ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.07.2021
Просмотров: 620
Скачиваний: 1
31
но
-
философское
и
культурологическое
направление
Е
.
в
конце
своего
недолгого
исторического
пути
политизировалось
и
стало
восприниматься
как
политическое
движение
со
своей
програм
-
мой
.
Единица
культурная
–
термин
,
применяемый
для
выделе
-
ний
концептуальной
целостности
,
в
рамках
которой
достоверным
образом
могут
отслеживаться
культурные
закономерности
.
Е
.
к
.
сегодня
–
человечество
в
целом
(
панкультура
),
этносы
,
группы
.
Ж
Жанр
(
франц
. genre –
род
,
вид
) –
исторически
сложившаяся
,
устойчивая
разновидность
художественного
произведения
;
на
-
пример
,
в
живописи
–
портрет
,
пейзаж
,
и
др
.;
в
музыке
–
сим
-
фония
,
кантата
,
песня
и
др
.;
в
литературе
–
роман
,
поэма
и
др
.
Ж
.
понимается
еще
как
живопись
на
бытовые
темы
.
Железный
век
–
эпоха
в
первобытной
и
раннеклассовой
ис
-
тории
человечества
.
Археологическая
культура
Ж
.
в
.
характеризу
-
ется
распространением
металлургии
железа
и
изготовлением
же
-
лезных
орудий
труда
.
Нижняя
хронологическая
граница
Ж
.
в
.
от
-
носится
к
IX – VII
вв
.
до
н
.
э
.,
когда
у
многих
первобытных
пле
-
мен
Европы
и
Азии
получила
развитие
собственно
металлургия
железа
.
Живопись
–
вид
изобразительного
искусства
,
заключаю
-
щийся
в
создании
картин
,
наиболее
полно
и
непосредственно
(
живо
)
отражающих
действительность
.
Для
Ж
.
как
искусства
изображения
на
плоскости
характерно
стремление
художника
превратить
эту
плоскость
в
зрительное
подобие
пространства
,
окружающего
изображаемые
им
предметы
,
для
чего
используют
-
ся
наиболее
подходящие
колористические
средства
Ж
.
следует
отличать
от
росписи
,
методика
которой
определяется
характером
декорируемой
поверхности
.
Жилище
–
один
из
элементов
культуры
материальной
,
есте
-
ственное
или
искусственное
убежище
человека
для
защиты
от
32
непогоды
.
Ж
.
служит
преимущественно
для
приготовления
пищи
,
отдыха
и
сна
,
а
начиная
с
эпохи
социальной
дифференциации
стало
создаваться
из
престижных
соображений
.
Разнообразие
климатических
условий
и
наличие
строительного
материала
обу
-
словило
множественность
вариантов
жилищных
построек
–
пе
-
щеры
,
землянки
,
свайные
сооружения
,
шалаши
,
хижины
,
дере
-
вянные
и
казенные
дома
.
З
Западничество
–
направление
русской
общественной
мысли
середины
XIX
в
.,
представители
которого
считали
,
что
развитие
России
должно
идти
по
западноевропейскому
пути
.
Идейные
раз
-
ногласия
западников
и
славянофилов
отражали
объективные
про
-
тиворечия
развития
русского
общества
накануне
отмены
крепо
-
стного
права
в
России
.
Идейные
разногласия
западников
и
славя
-
нофилов
отражали
объективные
противоречия
развития
русского
общества
накануне
отмены
крепостного
права
в
России
.
После
реформы
1861
г
.
З
.
как
особое
направление
в
русской
обществен
-
ной
мысли
перестало
существовать
.
З
.
в
более
широком
смысле
–
не
ограниченное
узкими
временными
рамками
течение
русской
общественной
мысли
, «
признающее
духовную
солидарность
Рос
-
сии
и
Западной
Европы
как
неразделенных
частей
одного
куль
-
турно
-
исторического
целого
» (
В
.
С
.
Соловьев
).
В
обыденной
жизни
западниками
называют
поклонников
и
пропагандистов
за
-
падного
образа
жизни
.
Знак
–
материальный
предмет
(
явление
,
событие
),
высту
-
пающий
в
качестве
представителя
некоторого
другого
предмета
,
свойства
или
отношения
и
используемый
для
приобретения
,
хра
-
нения
,
переработки
и
передачи
сообщений
(
информации
,
знаний
).
