Файл: Аддиктивное поведение в детскомолодежной среде проблемы, профилактика учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 770

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

303
ых
учреждений вредных привычек.
5.
Формы и методы предупреждения табакокурения у учащихся разных классов.
6.
Подготовка учителя и родителей учащихся по проблеме табакокурения.
7.
Как отказаться от табакокурения.
15 Междисципли
нарная
программа
«Здоровье»
для средних
образовательн
ых
учреждений
учащиеся 1-
11 классов
Цель: формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью; формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактика вредных привычек.
Занятия по формированию навыков осознанного поведения в различных жизненных ситуациях, связанных со здоровьем и взаимоотношениями в социуме. Включают элементы уроков и тренингов с учетом половозрастных особенностей школьников.
Элементы содержания программы:
Раздел 1. Самопознание.
Раздел 2. Я и другие.
Раздел 3. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний.
Раздел 4. Питание и здоровье.
Раздел 5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма.
Раздел 6. Культура потребления медицинских услуг.
Программа профилактическое работы с семьями несовершеннолетних
16 «Семья и
школа
вместе».
Программа
первичной
профилактики
наркомании
Гречаная Т.Б.,
МакДональд
Линн,
Барцалкина
В.В. и др.
Семья и школа вместе.
Программа
Цель: увеличение вероятности того, что ребенок достигнет успехов дома, в школе и в обществе.
Программа создана для поддержки семей, помощи дисфункциональным семьям в оптимизации отношений внутри семьи и построения сети поддержки по месту жительства и учебы детей.
Программа объединяет специалистов и учителей, обучает родителей и усиливает их ролевую позицию, чтобы они могли стать первичными проводниками профилактики наркомании для своих детей.

304 первичной профилактики наркомании.
Кн.
«Героиновая наркомания: актуальные проблемы, сб. науч. трудов под ред. Э.Э.
Звартау, СПб, изд-во
СПбГМУ,
2002г.»
Программа может использоваться как для профилактической работы со всеми школьниками, так и для работы с детьми группы риска, поскольку в ней отработан механизм привлечения родителей, которые обычно не посещают школу, не обращаются за консультативной помощью и не участвуют в школьных мероприятиях.
Варианты использования программы:

универсальный (с поэтапным привлечением всех семей класса);

для адаптации первоклассников (предлагается в подготовительной группе детского сада перед началом школы);

с новыми семьями, недавно переехавшими в район, где располагается данная школа;

с проблемными и изолированными семьями, никогда не приходящими в школу;

со специальными группами детей с особенностями развития;

для усиления включения в воспитательный процесс родителей детей из группы риска.
Встречи проводятся один раз в неделю (всего 8
занятий) по 3 часа в форме тренингов командой сотрудников, которая включает двух представителей консультативной психологической службы из данного района, учителя и родителя из этой школы.
17 «Обучение
жизненно
важным
навыкам».
Программа
профилактики
Майорова Н.П
Чепурных Е.Е.,
Шурухт С.М.,
Семина
О.Б.
Обучение жизненно
Предлагаемая серия занятий (5 занятий) поможет педагогу установить контакт с родителями, в интересной и непринужденной атмосфере обсудить с ними важнейшие вопросы воспитания.
Форма занятий с родителями разработана таким образом, чтобы каждый участник мог высказать


305
злоупотреблен
ия
психоактивны
ми
веществами.
Работа с
родителями
важным навыкам в школе: Пособие для классных рауоковдителей
./Под ред.
Н.П.Майоровой

СПб.:
«Образование-
Культура»,
2002 собственное мнение по обсуждаемому вопросу, выслушать мнения участников, уточнив и обогатив свои педагогические взгляды и принципы.
Работа по этой программе является частью программы для детей «Обучение жизненно важным навыкам». Возможный алгоритм подготовки к занятиям дается в этой программе. Здесь же дается приложение «Шпаргалка для родителей», которое поможет родителям дома создать условия для формирования жизненно важных навыков, а также помогут взрослым самим освоить некоторые способы и приемы, стимулирующие развитие этих навыков у детей.
18 «Формирован
ие здорового
жизненного
стиля».
Программа
психологическ
ой работы с
родителями
Сирота Н.А.,
Ялтонский
В.М., Зыков
О.В. и др.
Формирование здорового жизненного стиля.
Программа психологическо й работы с родителями.
Кн. Программа профилактики злоупотреблени я наркотиками среди подростков и молодежи,
Цели:
1. Дать родителям знания и навыки, способствующие эффективному, социально- поддерживающему и развивающему поведению в семье и в процессе взаимодействия с детьми.
2. Сформировать группу лидеров- родителей.
Структура:
1. Родительский семинар (15 часов; проводится 1-2 раза в месяц).
2. Определение родителей-лидеров. Подготовка лидеров-родителей по специальной
16-часовой программе семинара-тренинга.
3. Определение родителей группы риска. Оказание индивидуальной и групповой психологической помощи нуждающимся в этом родителям.

