ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.07.2021

Просмотров: 620

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

31

 

но

-

философское

 

и

 

культурологическое

 

направление

 

Е

в

 

конце

 

своего

 

недолгого

 

исторического

 

пути

 

политизировалось

 

и

 

стало

 

восприниматься

 

как

 

политическое

 

движение

 

со

 

своей

 

програм

-

мой

Единица

 

культурная

 – 

термин

применяемый

 

для

 

выделе

-

ний

 

концептуальной

 

целостности

в

 

рамках

 

которой

 

достоверным

 

образом

 

могут

 

отслеживаться

 

культурные

 

закономерности

Е

к

сегодня

 – 

человечество

 

в

 

целом

 (

панкультура

), 

этносы

группы

 
 

Ж

 

 

Жанр

 

(

франц

. genre – 

род

вид

) – 

исторически

 

сложившаяся

устойчивая

 

разновидность

 

художественного

 

произведения

на

-

пример

в

 

живописи

 – 

портрет

пейзаж

и

 

др

.; 

в

 

музыке

 – 

сим

-

фония

кантата

песня

 

и

 

др

.; 

в

 

литературе

 – 

роман

поэма

 

и

 

др

Ж

понимается

 

еще

 

как

 

живопись

 

на

 

бытовые

 

темы

Железный

 

век

 

– 

эпоха

 

в

 

первобытной

 

и

 

раннеклассовой

 

ис

-

тории

 

человечества

Археологическая

 

культура

 

Ж

в

характеризу

-

ется

 

распространением

 

металлургии

 

железа

 

и

 

изготовлением

 

же

-

лезных

 

орудий

 

труда

Нижняя

 

хронологическая

 

граница

 

Ж

в

от

-

носится

 

к

 IX – VII 

вв

до

 

н

э

., 

когда

 

у

 

многих

 

первобытных

 

пле

-

мен

 

Европы

 

и

 

Азии

 

получила

 

развитие

 

собственно

 

металлургия

 

железа

Живопись

 – 

вид

 

изобразительного

 

искусства

заключаю

-

щийся

 

в

 

создании

 

картин

наиболее

 

полно

 

и

 

непосредственно

 

(

живо

отражающих

 

действительность

Для

 

Ж

как

 

искусства

 

изображения

 

на

 

плоскости

 

характерно

 

стремление

 

художника

 

превратить

 

эту

 

плоскость

 

в

 

зрительное

 

подобие

 

пространства

окружающего

 

изображаемые

 

им

 

предметы

для

 

чего

 

используют

-

ся

 

наиболее

 

подходящие

 

колористические

 

средства

 

Ж

следует

 

отличать

 

от

 

росписи

методика

 

которой

 

определяется

 

характером

 

декорируемой

 

поверхности

Жилище

 

– 

один

 

из

 

элементов

 

культуры

 

материальной

есте

-

ственное

 

или

 

искусственное

 

убежище

 

человека

 

для

 

защиты

 

от

 


background image

32

 

непогоды

Ж

служит

 

преимущественно

 

для

 

приготовления

 

пищи

отдыха

 

и

 

сна

а

 

начиная

 

с

 

эпохи

 

социальной

 

дифференциации

 

стало

 

создаваться

 

из

 

престижных

 

соображений

Разнообразие

 

климатических

 

условий

 

и

 

наличие

 

строительного

 

материала

 

обу

-

словило

 

множественность

 

вариантов

 

жилищных

 

построек

 – 

пе

-

щеры

землянки

свайные

 

сооружения

шалаши

хижины

дере

-

вянные

 

и

 

казенные

 

дома

 

З

 

 

Западничество

 

– 

направление

 

русской

 

общественной

 

мысли

 

середины

 XIX 

в

., 

представители

 

которого

 

считали

что

 

развитие

 

России

 

должно

 

идти

 

по

 

западноевропейскому

 

пути

Идейные

 

раз

-

ногласия

 

западников

 

и

 

славянофилов

 

отражали

 

объективные

 

про

-

тиворечия

 

развития

 

русского

 

общества

 

накануне

 

отмены

 