Золотое
сечение
–
название
наиболее
гармоничных
пропор
-
ций
,
при
которых
устанавливаются
равные
отношения
частей
ка
-
кой
-
либо
формы
как
между
собой
,
так
и
каждой
из
этих
частей
в
отдельности
с
целым
.
З
.
с
.
выражается
в
делении
линейного
от
-
резка
на
неравные
части
таким
образом
,
чтобы
одна
его
часть
так
же
относилась
к
другой
,
как
та
относится
ко
всему
отрезку
.
В
по
-
33
исках
гармонии
художники
интуитивно
всегда
следовали
этому
принципу
и
в
той
или
иной
мере
приближались
к
идеальным
со
-
отношениям
,
но
теоретически
З
.
с
.
было
сформулировано
только
в
эпоху
Возрождения
.
Золотой
век
–
один
из
четырех
легендарных
периодов
раз
-
вития
человечества
наряду
с
серебряным
,
бронзовым
и
желез
-
ным
веками
.
Данная
схема
была
описана
древнегреческим
по
-
этом
Гесиодом
в
поэме
«
Труды
и
дни
».
Согласно
Гесиоду
,
в
З
.
в
.
жизнь
у
людей
была
мирной
и
идиллической
,
стояла
вечная
вес
-
на
,
повсюду
текли
молочные
реки
,
сок
деревьев
был
подобен
меду
,
земля
рождала
всевозможные
злаки
и
плоды
,
не
сущест
-
вовало
старости
и
болезней
,
люди
переходили
в
небытие
,
засы
-
пая
.
В
серебряном
веке
вечная
весна
уступила
место
четырем
временам
года
,
земля
нуждалась
в
обработке
для
того
,
чтобы
производить
хлеб
.
В
медном
веке
люди
стали
жестокими
,
нача
-
ли
воевать
друг
с
другом
,
но
еще
не
дошли
до
преступлений
.
Четвертый
период
,
железный
век
,
является
периодом
всеобщей
испорченности
и
греховности
.
Зооморфизм
,
анимализм
(
греч
. zoon,
лат
. animal –
живот
-
ное
) –
термины
,
характеризующие
изначально
религиозно
-
мистические
представления
,
верования
и
обряды
,
посвященные
животным
или
связанные
с
культом
животных
.
Истоки
З
.
отно
-
сятся
к
дикости
,
в
культуре
которой
(
миф
,
обрядность
,
верова
-
ния
,
язык
,
устный
народный
эпос
)
формировались
представления
о
животных
как
кровных
родственниках
охотников
.
Зомби
–
согласно
негритянским
верованиям
,
это
человек
,
ко
-
торого
жрец
лишил
души
и
сделал
своим
рабом
,
а
также
умер
-
ший
человек
,
затем
воскресший
,
но
без
духовных
качеств
.
И
Игра
–
форма
свободного
самовыражения
человека
,
которая
предполагает
реальную
открытость
миру
возможного
и
развер
-
тывается
либо
в
виде
состояния
,
либо
в
виде
представления
ка
-
ких
-
либо
ситуаций
,
смыслов
,
состояний
.
Современная
культуро
-
логическая
мысль
выдвигает
игру
в
качестве
самостоятельной
34
области
изучения
(
И
.
Хейзинга
)
и
обосновывает
сквозное
значе
-
ние
игры
в
развитии
основных
культурных
форм
человеческой
деятельности
:
искусства
,
науки
,
философии
,
политики
и
т
.
д
.
Идеал
(
греч
. idea –
идея
,
понятие
,
представление
) –
совер
-
шенство
;
совершенный
образец
какого
-
либо
объекта
,
явления
,
события
,
процесса
с
точки
зрения
конкретного
человека
или
группы
людей
;
высшая
цель
деятельности
.
Идея
(
греч
. idea –
понятие
,
представление
) –
основная
мысль
чего
-
либо
.
Идея
национальная
–
систематизированное
обобщение
на
-
ционального
самосознания
в
его
надвременном
бытии
,
представ
-
ленное
в
форме
философских
,
социально
-
политических
систем
,
художественных
произведений
.
Суть
И
.
н
.
составляет
проблема
смысла
бытия
данного
народа
.
Идиллия
(
греч
. eidyllion –
картинка
,
небольшое
стихотворе
-
ние
,
преимущественно
из
пастушеской
жизни
): 1)
В
античной
поэ
-
зии
жанр
,
для
которого
было
характерно
описание
счастливой
сельской
жизни
,
безмятежной
природы
; 2)
В
переносном
значе
-
нии
под
И
.
