Файл: Аддиктивное поведение в детскомолодежной среде проблемы, профилактика учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 795
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Типология проектов
Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:
1.Сфера деятельности (социальные, образовательные, научно-технические, технологические, экономические, экологические, технические, строительные, космические и др.)
2. Основная цель деятельности (информирование, мотивация, обучение и создание инфраструктуры).
3. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная.
4. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания), мультипроект, мегапроект.
5. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
6. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
7. Количество участников проекта.
8. Продолжительность проекта (краткосрочные (1-2 года), среднесрочные
(3-5 лет), долгосрочные (более 5 лет)).
Принципы организации проектной деятельности
1) проект должен быть посильным для выполнения;
2) должны быть созданы необходимые условия для успешного выполнения проекта (сформированность соответствующей библиотеки, медиатеки и т.д.);
233 3) необходимо проводить подготовку участников к написанию и выполнению проектов;
4) в том случае, если проект групповой каждый участник должен четко проявлять мотивацию к конкретной деятельности в проекте и понимать какой вклад будет вносить его деятельность в выполнение проекта;
5) презентация результатов работы по проекту в той или иной форме обязательна.
Развитие ключевых компетенций на основе проектной культуры
Социальное проектирование может эффективно способствовать развитию у школьников
«ключевых компетентностей», отмеченных в проекте модернизации российской системы образования:
компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
компетентности в сфере гражданско-общественной, социальной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
компетентности в сфере трудовой деятельности (умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);
компетентности в бытовой сфере.
Основные принципы проектирования
Основными принципами проектирования можно назвать:
1. Добровольность. Этот принцип обусловлен, прежде всего самим характером проектной деятельности. Он универсален для любых возрастных групп. Но особенный характер принимает в подростковой среде. Подростку должно быть интересно участие в разработке и реализации социального проекта.
Он должен видеть его социальную значимость – это очень важно для него. Он не потерпит любого давления со стороны взрослого человека, а если потерпит, то проект носит формальный характер и, по большому счёту, не будет иметь особенной социальной значимости. Именно добровольным участием подростка в проектной деятельности формируется его самостоятельность.
2. Учет возрастных, психологических, творческих, региональных
особенностей. Этот принцип не менее важен, т.к. степень самостоятельности участника проекта зависит от перечисленных факторов. Поэтому педагог или представитель общественной организации, разрабатывающий и реализующий социальные проекты в детско-подростковой среде должен знать и учитывать особенности детей, изъявивших желание участвовать в социальном проекте.
3. Интеграция учебной и внеклассной деятельности. Любая деятельность, направленная на воспитание не должна замыкаться в стенах школы. Ребенок должен знать и понимать, что весть учебно-воспитательный процесс – не игра и образовательная формальность, а это жизнь. И те основы, которые
234 закладываются в процесс его формирования, как личности– это то, что станет его повседневной практикой.
4. Системность. Ни один проект, осуществляемый в молодежной среде, не может быть оторван от общих социально значимых процессов среды, в которой живёт молодой человек. Он должен быть частью одной системной работы.
Единственной разницей всех проектов является то, что результат этой системной работы должен быть осязаемым, видимым. Поэтому основная направляющая деятельности социального проектирования должна иметь вектор в местном сообществе, что не умаляет его региональной и даже национальной значимости.
Но ребёнок должен видеть результаты и последовательность своей деятельности, тогда его участие и его социальное мышление также будет приобретать системный характер.
Формы реализации проектной деятельности
Российская школа сегодня пока еще оторвана от реалий жизни общества.
Изучение дисциплин социально-экономического и политико-правового комплекса, чтение литературы, периодики, анализ материалов других средств массовой информации представляются явно недостаточными и подразумевают только теоретическое освоение навыков и умений. Поэтому необходимо активное внедрение деятельностных аспектов гражданского образования.
Проектирование позволяет школьникам соединить теоретические знания и их практическое применение. Оно может осуществляться в различных формах.
1. Урок – школьное занятие может быть построено в виде разработки определенного социального проекта. Ограниченность во времени определяет, что в данном случае можно лишь показать общие принципы социального проектирования или же попытаться решить небольшую проблему локального характера. Урок может стать эффективным способом объяснения учащимся последовательности шагов социального проекта, определения круга социальных проблем, интересующих подростков, выбора стратегии проектирования.
Проектная деятельность в ходе занятия также является вариантом методического сопровождения урока, помогающим преподавателю активизировать работу школьников, придать ей деятельностный характер и практическую направленность.
