Файл: 1. экономические проблемы развития здравоохранения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 250

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Заемные источники финансирования в некоммерческих организациях оцениваются аналогично заемным средствам в коммерческих предприятиях и измеряются размерами банковского процента или доходной ставкой по облигациям. Однако существует два принципиальных отличия цены заемных средств некоммерческих организаций, которые следуют из специфики деятельности данных предприятий.

Муниципальными облигациями называют облигации, выпускаемые для финансирования деятельности некоммерческих предприятий муниципальными органами власти и собственно некоммерческими организациями (больницами, медицинскими центрами и т. п.). В России использование муниципальных облигаций как источника заемного финансирования некоммерческих организаций еще не получило распространения, как за рубежом. Однако в перспективе данный источник финансирования, несомненно, получит не меньшую популярность в России, чем в западных странах.

Собственные источники финансирования некоммерческих организаций в отличие от коммерческих предприятий объединяют доходы от основной неприбыльной деятельности и дополнительных предпринимательских доходов. В отличие от коммерческих предприятий доходы некоммерческих организаций, согласно ГК РФ, не могут быть распределены между участниками. Другими словами, учредители, управленцы и другие заинтересованные лица не могут получать доходы на вложенный в некоммерческую организацию капитал. Таким образом, некоммерческие организации ограничены в возможностях использования собственного капитала, и цена собственного капитала некоммерческой организации не может быть оценена с помощью дивидендов на вложенный капитал, как в коммерческом предприятии.

1. ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ

Экономика здравоохранения это отраслевая экономическая наука, которая изучает действие экономических законов в конкретных условиях производства и потребления медицинских услуг, а также условия и факторы, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение потребностей общества в медицинском обслуживании и охране здоровья населения при определенном уровне ресурсов.

Предмет экономики здравоохранения определяется областью и содержанием, методами и формами экономической деятельности, непосредственно связанной с охраной здоровья, выполнением соответствующих функций. Предметом экономики здравоохранения являются экономические отношения, объективно складывающиеся и возникающие в процессе оказания медицинской помощи, то есть медицинской профессиональной деятельности.


Всемирная организация здравоохранения следующим образом определяет цели экономики здравоохранения: — квантование организации и финансирования служб здравоохранения; — определение эффективности распределения и использования ресурсов; — анализ влияния работы служб здравоохранения профилактического, терапевтического и реабилитационного профиля на индивидуальную и нац. производительность.

Объектом исследований экономики здравоохранения являются экономические отношения в сфере здравоохранения. Основные задачи экономики здравоохранения: - определение роли и места здравоохранения в системе общественного производства; - расчет объема экономических ресурсов здравоохранения и их эффективное использование; - изучение тенденций в изменении структуры здравоохранения; - расчет и оценка экономической эффективности лечебно диагностической и профилактической работы учреждений здравоохранения; - оценка экономической эффективности новых организационных форм обеспечения медицинской помощи населению (стационарозамещающие технологии, диагностические центры и др.); - экономическое обоснование новых организационных форм медицинской деятельности; - разработка и оценка эффективных форм оплаты труда медицинских работников; - расчет нормативов деятельности специалистов, включая определение оптимального соотношения медицинских работников (врач и средний медицинский работник, врачи и работники немедицинских специальностей); - подготовка врачей в области экономики и формирования системы подготовки экономистов в сфере здравоохранения. Экономика здравоохранения использует широкий спектр методов познания.

Современное здравоохранение предполагает постановку и решение самых разнообразных задач, связанных с планированием, обоснованием и реализацией мероприятий по улучшению здоровья населения, повышением качества медицинского обслуживания, оптимизацией производимых в здравоохранении затрат. В соответствии с этим, чрезвычайно разнообразно и методическое оснащение экономических разделов организации здравоохранения. Как и во всех остальных отраслях экономики, в здравоохранении применяются практически все методы, предлагаемые прикладной математикой, включая теорию стратегических игр, математическую статистику, экономический анализ производственных функций, построение баланса межотраслевых связей и т.д.
2. МЕСТО МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ ПОНЯТИЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ



В рыночной экономике понятие менеджмента занимает существенное место.

Менеджмент (от англ. управление, заведование, организация) – управление производством; совокупность принципов, методов, разработанных с целью повышения эффективности производства и увлечения прибыли.

Другое понятие менеджмента: менеджмент- умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, работающих в организации.

Однако термин менеджмент применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в позднее время его стали применять и в отношении непредпринимательских организаций. Этот термин обычно не употребляют для обозначения государственного или общественного управления.

Особое место менеджмента в системе понятий рыночной экономики обусловлено тем, что именно он должен обеспечить связанность, интеграцию производственных, экономических процессов, внутренние ресурсы и внешнюю среду, усиливать адаптивность, конкурентоспособность бизнеса. Знания основ менеджмента, методов построения организации, принятия решений - залог эффективной работы организации. Стержнем новой философии управления стало признание ключевой роли менеджера в организации, его социальной ответственности перед обществом.
3. ПРЕДПРИЯТИЕ – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

В развитой рыночной экономике действует три ведущих хозяйствующих субъекта: домохозяйство, предприятие и государство, которое выступает в качестве коллективного предпринимателя. Основными хозяйствующими субъектами, которые сосредоточивают в своей собственности большую часть общественного капитала (имущества), являются предприятия.

