Файл: Аддиктивное поведение в детскомолодежной среде проблемы, профилактика учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 790

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

238
Формы выбора проблемы могут быть самыми разнообразными:
•«мозговой штурм», в ходе которого может быть названо множество различных вариантов, а затем проведено рейтинговое голосование участников будущего проекта;
•конкурс кратких планов, когда отдельные группы составляют планы возможной деятельности, а в ходе общего обсуждения выбирается наиболее интересный или создается новый, включающий самые удачные элементы из рассмотренных;
•анализ социальной ситуации, на основе которого делается вывод о наиболее острой проблеме;
•изучение документов (в том числе материалов средств массовой информации, нормативных актов, научных статей, рефератов, статистических данных).
Несомненно, проблема зависимости от ПАВ и возникающих в связи с ней проблем (распространение ВИЧ-инфекции, преступности и др.) являются общечеловеческими, глобальными проблемами современности.

Основные задачи
Ожидаемые результаты
1 Сформулировать социальную проблему (или проблемы), в решении которой может принять участие молодежный клуб, региональное отделение детской организации.
Четкая формулировка проблемы (или нескольких проблем).
2 Определить причины существования данной социальной проблемы.
Перечень причин появления проблемы.
ШАГ №3. Определение целей и задач социального проекта.

Основные задачи
Ожидаемые результаты
1 Определить «аудиторию» проекта, т.е. ту социальную группу, которая является носителем данной социальной проблемы и на которую будет направлен социальный проект.
Список лиц и организаций, носителей проблемы, с которыми будет проходить основное взаимодействие в рамках реализации проекта.
2 Сформулировать основную цель социального проекта.
Четкая формулировка цели проекта
3 В соответствии с определенной целью сформулировать конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению социальной проблемы.
Перечень конкретных задач, решение которых приведет к достижению поставленной цели.
ШАГ №4. Изучение реальных возможностей своей проектной группы.

Основные задачи
Ожидаемые результаты
1 Изучить возможности инициативной группы (молодежной организации,
Представление о возможностях группы
(организации, команды волонтеров, молодежного


239 клуба и т.д.). клуба) в реализации социального проекта.
2 Изучить возможности своей команды, которая непосредственно будет заниматься реализацией проекта.
Точное представление о возможностях своей команды, которая решила осуществлять данный проект.
3 Распределение ролей
Список ответственных лиц и исполнителей
ШАГ №5. Составление детального плана работы.
План должен быть четким, ясным и реалистичным, он не должен быть навязан руководителем проекта.

Основные задачи
Ожидаемые результаты
1 Определить перечень основных мероприятий по осуществлению цели и задач проекта.
Письменно оформленный документ — план работы.
2 Установить время проведения как подготовительных, так и основных мероприятий проекта.
Точный график выполнения плана.
3 Определить ответственных за каждый пункт плана.
Список ответственных за реализацию каждого пункта плана.
Определить необходимые ресурсы и источники их получения.
Перечень необходимых ресурсов и источников их получения.
ШАГ №6. Составление рабочего графика по реализации всех пунктов
плана.
Рабочий график это конкретизация и детализация первоначально составленного общего плана действий

1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   37

Основные задачи
Ожидаемые результаты
1 Составить график выполнения всех пунктов плана.
Письменно оформленный график работ.
ШАГ №7. Определение обязанностей и их распределение в проектной
группе.
Содержание каждой обязанности следует описать ясно и четко, чтобы каждому были понятны требуемые от него действия.

Основные задачи
Ожидаемые результаты
1 Продумать обязанности, необходимые для реализации плана.
Перечень обязанностей.
2 Описать основное содержание каждой обязанности.
Описание обязанностей.
3 Распределить обязанности между членами команды, которые будут непосредственно заниматься реализацией проекта.
Список членов команды с указанием обязанностей каждого.

240
ШАГ №8. Определение необходимых ресурсов и источников их
финансирования.

Основные задачи
Ожидаемые результаты
1 Составить список необходимых ресурсов (материальных, финансовых и людских).
Список необходимых ресурсов.
2 Определить объем необходимых ресурсов.
Перечень ресурсов с указанием объема.
3 Составить список источников получения ресурсов.
Список источников получения каждого вида ресурса.
ШАГ №9. Составления бюджета проекта.

Основные задачи
Ожидаемые результаты
1 Определить источники поступления денежных средств (инвестиции).
Конкретный перечень источников доходов с указанием сумм по каждому из них.
2 Составить список предстоящих расходов.
Перечень предполагаемых расходов с указанием их величины.
3 Определить разницу между доходами и расходами.
Рассчитать величину дефицита (недостатка денежных средств) или профицита (превышение доходов над расходами).
ШАГ №10. Разработка системы оценки эффективности работы над
проектом.

Основные задачи
Ожидаемые результаты
1 Определить основные критерии, подлежащие оценке.
Перечень основных оцениваемых критериев.
2 Описать показатели оценки каждого критерия.
Перечень показателей.
3 Описать способы оценки каждого показателя.
Перечень способов оценки.
ШАГ №11. Обучение членов проектной группы необходимым
навыкам и умениям.

Основные задачи
Ожидаемые результаты
1 Разъяснить обязанности каждого участника проекта.
Понимание своих обязанностей каждым участником проекта.
2 Обучить членов команды, работающих над реализацией проекта.
Наличие необходимых знаний и сформированных компетенций.
ШАГ №12. Формирование общественного мнения в местном
сообществе.

Основные задачи
Ожидаемые результаты
1 Продумать систему мероприятий по Продуманная система мероприятий.