В самой распространенной форме проектирование па уроке выражается в ролевых и деловых играх. Это может стать первым шагом к созданию системы проектной работы в школе.
2. Тема – отдельные темы школьных курсов могут быть рассмотрены с помощью организации социального проектирования. Для этого у учащихся должно быть общее представление о социальном проекте, навыки совместной работы в группе по решению определенной проблемы, умение пользоваться различными источниками информации. Отечественная система образования
1920-х годов была полностью построена на изучении отдельных тем с помощью проектной деятельности учащихся. Опыт показал, что при этом важно обращать внимание на аналитическую часть деятельности школьников, а также четко определять ответственность каждого члена группы за определенный участок
235 работы. По сравнению с проектной деятельностью в рамках урока, в данном варианте существует больше возможностей для глубокой проработки и реализации проекта.
3. Предмет – некоторые учебные предметы могут быть построены в форме последовательно сменяющих друг друга социальных проектов. В российской системе образования подобным потенциалом в первую очередь обладают предметы общественных дисциплин. Вместе с тем подготовка большинства педагогов не позволяет пока говорить о перспективах данной формы реализации образования и воспитания. Представляется рациональным первоначально проводить подобную работу в рамках факультативных занятий или отдельных предметов по выбору, а также классных часов и других вне урочных воспитательных мероприятий.
4. Внеурочная воспитательная работа – социальное проектирование имеет большой потенциал объединения урочной и внеурочной деятельности учащихся, повышает их мотивацию, развивает творческую активность. Любое внеурочное мероприятие, где учащиеся не только принимают участие, но и являются организаторами, где учитываются их интересы и потребности, также может быть отнесено к социальному проекту.
5. Методика – социальное проектирование предполагает особые методические приемы в работе преподавателя, широкое использование дискуссий, ролевых и деловых игр, моделирования. Все это подразумевает перенесение акцента с пассивных на интерактивные методики преподавания, предполагает изменение системы работы преподавателя.
6. Акция является новой формой работы в российской системе образования. Акция предполагает объединение различных проектов в определенном направлении с целью решения проблемы или обращения внимания общественности на ее существование. Акцию можно назвать
«мозговым штурмом» проектов.
7. Система работы в школе является наиболее полным и эффективным воплощением проектной деятельности учащихся, объединяет урочную и внеурочную работу, создает правовое пространство школы. Социальное проектирование становится не разовым мероприятием, а системой работы, создаются ученические парламенты и советы, разрабатываются школьные конституции. Проекты носят не разовый и даже не последовательный характер, а создают комплекс, где функционирует одновременно несколько направлений проектной работы, в которую вовлечено большинство школьников.
Роль социального проектирования в образовании и воспитании
Социальное проектирование помогает изменить сложившуюся ситуацию.
Оно включает в себя ряд последовательных действий: осознание цели деятельности, принятие проектной задачи и выделение ее личностной значимости, концентрацию усилий на выполнении этой задачи, самоорганизацию в распределении своего времени и последовательности
236 действий, самоконтроль, умение оценивать собственные решения путем индивидуальной или коллективной рефлексии.
Участие в проекте помогает развивать у школьников следующие умения: анализ ситуации, поиск и отбор необходимой информации, моделирование собственного поведения, рассмотрение стратегии и вариантов поведения, принятие ответственного и осознанного решения, коммуникативные навыки, отделение фактов от мнений, проведение социологических исследований, умение работать с документами и др.
Особая роль в образовании и воспитании на основе социального проектирования принадлежит администрации школы – директору и его заместителям по воспитательной и учебной работе. Важно, чтобы преподаватели учебного заведения имели возможность ознакомиться с основами проектной деятельности на специализированных педагогических советах, тематических семинарах или при повышении квалификации. Кроме того, рекомендуется выделить отдельные часы из школьного фонда на проведение занятий и воспитательных мероприятий, связанных с социальным проектированием.
Подобная заинтересованность станет дополнительным стимулом для преподавателей, решивших использовать в своем педагогическом опыте проектную деятельность.
Последовательность шагов в разработке и реализации социальных
проектов по первичной профилактике аддиктивного поведения
Социальный проект – это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном регионе, социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных задач.
Социальное проектирование, как важнейшая для формирования гражданского общества деятельность, самостоятельная и направленная на практическое решение определенной проблемы, способствует взаимодействию школьного сообщества с социальными учреждениями и властными органами.
Проектирование систем профилактики аддиктивного поведения относится к социальному типу проектирования.
