Файл: Аддиктивное поведение в детскомолодежной среде проблемы, профилактика учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 782
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
267 своей внешней привлекательности и перестают придавать слишком большое значение недостаткам своего внешнего вида.
Эффективным является участие в группах взаимопомощи «Анонимные обжоры».
4.6.4.Гемблинг
В
последние годы стало очевидным существование в России проблемы азартной игры, или гемблинга (от англ. gamble – «играть в азартные игры на деньги»).
Итак, на смену «одноруким бандитам» пришло Интернет-казино. Оно вовсе не стало средством избавления от опасной зависимости, называемой лудоманией. Изменилась только технология легкой наживы. Теперь не нужно дергать за рычаг, надо просто зарегистрироваться в Инете. Все больше молодых людей становятся жертвами «чумы», порожденной веком компьютерных технологий. Бизнесмены, погоревшие на запрете игорного бизнеса, пытаются поправить свои дела путем Интернета и лазеек в несовершенном сегодняшнем законодательстве.
В целях профилактики Интернет-гемблинга у детей нобходимо формировать навыки культуры работы в сети Интернет. При этом следует делать акцент на том, что компьютер является лишь рабочим инструментом, помощником в выполнении учебных заданий, проектов, а не основным средством проведения досуга.
Эффективна групповая психотерапия, направленная на работу с эмоциями, а также с проблемами общения, поскольку аддикты обычно испытывают значительные затруднения в этих сферах. Эффективным является участие в группе взаимопомощи «Анонимные Игроки», работающей по принципу
«Анонимных Алкоголиков». Используются публичные признания, групповое давление и пример бывших пациентов, бросивших игру.
4.6.5.Ониомания
Лечение шопоголиков проходит по-разному. В Америке существуют группы взаимопомощи «Анонимные шопоголики». В России же, в силу психологического нигилизма населения России, такие группы не популярны.
После обращения к психологу, шопоголикам следует самостоятельно проанализировать степень полезности и целесообразности своих покупок.
Правила шопинга дисциплинируют человека, не давая возможности совершать необдуманные покупки. Ниже представлены рекомендации по избавлению от ониомании.
1 этап
1. Необходимо осознать, что шопоголизм чаще всего не является причиной, а скорее следствием других психологических проблем.
2. Избегать посещения магазинов и развлекательных центров.
268 3. Использование аутотренинга. Рекомендуется проговаривать: «Реклама построена на манипуляциях. Я не позволю себе стать марионеткой. Массы управляемы пропагандой, а я нет».
4. Устраните те негативные состояния, которые Вы пытаетесь компенсировать при помощи шопинга.
5. Ищите альтернативные пути получения положительных эмоций.
2 этап
1. Избегайте походов в магазин в плохом настроении и из-за плохого настроения.
2. Составьте список. Заранее определите, что именно вам необходимо, составьте список нужных вещей с четкими требованиями к качеству и цене.
Если увидите то, что Вам понравилось, но отсутствует в списке – включите это в список покупок на следующий раз.
3. Возьмите с собой ровно столько денег, сколько нужно для покупки вещей из списка плюс 15% от этой суммы на экстренный случай. Не используйте кредитную карточку без крайней необходимости.
4. Вступите в игру. Отнеситесь к посещению магазина, как к игре, в которой Ваша задача – распознать воздействия на Ваш выбор и Вашу внутреннюю реальность и уклониться от них.
Заходя в магазин, помните, что манипуляция начинается до продавца.
Всё в магазине устроено так, чтобы вызвать у Вас импульс «Купить».
Скажите себе «Решение, принятое в магазине – ОШИБКА».
5. Фильтр места. Учитывайте опасные места. В них специально помещают товары, которые хотят продать быстрее. Эти места опасны тем, что в них Ваше сознание работает меньше, а воздействие на Вас – больше.
Опасные места находятся:
В первой трети магазина (но не у входа)
По Вашему ходу налево – против часовой стрелки
На полках с правой от Вас стороны
На полках на 15 градусов ниже уровня глаз (в среднем 130-135 см от уровня пола), на уровне глаз и на уровне груди (рук), т.е. на высоте около 1,5 м от пола.
