Файл: Аддиктивное поведение в детскомолодежной среде проблемы, профилактика учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 774

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

286
Эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир.
Эндоморфин (эндорфин) (греч. endo – внутри) – нейромедиатор, воздействующий на опиатные рецепторы, расположенные на поверхности нервных клеток головного мозга. Выработку эндорфина стимулирует как пребывание наедине с любимым человеком, так и страх смерти («юмор висельника»).
Энцефалопатия (греч. encephalos – мозг; pathos – страдание) – органическое поражение головного мозга с необратимыми психическими нарушениями.
Эридофобический синдром – повышенная чувствительность к критическим замечаниям.
Ядовитые вещества – вещества растительного, животного и минерального происхождения или продукты химического синтеза, способные при воздействии на живой организм вызвать острое или хроническое отравление или смерть, включенные в Список ядовитых веществ Постоянного комитета по контролю наркотиков.

287
ЛИТЕРАТУРА
1.
Аддиктология.
Теоретические и экспериментальные исследования формирования аддикции / Е. И. Николаева, В. Г.
Каменская. — М. : Форум, 2016. — 208 с.
2.
Айвазова А.Е. Психологические аспекты зависимости. – СПб.:
Речь, 2003.
3. Анохина И.П. Основные биологически механизмы алкогольной и наркотической зависимости // Руководство по наркологии: в 2 томах / под ред.член-корр.РАМН Н.Н. Иванца. – М.: Медпрактика, 2002. Т.1.
С. 33-41.
4. Аршинова В.В. Профилактика зависимого поведения: системный подход /
В.В. Аршинова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 414с.
5. Арзуманов Ю.Л., Дудко Т.Н. и др. Изменение межполушарной асимметрии мозга как маркер предрасположенности к формированию зависимости от ПАВ // Современные проблемы наркологии.
Материалы научно-практической конференции в Москве 21-22 октября
1999 года. – М., 1999. – С. 11-15.
6. Абдрахманов Д.М. Основы профилактики наркотизма: учебное пособие /
Д.М.Абдрахманов, Р.Г. Исмагилов. / Уфа: РГСУ, 2010. – 250с.
7. Беличева С.А. основы превентивной психологии. – М.: Редакционно- издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 1994.
– 221 с.
8. Березин С.В., Лисецкий К.С. Наркомания глазами семейного психолога. – СПб.: Речь, 2005. – 240 с.
9. Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология ранней наркомании. – Самара, 2005. – 310 с.
10. Бехтель Э.И. Донозологические формы злоупотребления алкоголем. –
М., 1986.-272 с.
11. Бондаренко
С. Н.Лечение и реабилитация больных с патологическим влечением к азартным играм // Новые методы лечения и реабилитации в наркологии (заместительная терапия, психофармакотерапия, психотерапия): Сб. мат-лов междунар. конф.
/ под ред В. Д. Менделевича. Казань, 2004. – 380 с.
12. Валентинов А.М. Заблудившиеся в сети // Третья столица. – Омск,
2000 -№49. – С. 22-25.
13. Гаврилина
Л.К., Пружинская В.Б. Профилактика зависимого поведения. Учебное пособие / Общая редакция Гаврилиной Л.К. –
Сыктывкар, 2002. – 164 с.
14. Гайнуллина Э.Н., Янгуразова З.А. Проблема потребления алкоголя в
России и Турции // Социально-медицинская работа: состояние, проблемы и перспективы развития в современном обществе:
Всероссийская научно-практическая конференция с международным


288 участием. 23-24 ноября 2011 г., Уфа. – Т1. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2011. –
180. – С. 73-78.
15. Гайнуллина Э.Н., Янгуразова З.А. Гигиенические знания детей и подростков о негативном влиянии психоактивных веществ на организм человека. // Безопасность жизнедеятельности человека в среде обитания: проблемы, пути решения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием . –
Уфа.: РИЦ БашГУ, 2011. – С. 51 -55.
16. Галактионов О.К. Предикторы и патогенетические особенности алкоголизма в этнических популяциях
Сибири:Автореф.дис.
…докт.мед.наук. – Томск, 1996. – 44 с.
17. Гилинский Я.И. Институт семьи в системе «девиантность – социальный контроль» // Криминология: вчера, сегодня, завтра:
Материалы Международной научной конференции «Семья и преступность»
2001 г./
Труды
Санкт-Петербургского криминологического клуба. – СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,
2002. № 1(2). – С. 34-41.
18. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М.;
Воронеж: МОДЭК, 2002. – С. 89-92.
19. Гончаров М.В. Популяционно-генетический подход к проблемам распространенности наркологических заболеваний // Вопросы наркологии. 1994. №1. – С. 88-93.
20. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. –
М.: Медицина, 1980. – 184 с.
21. Дмитриева Т.Н., Сучков В.А. Об алкоголизации подростков с патологическим формированием личности неустойчивого типа //
Социальная и клиническая психиатрия. – 1993. – Т. 3. вып 1. – С. 49-53.
22. Егоров А. Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор) //
Аддиктология, № 1. 2005. – С. 65-77.
23. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. –
М.: Педагогическое общество России, 1999. – 512 с.
24. Завьялов В.Ю. Мотивация потребления алкоголя у больных алкоголизмом и здоровых // Психологический журнал. – 1986.– № 5. –
С. 102-111.
25. Зайцев В. В., Шайдулина А. Ф.Как избавиться от пристрастия к азартным играм. СПб.: Изд. дом «Нева». 2003. – 128 с.
26. Иванец Н.Н. Медико-социальные проблемы наркологии и пути их решения // Вопросы наркологии. 1997. № 4. С. 4-11.
27. Иванец H.H., Игонин A.J1. Клиника алкоголизма // Алкоголизм:
(Руководство для врачей). / Под ред. Г.В. Морозова, В.Е. Рожнова, Э.А.
Бабаяна. – М., 1983. – С. 75-149.
28. жКоробкина
З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учебное пособие. – М.: Академия,
2002. – 192 с.

