ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.07.2021
Просмотров: 619
Скачиваний: 1
46
Культура
духовная
–
сфера
человеческой
деятельности
,
ох
-
ватывающая
различные
стороны
духовной
жизни
человека
и
об
-
щества
.
К
.
д
.
включает
в
себя
формы
общественного
сознания
(
политическое
,
правовое
,
моральное
,
эстетическое
,
религиозное
,
науку
и
философию
)
и
воплощение
их
в
литературные
,
архитек
-
турные
и
другие
памятники
человеческой
деятельности
.
К
.
д
.
включает
просвещение
,
образование
,
язык
,
и
письмо
,
фольклор
,
культуру
народную
,
культуру
карнавальную
и
т
.
д
.
Культура
карнавальная
–
вид
культуры
,
возникший
в
эпо
-
ху
становления
земледелия
.
Празднество
является
первичной
,
древнейшей
формой
культуры
.
Оно
всегда
имело
глубокое
смы
-
словое
содержание
.
К
.
к
.
представляет
собой
совокупность
празднеств
и
обрядов
.
Карнавал
–
это
синкретическая
зрелищная
форма
,
в
которой
нет
рампы
,
разделяющей
людей
на
исполните
-
лей
и
зрителей
.
Участниками
карнавала
являются
все
.
Карнавалу
присущ
язык
конкретно
-
чувственных
символических
форм
,
про
-
никнутых
единым
миросозерцанием
,
это
«
жизнь
наизнанку
»,
ко
-
гда
отменяются
все
ограничения
,
все
иерархические
отношения
,
основанные
на
авторитете
и
страхе
.
Культура
куртуазная
(
франц
. courtois –
учтивый
,
вежливый
)
–
то
же
,
что
и
рыцарская
культура
европейского
средневековья
.
Пафос
К
.
к
. –
идеалы
сословной
чести
и
доблести
,
культ
дамы
сердца
,
куртуазная
литература
(
эпос
,
лирика
).
Культура
массовая
(
лат
. massa –
ком
,
кусок
+ cultura) –
яв
-
ление
культуры
XX
в
.,
порожденное
научно
-
техническим
про
-
грессом
,
урбанизацией
,
разрушением
локальных
общностей
и
размыванием
территориальных
и
социальных
границ
.
К
.
м
.
ха
-
рактеризует
особенности
производства
культурных
ценностей
в
современном
индустриальном
обществе
,
рассчитанного
на
мас
-
совое
потребление
.
Массовое
производство
культуры
при
этом
понимается
по
аналогии
с
поточно
-
конвейерной
индустрией
.
К
.
м
.
представляет
собой
культуру
повседневной
жизни
,
предназна
-
ченную
для
восприятия
массовым
сознанием
с
помощью
средств
массовой
информации
.
Культура
материальная
–
сфера
человеческой
деятельно
-
сти
и
результатов
этой
деятельности
.
К
.
м
.
охватывает
матери
-
47
альное
производство
,
поселения
,
жилища
,
быт
,
орудия
труда
,
способы
возделывания
земли
и
выращивания
продуктов
питания
,
пищу
и
домашнюю
утварь
,
одежду
.
К
.
м
.
изучают
археология
,
этнология
,
история
техники
и
др
.
науки
.
Культура
народная
–
культура
,
включающая
обыденные
,
эмпирические
представления
о
политических
и
общественных
отношениях
,
нравственных
нормах
,
правилах
поведения
,
идеалах
будущего
,
способах
воспитания
молодых
поколений
и
передаче
накопленного
опыта
,
природе
и
человеке
(
включая
приемы
вра
-
чевания
),
художественном
творчестве
(
фольклор
).
Ядро
К
.
н
.
со
-
ставляет
народное
сознание
(
мировоззрение
).
Культура
речи
–
степень
соответствия
речи
нормам
литера
-
турного
языка
.
Нормы
правильной
речи
направлены
на
совер
-
шенствование
языка
как
орудия
культуры
.
Культура
труда
и
производства
–
форма
культуры
челове
-
ческих
отношений
,
представляющая
собой
накопленный
опыт
человечества
в
материальном
производстве
,
в
отдельных
ее
сфе
-
рах
.
К
.
т
.
и
п
.
включает
в
себя
в
качестве
основных
социально
-
экономическую
и
технико
-
технологические
подсистемы
,
в
кото
-
рых
человек
выступает
субъектом
производства
и
труда
,
т
е
.
реа
-
лизует
в
своей
деятельности
объективный
,
исторически
сложив
-
шийся
опыт
и
знания
трудовой
деятельности
предшествующих
поколений
людей
.
