Файл: Аддиктивное поведение в детскомолодежной среде проблемы, профилактика учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 775

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

295 социальное благополучие, готовности отказаться от любых форм использования одурманивающих веществ;
– развитие отрицательных оценок в отношении различных аспектов наркотизма;
– освоение приемов поведения, позволяющих избежать наркотизации.
По желанию педагога одна тема может рассматриваться в течение двух занятий.
К разработкам занятий прилагаются специальные тетради «Волшебные уроки в стране Здоровье» с заданиями для самостоятельной работы детей. Эти задания носят творческий характер, предполагающий возможность активного включения школьника в процессе антинаркогенной подготовки.
3.
Программа
профилактики
злоупотреблен
ия ПАВ у
младших
школьников
«Волшебная
страна
Чувств»
Гусева Н.А.
Тренинг предупреждени я вредных привычек у детей:
Программа профилактики злоупотреблени я ПАВ, под науч. ред. Л.М.
Шипициной –
СПб, Речь,
2003г. младший школьный возраст.
В группу набирается не более 7 детей 6-7 лет, школьников старше 8-9 лет можно объединять в группы по
9-12 человек.
Программа нацелена на решение общих задач, напрямую не затрагивающих проблем употребления ПАВ и специфических задач,напрямую связанные с вопросами употребления ПАВ.
Программа предполагает проведение 14 занятий: 12 тематических и 2 диагностических. Рассмотрение одной темы рассчитано на 2 академических часа.
Режим работы с детьми 6-8 лет – два раза в неделю, занятие может длиться не более 40 минут.
Проводить занятия по программе могут учителя, социальные работники, психологи, прошедшие подготовку на специализированных курсах, на курсах повышения квалификации по направлению
«Профилактика зависимого поведения».
В программе используются следующие методы и техники психолого-педагогического воздействия:
– сказкотерапия (анализ сказок, групповое сочинение историй, драматизация сказок);
– арт-терапия (свободное и тематическое рисование, аппликация, лепка из глины, конструирование из бумаги и картона);
– визуализация;
– психогимнастика (этюды на выражение различных эмоций);
– телесно-ориентированные техники (психомышечная релаксация, танцы);

296
– игровые методы (подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации);
– моделирование и анализ проблемных ситуаций;
– беседа.
Программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами в среднем и старшем подростковом возрасте
4
Обучение
жизненно
важным
навыкам.
Программа
профилактики
злоупотреблен
ия
психоактивны
ми
веществами.
Майорова Н.П.,
Чепурных Е.Е.,
Шурухт С.М.
Обучение жизненно важным навыкам в школе, пособие дл классных руководителей под ред.
Н.П.Майровой,
СПб,
«Образование-
Культура»,
2002г. учащиеся 5-
7 классов
Цель:
развитие у подростков значимого комплекса жизненно важных навыков в условиях школы.
Жизненно важные навыки – основа психосоциальной компетенции.
Задачи:

Организация занятий, дающих ученикам возможность систематической и последовательной тренировки жизненно важных навыков, что обеспечивает их формирование и развитие.

Обеспечение взаимодействия педагога и родителей подростков для создания оптимальных условий развития и формирования комплекса важнейших социальных навыков.
Программа состоит из двух основных частей, включающих подробное описание занятий с детьми и родителями, приложения и рабочей тетради для учащихся:
1-я часть программы включает шесть разделов, каждый из которых содержит занятия, развивающие определенные группы навыков у детей:

Навыки общения и взаимодействия;

Навыки самооценки и понимания партнера;

Навыки управления эмоциями и эмоциональными состояниями, а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях;

Навыки принятия и исполнения решений;

Навыки работы с информацией;

Навыки творчества.
2-я часть посвящена ознакомлению родителей с целями, методами и приемами развития жизненно важных навыков у детей.
Занятия, предлагаемые программой, рассчитаны в среднем на 2-3 часа. Их рекомендуется проводить один раз в неделю, однако, занятия по материалу первых трех разделов можно объединить в единый тренинг и провести его на осенних или зимних каникулах.
5
«Перешеек».
Учебно-
профилактиче
Ананьев В.А., российско- германское учащиеся старшего
(15-17 лет)
Цель: первичная профилактика наркозовисимости через самопознание, самовоспитание,
Данное пособие является частью целостной программы «Психология здоровья в школе» и предлагает методический подход к проведению