306
Методические рекомедации,
Гатчина, ООО
«Латона»,2002
Программа развития подросткового волонтерского движения по первичной профилактике злоупотребления психоактивными веществами
среди несовершеннолетних
19 «Ровесник-
ровеснику».
Программа
подготовки
молодежных
лидеров
Латышев Г.В.,
Орлова М.В.,
Яцышин С.М. и др. «Ровесник- ровеснику».
Программа подготовки молодежных лидеров. Кн.
Смотри по жизни вперед.
Руководство по работе с подростками,
СПб, «Ars
Longa», 2001г.
Цель: создание и поддержка молодежного антинаркотического движения с целью формирования адекватного отношения к употреблению наркотиков в среде сверстников.
Задачи:

Подготовка молодежных лидеров для работы в среде сверстников.

Обеспечение поддержки движения со стороны педагогов и родителей.

Возрождение идеи шефства как средства распространения идеологии движения.

Создание условий, позволяющих молодым людям своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления наркотиков в подростковой среде.

Организация досуговой деятельности как одного из направлений профилактики употребления наркотиков.

Организация и проведение для
Содержание программы:

Базовые принципы проекта.

Структура и логика развития проекта.

Работа на базе школы.

Примеры форм работы в школе.

Работа на базе клубного объединения.

Примеры форм работы в клубе.

Типовой план программы.

Организация и поддержка проекта.

Приложения работы со взрослыми (психологами и педагогами, родителями) и детьми.


307 подростков учебных курсов, направленных на профилактику психоэмоциональной дезадаптации и привитие навыков здорового образа жизни.

Работа с подростками группы риска, привлечение их к деятельности движения силами молодежных лидеров.

Создание условий для самореализации подростков и повышения их социальной активности.
Программы подготовки специалистов по профилактике злоупотребления психоактивными веществами
20 Образовательн
ая программа
для
учреждений
профессионал
ьного
образования
по
педагогически
м и
психологическ
им
специальностя
м
Слободчиков
В.И., Зарецкий
В.В., Гериш
А.А. и др. по кн. Программы дистанционног о образования учреждений профессиональ ного образования по вопросам профилактики злоупотреблени я психоактивным и веществами среди
Целевое назначение:

освоение обучающимися базовых знаний в области теории и практики разработки системы профилактики злоупотребления ПАВ в среде несовершеннолетних и молодежи.

Развитие культуры и профессиональной компетентности в рамках проектной, конструкторской и управленческой деятельности.

Формирование комплекса способностей, обеспечивающих разработку и реализацию системы профилактики злоупотребления
ПАВ.
Реализация программы предусматривает три этапа:
1
– вхождение и профессиональное самоопределение относительно проблематики профилактики зависимостей от ПАВ.
2 – освоение образовательной программы, итогом которого становится разработка целостной региональной системы профилактики или отдельных ее компонентов.
3 – реализация проекта в своем регионе (городе, районе, в своем образовательном учреждении)

308 несовершеннол етних и молодежи. –
М., 2002
21 Профилактика
наркомании у
детей и
подростков.
Учебная
программа для
учреждений
высшего
профессионал
ьного
образования
по
педагогически
м и
психологическ
им
специальностя
м
Шипицына
Л.М., Шпиленя
Л.С., Егоров
А.Ю. и др. по кн. Млдель подготовки специалиста по профилактике наркомании в системе высшего профессиональ ного образования.
Учебные программы
/Под ред.
Л.М.Шипицын ой. – СПб.:
2001
Целевое назначение: формировать базовые знания в области теории и практики профилактики наркозависимости у несовершеннолетних, а также развитие навыков разработки, организации и реализации профилактических программ в условиях образовательных учреждений.
Краткое содержание курса:
Раздел 1. Введение в проблему наркотизма.
Раздел 2. Основы наркологии.
Раздел 3. Адресат профилактической деятельности
– дети и подростки.
Раздел 4. Основы и принципы антинаркотической деятельности.
Раздел 5. Организация профилактики наркомании в условиях образовательного учреждения.
Раздел 6. Особенности профилактики наркомании при работе с семьей.
22 Образование в
области
профилактики
наркозависим
ости и других
аддикций
Хасан Б.И.,
Дюндик Н.Н.,
Федоренко
Е.Ю.
Кухаренко И.А.
Привалихина
Т.И.
23 Формирование Сирота Н.А.,
План лекционных занятий:


309
здорового
жизненного
стиля.
Программа
работы со
специалистам
и
Ялтонский
В.М., Зыков
О.В. и др кн.
Программа профилактики злоупотреблени я наркотиками среди подростков и молодежи: –
Методические рекомендации –
Гатчина: ООО
«Латона», 2002 1. Вводная лекция.
2. Я и Другой. Развитие личности.
3. Чувства. Разум. Поведение.
4. Самопознание как высшая форма развития сознания.
5. Специфика подросткового возраста.
6. Роль общения в развитии личности.
7. Человек как социальное существо.
8. Сексуальность.
9. Семья как единый организм.
10. Химическая зависимость в семье.
11. Созависимость как основа развития любой формы зависимого поведения.
12. Насилие как фактор развития зависимой личности.
13. Стресс и проблеморазрешающее поведения.
14. Процесс выздоровления от химической зависимости.
15. Обзор пройденного материала.
24
Программа
психологическ
ой подготовки
учителей
средних школ
в области
профилактики
наркозависим
ости и
формирования
здорового
жизненного
стиля среди
Сирота Н.А.,
Ялтонский
В.М. по кн.
Программа формирования здорового жизненного стиля. – М.,
2000.
Цели программы:

Подготовить специалистов из числа школьных педагогов для профилактической работы в школе.

Осуществить позитивную копинг-профилактику наркомании среди детей и подростков.

Развить у детей и подростков формы поведения, ведущие к здоровью, усилить факторы стрессоустойчивости
(развитие личностных и средовых ресурсов, навыков проблеморазрешающего
Тематический план:
1. Знакомство. Представление организационно- тематической структуры программы. Установление доверия и контакта в группе.
2. Знакомство с особенностями подросткового возраста.
3. Стратегии и навыки преодоления стрессовых ситуаций.
4. Тренинг разрешения проблем и принятия решений.
5. Тренинг навыков проблеморазрешающего поведения.
6. Развитие копинг-стратегий поиска и оказания

310
школьников.
Программа
подготовки
лидеров-
учителей
поведения, само- и взаимопомощи)

Снизить в популяции подростков и молодежи потребность в употреблении наркотиков и других психоактивных веществ.

Уменьшить число лиц, зависимых от психоактивных веществ и проявляющих другие формы риска. социальной поддержки.
Тренировка навыков социально-поддерживающего поведения.
7. Формирование и развитие Я-концепции.
8. Поведенческая копинг-стратегия избегания.
9. Развитие коммуникативных копинг-ресурсов, эмпатии и аффилиации.
25 Формирование
отношения к
проблеме
потребления
психоактивны
х веществ.
Программа
психологическ
ой работы со
специалистам
и
Немшева Л.В.,
Вешт Э.Г. кн.:
Смотри по жизни вперед.
Руководство по работе с подростками. –
СПб., 2001.
1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   37

Цель: определить и осознать опыт собственной зависимости, а также определить и сформулировать собственное отношение к потребителям психоактивных веществ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ
1. Диагностика патологического гемблинга
А.
1) поглощен гемблингом, например, постоянно возвращается в мыслях к прошлому опыту гемблинга, намеренно отказывается от гемблинга или, наоборот, предвкушает и готовится к реализации очередной возможности гемблинга, или обдумывает способ достать денежные средства для этого;
2) продолжает игру при все возрастающем подъеме ставок, чтобы достичь желаемой остроты ощущений;
3) предпринимал неоднократные, но безуспешные попытки контролировать свое пристрастие к гемблингу, играть меньше или совсем прекратить;
4) проявляет беспокойство и раздражительность при попытке играть меньше или совсем отказаться от гемблинга;
5) играет, чтобы уйти от проблем или снять дисфорию (например, чувство беспомощности, вины, тревогу, депрессию);
6) возвращается к игре на следующий день после проигрыша, чтобы отыграться (мысль о проигрыше не дает покоя);
7) лжет семье, работодателям и другим людям, чтобы скрыть степень вовлеченности в гемблинг;
8) совершал криминальные действия такие как, подлог, мошенничество, кража, присвоение чужого имущества с целью обеспечения средств для гемблинга;
9) ставит под угрозу и даже готов полностью порвать отношения с близкими людьми, бросить работу или учебу, отказаться от перспективы карьерного роста;
10) в ситуации отсутствия денег из-за гемблинга перекладывает решение проблем на других людей.
Б. Игровое поведение не связано с маниакальным эпизодом.
Интерпретация результатов: В американской классификации психических расстройств
(DSM-IV, 1994) диагноз патологического гемблинга ставится при наличии пяти и
Более пунктов из раздела А и пункт раздела Б.
2 Тест на наличие технологической аддикции (Т.А. Никитиной, А.Ю. Егорова)
Напишите любую фразу для определения по почерку личностных особенностей____________________________________________________
Обведите соответствующий Вам ответ или впишите свой вариант:
1. Пол: М Ж
2. Возраст: 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22____________
3. Образование: среднее, средне специальное, неполное высшее, высшее.
4. Работа: есть, безработный.
5. Семейное положение: состою в браке, в браке не состою, разведен(а).
6. Дети: нет , 1, 2, 3 и более.
7. Материальное положение: ниже среднего, среднее, выше среднего.
8. Жилищные условия: а)отдельная квартира; б) совестное проживание с родителями; в) общежитие;