понимается
мирное
,
беззаботное
существование
(
тер
-
мин
часто
употребляется
в
ироническом
смысле
).
Идиома
(
греч
. idioma –
своеобразное
выражение
) –
свойст
-
венное
только
данному
языку
неразложимое
словосочетание
,
значение
которого
не
совпадает
со
значением
составляющих
его
слов
,
например
«
остаться
с
носом
».
Изоглоссы
(
греч
. isos –
равный
,
одинаковый
+
греч
. glossa –
язык
,
речь
) –
специфические
родственные
явления
в
диалектах
или
языках
.
Изоморфизм
(
греч
. isos –
равный
,
одинаковый
+
греч
.
morphe –
форма
,
вид
) –
модель
,
образ
,
аналогия
.
В
математике
обозначает
такое
отношение
(
соответствие
)
между
объектами
,
которое
выражается
в
тождестве
их
структуры
.
И
.
в
культуре
–
это
совпадение
содержания
различных
,
но
,
как
правило
,
родст
-
венных
культур
(
фольклора
,
организации
звуковой
и
смысловой
сторон
языка
,
обычаев
,
нравов
,
психологии
и
т
.
д
.).
Икона
,
иконопись
(
греч
. eikon –
образ
,
вид
) –
живописное
35
или
рельефное
изображение
божеств
,
святых
,
религиозных
сю
-
жетов
и
т
.
п
.
В
отличие
от
стенописи
(
фрески
)
и
миниатюры
,
ико
-
ны
–
композиционно
самостоятельные
произведения
,
выполняв
-
шиеся
обычно
для
отдельного
места
или
иконостаса
.
От
станко
-
вой
живописи
И
.
отличает
изначальная
связанность
с
храмовой
архитектурой
и
культовым
декоративно
-
прикладным
искусством
.
Культ
И
.
был
заимствован
из
языческих
религий
,
в
конечном
счете
,
из
первобытного
фетишизма
.
В
христианстве
культ
И
.
по
-
лучил
широкое
распространение
в
IV
в
.
н
.
э
.
И
.
получила
распро
-
странение
в
православии
,
католицизме
,
ламаизме
,
буддизме
.
Важное
значение
приобрела
И
.
в
системе
православной
культуры
как
необходимый
элемент
религиозного
культа
,
что
нашло
выра
-
жение
в
иконописи
.
Иконописный
канон
сформировался
в
XI –
XII
вв
.
в
Византии
как
совокупность
правил
и
норм
,
регламенти
-
ровавших
творчество
иконописца
.
Имидж
(
англ
. image –
образ
,
воображение
) –
представление
о
вещах
и
людях
,
сформированное
в
сознании
людей
средствами
массовой
информации
.
И
.
часто
ассоциируется
с
понятиями
пре
-
стижность
,
репутация
.
Имитация
(
лат
. imitatio –
подражание
) –
в
искусстве
подра
-
жание
какому
-
либо
стилю
,
направлению
,
школе
,
манере
мастера
или
свойствам
определенного
материала
с
помощью
совершенно
иных
средств
,
приемов
и
материалов
.
Употребляется
либо
в
по
-
ложительном
смысле
,
когда
это
обусловлено
художественными
задачами
или
оговаривается
специально
,
либо
в
отрицательном
–
как
синоним
обмана
,
подделки
,
часто
в
коммерческих
целях
.
Импрессионизм
(
франц
. impression –
впечатление
) –
направление
в
искусстве
последней
трети
XIX –
начала
XX
вв
.
во
Франции
,
представленное
группой
художников
(
К
.
Моне
,
О
.
Ре
-
нуар
,
Э
.
Дега
,
К
.
Писсаро
и
др
.).
Акцентируя
как
бы
случайно
пойманный
взглядом
преходящий
момент
непрерывного
течения
жизни
,
импрессионисты
отказываются
от
повествования
,
от
фа
-
булы
(
присущей
,
например
,
академизму
).
В
своих
пейзажах
,
портретах
,
многофигурных
композициях
художники
стремятся
сохранить
силу
и
свежесть
«
первого
впечатления
»,
которое
по
-
зволяет
схватить
в
увиденном
неповторимо
характерное
,
не
вда
-