297
ская
программа.
учебное пособие
Легальные и нелегальные наркотики:
Практическое руководство по ведению уроков профилактики среди подростков. и среднего
(12-14 лет) школьного возраста, в группах по
8-10 человек повышение уровня жизненной компетентности школьников и выработку навыков здорового стиля жизни. занятий по профилактике наркологических заболеваний, основанный на активных методах социально-психологического обучения.
В программе материалы собраны по принципу
«кирпичиков». Это означает, что их можно комбинировать в зависимости от педагогической ситуации и временных рамок. В каждом тематическом комплексе представлены различные методы. Состоит из трех разделов:
1. Информационный раздел.
2. Раздел личностного роста.
3. Методический раздел.
Реализует программу психолог
6
«Формирован
ие здорового
жизненного
стиля».
Программа
профилактики
злоупотреблен
ия
наркотиками
и другими
психоактивны
ми
веществами
среди
подростков и
молодежи
Сирота Н.А.,
Ялтонский
В.М., Зыков
О.В. и др.
Программа профилактики злоупотреблени я наркотиками среди подростков и молодежи, методические рекомендации,
Гатчина, ООО
«Латона»,
2002г. учащиеся старшего
(15-17 лет) и среднего
(12-14 лет) школьного возраста
Цель: развитие концептуально обоснованного системного подхода к профилактике злоупотребления ПАВ среди подростков и молодежи; разработка и апробация концептуальной модели профилактики злоупотребления наркотиками и другими ПАВ среди подростков; разработка и внедрение комплекса обучающих программ профилактики злоупотребления наркотиками и другими ПАВ среди подростков; развитие сети специалистов и лидеров в области профилактики злоупотребления ПАВ из числа врачей, психологов, учителей средних школ, инспекторов по делам несовершеннолетних,
Состоит из четырех разделов:
1. Информационный раздел.
2. Когнитивное познавательное развитие.
3. Развитие личностных ресурсов.
4.
Развитие стратегий и навыков высокофункционального поведения.
В процессе реализации программы проводится работа как с самими подростками, так и с учителями, а также родителями.
Предполагаемые результаты.
1. Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди подростков.
2. Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков.
3. Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.


298 подростков и их родителей; разработка механизмов развития социальной системы профилактического антинаркотического воздействия; подготовка групп специалистов и волонтеров, организующих и проводящих работу по профилактике злоупотребления ПАВ в регионе.
4. Отработка концептуальной модели региональной профилактической программы.
5. Развитие профессиональной и общественной сети профилактики злоупотребления психоактивными веществами.
7
«Навыки
жизни».
Программа
ранней
профилактики
химической
зависимости
Соловов А.В.
Навыки жизни.
Программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет, М. 2000г. – серия
«Работающие программы» учащиеся 9-
12 лет.
Программа предполагает длительное непрерывное обучение, с кратностью проведения не чаще одного урока в неделю и не реже одного урока в две недели. В летних оздоровительных учреждениях допускается проведение одного урока в день.
Проводить занятия могут специалисты, имеющие базовое психологическое образование и опыт тренинговой работы с подростками.
Основным принципом построения программы является строгий учет особенностей ребенка, а именно:

данный период является «пиком» эмоционального развития психики развития;

в этом возрастном периоде помимо когнитивных и простых коммуникативных установок, бурно развивается коммуникативная компетентность, а ближе к возрасту 13 лет начинают прослеживаться гедонистические установки.
Разработанные занятия для подростков – 33 занятия по 40-45 минут.
8
Курс
профилактиче
ских занятий
Журавлева
О.В., Зуева
С.П., группы по
10-15 человек
Ведущиецелипрограммы:

помочь подросткам осознать временную перспективу жизни,
Работа в программе предполагает цикл из 10 групповых занятий (20 часов), объединенных общей тематикой и направленных на достижение

299
для
подростков.
Программа
«Путешествие
во времени»
Нижегородова
М.Н.
Программа
«Путешествие во времени», методические рекомендации по курсу профилактичес ких занятий для подростков, М.,
2000г. серия
«Работающие программы» осознать эмоциональную привлекательность будущего без зависимостей.
Осмыслить свое настоящее через призму будущего;

создать условия, способствующие приобретению подростками нового положительного социального опыта для личного развития в процессе группового содержательного общения. определенных целей, значимых и принимаемых самими подростками – участниками групповых занятий.
Программа может быть использована педагогами, практическими психологами в системе образования, социальными работниками и социальными педагогами в работе с подростками и старшими школьниками.
9
«Мой выбор».
Спецкурс
обучения
учащихся
Ахметова И.,
Иванова Т.,
Иоффе А. и др.
Мой выбор, учебно- методическое пособие для учителей средней школы,
2-е издание, испр. и доп.,
М., ЗАО
«Учительская газета»2001г. учащиеся 8-
9 классов
Цель: сформировать у учащихся первичные умения анализировать социальную ситуацию, предоставляющую возможность делать обоснованный выбор из нескольких вариантов, принимая на себя личную ответственность за свое решение.
В основе курса лежит открытая позиция педагога, в соответствии с которой учитель, проводящий урок, не настаивает на правильном ответе ученика, не требует от него обязательного положительного выбора.
Главное в другом – дать каждому ученику максимально полную информацию о последствиях того или иного варианта выбора, научить его делать свой собственный выбор и принимать на себя ответственность за его последствия.
Курс является практико-ориентированным, так как его основное содержание непосредственно связано с жизнью, потребностями и интересами самих школьников.
Помимо пособия для учителей курс предлагает рабочую тетрадь для учеников,которая содержит задания, тесты, кроссворды, дополнительную информацию для учащихся.
Варианты проведения могут быть различными –