крепо

-

стного

 

права

 

в

 

России

Идейные

 

разногласия

 

западников

 

и

 

славя

-

нофилов

 

отражали

 

объективные

 

противоречия

 

развития

 

русского

 

общества

 

накануне

 

отмены

 

крепостного

 

права

 

в

 

России

После

 

реформы

 1861 

г

З

как

 

особое

 

направление

 

в

 

русской

 

обществен

-

ной

 

мысли

 

перестало

 

существовать

З

в

 

более

 

широком

 

смысле

 – 

не

 

ограниченное

 

узкими

 

временными

 

рамками

 

течение

 

русской

 

общественной

 

мысли

, «

признающее

 

духовную

 

солидарность

 

Рос

-

сии

 

и

 

Западной

 

Европы

 

как

 

неразделенных

 

частей

 

одного

 

куль

-

турно

-

исторического

 

целого

» (

В

С

Соловьев

). 

В

 

обыденной

 

жизни

 

западниками

 

называют

 

поклонников

 

и

 

пропагандистов

 

за

-

падного

 

образа

 

жизни

Знак

 

 

материальный

 

предмет

  (

явление

событие

), 

высту

-

пающий

 

в

 

качестве

 

представителя

 

некоторого

 

другого

 

предмета

свойства

 

или

 

отношения

 

и

 

используемый

 

для

 

приобретения

хра

-

нения

переработки

 

и

 

передачи

 

сообщений

 (

информации

знаний

). 

Золотое

 

сечение

 – 

название

 

наиболее

 

гармоничных

 

пропор

-

ций

при

 

которых

 

устанавливаются

 

равные

 

отношения

 

частей

 

ка

-

кой

-

либо

 

формы

 

как

 

между

 

собой

так

 

и

 

каждой

 

из

 

этих

 

частей

 

в

 

отдельности

 

с

 

целым

З

с

выражается

 

в

 

делении

 

линейного

 

от

-

резка

 

на

 

неравные

 

части

 

таким

 

образом

чтобы

 

одна

 

его

 

часть

 

так

 

же

 

относилась

 

к

 

другой

как

 

та

 

относится

 

ко

 

всему

 

отрезку

В

 

по

-


background image

33

 

исках

 

гармонии

 

художники

 

интуитивно

 

всегда

 

следовали

 

этому

 

принципу

 

и

 

в

 

той

 

или

 

иной

 

мере

 

приближались

 

к

 

идеальным

 

со

-

отношениям

но

 

теоретически

 

З

с

было

 

сформулировано

 

только

 

в

 

эпоху

 

Возрождения

.

 

Золотой

 

век

 

– 

один

 

из

 

четырех

 

легендарных

 

периодов

 

раз

-

вития

 

человечества

 

наряду

 

с

 

серебряным

бронзовым

 

и

 

желез

-

ным

 

веками

Данная

 

схема

 

была

 

описана

 

древнегреческим

 

по

-

этом

 

Гесиодом

 

в

 

поэме

 «

Труды

 

и

 

дни

». 

Согласно

 

Гесиоду

в

 

З

в

жизнь

 

у

 

людей

 

была

 

мирной

 

и

 

идиллической

стояла

 

вечная

 

вес

-

на

повсюду

 

текли

 

молочные

 

реки

сок

 

деревьев

 

был

 

подобен

 

меду

земля

 

рождала

 

всевозможные

 

злаки

 

и

 

плоды

не

 

сущест

-

вовало

 

старости

 

и

 

болезней

люди

 

переходили

 

в

 

небытие

засы

-

пая

В

 

серебряном

 

веке

 

вечная

 

весна

 

уступила

 

место

 

четырем

 

временам

 

года

земля

 

нуждалась

 

в

 

обработке

 

для

 

того

чтобы

 

производить

 

хлеб

В

 

медном

 

веке

 

люди

 

стали

 

жестокими

нача

-

ли

 

воевать

 

друг

 

с

 

другом

но

 

еще

 

не

 

дошли

 

до

 

преступлений

Четвертый

 

период

железный

 

век

является

 

периодом

 