Культура
художественная
–
совокупность
художественных
ценностей
,
исторически
определенная
система
их
воспроизвод
-
ства
и
функционирования
в
обществе
.
Синонимом
К
.
х
.
иногда
употребляется
понятие
«
искусство
».
Культура
человеческих
отношений
–
сфера
культуры
,
ох
-
ватывающая
общественные
отношения
,
в
совокупности
которых
осуществляется
распредмечивание
индивидом
вещей
,
явлений
и
процессов
,
относящихся
к
миру
материальной
и
духовной
куль
-
туры
,
освоение
материальных
и
духовных
ценностей
.
Культура
чувств
–
степень
общественной
,
духовной
развито
-
сти
чувств
,
эмоциональной
грамотности
человека
.
К
.
ч
.
формиру
-
ется
в
процессе
общения
человека
с
природой
,
в
трудовой
деятель
-
ности
,
в
межличностных
контактах
.
Мерилом
,
критерием
культур
-
48
ности
и
воспитанности
выступает
соотнесение
поступка
как
про
-
явления
нравственного
чувства
с
интересами
другого
человека
.
Культура
эстетическая
–
необходимый
аспект
материаль
-
ной
,
духовной
и
художественной
культуры
.
Имея
в
каждой
из
них
определенные
особенности
,
К
.
э
.
включает
в
себя
эстетиче
-
ские
качества
предметной
деятельности
людей
и
деятельность
по
эстетическому
воспитанию
человека
,
формирующую
его
потреб
-
ности
и
способность
повышать
общий
эстетический
потенциал
культуры
.
В
К
.
э
.
взаимодействует
сохранение
определенных
вкусов
,
норм
,
идеалов
,
передаваемых
силой
традиции
,
воспита
-
ния
,
искусства
из
поколения
в
поколение
,
и
их
преобразование
в
процессе
формирования
новых
идеалов
,
норм
,
вкусов
.
Культура
языка
–
богатство
,
выразительность
речи
,
чутье
к
языку
,
к
тонким
смысловым
оттенкам
и
значениям
различных
понятий
.
Способом
воспитания
,
развития
.
К
.
я
.
являются
чтение
художественной
и
научной
литературы
,
поэзии
,
изучение
народ
-
ного
языка
,
таящего
в
себе
богатство
словесной
выразительно
-
сти
.
Культурное
наследие
–
достижения
различных
областей
культуры
,
полученные
от
предыдущих
поколений
людей
,
пред
-
шественников
и
образующие
так
называемые
«
вечные
ценно
-
сти
»,
назначение
которых
исторически
обусловлено
запросами
той
или
иной
эпохи
.
Культурология
(
лат
. cultura +
греч
. logos) –
раздел
социогу
-
манитарного
знания
,
охватывающий
вопросы
определения
сущ
-
ности
,
закономерностей
развития
и
функционирования
,
типоло
-
гии
и
морфологии
культуры
.
В
настоящее
время
происходит
формирование
категориального
аппарата
,
определение
границ
предметной
области
и
внутренней
структуры
К
.
Вместе
с
тем
К
.
выступает
в
качестве
учебной
дисциплины
,
осуществляется
под
-
готовка
научных
и
научно
-
педагогических
кадров
К
.
исследует
взаимосвязи
и
взаимодействие
культуры
материальной
,
культу
-
ры
духовной
и
культуры
человеческих
отношений
.
Объектом
К
.
выступают
любые
виды
,
формы
и
результаты
человеческой
дея
-
тельности
трудовой
,
познавательной
,
художественной
и
т
.
д
.
Предмет
К
.
рассматривается
различными
авторами
в
зависимости
49
от
того
,
что
охватывается
предметной
областью
самой
культуры
.
Так
,
можно
понимать
под
предметом
К
.
типологию
культуры
в
историческом
пространстве
и
времени
,
либо
ограничивать
его
комплексом
ценностно
-
смысловых
,
нормативно
-
регулятивных
и
знаково
-
коммуникативных
средств
и
механизмов
,
которые
обес
-
печивают
коллективный
характер
форм
жизнедеятельности
лю
-
дей
.
При
определении
границ
культурологического
знания
необ
-
ходимо
отталкиваться
от
понятия
бытия
культуры
.
Последнее
фиксирует
,
во
-
первых
,
наличие
вещей
,
процессов
и
явлений
,
воз
-
никших
в
результате
человеческой
деятельности
,
т
.
е
.
искусствен
-
ных
,
отличных
от
естественных
вещей
,
процессов
и
явлений
.
Тем
самым
проблема
бытия
культуры
имеет
такие
грани
,
как
культура
и
природа
,
природа
и
техника
,
экологическая
культура
,
ценности
и
т
.