В процессе разработки и реализации социальных проектов могут возникнуть некоторые затруднения. Перечислим типичные затруднения в
процессе социального проектирования:
– выбор проблемы, которую учащиеся не могут решить за данный период времени;
– принятие в качестве проблем существующих затруднений, которые являются не проблемами, а следствием существующих проблем;
– выбор проблемы, которые можно решить без разработки проекта;
– определение проблем, которые принципиально не могут быть решены учащимися;
– неконкретность цели (обобщенные, расплывчатые формулировки);
237
– нереальность поставленных целей;
– отсутствие способов и ресурсов достижения данной цели;
– расхождение между целью и задачами;
– слабое представление о формах проявления гражданской позиции;
– плохое представление об этапах работы над социальным проектом;
– недостаточные знания о методах выявления проблем;
– неумение планировать проектную деятельность;
– слабое представление о структуре портфолио;
– недостаточные знания о процедуре защиты социального проекта;
– слабое представление о критериях оценки проектов;
– недостаточное умение отстаивать свою точку зрения;
– отсутствие опыта проведения социологических исследований;
– отсутствие навыков использования нормативно-правовой базы.
Стадии и этапы подготовки и реализации социального проекта
I раздел: разработка социального проекта, его подготовка к реализации силами самих школьников, студентов.
ШАГ №1. Изучение общественного мнения о состоянии социальной
ситуации в местном сообществе в данное время.
№
Основные задачи
Ожидаемые результаты
1 Изучить социальную ситуацию в местном сообществе
Объективное представление о социальной ситуации в местном сообществе.
2 Составить подробный отчет о проведенном исследовании.
Систематизированные материалы отчета
3 Сформулировать выводы на основе изучения полученного материала.
Конкретные и ясные выводы о путях изменения ситуации в данном местном сообществе.
ШАГ №2. Формулировка социальной проблемы, актуальной в данном
местном сообществе.
Проблема заключается в наличии несоответствия между желаемым, необходимым, требуемым состоянием какого-либо объекта (процесса) и реально сложившимся состоянием данного объекта (процесса).
Все проблемы могут быть условно разделены на:
групповые – важные для определенной малой группы;
местные – актуальные для жителей небольшого сообщества;
локальные – проблемы данного района или города;
национальные – существующие в пределах страны или определенного народа;
региональные – являющиеся важными для ряда государств, соседствующих друг с другом;
и глобальные – носящие общечеловеческий характер, их обострение может грозить жизни всех людей на Земле).
Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:
1.Сфера деятельности (социальные, образовательные, научно-технические, технологические, экономические, экологические, технические, строительные, космические и др.)
2. Основная цель деятельности (информирование, мотивация, обучение и создание инфраструктуры).
3. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная.
4. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания), мультипроект, мегапроект.
5. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
6. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
7. Количество участников проекта.
8. Продолжительность проекта (краткосрочные (1-2 года), среднесрочные
(3-5 лет), долгосрочные (более 5 лет)).
Принципы организации проектной деятельности
1) проект должен быть посильным для выполнения;
2) должны быть созданы необходимые условия для успешного выполнения проекта (сформированность соответствующей библиотеки, медиатеки и т.д.);
233 3) необходимо проводить подготовку участников к написанию и выполнению проектов;
4) в том случае, если проект групповой каждый участник должен четко проявлять мотивацию к конкретной деятельности в проекте и понимать какой вклад будет вносить его деятельность в выполнение проекта;
5) презентация результатов работы по проекту в той или иной форме обязательна.
Развитие ключевых компетенций на основе проектной культуры
Социальное проектирование может эффективно способствовать развитию у школьников
«ключевых компетентностей», отмеченных в проекте модернизации российской системы образования:
компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
компетентности в сфере гражданско-общественной, социальной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
компетентности в сфере трудовой деятельности (умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);
компетентности в бытовой сфере.
Основные принципы проектирования
Основными принципами проектирования можно назвать:
1. Добровольность. Этот принцип обусловлен, прежде всего самим характером проектной деятельности. Он универсален для любых возрастных групп. Но особенный характер принимает в подростковой среде. Подростку должно быть интересно участие в разработке и реализации социального проекта.
Он должен видеть его социальную значимость – это очень важно для него. Он не потерпит любого давления со стороны взрослого человека, а если потерпит, то проект носит формальный характер и, по большому счёту, не будет иметь особенной социальной значимости. Именно добровольным участием подростка в проектной деятельности формируется его самостоятельность.
2. Учет возрастных, психологических, творческих, региональных
особенностей. Этот принцип не менее важен, т.к. степень самостоятельности участника проекта зависит от перечисленных факторов. Поэтому педагог или представитель общественной организации, разрабатывающий и реализующий социальные проекты в детско-подростковой среде должен знать и учитывать особенности детей, изъявивших желание участвовать в социальном проекте.
