Файл: Аддиктивное поведение в детскомолодежной среде проблемы, профилактика учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 784

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

260

неспособность к эмпатии,

некоммуникабельность,

повышенный эгоцентризм,

низкое восприятие социальной поддержки,

стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций,

направленность на поиск эстримальных ощущений,

стремление к социальному одобрению,

высокие показатели по шкале алекситимии,

высокие показатели по шкале депрессивности

агрессивность и др.
Эти показатели можно измерять с помощью как диагностических методик
(Приложение 1), так и путем сбора информации.
2. Информационно-просветительский этап
Представляет собой расширение компетенции в таких важных областях, как:

психо-сексуальное развитие,

культура межличностных отношений,

технология общения,

способы преодоления стрессовых ситуаций,

конфликтология,

собственно проблемы аддиктивного поведения (с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий).
Как правило, поведенческие аддикции не рассматриваются родителями и самими аддиктами как деструкции, поэтому очень важно объяснить, что нехимические аддикции несут в себе опасность и нуждаются в коррекции.
В условиях школы просветительская деятельность должна быть направлена на родителей, детей, педагогов, причем она может принимать различные формы: родительские собрания, тематические мероприятия для школьников, семинары для педагогов и др.
В условиях вуза просветительская составляющая должна рассматриваться в рамках учебной дисциплины «Аддиктология», «Профилактика социальных девиаций» и др (Приложение 3).
3. Развивающе-коррекционный этап
Профилактическая работа может быть индивидуальной или групповой.
Групповые формы – это, прежде всего, тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие в себя формирование и развитие навыков работы над собой.
Кроме этого, можно работать и над отдельными навыками, например, это могут быть всевозможные тренинги, направленные на коррекцию и развитие навыков общения, преодоления стрессовых ситуаций, работа с

261 личностными границами, работа над умением разделять свои и чужие чувства и проблемы. Самое важное, о чем не следует забывать: главной задачей превентолога является попытка вынесения в центр сознания личность с ее чувствами и потребностями.
Во время активной работы у педагогов и психологов может возникнуть резонный вопрос: «Что делать с «социально приемлемой» аддикцией?» Ответ на него достаточно прост:
• разобраться, первична ли социально приемлемая аддикция или она вторична, т.е. имеет заместительный характер;
• разобраться, какой урон она причиняет аддикту;
• помнить извечный принцип «не навреди»;
• помнить, во что может перейти эта аддикция (как правило, поведенческие аддикции легко трансформируются в химические).
Далее мы предлагаем ознакомиться с рекомендациями по профилактике поведенческих аддикций и советами по избавлению от них.
4.6.1. Компьютерная и игровая аддикция
Стратегия первичной профилактики компьютерной и игровой зависимости предусматривает последовательность специальных профилактических мероприятий, направленных на формирование личностных ресурсов, которые обеспечат развитие социально-нормативного жизненного стиля с доминантой здорового образа жизни, действенной установки на грамотное и ответственное пользование мультимедийными средствами, а также на ресурсы семьи. Внедрение в образовательную среду инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих формирование принципов здорового образа жизни, а также технологий раннего выявления случаев кибераддикции, определяют стратегию первичной профилактики.
Наиболее адекватной является стратегия сдерживания. Ставить сегодня вопрос о полном предупреждении развития компьютерной и игровой зависимости абсолютно нереально. Следует уточнить, что традиционный проблемно-ориентированный подход, акцентуация на отрицательных последствиях компьютерной и игровой зависимости не обеспечивают достижения поставленных целей. Проблема предупреждения данного вида зависимости только на основе негативно ориентированной профилактики не может быть решена, т.к. не устраняет причины, порождающие психологическую и личностную деградацию, и побуждает молодежь вновь и вновь возвращаться в мир виртуального общения, избегая реальности.
Именно поэтому, стратегическим приоритетом профилактики является создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и её последствия, а на защищающий от


