Файл: Аддиктивное поведение в детскомолодежной среде проблемы, профилактика учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 786
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
255
Сайт
«Нет наркотикам» http://www.narkotiki.ru/law.html
Информационно-публицистический ресурс. Обширные материалы сайта включают в себя обзор международного и европейского законодательства, противодействующего распространению наркотиков; методические материалы для родителей, учителей, психологов; плакаты и видеоматериалы антинаркотической направленности. Разделы сайта: Закон; По оперативным данным; Антинаркотическая реклама; Масс-медиа; Родителям, учителям, психологам и др. На сайте также размещена онлайн-версия журнала
«Наркология».
Сайт
«Россия без наркотиков!» http://www.rwd.ru
Сайт
Общероссийского Союза Общественных объединений. На сайте размещены программа реабилитации, тест для родителей, документы, публикации.
Портал «Россия за жизнь!» http://www.antinarko.com
. Проект направлен на освещение проблемы наркомании в России. На сайте представлены статистические данные за текущий год, актуальные новости, видеозаписи выступлений первых лиц, социальные ролики, тематические статьи, помогающие предотвратить и побороть наркозависимость, мнения экспертов касательно нынешней ситуации в стране и о том, как побороть зависимость.
На сайте собрана коллекция реальных историй бывших наркозависимых людей. Они рассказывают, насколько тяжело отказаться от наркотических средств и что для этого необходимо сделать.
Сайт «NarCom.Ru» http://www.narcom.ru
. Русский народный сервер против наркотиков. «Нарком» был открыт в 1998 году. На сайте представлены работы ведущих российских специалистов (врачей, социологов, экономистов, психологов и юристов), нормативные документы и обзоры зарубежных материалов. Имеется много полезных ссылок.
Информация на сайте обновляется еженедельно.
Интернет-проект «Нет зависимости!» http://www.netzavisimosti.ru
Интернет-Проект создан в рамках Федеральной целевой программы
«Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 – 2009 годы» по заказу Министерства образования и науки Российской федерации и Федерального агентства по образованию. Информационный банк, ответы на вопросы, тесты, методические материалы, мифы о наркотиках.
4.5.3.Профилактика распространения информации на
информационных носителях и в информационных ресурсах
Отдельно хотелось бы остановиться на возможностях телекоммуникационных технологий в противодействии незаконному обороту наркотиков и психотропных веществ.
Данная проблема имеет две составляющие:
256
1. Деятельность взрослых по недопущению ознакомления ребенка с
наркотической рекламой в Интернет.
Первая часть проблемы решается достаточно просто, если взрослый является более грамотным пользователем, чем ребенок. В этом случае он сможет проконтролировать, какие сайты ребенок посещает, что его интересует и т.д. При этом существуют специализированные технические средства защиты – программы, в которых можно поставить защитные опции.
Однако за этим должны следить родители или владельцы тех Интернет-кафе, где стоят компьютеры и обеспечен свободный доступ к Интернету.
Все путешествия по Интернету браузер отмечает у себя ссылками, с тем, чтобы ему в следующий раз было проще найти то место, где он побывал.
Это так называемые «cookies, кукиз». При этом, если ребенок достаточно грамотен, и каждый раз после использования браузера «зачищает историю», то можно применять различные программы, которые отслеживают вообще все манипуляции, которые проводили с компьютером.
2. Использование новых информационных технологий для
создания новых средств профилактики наркомании.
Вторая часть проблемы должна включать в себя целый комплекс
мероприятий.
1. Создание наркомании и наркотикам непопулярного и немодного
образа. В Интернете и на телевидении надо размещать информацию о том, что наркотики уже просто вышли из моды. Это гораздо больше скажет молодым людям. Им, наверное, даже не будет интересно искать наркотические сайты. Если это не модно, значит это уже не для молодого поколения, это уже ушло в прошлое. Для этого можно размещать антинаркотические баннеры и социальную рекламу на сайтах ведущих фирм и организаций. В случае, если известный сайт «говорит», что наркотики – это непопулярный продукт, то к нему прислушаются гораздо быстрей, чем к специализированным антинаркотическим сайтам.