241 созданию благоприятной среды для реализации социального проекта..
2 Информирование общественности о предстоящем проекте всеми доступными способами.
Понимание общественностью и соответствующими органами сути предлагаемого проекта.
II раздел: реализация разработанного социального проекта силами самой инициативной группы.
Типичные ошибки при реализации проекта:

Переоценка своих сил и возможностей организации;

Отсутствие информации.

Отсутствие реальных источников материально-технического обеспечения и финансирования предложенного социального проекта.
ШАГ №13. Составление деловых предложений по разработанному
проекту.

Основные задачи
Ожидаемые результаты
1 Пересмотр составленного плана с учетом социальной ситуации.
Окончательная редакция плана реализации проекта.
2 Составление краткого резюме о проекте.
Текст резюме о проекте.
3 Составление предложений по совместной реализации проекта различным организациям.
Варианты предложений о совместной деятельности.
4 Составление текста договора о совместной деятельности.
Варианты договора.
ШАГ №14. Поиск делового партнера для реализации проекта.

Основные задачи
Ожидаемые результаты
1 Определение списка организаций и лиц, способных помочь в реализации проекта.
Список организаций и лиц.
2 Сбор информации о предполагаемых деловых партнерах.
Информация о деловых партнерах.
3 Установление адресов, телефонов, предполагаемой даты переговоров.
Подробная информация.
ШАГ №15. Проведение официальных переговоров с реальными
партнерами.

Основные задачи
Ожидаемые результаты
1 Определение долевого участия каждого партнера в реализации проекта.
Текст договора (устная договоренность).
2 Подписать договор о сотрудничестве. Подписанный текст договора.

242
ШАГ №16. Получение необходимых ресурсов.
ШАГ №17. Проведение плановых мероприятий.
ШАГ №18. Контроль и оценка выполнения плана.
ШАГ №19. Корректировка реализации проекта.
III раздел: подведение итогов работы над социальным проектом.
ШАГ №20. Анализ результатов работы по проекту.
Обязательным является анализ соответствия поставленной цели и достигнутых результатов
ШАГ №21. Информирование общественности о результатах
реализации проекта.
Три звена модели социального проектирования
Еще одна модель социального проектирования, включающая в себя три основных звена:
•социальную пробу (вид взаимодействия, в ходе которого подросток получает и усваивает информацию о социальных объектах и явлениях);
•социальную практику (процесс освоения социальных навыков и познания сущностной стороны социальной действительности);
•социальный проект (создание нового общественно значимого продукта).
Устанавливается, что эти элементы могут существовать как взаимодополняющие виды деятельности или как самостоятельные и завершенные, в зависимости от целей и содержания деятельности.
Социальная проба подразумевает следующие этапы: выбор темы, определение цели работы, разработка плана сбора информации, формирование групп, практические действия, анализ полученной информации, групповое обсуждение. В данном случае на первый план выступает теоретический аспект проектирования.
Социальная практика включает в себя следующие элементы: выбор объекта, определение цели, выбор социального учреждения, формирование групп, практическая часть (действия), оформление результатов (в виде дневника проекта), презентация, групповое обсуждение. Целью данной формы работы является отработка в практической деятельности навыков, полученных в ходе учебы, прежде всего это касается навыков социального взаимодействия.
Социальный проект состоит из таких ступеней, как: выявление трудности, тема проекта, гипотеза, план действий, формирование групп, определение
«точек самостоятельности» и «точек сотрудничества», практическая деятельность, оформление результатов, презентация, групповое обсуждение.


243
Воспитательный характер социального проектирования
Проектная деятельность в основной школе может не только выходить за рамки определенных предметов, но и распространяться на систему воспитательной работы.
В связи с тем, что подростковый возраст представляется особенно важным для формирования у человека ценностных ориентиров, личностного самоопределения, поведенческих стереотипов, профессиональной ориентации, психологической устойчивости к внешнему воздействию, на данном этапе возрастает роль воспитательного воздействия. Социальное проектирование дает в этом направлении наиболее действенную и эффективную методику работы школы, способствуя формированию активной жизненной позиции, позитивных социальных ориентиров, гражданской ответственности, умений коллективного взаимодействия.
В старшем школьном возрасте возрастает стремление к самообразованию, выходу за пределы школьной программы. Учебные действия могут перерастать в методы научного познания, способствуя развитию элементов исследовательской работы. В этом возрасте укрепляются мотивы гражданского долга, общественной полезности. Старшеклассник при постановке своих целей учится исходить из планов индивидуального самоопределения, а также социальной значимости целей, предвидения социальных последствий своих поступков. Поэтому для старшеклассников проектирование переходит с уровня коллективного взаимодействия при решении общественной проблемы на позицию нахождения и четкого определения своей индивидуальной роли в социальном проекте. Это значит, что в данном возрасте при организации проекта следует обращать внимание на распределение ролей в группе и умение сохранить баланс между индивидуальным и коллективным. Поэтому в старшей школе проектная деятельность может проводиться с использованием на подготовительном этапе разработки старшеклассниками индивидуальных проектов, из которых на основе конкурса будет выбираться наиболее удачный для выполнения в группе. Особое внимание на данной ступени образования необходимо обратить на обсуждение итогов проектной работы.
Старшеклассники в большей степени владеют методами анализа и рефлексии, что позволяет вывести проектную работу на уровень осмысления проблем и путей их решения, поэтому проекты становятся более глубоко осмысленными, по сравнению с основной школой.
Модель изменения поведения ИМПР (информация, мотивация,
поведенческие навыки, ресурсы)
В настоящее время одной из теоретических основ для разработки социальных проектов по принципу «равный – равному» является модель изменения поведения ИМПР (информация, мотивация, поведенческие навыки, ресурсы). Эта модель рассматривает четыре основных фактора, влияющих на выбор рискованного или нерискованного поведения: информация («что?»), мотивация («почему?»), поведенческие навыки («как?») и ресурсы («где?»).