ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.07.2021

Просмотров: 619

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

46

 

Культура

 

духовная

 – 

сфера

 

человеческой

 

деятельности

ох

-

ватывающая

 

различные

 

стороны

 

духовной

 

жизни

 

человека

 

и

 

об

-

щества

К

д

включает

 

в

 

себя

 

формы

 

общественного

 

сознания

 

(

политическое

правовое

моральное

эстетическое

религиозное

науку

 

и

 

философию

и

 

воплощение

 

их

 

в

 

литературные

архитек

-

турные

 

и

 

другие

 

памятники

 

человеческой

 

деятельности

К

д

включает

 

просвещение

образование

язык

и

 

письмо

фольклор

культуру

 

народную

культуру

 

карнавальную

 

и

 

т

.

д

Культура

 

карнавальная

 

– 

вид

 

культуры

возникший

 

в

 

эпо

-

ху

 

становления

 

земледелия

Празднество

 

является

 

первичной

древнейшей

 

формой

 

культуры

Оно

 

всегда

 

имело

 

глубокое

 

смы

-

словое

 

содержание

К

к

представляет

 

собой

 

совокупность

 

празднеств

 

и

 

обрядов

Карнавал

 – 

это

 

синкретическая

 

зрелищная

 

форма

в

 

которой

 

нет

 

рампы

разделяющей

 

людей

 

на

 

исполните

-

лей

 

и

 

зрителей

Участниками

 

карнавала

 

являются

 

все

Карнавалу

 

присущ

 

язык

 

конкретно

-

чувственных

 

символических

 

форм

про

-

никнутых

 

единым

 

миросозерцанием

это

 «

жизнь

 

наизнанку

», 

ко

-

гда

 

отменяются

 

все

 

ограничения

все

 

иерархические

 

отношения

основанные

 

на

 

авторитете

 

и

 

страхе

Культура

 

куртуазная

 

(

франц

. courtois – 

учтивый

вежливый

– 

то

 

же

что

 

и

 

рыцарская

 

культура

 

европейского

 

средневековья

Пафос

 

К

к

. – 

идеалы

 

сословной

 

чести

 

и

 

доблести

культ

 

дамы

 

сердца

куртуазная

 

литература

 (

эпос

лирика

). 

Культура

 

массовая

 

(

лат

. massa – 

ком

кусок

 + cultura) – 

яв

-

ление

 

культуры

 XX 

в

., 

порожденное

 

научно

-

техническим

 

про

-

грессом

урбанизацией

разрушением

 

локальных

 

общностей

 

и

 

размыванием

 

территориальных

 

и

 

социальных

 

границ

К

м

ха

-

рактеризует

 

особенности

 

производства

 

культурных

 

ценностей

 

в

 

современном

 

индустриальном

 

обществе

рассчитанного

 

на

 

мас

-

совое

 

потребление

Массовое

 

производство

 

культуры

 

при

 

этом

 

понимается

 

по

 

аналогии

 

с

 

поточно

-

конвейерной

 

индустрией

К

м

представляет

 

собой

 

культуру

 

повседневной

 

жизни

предназна

-

ченную

 

для

 

восприятия

 

массовым

 

сознанием

 

с

 

помощью

 

средств

 

массовой

 

информации

Культура

 

материальная

 

– 

сфера

 

человеческой

 

деятельно

-

сти

 

и

 

результатов

 

этой

 

деятельности

К

м

охватывает

 

матери

-


background image

47

 

альное

 

производство

поселения

жилища

быт

орудия

 

труда

способы

 

возделывания

 

земли

 

и

 

выращивания

 

продуктов

 

питания

пищу

 

и

 

домашнюю

 

утварь

одежду

К

м

изучают

 

археология

этнология

история

 

техники

 

и

 

др

науки

Культура

 

народная

 

– 

культура

включающая

 

обыденные

эмпирические

 

представления

 

о

 

политических

 

и

 

общественных

 

отношениях

нравственных

 

нормах

правилах

 

поведения

идеалах

 

будущего

способах

 

воспитания

 

молодых

 

поколений

 

и

 

передаче

 

накопленного

 

опыта

природе

 

и

 

человеке

  (

включая

 

приемы

 

вра

-

чевания

), 

художественном

 

творчестве

 (

фольклор

).