2.
Изменение
подхода
к
разработке
и
использованию
антинаркотических материалов. В проведении данного вида мероприятий существует ряд недоработок. Необходимо разрабатывать материалы, ориентированные на возраст 8 – 11 лет (как упомянутая выше сказка). В этом случае у детей будет вырабатываться негативное отношение к наркотикам до того, как возникает основная опасность начала употребления. В качестве информационных материалов необходимо использовать мультфильмы, детскую литературу, специально созданные компьютерные игры. Это позволит создать заранее негативный образ наркомана, наркомафии и негативное отношение к наркотикам в целом. Особенно эффективным представляется разработка компьютерных игр с антинаркотическим сюжетом.
На настоящий момент существует достаточно большое количество компьютерных игр с гангстерским сюжетом (например, GTA), которые воспитывают в детях тягу к насилию, неприятие правоохранительных органов,
257 криминальные наклонности. Однако практически отсутствуют игры, где положительным героем являлся бы сотрудник правоохранительных органов
(полицейский, секретный агент), который бы боролся с преступностью, в том числе с наркомафией. Немного лучше состоит ситуация с мультфильмами, однако существенных разработок в данном направлении не осуществляется.
3.
1 ... 23 24 25 26 27 28 29 30 ... 37
Усиление антинаркотической пропаганды на телевидении в
дневное время. Необходимо отметить, что практически все программы, в которых поднимается проблема наркотиков и наркомании, идут ночью. Дети и подростки, которым должны быть адресованы эти программы, уже давно спят.
Кроме того, форма, в которой преподносится материал, подходит для взрослых людей, а ребенок смотреть такую передачу не будет, точно так же, как и подросток. Существующие на настоящий момент программы сделаны достаточно профессионально, но они не интересны категории потенциальных наркоманов.
4. Пропаганда спорта, здоровья и здорового образа жизни. Для этого в нашей стране делается достаточно много в последние годы. Однако и в данном направлении существуют негативные тенденции. Основной тенденцией является вытеснение спортивных трансляций и передач о здоровом образе жизни с центральных телеканалов на спортивные телеканалы. Это приводит к тому, что дети и подростки, у которых нет кабельного телевидения, вспоминают о спорте раз в два года при трансляциях олимпиад. При этом эфир забит различными сериалами. Если данный подход не изменить, то все усилия Президента и Правительства по привитию нации здорового образа жизни будут недостаточными для реализации запланированных проектов. Одновременно необходимо делать здоровый образ жизни модным, в том числе и с помощью специальных молодежных программ.
Подводя итог рассмотренному материалу, необходимо отметить, что только совместные усилия государства, общества, средств массовой информации, педагогов и сотрудников правоохранительных органов могут остановить рост наркотизма в России.
Вопросы и задания
1. Подготовить сообщение на тему: «Наркотические угрозы» сети Интернет.
2.Провести анализ антинаркотических интернет ресурсов: архитектура сайта, цели, наличие достоверной информации.
3. Используя метод социального проектирования, подготовить проект профилактики наркомании в сети Интернет.
Литература:
Основная
1. Основные технологии профилактики наркомании: курс лекций / сост. Л.В.
Готчина, Ю.Н. Канибер, В.Б. Коробов, Е.А. Погонина, А.Н.
258
Прокопенко, Е.Е. Тонков – Изд-во Белгородского юридического института МВД России, 406 с. – С.123-139.
Дополнительная
2. Андреева, Т. И. Интернет и профилактика наркотических проблем. –
Казань, 1999.
3. Блюм, К., Стинг, С. Профилактика наркотической зависимости в
Интернете
//
Профилактика наркомании: организационные и методические аспекты. Итоговые материалы международного проекта / сост. И. П. Рущенко. – Харьков: Финарт, 2002. — С. 9–20.
4. Сердюк, А. А. Наркотизм и глобальная сеть Internet // Право і безпека. –
2002. – № 3. – С. 195–198.
4.6.Профилактика поведенческих аддикций
Hами многократно отмечалось, что химические и поведенческие аддикции имеют много общих черт в механизмах возникновения и развития.