3. Интеграция учебной и внеклассной деятельности. Любая деятельность, направленная на воспитание не должна замыкаться в стенах школы. Ребенок должен знать и понимать, что весть учебно-воспитательный процесс – не игра и образовательная формальность, а это жизнь. И те основы, которые
234 закладываются в процесс его формирования, как личности– это то, что станет его повседневной практикой.
4. Системность. Ни один проект, осуществляемый в молодежной среде, не может быть оторван от общих социально значимых процессов среды, в которой живёт молодой человек. Он должен быть частью одной системной работы.
Единственной разницей всех проектов является то, что результат этой системной работы должен быть осязаемым, видимым. Поэтому основная направляющая деятельности социального проектирования должна иметь вектор в местном сообществе, что не умаляет его региональной и даже национальной значимости.
Но ребёнок должен видеть результаты и последовательность своей деятельности, тогда его участие и его социальное мышление также будет приобретать системный характер.
Формы реализации проектной деятельности
Российская школа сегодня пока еще оторвана от реалий жизни общества.
Изучение дисциплин социально-экономического и политико-правового комплекса, чтение литературы, периодики, анализ материалов других средств массовой информации представляются явно недостаточными и подразумевают только теоретическое освоение навыков и умений. Поэтому необходимо активное внедрение деятельностных аспектов гражданского образования.
Проектирование позволяет школьникам соединить теоретические знания и их практическое применение. Оно может осуществляться в различных формах.
1. Урок – школьное занятие может быть построено в виде разработки определенного социального проекта. Ограниченность во времени определяет, что в данном случае можно лишь показать общие принципы социального проектирования или же попытаться решить небольшую проблему локального характера. Урок может стать эффективным способом объяснения учащимся последовательности шагов социального проекта, определения круга социальных проблем, интересующих подростков, выбора стратегии проектирования.
Проектная деятельность в ходе занятия также является вариантом методического сопровождения урока, помогающим преподавателю активизировать работу школьников, придать ей деятельностный характер и практическую направленность.
В самой распространенной форме проектирование па уроке выражается в ролевых и деловых играх. Это может стать первым шагом к созданию системы проектной работы в школе.
2. Тема – отдельные темы школьных курсов могут быть рассмотрены с помощью организации социального проектирования. Для этого у учащихся должно быть общее представление о социальном проекте, навыки совместной работы в группе по решению определенной проблемы, умение пользоваться различными источниками информации. Отечественная система образования
1920-х годов была полностью построена на изучении отдельных тем с помощью проектной деятельности учащихся. Опыт показал, что при этом важно обращать внимание на аналитическую часть деятельности школьников, а также четко определять ответственность каждого члена группы за определенный участок
235 работы. По сравнению с проектной деятельностью в рамках урока, в данном варианте существует больше возможностей для глубокой проработки и реализации проекта.
3. Предмет – некоторые учебные предметы могут быть построены в форме последовательно сменяющих друг друга социальных проектов. В российской системе образования подобным потенциалом в первую очередь обладают предметы общественных дисциплин. Вместе с тем подготовка большинства педагогов не позволяет пока говорить о перспективах данной формы реализации образования и воспитания. Представляется рациональным первоначально проводить подобную работу в рамках факультативных занятий или отдельных предметов по выбору, а также классных часов и других вне урочных воспитательных мероприятий.
4. Внеурочная воспитательная работа – социальное проектирование имеет большой потенциал объединения урочной и внеурочной деятельности учащихся, повышает их мотивацию, развивает творческую активность. Любое внеурочное мероприятие, где учащиеся не только принимают участие, но и являются организаторами, где учитываются их интересы и потребности, также может быть отнесено к социальному проекту.
5. Методика – социальное проектирование предполагает особые методические приемы в работе преподавателя, широкое использование дискуссий, ролевых и деловых игр, моделирования. Все это подразумевает перенесение акцента с пассивных на интерактивные методики преподавания, предполагает изменение системы работы преподавателя.
6. Акция является новой формой работы в российской системе образования. Акция предполагает объединение различных проектов в определенном направлении с целью решения проблемы или обращения внимания общественности на ее существование. Акцию можно назвать
«мозговым штурмом» проектов.