289 29. Котляров А.В. Освобождение от зависимостей, или Школа успешного выбора. – М.: МПСИ, 2005. – 448 с.
30. Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (Утв. МО и Н РФ 5 сентября 2011 года) // Режим доступа – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12090282/
31. Коробкина З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. пособие для студ.высш.пед учеб. заведений / З.В.
Коробкина, В.А. Попов. – М.:Издательский центр «Академия», 2010. –
192 с.
32. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. –
Новосибирск, 1999. – 418 с.
33. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. –
Новосибирск, 1999. – 418 с.
34. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Аддиктивное поведение – новая проблема современного мира. Особенности женского аддиктивного поведения // Проблемы наркологии – 89: Сб. науч. трудов (респ.). – М.:
Изд. Моск. НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1989. – С. 57 - 63.
35. Кулганов
В.А., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Превентология.
Профилактика социальных отклонений. Учебное пособие. – СПб.:
Питер, 2014. – 304 с.
36. Курек К.С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте. – СПб.:
Алетейя, 2001. – 255 с.
37. Лебединская К.С., Райская М.М., Немировская С.В., Мальцына В.С.
Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков
(сообщение первое) // Дефектология. 1980. №2. – С. 4-14.
38. Лебединская К.С., Райская М.М., Немировская С.В., Мальцына В.С.,
Фишман М.Н., Грибанова Г.В. Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков (сообщение второе) //
Дефектология. 1980. № 5. – С. 3-14.
39. Лисицын Ю.П., Копыт Н.Я. Алкоголизм: социально-гигиенические аспекты. – М., 1983. – 264 с.
40. Лозовой
В.В., Кремлева О.В. Лозовая Т.В. Профилактика зависимостей: Опыт создания первичной профилактики. – М.,2011. –
477 с.
41. Ляхович А.В., Маркова А.И. Здоровый образ жизни – альтернатива наркомании: Учебное пособие для врачей, педагогов и учащихся образовательных учреждений немедицинского профиля.– Москва-
Воронеж, 2004. – 290 с.
42. Мандель Б.Р. Психология зависимостей (аддиктология). М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. – 320 с.
43. Макаров В.В. Клинико-социальные аспекты раннего алкоголизма //
Проблемы наркологии – 89: Сб. научных трудов (респ.). – М.: Изд.
Моск. НИИ психиатрии МЗ РСФСР,1989. – С. 83-87.


290 44. Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2000. – 384 с.
45. Москаленко В.Д. Биологические, индивидуальные, семейные и внесемейные факторы риска и защиты от злоупотребления психоактивными веществами у подростков // Международный медицинский журнал. 2003. №1. – С.26.
46. Москаленко В.Д., Гунько A.A. Взрослые сыновья и дочери больных алкоголизмом: спектр психопатологии // Вопросы наркологии. – 1993.
– № 1. – С. 80-89.
47. Назаров Е.А. Наркотическая зависимость и созависимость личности в семье: Автореф.дис. …канд.психол.наук.– М., 2000.– 25 с.
48. Новые подходы к совершенствованию системного комплексного противодействия незаконному обороту и потреблению наркотиков/
Управление ФС РФ по контролю за оборотом наркотиков по
Республике Башкортостан. – Уфа: Изд-во «Здравоохранение
Башкортостана». – Уфа: Информреклама, 2010. – 156 с.
49. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.:
Просвещение, 1996. – 352 с.
50. Поттер-Эфрон Р.Т. Стыд, вина и алкоголизм. Клиническая практика. –
М.:Институт общегуманитарных исследований, 2012. – 399 с.
51. Профилактика наркомании в образовательном учреждении: методический сборник для преподавателей образовательных учреждений.
Составитель
Сенотрусова
Р.Р.