Однако на настоящий момент недостаточно изучены последствия поведенческих аддикций, которые блокируют механизм становления социально значимой личности; недостаточно исследованы условия профилактики зависимого поведения в системе образования, отсутствуют эффективные программы профилактики и реабилитации .
Таким образом, на данном этапе развития педагогической науки проблема профилактики поведенческих аддикций недостаточно изученное направление.
Учреждения образования обладают большим потенциалом возможностей для организации профилактической работы в рассматриваемом направлении.
Сегодня эта деятельность осложнена в силу отсутствия у педагогов четкого представления об особенностях возникновения и развития различного рода поведенческих аддикций и недостаточности знаний о формах и методах педагогической профилактики, способствующих эффективному ее осуществлению.
В педагогической среде необходимо формировать установку на то, что нехимические аддикции – это небезобидные увлечения, а проблема, которая затрагивает большое число людей и особенно молодёжь. В погоне за острыми ощущениями или в попытках бегства от реальности, повседневного стресса молодежь очень часто прибегает к формам поведения, которые могут вызвать зависимость. Пристального внимания требуют к себе те молодые люди, чей уход от реальности пока еще ярко не выражен, кто только начинает усваивать паттерны зависимого поведения, кто потенциально может оказаться вовлеченным в разные виды аддиктивной реализации
Коллективом авторов под руководством профессора З.А. Хуснутдиновой, было проведено социологическое исследование методом анкетирования, целью которого являлось изучение предрасположенности у школьников и студентов вузов (всего 185 респондентов) к 10 видам нехимических
259 зависимостей (интернет серфинг, любовная, игровая компьютерная аддикция, сексуальная, пищевая, религиозная, работоголизм, гаджет аддикция, аддикция упражнений, ониомания). Тажке в исследовании были использованы психодиагностические методики (Приложение 2). В результате обработки данных выявлены следующие тенденции, представленные нами в виде таблицы (табл. 10).
Таблица 10
Распространенность поведенческих аддикций
школьники (N=76) студенты (N=109)
Зона высоких показателей
-гаджет аддикция (19,2±3,12 );
-любовная (17,5±3,94) ;
– интернет серфинг (17,3±6,29)
-интернет серфинг (18,2±3,12);
Зона средних показателей
– игровая компьютерная
(15,3±4,01);
-аддикция упражнений (13,8±4,15);
-пищевая (11,3±4,15)
-гаждет аддикция (15,4±3,64);
-любовная (15,3±6,10);
-пищевая (14,0±4,01);
-аддикция упражнений (13,1±4,74);
– ониомания (11,1±3,94).
Зона низких показателей
-религиозная (8,1±3,71);
-ониомания (7,9±3,17);
-работоголизм (7,7± 3,41);
-сексуальная (6,1± 3,49)
-игровая компьютерная (8,4±3,93);
-религиозная (8,1±3,71);
-работоголизм (7,9±3,41);
– сексуальная (6,1±3,79).
Результаты диагностики являются ориентировочными и показывают лишь общую предрасположенность к той или иной зависимости и не являются основанием для постановки того или иного диагноза. Однако необходимо отметить, что средние значения склонности к различным формам аддикций у студентов ниже, чем у школьников. Данная тенденция может свидетельствовать о том, что именно школьники в виду своих возрастных особенностей более подвержены выбору деструктивных паттернов поведения.
Результаты проведенного исследования позволяют выделить мишени превентивной работы в школах и вузах. Так, в школьной аудитории преобладают поведенческие аддикции, заполняющие психологический вакуум: гаджет аддикции, любовная аддикция и интернет серфинг
(чрезмерное увлеченность Интернет). В студенческой среде, в зоне высоких показателей также находятся технологические аддикции.
Мы выделяем 3 этапа профилактики поведенческих аддикций в образовательной среде.
1. Диагностический этап
Включает в себя диагностику личностных особенностей, которые оказывают влияние на формирование аддиктивного поведения:
повышенная тревожность,
низкая стрессоустойчивость,
неустойчивая я-концепция,
низкий уровень интернальности,