В центре полки или в центре группы товаров, ближе к правому краю
На пересечении рядов полок
В широких проходах
Возле кассы
В конечных отделах гондол
В хорошо освещенных, ярких, красочных местах
Там, где эти товары легко и удобно взять с полки.
В местах, привлекающих внимание музыкой и запахом.
И музыка и запах – мощнейшие средства изменения реальности. Если слышите в магазине музыку, помните, что это способ воздействия.
Сконцентрируйтесь и задайте собственный, отличающийся ритм, напевайте
269 другую, более энергичную мелодию. Под звуки музыки легче расстаться с деньгами. При этом медленная музыка заставляет вдумчиво рассматривать каждую вещь и делать больше покупок.
Запах – тоже способ воздействия. Следуя за соблазнительным запахом, человек заглянет не только в тот отдел, который ему нужен, но и в расположенный по соседству, и в результате приобретет «что-нибудь».
Самые опасные запахи – запах свежего хлеба и кофе. Их распространяют специально при помощи ароматизаторов.
Пути нейтрализации. Сравните опасные места с выгодными. Не покупайте товар, только потому, что он находится на привлекательном месте.
Представьте этот товар в другом месте и подумайте, обратили бы Вы на него внимание, решили бы его купить?
Для сравнения обращайте внимание на места, где лежит менее выгодный для магазина товар (нередко он более выгоден для Вас).
В конце магазина или, реже, у входа.
По Вашему ходу направо – по часовой стрелке
На полках с левой от Вас стороны
В углах магазина
На полках на уровне на уровне пояса и ниже или выше головы (нужно наклониться, или дотягиваться). На нижнюю полку выставляют самый дешевый товар, на верхнюю – товар подороже, а на ту полку, которая находится на уровне глаз – самый дорогой.
Товары, которые невозможно взять с полки.
В узких проходах
Слева от центра полки или боковые секции группы товаров
В плохо освещенных, шумных, грязных местах
6 Фильтр товара.
Если Вы решили купить товар, задайте себе вопрос: «Почему?». Любой из ответов, приведённых во втором столбце таблицы, скажет, что Вы попались на крючок мерчандайзинга.
Индикатор манипуляции
Признак ограничения выбора
«Я куплю это, потому что…»
Путь нейтрализации
Яркая и привлекательная упаковка
(особенно желтого и красного цвета)
Мне нравится упаковка.
Упаковка не означает качества содержимого.
Возможно, Вы покупаете не товар, а упаковку.
Представьте товар в плохой упаковке. Обратили бы
Вы на него внимание, решили бы его купить? Вам бы понравилось?
Дегустация и бесплатное угощение
Я попробовал.
Стали бы Вы покупать это, если бы не пробовали?
Вы не обязаны покупать это.
Прикосновение
На ощупь приятно.
Стали бы Вы покупать это, если бы не подержали в руках? Потрогав товар, Вы не определите его качества.
Этикетка
Мне понравилась Понравился бы Вам этот товар, если бы на нём была
270 этикетка ужасная этикетка? Этикетка составляется только с целью привлечь внимание и никак не отражает качество товара.
Имя фирмы (брэнд)
Это престижно, надёжно, известно.
Стали бы Вы покупать это, если бы название фирмы было другим?
Имя на товаре не означает его качества. Брэнд – это специально насаждаемый стереотип. Он создаётся специально, чтобы
«забить» в подсознание представления о качестве.
Освещённый подсветкой товар
Это лучше чем аналоги
Помните, что подсветка делает товар более привлекательным – более объёмным, аппетитным и натуральным (особенно мясо и сыр).
Надписи:
«Скидка», «Акция», «Приз»,
«Подарок», «Новая цена»,
«Новинка»,
«Аналог
– дёшево».
Это выгодно, дёшево.
Стали бы Вы покупать это на других, обычных условиях? Считали бы Вы это выгодным?