262 возникновения проблем потенциал психологического здоровья, раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку, помощь в самореализации.
Сама первичная профилактика должна опираться на долгосрочную социально значимую политику, направленную на формирование в обществе соответствующего отношения к проблеме возникновения нехимических зависимостей и аддиктивного поведения. При внедрении системы первичной профилактики компьютерной и игровой зависимости (КИЗ) необходимы:
–поддержка научных исследований в области КИЗ;
–реализация пропагандистско-информационной компании, прежде всего ориентированной на детей, подростков, образовательную среду, семью;
–целенаправленное и широкое подключение к этой деятельности общественных движений, организаций, граждан, заинтересованных в осуществлении мероприятий по профилактике компьютерной и игровой зависимости.
Обязательное включение в систему первичной профилактики мониторинга не только распространённости, но и эффективности действия системы первичной профилактики КИЗ на каждом этапе её становления и функционирования.
4.6.2. Гаджет-аддикция
Много полезных советов по избавлению от гаджет-аддикции содержится в книге Дэниела Сиберга «Цифровая диета: как победить зависимость от гаджетов и технологий». В ней известный телеведущий, журналист и большой любитель гаджетов излагает принципы собственной
4-шаговой стратегии, помогающей свести использование электронных устройств и технологий к разумным и комфортным для каждого пределам.
В книге все четко расписано по дням: и простые упражнения, и ожидаемый эффект от них, и ощущения «сидящих на диете». Приведем некоторые интересные моменты этой книги.
Шаг 1: Задумайтесь
Прежде чем следовать «цифровой диете», каждый должен спросить себя:
• бывает ли так, что у вас возникает желание достать смартфон во время важного разговора?
• может ли звонящий или вибрирующий телефон оторвать вас от чего угодно?
• бывает ли так, что все члены семьи находятся в одной комнате, но не разговаривают друг с другом, потому что каждый занят каким-либо гаджетом?
Если вы ответили «да» хотя бы на один вопрос, значит вы среди тех, чья жизнь переполнена технологиями, и реальности редко удаётся

263 пробиться сквозь цифровую завесу. Сиберг утверждает, что самое важное – это вовремя увидеть проблему и попытаться решить её без лишних жертв.
В войне с интернет-зависимостью не будет победителей.
Пришло время заключить мир с технологиями, а не воевать с ними. Не следует ненавидеть ваш телефон, электронную почту или веб-сервисы.
Включите их в ваши повседневные дела и научитесь укрощать их, чтобы главными были вы, а они находились у вас на службе.
Шаг 2: Перезагрузитесь
Лучшее время для начала цифровой диеты – это выходные. Всё начинается с детоксикации.
Во-первых, нужно оценить масштабы проблемы. Сиберг предлагает сложить все электронные устройства, которые у вас есть, в коробку. А на те, которые вы не можете по тем или иным причинам убрать, накиньте плед, покрывало или пакет. Да-да, даже на кофеварку. Составьте список из этого всего и проанализируйте, что вы чувствуйте при взгляде на них.
Запишите на бумаге (ещё раз: НА БУМАГЕ) всё, что вам пришло в голову по этому поводу. Гаджетов даже слишком много? Вы уделяете им всё своё время и внимание?
Во-вторых (а это, пожалуй, самое пугающее), попросите кого-то, кому вы доверяете, сменить пароли во всех ваших аккаунтах в социальных сетях.
Так вы не сможете сорваться, даже если желание написать о переживаниях в твиттер приобретёт угрожающие масштабы.
Существует способ отобрать все лучшие аспекты технологий и отфильтровать вредные. Мы должны получить больше знаний и построить более эффективные структуры. Однако начать нужно с самого сложного: временно всё разрушить с помощью детоксикации.
В-третьих, сообщите друзьям и коллегам о вашем эксперименте.
Сиберг советует в этот период при помощи смартфона только звонить (эй, никаких смс и передачи данных!) и один раз в день проверять почту. Но это ведь капля в море по сравнению с привычной цифровой активностью, скажете вы? Да, именно поэтому предупредите всех о своём кратковременном уходе из мира технологий.
Период детоксикации – самый суровый и показательный. Боритесь с желанием зайти в Интернет до последнего. Возьмите старые добрые аналоговые инструменты – блокнот и ручку, и обратитесь к себе. Запишите, почему вы всё время пользуетесь телефоном. Останьтесь наедине с собой и дайте честный ответ. Порой это сложнее всего остального.
Через пару дней детокса вы заметите, что невероятно круто проверять погоду не с помощью приложения Gismeteo, а выходя на балкон или высунув руку в окно; что в парке можно читать книгу, которую вы купили сто лет назад и обещали себе начать читать её завтра, но завтра всё никак не наступало; что с незнакомцами на улице можно болтать о хоккее, астрофизике, музыке, да о чём угодно.