 

Ядро

 

К

н

со

-

ставляет

 

народное

 

сознание

 (

мировоззрение

). 

Культура

 

речи

 

– 

степень

 

соответствия

 

речи

 

нормам

 

литера

-

турного

 

языка

Нормы

 

правильной

 

речи

 

направлены

 

на

 

совер

-

шенствование

 

языка

 

как

 

орудия

 

культуры

Культура

 

труда

 

и

 

производства

 

– 

форма

 

культуры

 

челове

-

ческих

 

отношений

представляющая

 

собой

 

накопленный

 

опыт

 

человечества

 

в

 

материальном

 

производстве

в

 

отдельных

 

ее

 

сфе

-

рах

К

т

и

 

п

включает

 

в

 

себя

 

в

 

качестве

 

основных

 

социально

-

экономическую

 

и

 

технико

-

технологические

 

подсистемы

в

 

кото

-

рых

 

человек

 

выступает

 

субъектом

 

производства

 

и

 

труда

т

 

е

реа

-

лизует

 

в

 

своей

 

деятельности

 

объективный

исторически

 

сложив

-

шийся

 

опыт

 

и

 

знания

 

трудовой

 

деятельности

 

предшествующих

 

поколений

 

людей

Культура

 

художественная

 

– 

совокупность

 

художественных

 

ценностей

исторически

 

определенная

 

система

 

их

 

воспроизвод

-

ства

 

и

 

функционирования

 

в

 

обществе

Синонимом

 

К

х

иногда

 

употребляется

 

понятие

 «

искусство

». 

Культура

 

человеческих

 

отношений

 

– 

сфера

 

культуры

ох

-

ватывающая

 

общественные

 

отношения

в

 

совокупности

 

которых

 

осуществляется

 

распредмечивание

 

индивидом

 

вещей

явлений

 

и

 

процессов

относящихся

 

к

 

миру

 

материальной

 

и

 

духовной

 

куль

-

туры

освоение

 

материальных

 

и

 

духовных

 

ценностей

Культура

 

чувств

 

– 

степень

 

общественной

духовной

 

развито

-

сти

 

чувств

эмоциональной

 

грамотности

 

человека

К

ч

формиру

-

ется

 

в

 

процессе

 

общения

 

человека

 

с

 

природой

в

 

трудовой

 

деятель

-

ности

в

 

межличностных

 

контактах

Мерилом

критерием

 

культур

-


background image

48

 

ности

 

и

 

воспитанности

 

выступает

 

соотнесение

 

поступка

 

как

 

про

-

явления

 

нравственного

 

чувства

 

с

 

интересами

 

другого

 

человека

Культура

 

эстетическая

 

– 

необходимый

 

аспект

 

материаль

-

ной

духовной

 

и

 

художественной

 

культуры

Имея

 

в

 

каждой

 

из

 

них

 

определенные

 

особенности

К

э

включает

 

в

 

себя

 

эстетиче

-

ские

 

качества

 

предметной

 

деятельности

 

людей

 

и

 

деятельность

 

по

 

эстетическому

 

воспитанию

 

человека

формирующую

 

его

 

потреб

-

ности

 

и

 

способность

 

повышать

 

общий

 

эстетический

 

потенциал

 

культуры

В

 

К

э

взаимодействует

 

сохранение

 

определенных

 

вкусов

норм

идеалов

передаваемых

 

силой

 

традиции

воспита

-

ния

искусства

 

из

 

поколения

 

в

 

поколение

и

 

их

 

преобразование

 

в

 

процессе

 

формирования

 

новых

 

идеалов

норм

вкусов

Культура

 

языка

 

– 

богатство

выразительность

 

речи

чутье

 

к

 

языку

к

 

тонким

 

смысловым

 

оттенкам

 

и

 

значениям

 

различных

 

понятий

Способом

 

воспитания

развития

К

я

являются

 

чтение

 

художественной

 

и

 

научной

 

литературы

поэзии

изучение

 

народ

-

ного

 

языка

таящего

 

в

 

себе

 

богатство

 

словесной

 

выразительно

-

сти

Культурное

 

наследие

 

– 

достижения

 

различных

 

областей

 

культуры

полученные

 

от

 

предыдущих

 