7. Система работы в школе является наиболее полным и эффективным воплощением проектной деятельности учащихся, объединяет урочную и внеурочную работу, создает правовое пространство школы. Социальное проектирование становится не разовым мероприятием, а системой работы, создаются ученические парламенты и советы, разрабатываются школьные конституции. Проекты носят не разовый и даже не последовательный характер, а создают комплекс, где функционирует одновременно несколько направлений проектной работы, в которую вовлечено большинство школьников.
Роль социального проектирования в образовании и воспитании
Социальное проектирование помогает изменить сложившуюся ситуацию.
Оно включает в себя ряд последовательных действий: осознание цели деятельности, принятие проектной задачи и выделение ее личностной значимости, концентрацию усилий на выполнении этой задачи, самоорганизацию в распределении своего времени и последовательности
236 действий, самоконтроль, умение оценивать собственные решения путем индивидуальной или коллективной рефлексии.
Участие в проекте помогает развивать у школьников следующие умения: анализ ситуации, поиск и отбор необходимой информации, моделирование собственного поведения, рассмотрение стратегии и вариантов поведения, принятие ответственного и осознанного решения, коммуникативные навыки, отделение фактов от мнений, проведение социологических исследований, умение работать с документами и др.
Особая роль в образовании и воспитании на основе социального проектирования принадлежит администрации школы – директору и его заместителям по воспитательной и учебной работе. Важно, чтобы преподаватели учебного заведения имели возможность ознакомиться с основами проектной деятельности на специализированных педагогических советах, тематических семинарах или при повышении квалификации. Кроме того, рекомендуется выделить отдельные часы из школьного фонда на проведение занятий и воспитательных мероприятий, связанных с социальным проектированием.
Подобная заинтересованность станет дополнительным стимулом для преподавателей, решивших использовать в своем педагогическом опыте проектную деятельность.
Последовательность шагов в разработке и реализации социальных
проектов по первичной профилактике аддиктивного поведения
Социальный проект – это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном регионе, социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных задач.
Социальное проектирование, как важнейшая для формирования гражданского общества деятельность, самостоятельная и направленная на практическое решение определенной проблемы, способствует взаимодействию школьного сообщества с социальными учреждениями и властными органами.
Проектирование систем профилактики аддиктивного поведения относится к социальному типу проектирования.
В процессе разработки и реализации социальных проектов могут возникнуть некоторые затруднения. Перечислим типичные затруднения в
процессе социального проектирования:
– выбор проблемы, которую учащиеся не могут решить за данный период времени;
– принятие в качестве проблем существующих затруднений, которые являются не проблемами, а следствием существующих проблем;
– выбор проблемы, которые можно решить без разработки проекта;
– определение проблем, которые принципиально не могут быть решены учащимися;
– неконкретность цели (обобщенные, расплывчатые формулировки);
237
– нереальность поставленных целей;
– отсутствие способов и ресурсов достижения данной цели;
– расхождение между целью и задачами;
– слабое представление о формах проявления гражданской позиции;
– плохое представление об этапах работы над социальным проектом;
– недостаточные знания о методах выявления проблем;
– неумение планировать проектную деятельность;
– слабое представление о структуре портфолио;
– недостаточные знания о процедуре защиты социального проекта;
– слабое представление о критериях оценки проектов;
– недостаточное умение отстаивать свою точку зрения;
– отсутствие опыта проведения социологических исследований;
– отсутствие навыков использования нормативно-правовой базы.
Стадии и этапы подготовки и реализации социального проекта
I раздел: разработка социального проекта, его подготовка к реализации силами самих школьников, студентов.
ШАГ №1. Изучение общественного мнения о состоянии социальной
ситуации в местном сообществе в данное время.
№
Основные задачи
Ожидаемые результаты
1 Изучить социальную ситуацию в местном сообществе
Объективное представление о социальной ситуации в местном сообществе.
2 Составить подробный отчет о проведенном исследовании.
Систематизированные материалы отчета
3 Сформулировать выводы на основе изучения полученного материала.
Конкретные и ясные выводы о путях изменения ситуации в данном местном сообществе.
ШАГ №2. Формулировка социальной проблемы, актуальной в данном
местном сообществе.
Проблема заключается в наличии несоответствия между желаемым, необходимым, требуемым состоянием какого-либо объекта (процесса) и реально сложившимся состоянием данного объекта (процесса).
Все проблемы могут быть условно разделены на:
групповые – важные для определенной малой группы;
местные – актуальные для жителей небольшого сообщества;
локальные – проблемы данного района или города;
национальные – существующие в пределах страны или определенного народа;
региональные – являющиеся важными для ряда государств, соседствующих друг с другом;
и глобальные – носящие общечеловеческий характер, их обострение может грозить жизни всех людей на Земле).