Избегайте скидок и подарков. Они вызывают импульс купить ненужную вещь.
Это оплатите Вы в дополнение к лежалому товару.
Никогда никто не будет торговать себе в убыток.
Только сегодня (неделю, месяц)
Надо успеть
Вы стали бы покупать это, если бы не думали о дефиците?
Выгодная цена
Это дёшево.
Стали бы Вы брать это за обычную цену? Почему цена снижена? Снижена ли цена (внимательно посмотрите на цены, не указана ли оптовая цена или дополнительные условия приобретения)?
Помните, что никогда никто не будет торговать себе в убыток.
«2 по цене 1-го» и другие надписи, увеличивающие количество покупаемых единиц товара.
Это выгодно, дёшево.
Стали бы Вы покупать несколько единиц товара за обычную цену? Считали бы Вы это выгодным?
Помните, что так Вас заставляют купить больше, чем
Вам нужно.
Цена, оканчивающаяся на 99
Это сниженная, выгодная цена.
Стали бы Вы покупать это, если бы цена состояла из обычных цифр? Считали бы Вы это выгодным?
Скажите себе, что это «дороже и хуже в 99 раз» и спокойно относитесь к таким ценам.
Изобилие товаров
Надо что-нибудь выбрать для себя
Стали бы Вы покупать это, если бы вокруг не было такого изобилия?
У Вас вызывают инстинкт потребления. Одно из правил мерчандайзинга – товар должен «давить»,
«падать на голову».
Ящики и коробки с товарами
Это пользуется спросом, ведь это «не успевают расставить».
Вы бы купили это, если бы оно было расставлено на полках? Помните, что так стимулируются продажи мелкого лежалого товара.
Магазинная упаковка
Это соответствует уровню магазина.
Вы бы купили это в другой упаковке? Помните, что всё, что под упаковкой, сделано не в магазине.
Тележка
Товар заполняет пустую тележку.
Тележка помогает больше рассмотреть, не отвлекаясь на уже купленное.
Вы бы купили это, если бы оно не поместилось в тележке. Если бы это надо было нести в руках, испытывая неудобство?
Помните, Вы не обязаны набивать свою тележку товаром независимо от её размера и вместительности.
Когда Вы поворачиваете тележку в одну сторону, то автоматически смотрите в противоположную. Так
Вы видите то, что специально помещают в поле зрения. Смотрите в сторону поворота тележки, а не по сторонам.
271 7. Фильтр сервиса и дополнительных услуг. Современные супер-, гипермаркеты намеренно и вовсе не ради Вас превращены в центры отдыха.
Цель – продлить время пребывания в магазине и сделать его местом отдыха.
Это нужно, чтобы Вы гарантированно и максимально удобно попали в туннель шопинга. Основной источник прибыли таких магазинов – попутные покупки ненужных вещей и попутное помещение ненужных мест
(кинотеатров, кафе, парикмахерских и т.д.).
Не используйте магазин для отдыха, досуга, создания себе праздника, если не хотите купить то, что Вам никогда не понадобиться.
8. Фильтр акций магазина – распродаж, дегустаций и т.д.
Не покупайте товар, только потому, что он участвует в акции
(распродаже, дегустации).
Помните, что самые лучшие товары никогда не доживают до распродаж и не нуждаются в дегустации.
Избегайте пренебрежения к дешёвым вещам и ажиотажа перед
«выгодными» ценами.
Помните, что ульрамодные товары поступают на распродажу чаще всего, незадолго перед тем, как будут выглядеть нелепо.
9. Фильтр детей.
Не берите с собой детей, если не собираетесь купить им что-то нужное.
Если Вы взяли детей:
Если дети требуют ненужное, скажите себе «Для детей это яд!»
Помните, что товары для детей размещают на нижних полках (на уровне глаз и рук ребенка).
Не берите специальные детские тележки в супермаркетах.
Не задерживайте детей около кассы. Помните, что стенды перед кассой специально оформляют сладостями, жевательными резинками, маленькими игрушками, яркими календариками и т.п.