всеобщей

 

испорченности

 

и

 

греховности

Зооморфизм

анимализм

 

(

греч

. zoon, 

лат

. animal – 

живот

-

ное

) – 

термины

характеризующие

 

изначально

 

религиозно

-

мистические

 

представления

верования

 

и

 

обряды

посвященные

 

животным

 

или

 

связанные

 

с

 

культом

 

животных

Истоки

 

З

отно

-

сятся

 

к

 

дикости

в

 

культуре

 

которой

  (

миф

обрядность

верова

-

ния

язык

устный

 

народный

 

эпос

формировались

 

представления

 

о

 

животных

 

как

 

кровных

 

родственниках

 

охотников

Зомби

 – 

согласно

 

негритянским

 

верованиям

это

 

человек

ко

-

торого

 

жрец

 

лишил

 

души

 

и

 

сделал

 

своим

 

рабом

а

 

также

 

умер

-

ший

 

человек

затем

 

воскресший

но

 

без

 

духовных

 

качеств

 
 

И

 

 

Игра

 

– 

форма

 

свободного

 

самовыражения

 

человека

которая

 

предполагает

 

реальную

 

открытость

 

миру

 

возможного

 

и

 

развер

-

тывается

 

либо

 

в

 

виде

 

состояния

либо

 

в

 

виде

 

представления

 

ка

-

ких

-

либо

 

ситуаций

смыслов

состояний

Современная

 

культуро

-

логическая

 

мысль

 

выдвигает

 

игру

 

в

 

качестве

 

самостоятельной

 


background image

34

 

области

 

изучения

 (

И

Хейзинга

и

 

обосновывает

 

сквозное

 

значе

-

ние

 

игры

 

в

 

развитии

 

основных

 

культурных

 

форм

 

человеческой

 

деятельности

искусства

науки

философии

политики

 

и

 

т

.

д

Идеал

  (

греч

. idea – 

идея

понятие

представление

) – 

совер

-

шенство

совершенный

 

образец

 

какого

-

либо

 

объекта

явления

события

процесса

 

с

 

точки

 

зрения

 

конкретного

 

человека

 

или

 

группы

 

людей

высшая

 

цель

 

деятельности

Идея

 (

греч

. idea – 

понятие

представление

) – 

основная

 

мысль

 

чего

-

либо

Идея

 

национальная

 

– 

систематизированное

 

обобщение

 

на

-

ционального

 

самосознания

 

в

 

его

 

надвременном

 

бытии

представ

-

ленное

 

в

 

форме

 

философских

социально

-

политических

 

систем

художественных

 

произведений

Суть

 

И

н

составляет

 

проблема

 

смысла

 

бытия

 

данного

 

народа

Идиллия

  (

греч

. eidyllion – 

картинка

небольшое

 

стихотворе

-

ние

преимущественно

 

из

 

пастушеской

 

жизни

): 1) 

В

 

античной

 

поэ

-

зии

 

жанр

для

 

которого

 

было

 

характерно

 

описание

 

счастливой

 

сельской

 

жизни

безмятежной

 

природы

; 2) 

В

 

переносном

 

значе

-

нии

 

под

 

И

понимается

 

мирное

беззаботное

 

существование

 (

тер

-

мин

 

часто

 

употребляется

 

в

 

ироническом

 

смысле

). 

Идиома

  (

греч

. idioma – 

своеобразное

 

выражение

) – 

свойст

-

венное

 

только

 

данному

 

языку

 

неразложимое

 

словосочетание

значение

 

которого

 

не

 

совпадает

 

со

 

значением

 

составляющих

 

его

 

слов

например

 «

остаться

 

с

 

носом

». 

