Файл: Аддиктивное поведение в детскомолодежной среде проблемы, профилактика учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 794

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

227

отбора – выявление региональных и авторских программ, обеспечивающих достижение наиболее значимых позитивных результатов в профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними для дальнейшего широкого и повсеместного внедрения в практику;

коррекции – внесение изменений в содержание и структуру реализуемой профилактической деятельности с целью оптимизации ее результатов;

прогноза – определение задач, форм и методов организации профилактики при планировании новых этапов ее реализации с учетом достигнутого.
Общая оценка эффективности профилактики формируется из:
1) оценки организации процесса профилактики. Выявляется степень его соответствия положениям Концепции: цели, задачи, принципы профилактики употребления ПАВ, минимальный уровень и объем профилактических мер;
2) оценки результатов профилактики. Определяются изменения в социальных компетенциях, нормативных представлениях и установках обучающихся, воспитанников, связанных с риском употребления ПАВ, а также изменения характеристик ситуации их социального развития, определяющих риск употребления ПАВ: наличие или отсутствие специального контроля, препятствующего употреблению ПАВ; наличие или отсутствие возможности для организации содержательного досуга, а также форм специальной психологической и социальной поддержки для групп риска; изменения в динамике численности обучающихся, воспитанников, употребляющих ПАВ.
Используются следующие основные направления формирования
индикаторов эффективности.
Первая группа индикаторов связана с процессом реализации профилактической деятельности: показатели, характеризующие сформированность и действенность единого профилактического пространства (скоординированность действий всех субъектов профилактики, число образовательных учреждений, реализующих первичную профилактику на постоянной основе; наличие эффективных профилактических программ, включающих психолого-педагогические технологии; соответствующий целям и задачам программ профилактики состав специалистов, включенных в профилактический процесс в образовательной среде).
Вторая группа индикаторов связана с оценкой результатов профилактики на уровне динамики социально-психологических и личностных характеристик объектов профилактики. Показатели этого спектра индикации включают частоту распространенности случаев употребления ПАВ, социальных и психологических последствий злоупотребления и степени их тяжести; показатели, характеризующие


228 группы риска по злоупотреблению и особенности социального окружения потребителей ПАВ среди несовершеннолетних и молодежи; оценочные характеристики, отражающие изменения в социальных компетенциях, нормативных установках обучающихся, воспитанников, включенных в первичную профилактику или связанных с риском употребления ПАВ.
Третья группа индикаторов связана с оценкой актуальной социальной значимости в отношении распространения и употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью. Эта группа индикаторов включает соответствие уровня общим концептуальным принципам организации, существование продуктивных и действенных форм контроля, а также оценку затрат, необходимых для реализации профилактических мер.
При организации оценки эффективности профилактики в образовательной среде соблюдаются следующие требования:

регулярность (процедура оценки проводится при завершении каждого этапа работы, связанного с реализацией намеченных задач);

целесообразность
(организацию процедуры оценки следует планировать с учетом сроков, необходимых для достижения тех или иных конкретных результатов);

объективность
(оцениваются характеристики и факторы, непосредственно формируемые или изменяемые в ходе профилактической деятельности).
Оценка эффективности может быть внутренней и внешней.
Внутренняя оценка осуществляется непосредственными участниками, реализующими профилактическое направление в образовательной среде. Для внешней оценки привлекаются специалисты-эксперты, не принимающие непосредственного участия в реализации профилактической работы.
Внешняя экспертная оценка эффективности профилактики является обязательным компонентом общей оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.
Таким образом, мы можем констатировать наличие множества видов и подходов к профилактике зависимостей. Главным, по нашему мнению, является разработка четких научно обоснованных технологий и методик, как частных видов профилактики, так и интегративной модели профилактики.
Педагогу или специалисту, организующему профилактическую работу в образовательном учреждении необходимо учитывать, что в настоящее время существует много профилактических программ, не соответствующих профессиональному уровню. Именно поэтому важно использовать в своей практике программы, успешно апробированные в разных регионах нашей страны. Список рекомендованных Министерством образования и науки РФ программ, позволяющих педагогам осваивать и применять современные педагогические технологии в области профилактики употребления психоактивных веществ, представлены в приложении (Приложение 1).


229
Многолетний опыт реализации профилактических программ позволил нам выделить ошибки в организации программных мероприятий.
1. Ошибки в организации времени и места. Профилактическая работа в учебных заведениях проводилась и до сих пор еще проводится, по «старинной традиции», проводится, во внеурочное время, т.е. после пятого, шестого урока, в лучшем случае на классных часах. Это значит, что школьники вынуждены воспринимать необходимую для них, жизненно важную информацию, когда они уже и без того «загружены» учебным материалом, эмоциональными реакциями друг на друга и учителей. Многие школьники, к моменту окончания уроков испытывают голод, могут быть физически утомлены. В таких ситуациях даже удачно подобранная и грамотно поданная информация воспринимается фрагментарно, не анализируется, а при выраженном эффекте «запредельного торможения» может быть и вовсе проигнорирована.Когда некую информацию задвигают на «потом», на самое неудобное время, у нас, как правило, создается впечатление, что это менее важная, менее значимая информация. Такие же реакции и оценки возникают у школьников. И они более чем усиливаются у них, если дети получают эту информацию на так называемых общешкольных мероприятиях, при немалом скоплении шумного школьного народа, создающем атмосферу футбольного стадиона и, как следствие, «эффект толпы», в которой, как известно, сознание многих подростков «делится на двое».
2. Ошибки в выборе форм подачи материала, его структуры и содержания.
Первичная профилактика часто строится на основе монолога, а в лучшем случае жестко регламентированного диалога с аудиторией слабо подготовленных и не вполне компетентных в вопросах подростковой наркомании «ответственных лиц». Если такими «ответственными лицами» выступали представители педагогического коллектива школы, то зачастую не принимался во внимание характер их взаимоотношений с подростками группы риска в прошлом. Негативный опыт взаимоотношений между людьми в прошлом, как известно, приводит к возникновению коммуникативных барьеров между ними в настоящем.
Зачастую, в качестве приемов и методов реализации профилактики использовались и используются по сей день только те, которые основаны на директивном воздействии – прямое убеждение, запугивание и т.п. Но ведь помимо информации предупредительного характера, школьники должны получать умения и навыки эмоциональной саморегуляции, навыки поведения в ситуации группового давления и т.д. К сожалению, до сих пор еще нет эффективных административных механизмов, обеспечивающих реализацию групповых тренинговых занятий по профилактике наркомании среди школьников. Такие занятия должны проводиться систематично, планомерно и в учебное время.
В программах первичной профилактики для учителей существенное место должно отводиться обучению педагогов созданию психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками, основанной на