10. Фильтр кассы
Не покупайте товары, которые предлагаются около кассы. Здесь специально расположено множество мелких товаров, вызывающих импульсивное желание их купить
Решая приобрести нечто на кассе, помните, что от 20% до 35% содержимого холодильников выбрасывается в неизменном виде!
3 этап
1. Прежде чем вступить в контакт с менеджером, понаблюдайте за его стилем манипулирования со стороны. Посмотрите, как он ведёт себя с другим клиентом. Поэтому не торопитесь подходить сами и отказывайтесь от быстро предложенной помощи. Скажите «Спасибо. Сначала я посмотрю сам».
272 2. Спокойно и уверенно беспокойте менеджера. Помните, что это не обязывает Вас делать покупку. С чувством своего права задавайте любые вопросы, требуйте показать любой товар и любые его функции.
3. Следите за появлением индикаторов манипуляции:
слишком быстрая симпатия и доверие к менеджеру;
внезапное острое и навязчивое желание совершить покупку именно здесь, именно сейчас и именно у этого менеджера.
4. Действуйте в своём привычном темпе или слегка его замедлите. Не спешите за ускоряющимся продавцом. Ускорение темпа речи и нагнетание темпа действий делается с целью сформировать импульс – «покупай быстрее!». Подождите завершения скоростного участка и спокойно продолжайте. Если менеджер начинает повторять Ваш темп, изменяйте темп немедленно. Это – способ манипулирования.
5. Всегда помните, что менеджер – человек. Будьте доброжелательны к его стремлениям, но спокойно и без вызова, занимайтесь удовлетворением своих целей.
Любой продавец настроен продать любой товар быстрее, потому что он ограничен в сроках и планах продаж, боится потерять свои комиссионные, опасается начальника, устаревания моделей, порчи продуктов или изменения моды, испытывает тревогу, что продажа сорвется. Концентрируйтесь на достоинствах товара, на условиях деловой сделки, а не на личности менеджера. Вы покупаете товар, а не менеджера! К процессу покупки не имеет никакого отношения то, что продавец приятен, весел и обходителен, разделяет ваши предпочтения, искренне беспокоится о ваших интересах или
«жил с Вами в соседнем дворе».
6. Любые негативные эмоции менеджера и непонятные высказывания –
признак его непрофессионализма или злонамеренности. Ваша растерянность, стеснительность, непонимание, задетое самолюбие – то, что побуждает Вас купить, чтобы получить облегчение. Напоминайте такому менеджеру
«золотое правило торговца» – продавец должен предлагать не товар, а выход из дискомфортной ситуации. Игнорируйте презрение и лесть, фразы о Вашей состоятельности и несостоятельности.
Игнорируйте большое количество специальных терминов и вычислений. Они говорят не о Вашей глупости, а о непрофессионализме менеджера.
И помните: избавляясь от зависимости, вы ничего не теряете, только приобретаете.
Есть и более убедительный пример. Александр Македонский, основатель одной из самых больших империй в истории, умирая, приказал сделать ему каменный гроб с двумя отверстиями по бокам. И попросил после смерти просунуть туда его руки. Так его и несли перед толпой — с пустыми, раскрытыми к небу ладонями. Этим великий воин хотел сказать на прощание: «Человек, завоевавший полмира, все равно не может унести с собой на тот свет и пяди земли».
273
1 ... 25 26 27 28 29 30 31 32 ... 37
4.6.6. Работоголизм
Коррекционная работа с трудоголиками должна решать следующие задачи.
Помочь работоголику замедлить темп. Привести примеры того, как они могут сделать сознательное усилие, чтобы произвольно замедлить темп жизни.
Научить умению расслабляться.
Помочь научиться ценить психологический климат в семье.
Позитивное взаимодействие с членами семьи может быть очень ценным и обнадеживающим, поэтому следует искать способы, с помощью которых они могут укрепить семейные связи.
Подчеркнуть важность семейных праздников и ритуалов. Они сплачивают семью и делают жизнь насыщенной и приносящей удовлетворение.