Изоглоссы

 (

греч

. isos – 

равный

одинаковый

 + 

греч

. glossa – 

язык

речь

) – 

специфические

 

родственные

 

явления

 

в

 

диалектах

 

или

 

языках

Изоморфизм

  (

греч

. isos – 

равный

одинаковый

 + 

греч

morphe – 

форма

вид

) – 

модель

образ

аналогия

В

 

математике

 

обозначает

 

такое

 

отношение

  (

соответствие

между

 

объектами

которое

 

выражается

 

в

 

тождестве

 

их

 

структуры

И

в

 

культуре

 – 

это

 

совпадение

 

содержания

 

различных

но

как

 

правило

родст

-

венных

 

культур

 (

фольклора

организации

 

звуковой

 

и

 

смысловой

 

сторон

 

языка

обычаев

нравов

психологии

 

и

 

т

.

д

.). 

Икона

иконопись

 

(

греч

. eikon – 

образ

вид

) – 

живописное

 


background image

35

 

или

 

рельефное

 

изображение

 

божеств

святых

религиозных

 

сю

-

жетов

 

и

 

т

.

п

В

 

отличие

 

от

 

стенописи

 (

фрески

и

 

миниатюры

ико

-

ны

 – 

композиционно

 

самостоятельные

 

произведения

выполняв

-

шиеся

 

обычно

 

для

 

отдельного

 

места

 

или

 

иконостаса

От

 

станко

-

вой

 

живописи

 

И

отличает

 

изначальная

 

связанность

 

с

 

храмовой

 

архитектурой

 

и

 

культовым

 

декоративно

-

прикладным

 

искусством

Культ

 

И

был

 

заимствован

 

из

 

языческих

 

религий

в

 

конечном

 

счете

из

 

первобытного

 

фетишизма

В

 

христианстве

 

культ

 

И

по

-

лучил

 

широкое

 

распространение

 

в

 IV 

в

н

э

И

получила

 

распро

-

странение

 

в

 

православии

католицизме

ламаизме

буддизме

Важное

 

значение

 

приобрела

 

И

в

 

системе

 

православной

 

культуры

 

как

 

необходимый

 

элемент

 

религиозного

 

культа

что

 

нашло

 

выра

-

жение

 

в

 

иконописи

Иконописный

 

канон

 

сформировался

 

в

 XI – 

XII 

вв

в

 

Византии

 

как

 

совокупность

 

правил

 

и

 

норм

регламенти

-

ровавших

 

творчество

 

иконописца

Имидж

 (

англ

. image – 

образ

воображение

) – 

представление

 

о

 

вещах

 

и

 

людях

сформированное

 

в

 

сознании

 

людей

 

средствами

 

массовой

 

информации

И

часто

 

ассоциируется

 

с

 

понятиями

 

пре

-

стижность

репутация

Имитация

 (

лат

. imitatio – 

подражание

) – 

в

 

искусстве

 

подра

-

жание

 

какому

-

либо

 

стилю

направлению

школе

манере

 

мастера

 

или

 

свойствам

 

определенного

 

материала

 

с

 

помощью

 

совершенно

 

иных

 

средств

приемов

 

и

 

материалов

Употребляется

 

либо

 

в

 

по

-

ложительном

 

смысле

когда

 

это

 

обусловлено

 

художественными

 

задачами

 

или

 

оговаривается

 

специально

либо

 

в

 

отрицательном

 – 

как

 

синоним

 

обмана

подделки

часто

 

в

 

коммерческих

 

целях

Импрессионизм

  (

франц

. impression – 

впечатление

) –

направление

 

в

 

искусстве

 

последней

 

трети

 XIX – 

начала

 XX 

вв

во

 

Франции

представленное

 

группой

 

художников

 (

К

Моне

О

Ре

-

нуар

Э

Дега

К

Писсаро

 

и

 

др

.). 

Акцентируя

 

как

 

бы

 

случайно

 

пойманный

 

взглядом

 

преходящий

 

момент

 

непрерывного

 

течения

 

жизни

импрессионисты

 

отказываются

 

от

 

повествования

от

 

фа

-

булы

  (

присущей

например

академизму

). 

В

 

своих

 

пейзажах

портретах

многофигурных

 

композициях

 

художники

 

стремятся

 

сохранить

 

силу

 

и

 

свежесть

  «

первого

 

впечатления

», 

которое

 

по

-

зволяет

 

схватить

 

в

 

увиденном

 

неповторимо

 

характерное

не

 

вда

-