230 взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Учителя обучаются навыкам формирования адекватной Я-концепции, эмпатии, аффилиации, разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия со школьниками и коллегами. Программы предусматривают теоретические и практические занятия: лекции-беседы, обсуждения, ролевые игры и другие психотехнологии, направленные на осознание процессов взаимного психологического развития учителя и ученика.
Очень важно ознакомить учителей с разнообразными превентивными технологиями и формами организации воздействия на адресные группы. К ним относятся: интеграция профилактического содержания в базовые учебные программы, воспитательная внеурочная работа, внедрение образовательных программ для родителей (законных представителей).
Первичная и базовая подготовка специалистов образовательной сферы по профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью должна обеспечивать достоверную и разноплановую информацию о концептуальных и методических основах ведения профилактической работы (информационный модуль); включать интерактивные методы обучения психолого-педагогическим технологиям ведения профилактической работы среди несовершеннолетних и молодежи (интерактивный модуль обучающих и тренинговых программ) и технологии проектной деятельности при разработке региональных и авторских программ профилактики (проектный модуль). Такая структура подготовки специалистов направлена на окончательный отказ от сохранившегося до настоящего времени в профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью информационно-образовательного подхода, имеющего низкую эффективность. Выделенные формы подготовки должны осуществляться в рамках профессионального (средние и высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку кадров для образовательных учреждений) и послевузовского профессионального образования (система повышения квалификации и переподготовки работников образования).
Вопросы и задания
1.Охарактеризуйте современные подходы к профилактике зависимого поведения.
2. Опишите принципы построения профилактических программ.
3.Что можно отнести к мишеням профилактического вмешательства?
4.Назовите критерии результативности профилактических программ.
5.Как определить эффективность профилактической деятельности?
6. Какие требования предъявляются к оценке эффективности профилактики в образовательной среде?
7. Какие ошибки возникают в процессе реализации


231 мероприятий по первичной профилактике?
Литература:
Основная
1. Аршинова, В.В. Профилактика зависимого поведения: системный подход /
В.В. Аршинова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 414 с.
2.
Коробкина, З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: учеб. пособие для студ.высш.пед учеб. заведений / З.В.
Коробкина, В.А. Попов. – М.:Издательский центр «Академия», 2010. –
192 с.
3. Кулганов,
В.А., Белов, В.Г., Парфенов, Ю.А. Превентология.
Профилактика социальных отклонений: учеб. пособие. – СПб.: Питер,
2014. – 304 с.
Дополнительная
4. Абдрахманов, Д.М. Основы профилактики наркотизма: учеб. пособие /
Д.М.Абдрахманов , Р.Г. Исмагилов. / Уфа: РГСУ, 2010. – 250 с.
5.
Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде (Приказ МО РФ от 28.02. 2000 г.).
6.
Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (Утв. МО и Н РФ 5 сентября 2011 года)
7.
Лозовой, В.В., Кремлева, О.В. Лозовая, Т.В. Профилактика зависимостей: опыт создания первичной профилактики. – М., 2011. –
477 с.
8.
Новые подходы к совершенствованию системного комплексного противодействия незаконному обороту и потреблению наркотиков/
Управление ФС РФ по контролю за оборотом наркотиков по
Республике Башкортостан. – Уфа: Изд-во «Здравоохранение
Башкортостана». – Уфа:Информреклама, 2010.-156 с.
9.
Профилактика наркомании в образовательном учреждении: методический сборник для преподавателей образовательных учреждений/ составит.
Р.Р.
Сенотрусова

Уфа:
ДизайнПолиграфСервис, 2009. – 136 с.
4.4.Проектная деятельность в области первичной профилактики
аддиктивного поведения
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике.
Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания для стимулирования интереса

232 молодых людей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний. Проектная деятельность предусматривала решение этих проблем, умение практически применять полученные знания и развитие критического мышления. Суть критического мышления – вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Это развитие происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора.
Проектная работа школьников имеет не только учебное, но и большое личностное и социальное значение. В российской системе образования пока распространены лишь коллективные формы проектной деятельности, но это не отрицает возможностей индивидуальной работы в ходе реализации проекта, что позволит задействовать учеников самых разных возрастов, способностей и склонностей.
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   37