Помочь вернуться в социальный ритм. Выработать план включения в общественную жизнь и завязывания дружеских отношений.
Практически приступить к организации социальных связей вне работы.
Обратить внимание на жизнь «сейчас». Принимая настоящее, можно получать больше удовольствия от жизни и уменьшить озабоченность будущим.
Подчеркивать важность надлежащей диеты, отдыха и физических упражнений. Хорошая физическая форма и стабильное эмоциональное состояние необходимы для нормального функционирования и избавления от зависимости.
Помочь пережить потери детства. Многие испытывают стыд, печаль, злость по отношению к событиям своего прошлого. Избавление от этих чувств повышает их самооценку, дает возможность перестроить свою жизнь.
4.6.7. Любовная и сексуальная аддикция
Следует отметить положительные стороны любовной аддикции. В этом смысле уместно вспомнить Х.Фишер, которая писала, что романтическая любовь является конструктивной формой аддикции, когда она взаимна, и деструктивной, когда любовь отвергается. Любовь может стать спасительной заместительной аддикцией, которая приходит на смену химической зависимости.
С. Зуссман с коллегами отмечает, что наркомания, сильная романтическая любовь (любовная зависимость) и вера во Всевышнего во многом схожи. Во
‐первых, все три типа поведения влияют на мозговую систему мотивации награды. Во
‐вторых, все три типа поведения могут быть
274 использованы для улучшения настроения. Употребление наркотиков, романтическая любовь и молитвы Всевышнему могут вызвать выраженные изменения аффекта, которые имеют большую интенсивность, чем те, которые возникают при реализации обычных приятных поведенческих актов.
В
‐третьих, может возникнуть эмоциональная и психологическая зависимость от объекта поведения: приема наркотиков, объекта любви или
Высшей Силы. Известно, что в терапевтических целях зависимость от
Высшей Силы поощряется в 12
‐шаговых программах. В‐четвертых, при лишении объекта поведения возникает тяга и другие симптомы отмены. И, наконец, в
‐пятых, озабоченность поисками и приемом наркотика, отношениями с романтическим партнером или Всевышним достигает такой силы, что пренебрегаются другие жизненные возможности и обязанности, чтобы продолжить постоянную связь с объектом поведения. Все это позволяет использовать любовь и веру в реабилитационных целях.
Если говорить о терапевтической помощи любовным аддиктам, то сегодня наиболее распространенной является психотерапия в рамках посещения групп анонимных любовных аддиктов, анонимных сексуальных и любовных аддиктов, работающих на тех же принципах, что и анонимные алкоголики, т.е. по программе 12 шагов. При любовной и сексуальной аддикции в рамках программы 12 шагов между аддиктом и терапевтом заключается договор о любовной и сексуальной трезвости. Это может означать либо полную трезвость, либо полное воздержание от каких
‐либо романтических или сексуальных связей вне официального партнерства.
Имеются также отдельные программы предназначенные для: созависимых родственников, S
‐Anon
– жен сексоголиков, COSLAA
(CO
‐Sex and Love Addicts Anonymous) – созависимых жен и партнеров любовных и сексуальных аддиктов, RCA (Recovering Couples Anonymous)–
анонимных выздоравливающих пар.
4.6.8. Религиозная аддикция
Для освобождения от влияния религиозной секты используется депрограммирование, которое состоит в развитии у аддикта критического, гибкого, творческого и независимого мышления и коррекции ложных представлений относительно культовой жизни. С помощью наводящих вопросов его нацеливают на систематический анализ вскрытых противоречий. Особенно полезно описать и объяснить процесс идеологической обработки, которой они были подвергнуты.
В процессе депрограммирования желание аддикта понять, что с ним происходит, нарастает до тех пор, пока не будет достигнуто состояние
«ломки». Перед этим аддикт внезапно прекращает обсуждение, становится тихим и задумчивым или обнаруживает признаки шока. Затем у него наступает нервная дрожь, рыдания и паническая растерянность, рождается