поколений

 

людей

пред

-

шественников

 

и

 

образующие

 

так

 

называемые

  «

вечные

 

ценно

-

сти

», 

назначение

 

которых

 

исторически

 

обусловлено

 

запросами

 

той

 

или

 

иной

 

эпохи

Культурология

 

(

лат

. cultura + 

греч

. logos) – 

раздел

 

социогу

-

манитарного

 

знания

охватывающий

 

вопросы

 

определения

 

сущ

-

ности

закономерностей

 

развития

 

и

 

функционирования

типоло

-

гии

 

и

 

морфологии

 

культуры

В

 

настоящее

 

время

 

происходит

 

формирование

 

категориального

 

аппарата

определение

 

границ

 

предметной

 

области

 

и

 

внутренней

 

структуры

 

К

Вместе

 

с

 

тем

 

К

выступает

 

в

 

качестве

 

учебной

 

дисциплины

осуществляется

 

под

-

готовка

 

научных

 

и

 

научно

-

педагогических

 

кадров

 

К

исследует

 

взаимосвязи

 

и

 

взаимодействие

 

культуры

 

материальной

культу

-

ры

 

духовной

 

и

 

культуры

 

человеческих

 

отношений

Объектом

 

К

выступают

 

любые

 

виды

формы

 

и

 

результаты

 

человеческой

 

дея

-

тельности

 

трудовой

познавательной

художественной

 

и

 

т

.

д

Предмет

 

К

рассматривается

 

различными

 

авторами

 

в

 

зависимости

 


background image

49

 

от

 

того

что

 

охватывается

 

предметной

 

областью

 

самой

 

культуры

Так

можно

 

понимать

 

под

 

предметом

 

К

типологию

 

культуры

 

в

 

историческом

 

пространстве

 

и

 

времени

либо

 

ограничивать

 

его

 

комплексом

 

ценностно

-

смысловых

нормативно

-

регулятивных

 

и

 

знаково

-

коммуникативных

 

средств

 

и

 

механизмов

которые

 

обес

-

печивают

 

коллективный

 

характер

 

форм

 

жизнедеятельности

 

лю

-

дей

При

 

определении

 

границ

 

культурологического

 

знания

 

необ

-

ходимо

 

отталкиваться

 

от

 

понятия

 

бытия

 

культуры

Последнее

 

фиксирует

во

-

первых

наличие

 

вещей

процессов

 

и

 

явлений

воз

-

никших

 

в

 

результате

 

человеческой

 

деятельности

т

.

е

искусствен

-

ных

отличных

 

от

 

естественных

 

вещей

процессов

 

и

 

явлений

Тем

 

самым

 

проблема

 

бытия

 

культуры

 

имеет

 

такие

 

грани

как

 

культура

 

и

 

природа

природа

 

и

 

техника

экологическая

 

культура

ценности

 

и

 

т

.

д

Во

-

вторых

бытие

 

культуры

 

предстает

 

как

 

бытие

 

человека

 

в

 

мире

 

вещей

мире

 

идей

 

и

 

мире

 

людей

В

 

этом

 

случае

 

речь

 

должна

 

идти

 

о

 

человеке

 

культуры

 

как

 

творце

 

культурных

 

ценностей

либо

 

их

 

трансляторе

потребителе

хранителе

В

-

третьих

следует

 

гово

-

рить

 

о

 

духовном

 

как

 

особой

 

форме

 

бытия

Бытие

 

культуры

 (

и

 

со

-

ответственно

 

предмет

 

К

.) 

представлено

 

здесь

 

всем

 

многообрази

-

ем

богатством

 

духовной

 

культуры

субъектом

 

которой

 

выступа

-

ет

 

человек

В

-

четвертых

проблема

 

бытия

 

культуры

  (

как

 

бытия

 

социального

порождает

 

еще

 

один

 

обширный

 

круг

 

исследова

-

тельских

 

задач

 

в

 

области

 

К

.: 

закономерности

 

развития

 

культуры

культура

 

и

 

цивилизация

культура

 

и

 

этносы

типология

 

культур

 

и

 

т

.