300 отдельный спецкурс, модуль в преподавании какого- либо обществоведческого курса, использование отдельных занятий.
Комплексные и универсальные программы профилактики злоупотребления психоактивными веществами и несовершеннолетних
10 «Уроки
профилактики
наркомании в
школе»
Николаева
Л.П., Уроки профилактики наркомании в школе, пособие для учителя,
М., изд-во
Московского психолого- социального института,
Воронеж, изд- во НПО
«МОДЭК»,
2003г. – серия
«Библиотека психолога» учащиеся младших, средних и старших классов
В данной программе представлены уроки профилактики наркомании, составленные на основе принципов педагогической наркологии и расположенные в последовательности, которая способствует формированию у учащихся внутренних антинаркотических защитных барьеров.
Уроки содержат доступный для усвоения материал.
Характер изложения оставляет учителю возможности для индивидуального творчества с учетом уровня его собственных знаний и конкретных особенностей обучаемых. Уроки для всех трех ступеней основаны на одних и тех же тезисах, поэтому темы уроков повторяются, но с учетом изменений возраста и общего развития учащихся.
Дополнительно дается:

информация о признаках наркотического опьянения;

краткий словарь терминов, используемых в наркогенной среде;

анкета для учащихся, содержащая вопросы для проверки усвоения ими учебного материала и позволяющая оценить степень их устойчивости к наркогенному давлению среды.
1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   37

11 «Школьная
валеология».
Образовательн
Зайцев Г.К.
Школьная валеология, учащиеся 1-
11 классов
Предлагаемая программа в каждую ступень школьного образования включает интегративный курс валеологии, в рамках которого решаются учебно-

301
ая программа
по валеологии
для
школьников педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей, 3-е изд., перераб. и доп., СПб,
«ДЕТСТВО-
ПРЕСС, 2001г.» воспитательные задачи, обусловленные потребностями детей определенного возраста.
На каждый курс дается примерный учебный план:
1.
1-4 классы – курс «Расти здоровым»: формирование потребностно-мотивационных основ гигиенического поведения, безопасной жизни, нравственно-психологического компонента здорового образа жизни; половое и физическое воспитание; обеспечение физического и саморазвития.
2. 5-8 классы – курс «Твое здоровье»: создание мотивации здорового образа жизни; формирование индивидуального способа физического самосовершенствования, психосаморегуляции и полового поведения; обучение методам самопознания, самоконтроля и программирования своей деятельности.
3. 9-11 классы – курс «Валеология»: формирование интереса к исследовательской деятельности в области валеологии и воспитания здорового человека; обучение методам валеологических исследований, навыкам довречебной помощи и профилактики заболеваний, подготовка к семейной жизни; физическое самосовершенствование.
12 Учебно-
методический
комплект «Все
цвета, кроме
черного»
Безруких М.М.,
Макеева А.Г.,
Филиппова
Т.А. учащиеся 6-
11 лет
Цель: формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей в дальнейшем предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков.
Программа представлена в виде учебно- методического комплекта, состоящего из методического пособия для учителя, брошюры для родителей, рабочих тетрадей для учащихся:
1.
Методическое
пособие
– содержит информационную справку, позволяющую педагогам ориентироваться в теме ранней профилактики наркотизации, а также комментарий к каждому

302 учебному занятию.
2. Брошюра для родителей – включает сведения о возрастных особенностях детей младшего школьного возраста, факторах риска ранней наркотизации, способах организации ранней профилактики в семье.
3.
Рабочие тетради – предлагают, кроме необходимых и доступных детям знаний, разнообразные задания, выполнение которых позволит ребенку лучше усвоить материал каждой темы.
13 «День
здоровья».
Профилактика
употребления
ПАВ.
Наглядно-
методическое
пособие для
проведения
внеклассной
работы в
общеобразоват
ельной школе
Ерхова Н.В.,
Климович В.Ю.
Центр
Планетариум,
М., 2005
Данное пособие предоставляет методическое и наглядное обеспечение для проведения мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья человека, профилактику употребления психоактивных веществ в общеобразовательных учреждениях.
Комплект содержит
– 20 слайдов для работы с классом или группой,
– электронное приложение на диске построено по типу интерактивной учебной презентации,
– пособие для педагога содержит методические рекомендации.
14 «Предупрежде
ние
табакокуре-
ния у
школьников».
Методическое
пособие для
работников
образовательн
под общей редакцией
Смирнова Н.К.
М., 2003
Включает следующие главы:
1.
Табакокурение как многоаспектная проблема.
2.
Влияние табакокурения на организм и здоровье человека.
3.
Исследование причин подросткового курения.
4.
Основные принципы и подходы к предупреждению табакокурения и других