264
Шаг 3: Подсоединитесь
Главная цель цифровой диеты – не устранение технологий из вашей жизни. Просто вы должны заставить технологии работать на вас.
Если на этапе детокса ваше время в интернете было равно нулю, то с возвращением к реальной жизни вы будете пользоваться технологиями всё больше и больше. И тут важно следить за тем, чтобы вы не вернулись к исходной точке.
Начните с одного часа в день. Записывайте, какие страницы вы просматриваете и, какие приложения используете. Самое главное – всё время спрашивайте себя, зачем вам то или иное устройство. Вы достали телефон, чтобы посмотреть время? Посмотрите и уберите обратно, а ещё лучше – купите себе часы. Каждый раз задавайте вопрос, почему вам захотелось зайти в инстаграмм. Вам нужно посмотреть что-то важное, стало скучно или вы почувствовали себя одиноким?
Сегодня вечером мысленно или на бумаге отметьте места, где вы доставали гаджеты. В этот момент вы были один или с кем-то? В разговоре возникла пауза или вам стало скучно? <…> Посмотрите на людей вокруг, и вы увидите, что многие из них что-то печатают на цифровых клавиатурах и сенсорных панелях. У вас откроются глаза.
Установите временные рамки вашего рабочего дня. Многие из нас проверяют рабочую почту круглосуточно. Не отвечайте на письмо, даже если вы проснулись в 2 часа ночи от уведомления. Это вы должны решать, когда проверять почту, а не ваш телефон. Будет совсем здорово, если вы уберёте электронные девайсы куда подальше от кровати и купите обыкновенный будильник. Или хотя бы выключите звук уведомлений – ночь мирного сна вам будет обеспечена.
Рано или поздно вы сами сможете установить оптимальное время использования электронных устройств. Но на случай, если вы сомневаетесь в себе, Сиберг советует целую кучу сайтов и приложений, которые помогут с самоконтролем. Например, если вам сложно отследить то, как вы проводите время в Интернете, автор предлагает программу RescueTime.
Она позволит посекундно следить за тем, чем вы занимаетесь в Интернете.
RescueTime даст вам понять, насколько эффективно вы способны распоряжаться своим временем в Сети.
Шаг 4: Оживите
Цифровая диета – это история про возвращение в реальный мир.
Важно, чтобы вы нашли время на встречу с друзьями, но не для того, чтобы поболтать о всякой поверхностной ерунде и смотреть в телефоны. Важно, чтобы вы вспомнили, каково это – находиться с кем-то в одном времени, внимательно слушать и сопереживать.
Общение в Интернете не способно заменить реальное общение. Skype
– хорошая штука, но он не сравнится с разговором при встрече. Да, социальные сети помогают быть в курсе событий, происходящих в жизни


265 ваших родных и близких. Но Интернет – лишь помощник, он не должен заменять реальной связи. Конечно, общение через Интернет очень удобно: вы получаете только то, что хотите. Но парадокс в том, что это не всегда то, что вам нужно. Позвоните родным, выслушайте подругу за обедом (и даже не думайте доставать телефон!). За те два часа, что вы отсутствуете в виртуальном мире, ничего не изменится. Внимательно относитесь к людям, они же классные!
Не следует медитировать и пытаться уловить вибрации Вселенной или что-нибудь подобное. Просто дайте своим основным чувствам немного побыть главными в вашей жизни.
Когда в следующий раз вы выйдете на улицу, выпрямитесь, уберите смартфон в карман, почувствуйте ветер, ощутите запахи, послушайте звуки. Не бойтесь существовать офлайн, учитесь получать удовольствие от реальной жизни.
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   37