Под предприятием понимается самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Именно на предприятии протекает процесс производства продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Предприятие предоставляет рабочие места, выплачивает заработную плату и путем выплаты налогов участвует в осуществлении государственных социальных программ. Предприятие в условиях рыночной экономики самостоятельно осуществляет свою деятельность, само определяет организационно-правовую форму, ассортимент и объемы производства продукции, выбирает контрагентов, с которыми будет сотрудничать, решает вопросы оплаты труда, ценообразования, распоряжается полученной прибылью, оставшейся после уплаты налогов. Обладая самостоятельностью, предприятие в условиях рынка несет полную материальную ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности, отвечает за нарушение договорных, кредитных, налоговых обязательств и иных правил, предусмотренных законодательством.


На эффективность работы предприятия в условиях рыночной экономики влияют самые разнообразные факторы. В зависимости от направленности действия их можно объединить в две группы: позитивные и негативные. В зависимости от места возникновения все факторы классифицируют как внутренние и внешние. К внутренним факторам, от которых зависит деятельность предприятия, относятся личность руководителя, а также способность его команды управлять предприятием в условиях рынка: инвестиционная и инновационная политика предприятия, совершенствование организации производства и труда, управления предприятием, создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе и др. Эффективность работы предприятия в условиях рынка в значительной степени зависит от внешних факторов, которые можно классифицировать по группам, связанным: - с изменением конъюнктуры внутреннего и мирового рынка. В основном это проявляется в изменении спроса, предложения, колебании цеп; - с изменением политической обстановки как внутри страны, так и в международном масштабе: - с инфляционными процессами; - с деятельностью государства. В современных условиях именно от государства зависит эффективность деятельности предприятий. Это, прежде всего, создание цивилизованного рынка и правят игры на этом рынке (то есть создание правовой основы), обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, защита конкуренции, разработка и организация выполнения хозяйственного законодательства.

Необходимо отметить, что в условиях рыночной экономики, при существовании жесткой конкуренции и возникновении порой непредсказуемых ситуаций, предприятия постоянно подвергаются риску, связанному с их производственной и коммерческой деятельностью. Наличие риска заставляет производителя экономить финансовые и материальные ресурсы, осуществлять постоянный поиск наиболее эффективных коммерческих сделок, новых проектов и т.д. Таким образом, существование риска является постоянным и сильнодействующим фактором, повышающим эффективность деятельности предприятия.
4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МИРОВОЙ ЭВОЛЮЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Рассматривая развитие теории и практики управления, выделяют несколько исторических периодов: I. Древний период 9-7 тыс. лет до н. а, примерно до XVITI в. II. Индустриальный период (1776-1890 гг.). III. Период систематизации (1856-1960 гг.). IV. Информационный период (1960 г. - по настоящее время).


Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество но крупицам тысячелетиями накапливало опыт управления. Управление в той или иной форме бытовало всегда там. где люди осуществляли совместную деятельность. Даже в самых древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность группы (сбор пищи, строительство жилья, защита и т. п.). Примерно в 9-7 тыс. до н. э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (сбор плодов, охота и т. п.) к производящей экономике (производство продуктов). Это событие явилось точкой отсчета зарождения нового вида специфической деятельности - управления. В Древнем Египте (3000-2800 гг. до н. э.) был накоплен богатый опыт управления государственным хозяйством. Сформировался достаточно развитый для того времени государственный аппарат и структура по его обслуживанию (чиновники-писцы и т. п.). Индустриальный период ознаменован появлением трудов А. Смита, который проанализировал различные формы разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства; Р. Оуэна, провозгласившего гуманизацию управления производством, необходимость обучения, улучшение условий труда. По сути, то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции в XIX в.

Выделяют несколько этапов становления науки управления, которые отражают систему взглядов в определенный период времени. 1. Подход с позиций различных научных школ: - школа научного управления. Основоположник - Ф. Тейлор сформулировал основные принципы управления предприятием в своем главном труде "Принципы научного менеджмента" (1911 г.); - административная школа. Основоположник А. Файоль первым предложил формальное описание работы управляющих в организации по их функциональным признакам. М. Вебер создал классическую теорию бюрократии, ввел понятия "власти" и "авторитета"; - школа человеческих отношений (1930-е гг.). Э. Мэйо и его единомышленники в качестве основного фактора производительности рассматривали человеческий фактор, подчеркивая важность не только личностных характеристик индивида, но и взаимоотношений в группе (групповая динамика). Позднее (1950-е) на базе этой школы была создана школа поведенческих наук (А. Маслоу, Мак-Грегор и др.), основной вклад которой состоял в разработке и обосновании мотивационных теорий; - количественный подход к принятию управленческих решений опирается на инженерные науки, математику, статистику и позволяет использовать количественные модели, методы и критерии оценки при принятии управленческих решений. 2. Процессный подход рассматривает управление как процесс, объединяющий основные функции менеджмента в серию непрерывных взаимосвязанных действий. 3. Системный подход к управлению сформулировал понятие внешней Среды предприятия и значение анализа внешней среды для предприятия. 4. Ситуационный подход пытается увязать конкретные методы, технологии с конкретными ситуациями для достижения целей предприятия при рациональном использовании ресурсов, предполагает анализ ситуационных переменных. 5. Новые подходы к управлению. Каждая научная школа / научный подход, решая актуальные для своего времени проблемы, формулировали принципы управления, большая часть которых применяется и сегодня. Многие принципы имеют универсальный характер, но эффективность их применения будет зависеть от профессионализма менеджеров в оценке конкретной ситуации.