д

 
 

Л

 

 

Легенда

  (

лат

. legenda – 

буквально

, – 

то

что

 

следует

 

про

-

честь

) – 

первоначально

 

житие

 

святого

написанное

 

для

 

чтения

 

в

 

день

 

его

 

памяти

Термин

 

возник

 

в

 

средневековой

 

католической

 

письменности

В

 

современном

 

обиходном

 

значении

 

Л

часто

 

на

-

зывают

независимо

 

от

 

жанра

произведения

отличающиеся

 

по

-

этическим

 

вымыслом

 

и

 

одновременно

 

претендующие

 

на

 

досто

-

верность

В

 

отличие

 

от

 

предания

в

 

основе

 

Л

всегда

 

лежит

 «

чудо

», 

и

 

она

 

повествует

 

как

 

о

 

прошлом

так

 

и

 

о

 

настоящем

 

и

 

будущем


background image

50

 

Лексика

 (

от

 

греч

. lexikos – 

словесный

) – 

совокупность

 

слов

входящих

 

в

 

состав

 

какого

-

либо

 

языка

Летопись

 – 

в

 

России

исторические

 

произведения

 XI – XVII 

вв

., 

в

 

которых

 

повествование

 

велось

 

по

 

годам

Рассказ

 

о

 

событиях

 

каждого

 

года

 

в

 

Л

обычно

 

начинался

 

словами

  «

в

 

лето

» – 

отсюда

 

название

 

Л

Летописи

 

являются

 

важнейшими

 

историческими

 

и

 

культурными

 

памятниками

 

Древней

 

Руси

До

 

настоящего

 

времени

 

дошло

 

не

 

менее

 1500 

списков

 

Л

Они

 

содержат

 

материал

 

о

 

проис

-

хождении

 

восточных

 

славян

о

 

зарождении

 

у

 

них

 

государственно

-

сти

взаимоотношениях

 

славян

 

между

 

собой

 

и

 

с

 

другими

 

народами

об

 

их

 

религиозных

 

верованиях

праздниках

бытовом

 

укладе

 

и

 

т

.

д

Лингвистика

  (

лат

. lingua – 

язык

), 

языкознание

языковеде

-

ние

 – 

наука

 

о

 

языке

Объектом

 

Л

является

 

строение

функциони

-

рование

 

и

 

историческое

 

развитие

 

языка

 

как

 

явления

 

культуры

 

во

 

всем

 

объеме

 

его

 

свойств

 

и

 

функций

Лирика

 (

греч

. lyrikos – 

поющийся

 

под

 

звуки

 

лиры

чувстви

-

тельный

) – 

один

 

из

 

трех

 

родов

 

художественной

 

литературы

 (

на

-

ряду

 

с

 

эпосом

 

и

 

драмой

), 

в

 

пределах

 

которого

 

мироощущение

 

ав

-

тора

  (

или

 

персонажа

раскрывается

 

как

 

непосредственное

 

выра

-

жение

излияние

 

его

 

чувств

мыслей

впечатлений

настроений

желаний

 

и

 

т

.

д

Литература

 (

лат

. litteratura – 

написанное

от

 littera – 

буква

) – 

один

 

из

 

основных

 

видов

 

искусства

искусство

 

слова

Различают

 

Л

научную

публицистическую

справочную

эпистолярную

 

и

 

др

Однако

 

в

 

строгом

 

смысле

 

Л

называют

 

произведения

 

художест

-

венной

 

письменности

В

 

отличие

 

от

 

других

 

видов

 

искусства

 (

жи

-

вописи

скульптуры

музыки

 

и

 

др

.), 

имеющих

 

непосредственную

 

предметно

-

чувственную

 

форму

 

воплощения

 

в

 

красках

камне

звучащей

 

струне

Л

создает

 

свою

 

форму

 

из

 

слов

языка

Литография

  (

греч

. lithos – 

камень

) – 

оттиск

 

с

 

плоской

 

по

-

верхности

 

камня

на

 

которой

 

сделан

 

рисунок

Л

изобретена

 

и

 

конце

 XVIII 

в

в

 

Германии

В

 XIX 

в

Л

широко

 

применялась

 

для

 

воспроизведения

 

картин

исполнения

 

черно

-

белых

 

и

 

многоцвет

-

ных

 

эстампов

книжных

 

иллюстраций

географических

 

карт

эти

-

кеток

плакатов

 

и

 

т

.

д