4.6.3. Пищевая аддикция
Анорексия
Если у родителей возникли подозрения, что ребенок может страдать анорексией, однозначно нужно обращаться к психотерапевту. К сожалению, это психопатология, при которой достаточно высокий риск смертельного исхода (5-10% случаев заболевания заканчиваются летальным исходом). При своевременном обращении, анорексия хорошо корректируется с помощью психотерапии, приема медикаментов, в том числе витаминных комплексов.
Необходимо объяснить родителям, что самостоятельно с таким заболеванием справится они не в силах. Лечением анорексии должны заниматься опытные специалисты (от терапевта, диетолога – до психиатра и психолога) и чем раньше, тем лучше. Проще говоря, лечение сводится к восстановлению массы тела и коррекции нарушений обмена веществ, психологическим лечением и фармакологическому лечению. Очевидно, что без психологического сопровождения больного, без надлежащей психотерапии риск рецидива увеличивается во много раз. Ведь, помимо социальных (навязанный СМИ образ красоток), генетических (наследственных), чисто психиатрических причин, ряд исследователей склоняются к превалирующей роли психологического фактора.
К сожалению, близкие больных анорексией не понимают всей серьезности положения. Они либо совсем не принимают мер, думая, что речь идет о
«придури», либо пытаются справиться с ситуацией с помощью уговоров, угроз, наказаний, которые лишь ухудшают дело.
И, наконец, профессионал поможет осознать внутренние, бессознательные причины, которые вынуждают человека отказываться от еды. А осознание бессознательного ведет, как известно, к существенным психологическим изменениям, которые не позволят болезни и дальше управлять человеком.

266
Булимия
С лицами, страдающими булимией проводят работу, направленную на улучшение эмоционально волевого самоконтроля, нормализацию пищевых привычек, отношения к еде. Адиктов просят вести дневник, в котором они ежедневно описывают свое пищевое поведение, фиксируют ощущения голода и сытости, чтобы контролировать чувства, провоцирующие приступы обжорства.
Анализ этих записей помогает установить, какое настроение, какие ситуации вызывают потребность в еде.
Выявляют стимулы и ситуации, которые провоцируют переедание
(например, просмотр телепередач). Аддиктам рекомендуют держать дома как можно меньше высококалорийных продуктов и ограничить доступ к ним, для
«перекусов» иметь под рукой сырую морковь и сельдерей; есть только на кухне в отведенное время, используя лишь определенную изысканную посуду и столовые приборы. Во время еды советуют избегать разговоров, чтения газет или просмотра телепередач, полностью сосредоточиться на процессе потребления пищи и получении удовольствия от еды, просят считать во время еды каждый глоток и кусок. После каждого третьего куска нужно откладывать столовый прибор, пока этот кусок не будет пережеван и проглочен; эти паузы постепенно растягиваются. Устанавливается система поощрений: за определенные успехи начисляются очки, которые затем суммируются и с помощью членов семьи превращаются в какие либо льготы: для детей – поход в кино, для женщин – освобождение от домашней работы и т. п.
Для подкрепления воздержания от тайных приступов переедания и рвоты используется аверсивный прием: лицам, страдающим булимией предлагают принести большое количество пищи и осуществить акт переедания в присутствии психотерапевта, который наблюдает до исчезновения побуждения вызвать рвоту. В это время помогают понять, что пища может быть безвредной и даже нужной, от нее не следует избавляться. С самого начала терапии в рацион включаются так называемые запрещенные продукты, содержащие много калорий: шоколад, пирожные и т. п. Пациентов обучают есть их в небольших количествах.
Важное значение придается тому, чтобы научить оценивать свое тело более дифференцированно, чем «худая – толстая». Вначале со всех сторон рассматривается тело в зеркале. Это повторяется при различном настроении и в различное время суток, в частности перед обедом и после него. Под руководством терапевта аддикты занимаются двигательными упражнениями в облегающей одежде.
С больными проводятся беседы, которые помогают им как можно точнее описать свой внешний вид, высказать мысли и чувства, возникающие у них при рассматривании своего тела. Каждое упражнение заканчивается только тогда, когда негативные чувства значительно уменьшаются. В результате этих упражнений пациенты привыкают к виду своего тела, расширяют критерии