде в различных условиях).
246
4.
Устранение проблем (использование арт-терапии в труд-
ных классах, группах или при работе с отдельными детьми
и их различными проблемами).
5. Социальное
взаимодействие
(изменение
динамики,
социальных ролей, освоение социальных навыков и выработ-
ка взаимоуважения и понимания; работа с группами детей,
по различным проблемам).
6. Разрешение
конфликтов
(помочь
научиться
пони-
мать конфликтные ситуации).
7. Навыки
общения
(улучшение
навыков
разговора
и
слушания,
развитие
способности
делиться
опытом,
укрепле-
ние уверенности в себе).
АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ «ГРУППЫ РИСКА»
Семья представляет собой особую социальную группу, взаи-
модействия в которой подчинены строгим социальным зако-
номерностям,
нарушение
которых
может
привести
к
семей-
ному неблагополучию.
К
семьям
«группы
риска»
относятся
малообеспеченные
семьи
с
избыточной
иждивенческой
нагрузкой,
неблагопо-
лучные семьи с различными формами зависимости, а также
семьи с нестабильным образом жизни, для которых харак-
терно постоянное нарастание кризисных явлений [38].
Интегративная арт-терапия в работе с детско-родительскими группами
Основной целью работы с семьями является коррекция на-
рушенных
межличностных
отношений
между
родителями
и
детьми,
а
также
повышение
их
социальной
адаптации.
Задачи интегративной арт-терапии:
1)
формирование
позитивного
самовосприятия
и
вос-
приятия других людей;
247
2)
повышение уровня осознанности в эмоциональной и
поведенческой сферах;
3)
пробуждение
творческого
потенциала,
способности
по-новому,
нестандартно
видеть
жизненные
ситуации
и
раз-
решать затруднения;
4)
наиболее
полное
самовыражение
личности
посред-
ством семейного творчества;
5)
коррекция внутрисемейных отношений;
6)
повышение адаптации семьи за счет гармонизации
внутрисемейных отношений.
Продолжительность
групповых
занятий
в
детско-роди-
тельских группах зависит от возраста детей. Так, для групп
с детьми 4-6 лет занятие длится 45-60 минут, а с детьми 7-
14 лет — 90-120 минут.
В каждой группе может участвовать от 1 0 до 1 2 человек.
Длительность
курса
в
детско-родительских
группах
состав-
ляет 1 2 практических занятий (дв а раза в неделю).
Вариант
курса
занятий
в
детско-родительских
группах
см. в Приложении 5 .
Психокоррекционные
детско-родительские
группы
обя-
зательно должны быть закрытыми, то есть после первого за-
нятия новые участники в группу не допускаются.
Песочная терапия в работе с семьями
Последние
3 0
лет
семейная
игровая
терапия
развивалась
стремительно.
Росло
и
признание
креативных
арт-терапев-
тических подходов, в связи с чем их интеграция в семейную
психотерапию представляется вполне естественной.
Поскольку игра с песочницей часто носит невербальный
характер
и
не
требует
наличия
художественных
способно-
стей,
она
является
очень
удобным
инструментом
для
работы
с семьями. Дети и взрослые чувствуют себя на равных. Со-
248
противление со стороны некоторых участников игры имеет
большое
диагностическое
значение.
Оно
является
свидетель-
ством того, что у членов семьи есть гораздо более серьезные
психологические
проблемы,
чем
это
может
показаться
на
первый
взгляд.
Лица,
отягощенные
определенной
психиче-
ской патологией (в
частности,
расстройствами
питания,
вя-
лотекущей
шизофренией,
перенесшие
сексуальное
насилие
и т. д.), испытывают страх перед игрой с песочницей, что от-
ражает
их
неспособность
к
переживанию
состояния
психи-
ческого регресса. Все это следует учитывать при использова-
нии техники игры с песочницей.
Песочная
терапия
была
разработана
представительни-
цей
юнгианского
анализа
Дорой
Кальфф.
Первоначально
она использовала этот метод, работая с детьми, затем посте-
пенно перенесла его в работу со взрослыми. Имеется опреде-
ленный
опыт
применения
песочной
психотерапии
в
работе
с группами, парами и семьями.
Для проведения песочной терапии требуются два ящи-
ка с песком и набор миниатюрных фигурок. Для игры не
нужны
никакие
художественные
способности
или
навыки.
В некоторых случаях игра в песочнице имеет сугубо невер-
бальный характер. Тем не менее психолог должен хорошо
понимать
закономерности
и
динамику
творческого
процесса
и иметь серьезную теоретическую базу в области психологии
символической
экспрессии,
арт-терапии,
драмотерапии
и
иных психотерапевтических подходов.
Песочная
терапия
основана
на
символической
экспрес-
сии.
Для
понимания
ее
закономерностей
юнгианский
ана-
лиз
не
является
единственно
возможным
подходом,
по-
скольку
классический
психоанализ
также
оперирует
поня-
тием символической экспрессии. Техника игры с песочницей
может быть использована специалистами с различной теоре-
тической ориентацией. Для психолога и клиента каждая из