Уфа:
ДизайнПолиграфСервис, 2009. – 136 с.
52. Психология зависимостей (аддиктология): Учебное пособие /
Мандель Б.Р. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 320 с.
53. Пятницкая И.H. Клиническая наркология. – JI.,1975. – 342 с.
54. Пятницкая И.Н., Найденова Н.Г. Подростковая наркология. – М.:
Медицина, 2002. – 256 с.
55. Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В. Д. Менделевича.
СПб.: Речь, 2007 – 768 с.
56. Старшенбаум
Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. – М.: Когито-Центр. Серия: Клиническая психология.
2006. – 368 c.
57. Четвериков
Д.М. Психологические механизмы и структура аддиктивного поведения личности: Дисс. …. докт.псих. наук. –
Новосибирск,2002. – 350 с.
58. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи.
– СПб.: Изд-во «Питер», 1999. – 652 с.
59. Эйдемиллер Э
1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   37

.Г., Кулаков С.А., Черемисин О.В. Саморазрушающее поведение у подростков: пути исследования, проблемы и разработка методов психотерапии // Саморазрушающее поведение v подростков. –
Л., 1991. – С. 65-71.

291 60. Юлдашев В.Л. Социально-психологические и биологические факторы формирования аддиктивного поведения подростков: Автореф.дис.
…докт.мед.наук. – М., 1997. – 41 с.

292 апывмафывфвпфывпфвапифапияывапывариф

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Перечень программ профилактики злоупотребления психоактивными веществами,
рекомендованных Федеральным экспертным советом при Минобразования России
по проблемам профилактики злоупотребления психоактивными веществами
(составлен по материалам сборника программ
«Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними» и Интернет-ресурсов)

Название
программы
Авторы,
выходные
данные
Возрастная
категория
Цель, задачи программы
Краткая аннотация
Программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних
1.
Полезные
привычки.
Программа по
предупрежден
ию
употребления
табака и
алкоголя
детьми
Гречаная Т.Б.,
Иванова Л.Ю.,
Колесова Л.С. по кн.:
Полезные привычки:
Учеб. Пособие для начальной школы по предупреждени ю употребления детьми табака и алкоголя.
Материалы для учителя/Под ред
О.Л.Романовой
.– М., 1998 учащиеся начальной школы
Цель: овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Задачи:
1. Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
2. Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать
Программа превентивного обучения, базирующаяся на психосоциальном подходе: развитии личностной и социальной компетентности детей.
В программе «Полезные привычки» для каждой возрастной ступени разработаны восемь уроков, разделенные на четыре блока по два урока в каждом.
Первые три блока (или шесть уроков) посвящены развитию личностной и социальной компетентности детей, а последние два – доступной ученикам начальной школы по возрасту информации о табаке и алкоголе.
Учебные материалы по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми для начальной школы "Полезные привычки" включают:
(1) материалы для учителей, (2) рабочие тетради для учеников, (3) материалы для родителей и (4) плакат.
"Полезные привычки" создавались в помощь учителям начальной школы. Они предназначены для того, чтобы дать учителям в руки научно обоснованные и простые в использовании, эффективные и практичные материалы для обучения детей в области охраны здоровья. Содержание уроков в "Полезных привычках" развивается по спирали.


294 свои отношения с ними.
3. Учить детей эффективно общаться.
4. Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
5. Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения учащихся начальной и средней школы к табаку, алкоголю и наркотикам.
Параллельно с ростом, развитием, увеличением объема школьных знаний ребенка одни и те же темы расширяются и усложняются, а установки и поведенческие навыки усиливаются и шлифуются.
Методология превентивного обучения отличается от традиционной необходимостью использования методов обучения в группе.
2.
Программа
педагогическо
й
профилактики
наркотизма
среди
младших
школьников
кн.: Макеева
А.Г., Лысенко
И.В.
Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников, пособие для учителей младшей школы, под ред. М.М.
Безруких СПб, изд-во
Образование-
Культура,1999г учащиеся
2-3 классов
Реализация общих задач:
– формирование у детей ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности, соблюдать законы здорового образа жизни;
– усвоение социально ценных поведенческих норм, коммуникативных навыков, обеспечивающих ребенку эффективную социальную адаптацию;
– развитие умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий.
Реализация специфических задач:
– формирование у детей представления о негативном воздействии одурманивания на физическое здоровье человека и его
Предлагаемый курс состоит из 24 занятий (по 12 уроков для каждого класса). Антинаркогенные занятия могут проводиться в рамках уроков естествознания,
ОБЖ, а могут стать частью внеклассной работы.
Для каждого занятия разработан возможный план его проведения. В описании занятия содержится информация, необходимая педагогу для подготовки, а также сведения, которые следует сообщить детям.
Информирование учащихся может быть организовано в виде мини-лекции или как фрагмент игр. Учитель может использовать при этом любую дополнительную информацию.
Продолжительность занятия не должна превышать
25-30 минут. При этом описание большинства занятий содержит избыточный объем информации и предлагаемых форм организации. Это даст педагогу возможность самостоятельно определять содержание занятия, отбирая наиболее интересные и важные, с его точки зрения, компоненты, учитывать особенности конкретной детской аудитории.