д
.
Во
-
вторых
,
бытие
культуры
предстает
как
бытие
человека
в
мире
вещей
,
мире
идей
и
мире
людей
.
В
этом
случае
речь
должна
идти
о
человеке
культуры
как
творце
культурных
ценностей
,
либо
их
трансляторе
,
потребителе
,
хранителе
.
В
-
третьих
,
следует
гово
-
рить
о
духовном
как
особой
форме
бытия
.
Бытие
культуры
(
и
со
-
ответственно
предмет
К
.)
представлено
здесь
всем
многообрази
-
ем
,
богатством
духовной
культуры
,
субъектом
которой
выступа
-
ет
человек
.
В
-
четвертых
,
проблема
бытия
культуры
(
как
бытия
социального
)
порождает
еще
один
обширный
круг
исследова
-
тельских
задач
в
области
К
.:
закономерности
развития
культуры
,
культура
и
цивилизация
,
культура
и
этносы
,
типология
культур
и
т
.
д
.
Л
Легенда
(
лат
. legenda –
буквально
, –
то
,
что
следует
про
-
честь
) –
первоначально
житие
святого
,
написанное
для
чтения
в
день
его
памяти
.
Термин
возник
в
средневековой
католической
письменности
.
В
современном
обиходном
значении
Л
.
часто
на
-
зывают
,
независимо
от
жанра
,
произведения
,
отличающиеся
по
-
этическим
вымыслом
и
одновременно
претендующие
на
досто
-
верность
.
В
отличие
от
предания
,
в
основе
Л
.
всегда
лежит
«
чудо
»,
и
она
повествует
как
о
прошлом
,
так
и
о
настоящем
и
будущем
.
50
Лексика
(
от
греч
. lexikos –
словесный
) –
совокупность
слов
,
входящих
в
состав
какого
-
либо
языка
.
Летопись
–
в
России
,
исторические
произведения
XI – XVII
вв
.,
в
которых
повествование
велось
по
годам
.
Рассказ
о
событиях
каждого
года
в
Л
.
обычно
начинался
словами
«
в
лето
» –
отсюда
название
Л
.
Летописи
являются
важнейшими
историческими
и
культурными
памятниками
Древней
Руси
.
До
настоящего
времени
дошло
не
менее
1500
списков
Л
.
Они
содержат
материал
о
проис
-
хождении
восточных
славян
,
о
зарождении
у
них
государственно
-
сти
,
взаимоотношениях
славян
между
собой
и
с
другими
народами
,
об
их
религиозных
верованиях
,
праздниках
,
бытовом
укладе
и
т
.
д
.
Лингвистика
(
лат
. lingua –
язык
),
языкознание
,
языковеде
-
ние
–
наука
о
языке
.
Объектом
Л
.
является
строение
,
функциони
-
рование
и
историческое
развитие
языка
как
явления
культуры
во
всем
объеме
его
свойств
и
функций
.
Лирика
(
греч
. lyrikos –
поющийся
под
звуки
лиры
,
чувстви
-
тельный
) –
один
из
трех
родов
художественной
литературы
(
на
-
ряду
с
эпосом
и
драмой
),
в
пределах
которого
мироощущение
ав
-
тора
(
или
персонажа
)
раскрывается
как
непосредственное
выра
-
жение
,
излияние
его
чувств
,
мыслей
,
впечатлений
,
настроений
,
желаний
и
т
.
д
.
Литература
(
лат
. litteratura –
написанное
,
от
littera –
буква
) –
один
из
основных
видов
искусства
,
искусство
слова
.
Различают
Л
.
научную
,
публицистическую
,
справочную
,
эпистолярную
и
др
.
Однако
в
строгом
смысле
Л
.
называют
произведения
художест
-
венной
письменности
.
В
отличие
от
других
видов
искусства
(
жи
-
вописи
,
скульптуры
,
музыки
и
др
.),
имеющих
непосредственную
предметно
-
чувственную
форму
воплощения
в
красках
,
камне
,
звучащей
струне
,
Л
.
создает
свою
форму
из
слов
,
языка
.
Литография
(
греч
. lithos –
камень
) –
оттиск
с
плоской
по
-
верхности
камня
,
на
которой
сделан
рисунок
.
Л
.
изобретена
и
конце
XVIII
в
.
в
Германии
.
В
XIX
в
.
Л
.
широко
применялась
для
воспроизведения
картин
,
исполнения
черно
-
белых
и
многоцвет
-
ных
эстампов
,
книжных
иллюстраций
,
географических
карт
,
эти
-
кеток
,
плакатов
и
т
.
д
.